СССР и современная Россия
В. Ж. Цветков | 2022-09-02
Исследование Белого движения позволяет представить программу развития российской государственности, альтернативную Советской России модель «Белой России». Данный вариант рассматривался белыми лидерами, правительствами, отдельными политическими группами, как вполне завершенный проект экономической, политической, идеологической системы. Он во многом не вписывался в хрестоматийно обозначенные типы существовавших в то время политических идеологий - консерватизма, либерализма или социал-демократии. И тот факт, что этому проекту не суждено было воплотиться на практике - не снимает важности и актуальности его изучения.
В.Ф. Солдатенко | 2022-09-02
При обращении к историографии, касающейся освещения роли революционных факторов 1917-1920 гг. в жизни, судьбе народа Украины, обнаруживается немало разночтений, логических неувязок, существенных противоречий.

Сознавая невозможность детального разбора наличного огромного пласта исторических трудов, представляется оправданным в рамках ограниченного лимита публикации коснуться преимущественно одного, но, несомненно, важнейшего аспекта - объективного «столкновения» проявившихся в последние годы двух практически полярных точек зрения, подходов, позиций в научной трактовке, оценке событий в крупнейшем национальном регионе российскими и украинскими историками.
А. В. Смолин | 2022-09-01
Белое движение на Северо-Западе России в годы гражданской войны имело свои геополитические особенности. Здесь переплелись интересы Германии, Англии, Франции, вновь образовавшихся таких государств, как Эстония, Латвия, Финляндия. В этом регионе наиболее ярко обозначились захватнические устремления иностранных участников антибольшевистской борьбы, стремившихся удовлетворить свои аппетиты за счёт, находившейся в состоянии распада Российской империи.
А. С. Пученков | 2022-09-01
В период революции и Гражданской войны Крым последовательно прошел все стадии конфликта; перипетии событий на полуострове позволяют воочию увидеть все ожесточение, царившее тогда в России: здесь в Крыму в разные периоды владычествовали разные «царьки» -откровенно охлократические и бандитствующие революционеры «первого призыва» рубежа 1917-1918 гг., тоже, впрочем, как-то пытавшиеся умерить страсти; мало поддающееся какой-то политической аттестации правительство генерала Матвея Сулькевича, власть которого всецело зависела от поддержки немцев; либералы во главе с Соломоном Крымом, умудрившиеся на короткое время создать в Крыму своеобразный оазис спокойствия; «умеренные» большевики; «единонеделимцы» под началом сначала Деникина, потом Врангеля; наконец, уже на рубеже 1920-1921 гг. - неслыханный террор, привнесенный большевиками на благодатную крымскую землю после исхода Врангеля из Крыма и кровавый восход «Солнца мертвых».
О. С. Поршнева, М. А. Фельдман | 2022-09-01
Октябрьская революция 1917 г. вызвала массовую забастовку почтово-телеграфных работников, волну «винных погромов» и других беспорядков на Урале. В обстановке фактической анархии руководство Уралобкома большевиков пошло на переговоры с эсерами и меньшевиками и создание коалиционного революционного комитета в Екатеринбурге, ряде других городов Урала (например, Уфе, Вятке, Камышлове).
А. В. Посадский | 2022-09-01
Поволжье и в пространстве социально-экономической истории, и в пространстве Гражданской войны делится на Верхнее Поволжье и Поволжье переселенческое - Среднее и Нижнее, которое более активно на протяжении 1917-1922 гг. Гражданская война неизбежно актуализирует многие разнохарактерные потенциалы общества. Для переселенческого Поволжья это крестьянская колонизация, широкий отклик на агарную реформу, этническое многообразие сельского пространства.
В. И. Голдин | 2022-09-01
В начале ХХ века Север России (три губернии - Архангельская, Вологодская и Олонецкая) охватывал обширную территорию от границы с Норвегией (с получением независимости Финляндией в декабре 1917 г. и с ней) до Предуралья. Для многонационального населения региона (2,7 млн к 1917 г.) были характерны традиции мирного сожительства. Более 90% северян проживали в сельской местности и, чтобы выжить, занимались не только сельским хозяйством, но и кустарными промыслами и отходничеством.
Л. И. Галлямова | 2022-09-01
Гражданская война и ее последствия определили дальнейшую историю Российского государства, они доныне ощущаются в политической, экономической и духовной сферах жизни нашего общества. Закономерно, что революционные потрясения 1917 г., Гражданская война, их причины - темы, постоянно привлекающие внимание как отечественных, так и зарубежных историков. В связи со столетием начала Гражданской войны обострился научный интерес к этим событиям, а также актуализировалось изучение Гражданской войны и иностранной интервенции на основе регионального подхода к истории России, в частности, в рамках исследований по истории Дальнего Востока.
Р. Г. Гагкуев | 2022-08-31
Исход противостояния в Гражданской войне в России в существенной степени зависел от начального положения сторон конфликта и имевшейся в их распоряжении базы. И в этом свете сравнение потенциала Советской России и разных белых фронтов, своеобразие сложившейся в них к 1917 г. ситуации, наряду с исследованием военной и политической составляющей, может представляться одним из перспективных направлений исторических исследований.
