История развития виноделия в Туркестане (Закаспийская, Самаркандская, Сыр-Дарьинская, Ферганская обл.)

Истоки возникновения в Туркестанском крае виноградарства уходят в древние века до нашей эры, когда из припонтийских стран Армении, западного Закавказья и северной Персии, лозы этого драгоценного растения перекочевали на берега рек Аму или Сыра. Со времен нашествия арабов и завоеваний Синей Ордой под предводительством Тимура в конце XIV в. в Средней Азии прочно установился ислам. Законы Корана, строго регламентировавшие жизнь мусульман, под страхом смерти наложили запрет на выделку и потребление виноградного вина.

Новый этап в развитии виноградарства и виноделия в крае относится к концу 60-х годов XIX в., когда в результате присоединения к России части плодородных закаспийских земель в 1867 г. было образовано туркестанское генерал-губернаторство под управлением генерала К.П.Кауфмана. К тому времени виноградная культура среди туркменского населения была развита очень слабо. Виноградно-фруктовые сады существовали лишь при некоторых аулах в Ашхабадском, Тедженском и Мервском уездах. Появление русских войск побудило многих предприимчивых духанщиков и маркитантов удовлетворить растущий спрос военных путем заготовки вина в Персии, Бухаре и Самарканде. После взятия русскими войсками Самарканда и установления протектората над Бухарским ханством, налаживания городской жизни, переселения из центральных и южных губерний русских виноградарство все больше приобретало промышленное значение. С образованием Закаспийской области в 1881 г. стала практиковаться раздача земель. В 1888 г. богатый херсонский помещик Ф. Л.Бобошко в 8 верстах от Ашхабада, близ аула Багира, приступил к возобновлению кягризов (водных систем для орошения) небольшой величины и более упрощенной системы, чем в Елизаветпольской губернии на Кавказе392. В конце 1889 г. он смог на 17 десятинах развести виноградники, которые давали 100 ведер вина393. За ним последовали землевладельцы Макеев и Худовердов. Первым инициатором виноградарства в Байрам-Али был управляющий Мургабадским имением статский советник Черноглазов. Для своих опытов в 1888 г. он выписал около 2000 черенков из царского имения Ливадия различных сортиментов мускатов, столовых сортов, пти-вердо, саперави и гренаша394. После того как в 1895 г. в Байрам-Али провели воду, садовод И. А. Вершиловский доставил 70 тыс. чубуков лозы из Ливадии и Цинондаля: каберне-совиньона, рислинга, мурведра, саперави и шасла395. В ноябре того же года по распоряжению начальника Закаспийской области генерал-лейтенанта А.П.Куропаткина весь этот посадочный материал был роздан местным жителям и русским переселенцам. Наибольшее развитие местное виноделие достигло в Ашхабадском районе, где виноделы-армяне арендовали сады у текинцев или приобретали виноград на базарах у арендаторов-персов. Вино приготавливали здесь следующим образом. Выдавленный в мешках виноград в деревянных мешках сливали в бочки. Белое вино подвергалось бурному брожению на всем количестве чапры (или на 1/2 - 1/3 ее части) в течение 10-20 дней, после чего выжимки прессовались деревянными рычажными прессами396. Несмотря на эту предосторожность вследствие высокой температуры (время брожения: август-сентябрь), сусло плохо выбраживало, скисало и часто портилось. Поэтому вино не всегда получалось устойчивым к дальнейшей выдержки.

Профессор А.В. Пель
Профессор А.В. Пель

В царском имении Байрам-Али управляющий Черноглазов приготавливал вино, которое по экспертизе профессора А.В.Пеля не обладало посторонними красящими веществами, а также салициловой кислотой и другими примесями. В этом же имении главный винодел Николаев приготовил в 1896 г. из местного сорта бигишты столовое вино, а в 1897 г. ликерные вина из винограда европейского происхождения с утерянным названием397. Для получения этого вина в сусло, содержащее 24,31% сахара, добавили (когда половина содержания сахара перебродила) до 9-10% алкоголя398. Затем осветленное зимой и профильтрованное вино было разлито в бутылки, которые выставляли на припек, т. е. под интенсивные лучи солнца. Вино приближалось по типу к токайскому, но не совсем высокого качества.

Виноградарство в пределах Бухарских владений было развито в степных бекствах Якатутском, Каракульском и в г. Бухаре. В одной версте от ст. Каракуль было расположено винодельческое хозяйство строителя Закаспийской ж.д. генерала М.Н.Анненкова, которое в 1900-х годах принадлежало французу Моро399. В отличие от повсеместных зарытых в землю чур, вино в анненковском хозяйстве хранилось в цементных цистернах, которые предназначались для бурного брожения сусла, при высокой температуре на поверхности. В Бухаре акцизный надзор предъявлял довольно жесткие условия для винодельческих заводов, которые диктовались требованиями Корана и местных традиций. Винодельни должны были быть ограждены высокими стенами. Погреба не должны были иметь выходных наружных дверей. Разрешение на устройство винодельческого хозяйства давалось местным политическим агентом по предъявлению ему описания завода. О времени работы производства должно было быть извещено начальству. Продажа вин разрешалась только в специальных лавках.

