Похищение бомбы

Вопрос о том, кто внес наибольший вклад в создание первой советской атомной бомбы, видимо, никогда не будет решен однозначно.

Авторы фильма уверены, что необходимо по заслугам оценить вклад каждого человека, причастного к советскому атомному проекту.

Видео располагается на стороннем видеохостинге, оно может быть удалено без нашего ведома.
Если видео отсутствует, напишите об этом в комментариях.


Владимир Борисович Барковский принадлежит к славной плеяде "атомных" разведчиков, получивших уникальную информацию, позволившую СССР в кратчайшие сроки создать собственное ядерное оружие и оказывать влияние на мировую политику в послевоенном мире.

В 1939 г. Владимир Барковский был призван на работу в органы государственной безопасности. Пройдя ускоренный курс обучения, он был направлен на разведывательную работу в лондонскую резидентуру. Незадолго до этого Владимира женился на любимой девушке Вере. В Англию они поехали вместе.

Барковский (оперативный псевдоним "Дэн") завербовал в Лондоне важного "источника" в среде английских ученых, непосредственно занимавшихся разработкой атомного оружия. Именно от "Дэна" в октябре 1941 года пришла в Москву первая информация о разработке нового оружия колоссальной разрушительной силы.

Информация была настолько неправдоподобна, что ей не сразу уделили должное внимание. Однако, спустя несколько месяцев, поступил приказ из Центра - основные усилия сосредоточить именно на этой проблеме.

Непросто складывались отношения в семье Барковских: жена Вера, не знавшая, чем занимается ее муж, практически лишенная общения из-за его постоянной занятости, остро переживала свое одиночество в чужой стране.

Получая информацию по совместному англо-американскому атомному проекту, Владимир Барковский становится одним из первых, кто осознает возможные последствия ведущихся разработок. Вопрос о моральной ответственности за создание самого страшного оружия в истории был мучителен и для ученых, работавших над атомной бомбой, и для разведчиков, помогавших им. После атомной бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки мир оказался перед угрозой новой мировой войны.

Информация, которую удалось получить Владимиру Барковскому и другим разведчикам, помогла почти вдвое сократить срок создания первой советской атомной бомбы. Она была взорвана 29 августа 1949 года. Это означало установление военного паритета между двумя великими державами.

Секретная информация о зарубежных ядерных разработках, собранная нашими разведчиками, хранится в папке со странным названием "ЭНОРМОЗ". В фильме "Похищение атомной бомбы" зрители впервые увидят страницы из этой папки.

15 июня 1996 года Указом президента РФ за успешное выполнение специальных заданий по обеспечению государственной безопасности в условиях, сопряженных с риском для жизни, проявленные при этом героизм и мужество Владимиру Борисовичу Барковскому было присвоено звание Героя Российской Федерации.

В 1933 году после прихода Гитлера к власти неизбежность новой мировой войны стала очевидна. Вскоре в соответствии с нацистской расовой доктриной в Германии начались гонения на евреев. Тысячам из них пришлось эмигрировать в другие страны. Среди них были ученые с мировым именем, в том числе нобелевский лауреат, величайший физик XX века гениальный Альберт Эйнштейн, который эмигрировал в Америку.

В августе 1939 года Эйнштейн написал письмо президенту США Франклину Рузвельту. Он выражал тревогу по поводу разработки нацистской Германией нового фантастического оружия, бомбы невероятной силы. Эйнштейн писал, что работы по созданию этой бомбы идут полным ходом и, если Гитлер получит новое оружие до того, как оно появится у Америки, мир ожидает ядерная катастрофа. "Сэр, - говорилось в этом письме, - уран может быть в ближайшем будущем превращен в новый и важный источник энергии. Это новое явление способно привести к созданию исключительно мощных бомб нового типа. Некоторые аспекты возникшей ситуации требуют бдительности и быстрых действий со стороны американского правительства. Ввиду этого не сочтете ли вы желательным установление постоянного контакта между правительством и группой физиков, исследующих в Америке проблемы цепной реакции? Искренне ваш, Альберт Эйнштейн".

С этого письма великого ученого началась гонка ведущих мировых держав за первенство в создании атомной бомбы.

В тридцатые годы ХХ века в Советском Союзе началась эпоха массовых репрессий. Но это были и годы бурного роста экономического и военного потенциала страны, искреннего энтузиазма молодежи, беззаветно верившей Сталину. В числе этих молодых людей был и 26-летний Владимир Барковский. В 1939 году Барковский заканчивал Московский станкоинструментальный институт и даже не подозревал о том, что в ближайшем будущем именно ему предстоит сыграть одну из ключевых ролей в создании советского ядерного оружия.

В 1939 году Владимир Барковский был призван на работу в органы государственной безопасности. Пройдя ускоренный курс обучения, он был направлен на разведывательную работу в лондонскую резидентуру. В 1940 году Владимир Барковский прибыл в Лондон. К этому времени гитлеровский план-блиц уже был в самом разгаре. Немцы ежедневно бомбили крупные города Великобритании, где уже полным ходом велись работы по созданию принципиально нового вида оружия, атомной бомбы. К ежедневным немецким бомбежкам вскоре привыкли как британские ученые, так и простые горожане.

"Шпион, укравший бомбу" - так позже назвали западные журналисты Владимира Барковского. Правда, его имя, как, впрочем, и роль, которую ему суждено было сыграть в создании советского атомного оружия, были рассекречены только через 50 лет, после разыгравшейся в сороковых годах XX века атомной драмы.

В Лондон Владимир Барковский приехал, не имея никакого представления о ядерной физике. О том, что англичане уже работают над созданием атомного оружия, резиденту в Лондоне Анатолию Горскому сообщил его агент. Тогда об этом узнал и Барковский: Горский попросил его подготовить краткий обзор по полученным документам. Узнав, что одной такой бомбой можно стереть с лица земли целый город, Горский распорядился немедленно передать шифровку в Центр.

В это время Советский Союз уже вел неравную борьбу с превосходящими силами немецко-фашистских захватчиков, уверенно продвигавшимися вглубь советской территории. Информация о том, что в Англии работают над бомбой нового типа, в миллион раз мощнее существующих, казалась чем-то из области фантастики. Но все же в Центре посчитали необходимым обратить внимание на эти разведданные.

Когда Берии доложили, что согласно полученной из разных источников информации в Англии, США и Германии ведутся разработки по урановой бомбе, для него эта информация стала полной неожиданностью. Ему необходимо было принять очень непростое решение – докладывать или не докладывать о новом оружии Сталину. С одной стороны, Берия вовсе не хотел выглядеть в глазах Сталина прожектером-пустозвоном. С другой стороны, он понимал, что, если недооценят реальности нового оружия и прозевают его сейчас, Сталин ему этого никогда не простит. Берия не имел права на ошибку. Подумав, он решил пока не докладывать Сталину, отложить до лучших времен. Немцы стояли у самых ворот Москвы, и Сталину, по мнению Берии, было не до перспективных проектов. Главное сейчас – выжить, отстоять Москву.

Вскоре в лондонскую резидентуру была направлена телеграмма с распоряжением продолжать разработку атомной темы. И Владимир Барковский (оперативный псевдоним – Дэн) получил новое задание – установить контакт с источником. Это был его первый источник – физик, сам вызвавшийся сотрудничать с советской разведкой. Имя этого человека до сих пор засекречено. Пройдет, может быть, еще 100 лет, прежде чем российская разведка сделает информацию о нем открытой.

Для того чтобы общаться с источником на одном языке, Барковскому пришлось изучить основы ядерной физики. Физик рассказал Барковскому о своих предположениях: ядерная бомба обладает огромной разрушительной силой, но еще страшнее может оказаться радиация, от которой будут медленно гибнуть и те, кто облучился сам, и их потомки. Мысль о том, что он работает над столь страшным оружием, не давала физику покоя. Он допытывался у Барковского, уверен ли тот, что СССР не использует эту бомбу во вред всему миру. Барковский заверял: бомба нужна его стране лишь как гарантия равновесия.

Несмотря на то что Англия и Америка были союзниками Советского Союза в войне против нацистской Германии, делиться своими ядерными разработками с СССР они не собирались. Между тем совместный проект Англии и США по созданию атомной бомбы постепенно перемещался в Америку. Ядерный центр, в котором работал физик, поставлявший информацию Барковскому, переехал в Бостон. В США физик связался со своим американским коллегой. Этот американский физик, работавший под оперативным псевдонимом Персей, передал Советскому Союзу множество атомных секретов Америки всего за несколько конспиративных встреч. Он был убежден, что СССР должен наряду с США быть обладателем ядерного оружия для равновесия сил.

Информация о том, что ученые Великобритании и США ведут совместный секретный проект по созданию атомной бомбы, была предоставлена Сталину в марте 1942 года. Но внимание на эту проблему он обратил лишь в октябре. И поручил в кратчайшие сроки разработать советскую атомную бомбу. Мысли Сталина в эти дни были заняты не новым чудо-оружием. Только что провалилось контрнаступление советских войск под Сталинградом, и положение страны оставалось катастрофическим. Мало кто верил в то, что Советский Союз выйдет победителем из этой войны. Это был один из самых драматичных моментов советской истории. Но Сталин решил, что тянуть дальше нельзя, необходимо именно сейчас бросить все силы на создание советского атомного оружия. Руководителем проекта назначили Игоря Курчатова.

Игорь Васильевич Курчатов был единственным советским ученым, который имел право знакомиться с разведданными по атомной бомбе. Читать эти документы он мог только в особой комнате на Лубянке. Выносить или делать копии было строго-настрого запрещено. Эти меры секретности были приняты для того, чтобы, во-первых, сохранить в тайне от американских и английских спецслужб сам факт утечки информации, а во-вторых, скрыть то, что в Советском Союзе уже полным ходом ведутся работы по созданию атомной бомбы.

С середины 1943 года советский атомный проект перешел из стадии теоретических исследований в стадию решения практических, производственных задач. Проводились эксперименты, строились десятки предприятий. Разведка по-прежнему доставляла многочисленные материалы из США и Великобритании.

Военным руководителем американской программы по разработке ядерного оружия ("Манхэттенский проект") был Лесли Гровс. При планировании атомной бомбардировки Японии в 1945 году он будет выступать за то, чтобы сбросить первую бомбу не на Хиросиму, а на Киото, древнюю столицу японских императоров. Отец атомной бомбы - выдающийся физик Льюис Роберт Оппенгеймер. Родился Роберт в Нью-Йорке в еврейской семье эмигрантов. Детство его было счастливым и беззаботным. Сам же он охарактеризовал себя так: "Я был слащавым и омерзительно хорошим мальчиком". Отец термоядерной бомбы - Эдвард Теллер, венгр, эмигрировавший в США. В молодости увлекался альпинизмом, но лишился ноги в результате нелепого случая – неудачно вышел из трамвая.

Совместные англо-американские исследования по атомной теме c середины 1943 года были окончательно перенесены в Америку. Специально для нового проекта в Лос-Аламосе, штате Нью-Мексико, посреди пустыни всего за несколько месяцев был построен научный городок с самыми современными лабораториями. Это было идеальное место для нового центра Манхэттенского проекта. До ближайших населенных пунктов более 50 км через пустыню. Любой посторонний здесь как на ладони. Идеальные условия для соблюдения полной секретности. Самые известные ученые со всего мира были собраны здесь для того, чтобы перевести атомный проект из области теории в область практики.

Первое успешное испытание атомной бомбы было проведено на полигоне в штате Нью-Мексико 16 июля 1945 года. Всего через 21 день, 6 августа 1945 года, американский бомбардировщик B-29 "Enola Gay" взлетел с американской базы Тиниан и взял курс на японский город Хиросима. Атомная бомба, которую он сбросил на Хиросиму, называлась "Малыш". Через три дня на японский город Нагасаки была сброшена бомба "Толстяк". Общее количество погибших в результате атомных взрывов – четверть миллиона человек. Официально объявленная цель бомбардировки – ускорить капитуляцию Японии. Настоящая – увидеть атомное оружие в действии. Это произошло на пике всеобщего ликования. Европа и весь мир только что освободились от кошмара фашизма, все были уверены, что это последняя война, теперь – только мир. Эти счастливые люди еще не знали, что уже создано самое чудовищное оружие XX века – атомная бомба.

Осенью 1945 года Владимира Барковского решено было срочно перевести в Москву. Это было связано с предательством шифровальщика, работавшего в советском посольстве в Канаде. Барковский должен был немедленно завершить все свои дела и всех своих источников передать на связь другим агентам.

После Хиросимы и Нагасаки Сталин стал требовать от Берии скорейшего завершения работы над созданием советской атомной бомбы. Курчатов говорил, что на это нужно еще два-три года. Оппенгеймер, между тем, стал выступать в поддержку международного контроля над ядерной энергией, но его предложение было отвергнуто.

29 августа 1949 года Берия доложил Сталину, что к испытаниям все готово. Академики Курчатов и Харитон, как, впрочем, и другие ученые, приехали на испытания с небольшими чемоданчиками. Они знали, что, если бомба не взорвется, им вряд ли удастся заехать в гостиницу даже за вещами - с полигона они сразу попадут на Лубянку. Так что на всякий случай в чемоданчиках были теплые вещи и предметы первой необходимости. Со своими семьями они уже простились. Тоже на всякий случай. Всю жизнь Курчатов шел к этой минуте, к этому мгновению. Сейчас на карту было поставлено все: и судьба страны, и его личная судьба.

Советские ученые совершили невозможное – за 7 лет они преодолели отставание страны в ядерной области. В тяжелейших условиях военной и послевоенной разрухи создали советскую атомную бомбу. Американские ученые делали бомбу, убеждая себя в том, что она послужит делу мира. Но это был самообман. Волею судьбы советским ученым повезло больше – они были вторыми, но зато с чистой совестью могли сказать, что их бомба действительно создана во имя мира. Ведь именно советская бомба стала тем противовесом, благодаря которому мир не провалился в ядерную пропасть третьей мировой войны.

Меньше чем через месяц, 23 сентября 1949 года, президент Трумэн заявил, что, по данным правительства США, в СССР произошел атомный взрыв. Эдвард Теллер заявил Роберту Оппенгеймеру: значит, надо опередить СССР в другом, создать супербомбу. Оппенгеймер сотрудничать с ним отказался.

25 сентября 1949 года газета "Правда" опубликовала расплывчатое заявление ТАСС в связи с заявлением президента США Трумэна о проведении в СССР атомного взрыва. Из этого опровержения не было ясно, был произведен в СССР атомный взрыв или нет. Но Владимир Барковский, как и другие советские разведчики, все поняли правильно: у Советского Союза есть своя собственная атомная бомба.

Звание Героя России было присвоено Владимиру Борисовичу Барковскому только в 1996 году. В этом же году Ассоциация бывших работников ЦРУ пригласила ветеранов советской разведки в Америку. Во время поездки Барковскому и его товарищам организовали посещение Лос-Аламоса. Советский шпион, укравший атомную бомбу, в сердце американской атомной промышленности – это само по себе сенсация. Но главной сенсацией стала встреча Барковского с Теллером. В разговоре Теллер между прочим сказал, что никогда не понимал, почему атомный взрыв всегда сравнивают с грибом – ведь это же цветок, прекрасный экзотический цветок…

Смотрите все серии Поединки (сериал о разведчиках)


Просмотров: 5353



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X