А. Ю. Давыдов | 2022-08-28
В конце 1917 г. в губерниях развернулось повальное опечатывание магазинов и складов. Причем, зачастую продукции в них после снятия клейм не оказывалось. «Антибуржуйскую» работу успешно проводили всякие «комиссии по борьбе со спекуляцией». Одна за одной следовали кампании по «муниципализации» частной торговли, в ходе которых конфисковывались товары. В Твери было закрыто в 1918 г. около тысячи частных магазинов, и вместо них открыто всего пятьдесят два советских учреждения. Сложнейшие и многообразные функции торговли попыталось взять на себя государство, в итоге полки этих тверских магазинов всегда были почти пустыми.
К. Б. Назаренко | 2022-08-28
В современной историографии есть тенденция преувеличивать степень политической самостоятельности матросов, превращать их стихийные и зачастую слабо оформленные протестные настроения в сложившуюся систему политических взглядов. На взгляд автора, неправомерно ставить на одну доску «матросов» и «большевиков» и изображать военных моряков как оформленную политическую группировку.
Д. И. Стогов | 2022-08-28
Несмотря на то, что за последние 30 лет вышло в свет огромное количество исследований, посвященных деятельности правых в период с 1900 по февраль 1917 г., их судьба в период после Февральской революции 1917 г., даже по сравнению с деятельностью монархистов в период Февральской революции 1917 г., изучена весьма слабо.
А. Е. Рабинович | 2022-08-28
Октябрьская революция 1917 г., результатом которой стало свержение Временного правительства и приход большевиков к власти в Петрограде, оказала формирующее воздействие на ход последующей российской истории и была главным фактором в международных отношениях большую часть XX века. Более того, Октябрьская революция ознаменовала собой начало колоссального, хотя в конечном итоге и неудачного эксперимента по созданию эгалитарного социализма, с устойчивым глобальным интересом. Так, без сомнений, эта революция представляет собой одно из наиболее значимых политических событий в современной российской и мировой истории.
И. В. Узлова | 2022-08-28
Настоящая статья призвана привлечь внимание к наиболее интересным моментам идущей дискуссии о Революции 1917 г, с акцентом на работы петербургских историков. При этом выделено две основные проблемы. Первая связана с общим решением вопроса о соотношении факторов стихийности и сознательности в истории Февральской революции. Вторая - с выявлением последних новаций в трактовке роли Государственной думы как сознательного «актора» Февральской революции.
А. Б. Николаев | 2022-08-28
В ходе Февральской революции в Петрограде была создана временная власть, из механизма которой под давлением кадетов был изъят нормально действующий парламент. В основу функционирования временной власти были положены принципы опоры на общественные силы и сотрудничества с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов. Временная власть носила характер думско-советской, при первенстве думской власти над советской.
К. А. Соловьев | 2022-08-28
При всем различии подходов в подавляющем большинстве исследований, посвященных русской революции 1917 г., - в центре внимания конфликт власти и общества. Сложно представить себе что-то иное, имея в виду логику политического процесса в России в 1914-1917 гг. Непросто себя поставить на место человека, пока еще не пережившего Февраль 1917 г., который едва ли мог предсказать столь стремительный распад государственных и политических институтов. Скорее он был склонен к инерционным прогнозам на будущее, не предполагавшим столь быстротечную смену режима.
В. В. Калашников | 2022-08-28
Весь характер развития историографии Русской революции ведет к пониманию того, что трактовка истории революции во многом зависит от трактовки ее предпосылок и причин.

Как в зарубежной, так и отечественной историографии, никто из серьезных специалистов никогда не считал Русскую революцию простой случайностью. Доминировала позиция, в рамках которой историки признавали, что в предвоенной России существовали острые социальные и политические противоречия, которые делали революцию возможной, а дополнительные тяготы первой мировой войны сделали ее весьма вероятной и, по мнению немалого числа историков, даже неизбежной.
Д. О. Чураков | 2022-08-27
В рамках классического подхода, когда выделялось только два типа, два, условно говоря, уровня войн, российская гражданская война принципиально не поддаётся типологизации. Уже в советской историографии был сформулирован новый, усовершенствованный поход, при котором войны делились на локальные, региональные и мировые. Этот подход более адекватен изучаемому материалу, но и в его рамках российская гражданская война стоит особняком. Масштабы ее таковы, охват территории и вовлеченных в нее людских масс таковы, что гражданская война 1918-1920 гг. явно должна занять особую нишу между региональными и мировыми войнами.
У. Г. Розенберг | 2022-08-27
Несмотря на обилие литературы по истории революционной России, вопрос о феномене (синдроме) насилия в ходе этого длительного и драматического периода все еще заслуживает изучения. По своей природе и формам насилие одинаково проявляло себя на территориях, которые контролировали и Красные, и Белые, и Зеленые, и Черные и различные промежуточные силы, стоявшие между ними. Везде оно было невообразимо жестоким, безжалостным и свободным от общепринятых моральных норм.
Б. И. Колоницкий | 2022-08-27
Российскую гражданскую войну все чаще рассматривают как комплекс конфликтов разного характера и разного уровня, в том числе и нескольких гражданских войн. Британский исследователь Дж. Смил предлагает говорить о гражданских войнах, происходивших на территории бывшей Российской империи и сопредельных территориях с 1916 по 1926 год. При таком подходе захват власти большевиками в Петрограде и Москве является важным событием, повлиявшим на развитие уже начавшихся конфликтов, имевших свою логику развития. Речь идет вовсе не о том, чтобы снять с большевиков ответственность за скатывание страны к гражданской войне на постимперском пространстве - автор пишет о разнообразных сценариях эскалации множества влияющих друг на друга конфликтов, давших в своей совокупности необычайно сложное явление, которое большинство историков именует Российской гражданской войной.
Страница 5 из 27
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  [>>]