Крупный пожар судов в Сормовском затоне в 1901 году
Приближаясь к Сормову стало ясно, что пожар случился в Сормовском затоне в караване. Как оказалось, горела стоявшая у входа в затон баржа Овчинникова с грузом железа. Около неё работал пожарный баркас речной полиции «Граф Кутайсов», дежурный по Сормовскому затону. Рядом с горевшей баржей стояла баржа Бабушкина с нефтью массой 30 тысяч пудов. Баржа эта также горела. Рядом с последней стояла ещё одна баржа Бабушкина, с грузом нефти до 130 000 пудов. Когда к месту несчастья подошли баркасы речной полиции, то две баржи уже пылали и спасти их не представлялось возможности и приняты были меры к спасению третьей баржи, в которой было до 130 тысяч пудов нефти. Баржу эту нужно было убрать прежде всего, так как она начинала уже загораться. Баркас «Минин» под командованием помощника начальника речной полиции Н. А. Михилева подошёл к ней, взял её на буксир и при содействии другого баркаса затушил пожар и повёл баржу вверх по затону, поставив её у Сормовского завода. Баржа была спасена.
Затем баркас «Минин» подошёл к барже Овчинникова имеющую на борту груз чугуна чтобы затопить её. Тараном «Минин» несколько раз ударил с полного хода в борт баржи, и сделал в ней 4 пробоины, вследствие чего баржа стала тонуть. В это время с баржи на палубу «Минин» упал горящий обнос. Другая баржа Бабушкина также затонула, от неё остался один обгоревший остов.
Это фото другого пожара в Сормово - в 1908 году. Локализация этого пожара близка к описываемому в этом материале пожару 1901 г.>
В тоже время команда пришедших пароходов направила все силы, чтобы не дать распространиться огню. На помощь подошёл пароход путей сообщения «Неман». Баркасы подавали массу воды и пожар, как бы утихал. Когда миновала опасность, нужно было озаботиться оградить караван от возможности распространения пожара. Положение было такое: ниже горящих баржей, сажен на 50 - 80, стояло несколько коломенок с железом, а у горного берега, напротив горевшей баржи и далее начинался керосиновый и нефтяной караван братьев Нобель. У правого берега – целый ряд барж с грузом и без груза, нефтекачки и прочие. Верфь сормовских заводов находилась саженях в 150 от места пожара.
Окружив горевшие баржи со всех сторон, баркасы речной полиции «Минин», «Граф Кутайсоф», «Князь Юрий» (на нём находился начальник речной полиции П. А. Ресин), а также путейские пароходы «Неман» и «Струя» приняли меры к охранению остального каравана.
Капитальный ремонт буксирного парохода «Граф Кутайсов» (1911 г.)
Около 3 часов утра совершенно неожиданно из горевшей нефтяной баржи клубами повалил дым, а затем нефть потекла наружу. На воде нефть начала гореть. Пылающая нефть подвигалась к ниже стоящему каравану, а затем и к баржам, стоящим у берега. Ближайшей к плававшим судам из этого каравана была громадная баржа Чернонебова с нефтью. Её нужно было убрать. Когда «Минин» взял её на буксир, чтобы отвести к луговому берегу, горящая нефть из баржи Бабушкина вылилась наружу и стала гореть на воде.
Появилась опасность, что пылающая нефть зажжёт весь нефтяной караван и пожар примет ужасающие размеры. Суда, стоявшие на 50 сажен вокруг, начинали уже дымиться. Страшная жара жгла лица и руки работавшей на баркасах команде речной полиции. В это время подошёл пароход казанского округа путей сообщения «Струя». Буксируемая «Мининым» баржа Чернонебова загорелась. На ней от распылавшейся нефти вспыхнула носовая часть, которую удалось потушить с помощью шлангов с баркаса «Князь Юрий». Последнюю отбуксировали к луговому берегу, где баржа была в безопасности.
На низовом караване с железом кто–то догадался обрубить якорные косяки, и он поплыл вниз. Необходимо отметить, что команда на этом караване после возникновения пожара, забрав пожитки, на лодках съехала на берег, оставив караван на произвол судьбы.
Железный караван спустился ниже. Горевшая нефть постепенно потухала. Пожар прекратился лишь в 6 часов 30 мин. утра. Нужно удивляться, что пожар ограничился только двумя баржами, катастрофа грозила всему каравану.
Источники:
Ежедневная нижегородская газета «Волгарь» 5 июля 1901 года №180
Ежедневная нижегородская газета «Нижегородский Листок» 5 июля 1901 года №180
Караван судов — соединение транспортных судов, перевозящих грузы на дальние расстояния или группа судов, идущих или стоящих друг за другом.
Автор: Радьков Андрей Георгиевич. Зам. директора Нижегородского музея холодной войны и истории города Горького 1946 – 1991 г. г. по научной работе.
Просмотров: 1672
statehistory.ru в ЖЖ: