Дореволюционная Россия
Андрей Чукарев | 2011-08-07
III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии было создано 3 июля 1826 года, во главе с А. Х. Бенкендорфом. Оно занималось сыском и следствием по политическим делам, осуществляло цензуру, боролось со старообрядчеством и сектантством, расследовало дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами, и в том числе контролировало въезд и выезд за границы России. О последнем аспекте деятельности Третьего отделения и пойдёт речь в этой заметке. Текст взят из книги А.Г. Чукарева "Тайная полиция России. 1825-1855."
А. Иголкин, Ю. Горжалцан | 2011-08-07
В литературе нередко встречаются упоминания, что впервые перевозкам нефтепродуктов на водном транспорте была изобретена и осуществлена одним из братьев Нобелей. Некоторые зарубежные исследователи утверждают, первые перевозки нефти наливом были известны в Англии в 1886 году. Из материалов историка А. М. Коншина, опубликовавшего в 1896 году работу «Описание разработок нефтяных месторождений в Северной Америке и сравнительных условий добычи нефти на Кавказе», а также из исследований С. М. Лисичкина ясно, что подобные утверждения далеки от истины.
2011-08-06
Часть тех французов, которые были недовольны Великой французской революцией 1789 года, эмигрировали из Франции. Кто-то из этих людей оказался на русской службе, как, например, граф Гильом Эммануэль Гинар виконт де Сен-При, который на русской службе стал зваться Эммануил Францевич Сен-При. Службу в русской армии начал с чина поручика в 1793 году, а закончил в звании генерал-адьютанта. 13 марта 1814 года, после захвата Реймса, тяжело ранен ядром в ногу при атаке Наполеона на город. Попал в плен, где ему ампутировали одну ногу, 16 дней спустя он скончался от раны. Ну а мы публикуем его мемуары о Бородинском сражении.
Константин Шляхтинский | 2011-08-05
Когда первые автомобили появились на территории Российской империи, то никому из русских предпринимателей даже в голову не приходило, что торговать ими можно точно так же, как и любым другим товаром зарубежного производства.
Я.Е. Водарский | 2011-08-03
Кохма - небольшой город в Ивановской области. Статус города получил в 1925 году, основа экономики - хлопчатобумажный комбинат, льнопрядильно-ткацкая фабрика и завод строительных машин и механизмов. В этой заметке будет рассказано, как шёл процесс формирования фабричного города из села Кохма. Текст взят из книги Я.Е. Водарского "Исследования по истории русского города".
2011-08-03
Новую Землю поморы активно посещали ещё в XV веке. Имеются сведения, что уже в XVI в. московские власти пытались найти на Новой Земле полезные ископаемые. Так, в 1786 г. архангельский чиновник Ступинцев сообщил о том, что в губернском архиве «есть старинное письменное дело об отправлении повелением царя Ивана Васильевича рудокопов искать на Новой Земле серебряную руду по примеру новгородцев». Само дело, к сожалению, не сохранилось, так как архив сгорел в 1779 г.
Анатолий Кошкин | 2011-07-30
С начала 18 века Россией была проиграна всего лишь одна война - Крымская. Тем больнее было воспринято в обществе поражение в русско-японской войне 1904-1905 годов. Была ли у России возможность выиграть эту войну? Как проходили мирные переговоры с Японией, завершившие войну? В этой заметке мы приводим соответствующий фрагмент из книги Анатолия Кошкина "Россия и Япония. Узлы противоречий".
2011-07-30
Приходно-расходная книга приказчика Шушпанского усолья кольского Троице-Печенгского монастыря старца Антония и слуги Иосифа Мартемьянова (велась с 1 сентября 1658 г. по 1 сентября 1659 г.) - является яркой иллюстрацией механизма возникновения кабальной зависимости наёмных работников и раскрывает бюджет работников монастырского усолья (соледобычи).
Даниил Иванов | 2011-07-26
В 862 году, согласно Повести временных лет, племена ильменских словен, кривичей, мери и чуди призвали варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение в Новгород в 862 году. Эта дата считается зарождением русской государственности, 1150-летие которой, согласно указу президента РФ, будет отмечаться в 2012 году.
Кем были варяги - скандинавами, балтийскими славянами или кем-то ещё? Споры эти не утихают и по сей день. В этой заметке - краткая история противостояния соответствующих версий, которые получили название норманизма и антинорманизма.
2011-07-20
Мы уже писали о том, что великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев занимался не только химией, но и, например, воздухоплаванием. Его сын, Василий Менделеев, тоже внёс свой вклад в науку. Представляем вам статью из журнала "Техника-Молодёжи" за сентябрь 1949 года, где рассказывается про проект тяжёлого танка, который разработал Василий Менделеев.
Асинкрит Ломачевский | 2011-07-20
Летом 1819 в церкви на Аптекарском острове Санкт-Петербурга был устроен первый опытный газгольдер, а осенью зажглись первые газовые фонари. В 1835 учреждено «Общество освещения газом Санкт-Петербурга», имевшее монополию на промышленное производство и продажу газа. Постройка газового завода в районе Обводного канала позволила в 1839 осветить Дворцовую площадь, Невский проспект и ряд прилегавших к ним улиц с помощью газовых фонарей.
Анатолий Кошкин | 2011-07-16
Мало кто знает, что Пётр I, никогда не бывавший на Дальнем Востоке не только встречался с живым японцем, но и возлагал на него некоторые надежды. Об этом малоизвестном эпизоде пойдёт речь в этой заметке. Текст взят из книги Анатолия Кошкина "Россия и Япония. Узлы противоречий".
В.И. Иванов | 2011-07-15
Как мы уже писали русские монастыри были крупными хозяйственными субъектами. Естественно, экономическая документация, которую вели приказчики, нуждалась в проверке. О том, как это происходило, и какие при этом находили нарушения пойдёт речь в этом материале. Текст взят из книги В.И. Иванова "Бухгалтерский учёт в России XVI - XVII вв.".
А. Иголкин, Ю. Горжалцан | 2011-07-10
Республика Коми – один из старейших районов добычи нефти в стране. Район возле реки Ухты является родиной нефтедобычи в России. О том, как тут добывали нефть в 18 веке, пойдёт речь в этой заметке. Материал взят из книги "Русская нефть, о которой мы так мало знаем" (составители А. Иголкин и Ю. Горжалцан).
Андрей Гавриленко | 2011-07-10
В 1887 г. князь Б. Потемкин написал книгу «Велосипед и его применение в военном деле». В России появление самостоятельных велосипедных, или, как тогда говорили, самокатных, подразделений относится к 1897 году, когда была развернута первая отдельная самокатная команда.
А.Д. Рубец | 2011-07-07
В журнале «Самокат» за 3 февраля 1896 г. появилось примечательное для истории отечественного автотранспорта сообщение. Представитель технического торгового дома «Еленковский и К°» подал прошение местному губернатору о разрешении фирме установить с 1896 г. правильное (т.е. регулярное) движение пассажиров и багажа по шоссе между Ялтой и Симферополем в дилижансах с керосиновым двигателем.
В.И. Иванов | 2011-07-06
Русские монастыри были крупными хозяйственными субъектами, а потом вели обширную документацию, где отражалась их экономическая деятельность. Часто для составления документов нанимали писцов. О том, как оплачивался при этом их труд, пойдёт речь в этой заметке. Текст взят из книги В.И. Иванова "Бухгалтерский учёт в России XVI - XVII вв."
И. П. Смирнов | 2011-07-01
Говоря о товариществе братьев К и С. Поповых, следует иметь в виду, что до сих пор не проводилось специального научного или иного исследования этой, в общем, очень известной фирмы. Видимо, дело в том, что историки до недавнего времени уделяли первоочередное внимание производственным предприятиям, а торговые товарищества, пусть даже и знаменитые, оставались в некотором забвении.
Николай Манвелов | 2011-06-27
Объемы воровства на флоте были настолько вопиющими, что еще в отчете по Морскому ведомству за 1853–1854 годы генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич прямо писал, что в результате ревизий департаментов министерства были «открыты явные злоупотребления к ущербу выгод казны». Приведём пару историй о воровстве на флоте, взятых из книги Николая Манвелова "Обычаи и традиции Российского Императорского флота".
2011-06-20
Среди организаций и частных лиц, перечисливших в ходе русско-японской войны в "Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования"(Московский дворянский клуб, Казанское земство, финляндский сенат, эмир бухарский и др.), были и почтовые служащие, на чьи деньги была построена первая в мире подлодка с единым двигателем, названная в честь жертвователей "Почтовый". О ней и пойдёт речь в этой заметке.
Страница 20 из 28
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  [>>]  
X