В Якатутском бекстве винодельня братьев Бахтадзе отличалась особенно сложным устройством. Виноград, свозимый на завод и перетертый на мельницах вместе с мязгою, помещался в бродильни, где и подвергался для придания ему устойчивости бурному брожению в течение 24 дней400. Вино при этом отличалось некоторой терпкостью и сбывалось среди местного населения, а некоторая часть вывозилась в Баку.

К сожалению, Удельное ведомство в конце 90-х гг. XIX в. изменило свой взгляд на развитие виноделия в Закаспийской области, предложив заняться производством коньяка. С этой целью был выстроен винокуренный завод. Сбыт вина в области и потребность в нем значительно превышали местное предложение. Поэтому из Европейской России и Кавказа в Закаспийскую область было ввезено в 1895 г. 34000 пудов вина401. Отправлено по Закаспийской ж. д. из Бухары, Якатута и Каракуля в 1896 г. только 14 500 пудов (сюда не вошли данные по всей Закаспийской области)402.

Карта Туркестана
Карта Туркестана


В Самаркандской области одним из первых организовал винодельческое хозяйство в 1868 г. помещик Д.Л.Филатов, который в 1870 г. выписал европейские сорта из Крыма, а в 1882 г. на земельном участке (30 дес.) в урочище Балхионе Ангарской волости еще больше расширил посадки каберне, франк-пино, саперави, мускатов, рислинга, семильена, опорта и мадеры403. Несколько позже в Ходженте у винодела Исаева возникло другое хозяйство. К нему-то в 1873 г. и перешел в качестве руководителя знаменитый винодел П.С.Пороховский, который до этого служил у Филатова404. Однако только набиравшее силы хозяйство Исаева в 1875 г. было сожжено мусульманами-кокандцами, которые всячески препятствовали развитию русского виноделия в крае405.

В 1891 г. уже опытный к тому времени П.С.Пороховский организовал собственное хозяйство в самом Самарканде и сделал все возможное при своих скромных средствах для выделки весьма приличных вин, которые свободно могли конкурировать с местными винами армян-виноделов406. Если местные мусульмане не пили вино, а некоторые из особо фанатически настроенных даже вредили развитию виноделия, то почти каждый из местных виноградовладельцев имел у себя дома примитивный заводик по выработке патоки и муселяса (мусульманский алкогольный напиток). Их потребление возрастало с каждым годом.

Вскоре после присоединения области к России в начале 80-х гг. возник спрос на сырой продукт - виноград для изготовления водки. Промышленники хорошо понимали, что при дешевом местном сырье (в Ташкенте виноград стоил 12-40 коп. за пуд, а в Самарканде - 10-30 коп.) они получат большие прибыли407. Их надежды оправдались. В 1883-1884 гг. здесь работало уже 12 винокуренных заводов, ежегодно производивших свыше 2,5 млн градусов спирта408. Такие масштабы производства не могли остаться незамеченными столичными властями. В связи с опасением нелегального корчемного сбыта спирта, неоплаченного акцизом, Министерство Финансов решило временно исключить Туркестанский край из числа местностей, на которые распространялись льготы для сельскохозяйственных (садовладельческих) заводов, оставив здесь лишь заводы промышленного типа с обыкновенным патентом и оплатой акциза согласно количества выкуренного спирта. Таким образом, пострадали в первую очередь мелкие садовладельцы и торговцы. Всего в области в 1888 г. было выделано 28 тыс. ведер вина, а в 1897 г. 21 винодельческое хозяйство производило 60 тыс. ведер409.



В Сыр-Дарьинской области виноделие берет свое начало с момента прихода в этот край русских поселенцев. В Ташкенте первые опыты купца Г.П.Федорова не увенчались успехом. Лучшие результаты были у помещиков И.И.Первушина и Гринберга. В конце 60-х годов полковник Н. Н. Раевский производил довольно удачное красное вино из местного сорта чараса. Затем в 1869 г. он выписал из Крыма (Партенита) иностранные лозы для акклиматизации410. Однако черенки не вынесли долгого пути и погибли. К 1887 г. благодаря стараниям винодела П.С.Пороховского в хозяйстве Первушина были посажены иностранные сорта каберне, франк-пино, белый-пино, местный черный и белый кишмиш, чарас и буаки. Всего в Ташкенте среди местных жителей культивировалось 19 иностранных сортов411.

В начале 70-х гг. в Ташкенте выделывалось около 10 тыс. ведер вина, а в 1888 - 21 тыс. ведер412. В 1895 г. на 6 винодельческих заводах (4 кустарных и 2 крупных) было изготовлено всего 7942 ведер вина413. Таким образом, из этих данных можно сделать вывод, что объемы производства в области в среднем ограничивались в рамках местного спроса, т. е. 10-12 тыс. ведер.

Такие же скромные размеры винодельческого производства были в Ферганской области. В 1896-1897 гг. в Коканде, Намангане, Маргилане ежегодно выделывалось не свыше 11 220 ведер вина414. Несмотря на запрещение Корана еще задолго до присоединения области в 1876 г. к России, в Кокандском ханстве тайное приготовление виноградного вина и водки было широко распространено между местными евреями. Впоследствии эти приемы изготовления уцелели, замаскированные под видом разрешенной Кораном патоки и муселяса (шене). Кустарное производство муселяса было развито в волостях близ Коканда, в Иефаринском уезде, а также в Маргеланском и Кокандском уездах. Отсюда скупщики направляли в козлиных турсуках продукт в города Коканд, Ош и Маргелан.

Единственное винокуренное производство в области завод промышленника Н.И.Иванова в Намангане за период с 1891 по 1897 гг. выработал в 1891 г. - 9997 ведер (399880°), а в 1897 - 2459 ведер (98360°) виноградного спирта415. Это уменьшение объяснялось возросшей конкуренцией со стороны производителей и торговцев хлебным спиртом.

Таким образом, из этого обзора развития винодельческой отрасли в Туркестанском крае видно, что по сравнению с другими регионами Российской империи туркестанское виноделие находилось в зачаточном состоянии. Хотя, надо заметить, что по площади виноградников Туркестан занимал третье место (13 660 дес. в 1889 г.) после Закавказья и Бессарабии416. Всего в эти годы в крае было произведено порядка 43000 ведер вина, что, например, больше, чем в Донской и Астраханской области417. Главными причинами такого состояния отрасли были, как уже отмечалось, непростые социально-политические и религиозные условия, отсталость края в экономическом и культурном отношении, а также тенденция правительства перевести развивающееся виноделие на рельсы винокуренной промышленности.

Читайте также:

1. Сергей Рогатко. Развитие виноделия в мире и на Руси с древних времен до конца XVII в.

2. Сергей Рогатко. История развития виноделия в Бессарабской губернии Российской империи

3. Сергей Рогатко. История развития виноделия в Крыму

4. Сергей Рогатко. История развития виноделия в низовьях Дона в Российской империи

5. Сергей Рогатко. История развития виноделия в Астраханской губернии Российской империи

6. Сергей Рогатко. История развития виноделия в Предкавказье (Кубанская, Терская, Дагестанская обл. и Ставропольская губ.)

7. Сергей Рогатко. История развития виноделия в Закавказье Российской империи

8. Сергей Рогатко. История развития виноделия в Туркестане (Закаспийская, Самаркандская, Сыр-Дарьинская, Ферганская обл.)

9. Сергей Рогатко. Решение некоторых технологических проблем в виноделии в Российской империи

10. Сергей Рогатко. Влияние общественных организаций (комитетов и съездов) виноградарей и виноделов на развитие отрасли в начале XX в.

11. Сергей Рогатко. Развитие торговли виноградным вином в Российской империи



392 Баллас М.К. Указ. соч. Ч. 6. - СПб., 1903. С. 21.
393 Там же.
394 Николаев Л. А. Виноградарство в Бухарском ханстве // ВВин, Одесса, 1897, № 1, 2 и 3. 395 Баллас М.К. Указ. соч. Ч. 6. С. 24. 396Там же. С. 42. 397Там же.
398 О виноградарстве в Мервском оазисе // ВВин, Одесса, 1899, № 11. С. 672.
399 Баллас М.К. Указ. соч. Ч. 6. С. 52.
400 Там же. С. 54.
401 Обзор Закаспийской области. 1890-1896 гг. - Асхабад, 1897. С. 421.
402 Там же. За 1896 год.
403 Винодельческое хозяйство Филатова в Самарканде // ВВин, СПб., 1893, № 9; Сведения о виноделии Дмитрия Львовича Филатова в Самарканде // Сб. материалов для статистики Самаркандской обл. Вып. I. - Самарканд, 1890.
404 Там же.
405 Баллас М.К. Указ. соч. Ч. 6. С. 73.
406 Там же.
407 Там же. С. 74.
408 Там же.
409 Сведения о виноградарстве в Самаркандской области в 1888 г. // Сб. материалов для статистики Самаркандской обл. Вып. I. - Самарканд, 1890. С. 383; Слуцкий И.М. Краткий очерк самаркандского виноделия // Справочная книжка Самаркандской области. Вып. V. - 1897 г. - Самарканд, 1897. С. 44; Баллас М.К. Указ. соч. Ч. 6. С. 73.
410 Пороховский П. К истории Туркестанского виноградарства // «Вестник садоводства, плодоводства и огородничества», СПб., 1887, № 30. С. 389-390.
411 Там же.
412 Баллас М.К. Указ. соч. Ч. 6. С. 89.
413 Там же.
414 Там же. С. 101.
415 Там же.
416 Саломон А.Е. Основы виноделия. С. 4; Сб. сведений по истории и статистике внешней торговли России. Т. I. С. 111.
417 Там же.


Просмотров: 2649

Источник: Рогатко С.А. История продовольствия России с древних времён до 1917 г. М.: Русская панорама, 2014. С. 598 - 602



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X