Советское законодательство о сельсоветах в 1930-е годы

Президиум ЦИК Союза ССР 3 февраля 1930 г. утвердил Основные положения об организации сельских Советов в Союзе ССР и предложил центральным исполнительным комитетам союзных республик руководствоваться ими при разработке законодательства о сельсоветах. ВЦИК утвердил 1 января 1931 г. основные положения о сельских Советах, заменившие устаревшее Положение 1924 г.

Данный правовой акт констатировал, что сельский Совет избирается на один год гражданами, проживающими на его территории и пользующимися правом голоса. Исполнительными органами сельского Совета являются президиум (тай, где имеется не менее 16 депутатов), председатель и уполномоченные сельсовета.
В качестве основных перед сельскими Советами выдвигались следующие задачи: руководство борьбой батрачества, бедноты и середняцких масс крестьянства против кулачества, разъяснение единоличникам преимуществ коллективного ведения хозяйства. Сельсоветы должны были принимать меры к переходу от простейших к более сложным сельскохозяйственным кооперативным объединениям. В целях улучшения руководства деятельностью колхозов на сельские Советы были возложены обязанности рассматривать и утверждать производственные планы колхозов, заслушивать отчеты об их деятельности, давать заключения по ходатайствам колхозов о предоставлении им финансовой и материальной помощи со стороны государства, приостанавливать незаконные решения руководства колхозов.
Сельские Советы как органы самоуправления и государственной власти на местах обязаны были контролировать использование земельных фондов, заботиться о расширении посевов, повышении урожайности и развитии животноводства. Сельсоветы должны были следить за тем, чтобы колхозы своевременно и полностью выполняли все свои обязательства и чтобы общегосударственные интересы не заслонялись интересами отдельных колхозов. Всю эту работу Советам следовало проводить, не подменяя правлений колхозов, не вмешиваясь в их административно-хозяйственную деятельность.
Чтобы сельские Советы могли успешно справиться с этими ответственными задачами, необходимо было расширить их права. Что и было сделано. На основании вышеуказанного правового акта они могли решать все местные проблемы и обсуждать вопросы районного, областного, республиканского и общесоюзного значения. Кроме того, сельские Советы получили возможность взимать штрафы. В целях укрепления законности при сельсоветах впервые были созданы общественные суды.
Новое Положение предусматривало еще более широкое вовлечение масс крестьянства в активную работу в секциях сельсоветов. Постановке ожесточенной классовой борьбы особое значение приобретало сплочение пролетарских и полупролетарских слоек деревни. Поэтому при каждом сельском Совете создавались группы бедноты, составлявшие костяк советского актива.
Сельским Советам необходимо было поддержать самую тесную связь со своими избирателями. Эта связь осуществлялась путем проведения общих собраний граждан и расширенных пленумов с широким привлечением актива. Не менее трех раз в год сельские Советы обязаны были отчитываться перед своими избирателями о проделанной работе. Депутаты, не справившиеся с порученным им делом, могли быть отозваны. А сельсоветы, не обеспечившие руководства коллективизацией, подлежали переизбранию.
В обсуждении проекта Основных положений о сельских Советах, который был опубликован в сентябре 1929 г., приняли участие сотни тысяч советских граждан. С Основными положениями об организации сельских Советов в Союзе ССР самым тесным образом было связано постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 30 июля 1930 г. о ликвидации земельных обществ.
Все первое десятилетие, прошедшее после победы Великой Октябрьской революции, все сельские Советы работали на одной территории с земельными обществами. Характер деятельности последних определялся Земельным кодексом РСФСР 1922 г. и Нормальным уставом земельного общества 1926 г. Из ведения общин были исключены функции местного управления и налогового обложения, но остались руководство землепользованием, севооборотами, распоряжение угодьями общего нераздельного пользования, т.е. главными факторами сельскохозяйственного производства и жизнеобеспечения. В такой ситуации, если нарушались нормальные взаимоотношения между сельсоветами и земельными обществами, нередко возникал эффект двоевластия, что было чревато серьезными осложнениями.
У сельских Советов в то время была слабая материальная база. В РСФСР к началу 1928 г. только 6% сельсоветов имели самостоятельные бюджеты. В то же время земельные общества располагали значительными средствами. Так, если доход всех сельских Советов Российской Федерации составлял 16 млн р., то доходы земельных обществ, по приблизительным подсчетам, равнялись 40-50 млн. р. Некоторые сельские Советы попадали в прямую материальную зависимость от земельных обществ.

Обстановка требовала гармоничного сочетания работы сельских Советов и земельных обществ. Необходимо было не допустить противостояния сельских Советов и земельных обществ, а последовательно держать курс на их слияние. Директивы об улучшении взаимоотношений сельских Советов и земельных обществ давались неоднократно, например в октябре 1927 г. Центральным Комитетом ВКП (б) и в декабре 1927 г. XV съездом ВКП (б). В октябре 1928 г. отдел по работе в деревне ЦК ВКП (б) представил в Оргбюро обстоятельную докладную записку о взаимоотношениях сельсоветов с земобществами. В ней было подчеркнуто, что сельские Советы должны играть руководящую роль в отношении земельных обществ, что этой цели необходимо добиваться путем активизации деятельности сельсоветов в области хозяйственного строительства. В записке указывалось: «Земельные общества в отношении материальных средств находятся в значительно более выгодных условиях... вся деятельность земобщества в области хозяйственного и культурного обслуживания деревни в целом должна быть перенесена в сельсовет вместе с теми доходными источниками, за счет которых земобщества покрывали эти нужды».
Для решения поставленных задач предлагалось самым решительным образом укреплять в земельных обществах позиции пролетарских и полупролетарских слоев крестьянства. «Основной задачей Советов, — подчеркивалось в докладной записке, — является усиление руководства работой основного руководящего органа земобщества — земельного схода. Значение сходов в настоящее время чрезвычайно большое, они продолжают оставаться самыми авторитетными органами в деревне, причем имеющиеся У нас данные показывают на некоторое повышение активности сходов (как увеличение количества, так и явки на них)». Важнейшие решения земельных обществ должны были утверждаться сельскими Советами.
Неоднократно на протяжении 1920-х гг. и особенно часто в 1927-1928 гг. высшие партийные и государственные органы принимали решения, регулировавшие взаимоотношения сельских советов и земельных обществ. Далеко не все из них были выполнены к 1930 г., когда постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от июля 1930 г. все права и обязанности земельных обществ были окончательно переданы сельским Советам в районах, где колхозы объединили около 70% крестьянских хозяйств. Конечно, операция по передаче средств самообложения от земельных обществ сельским Советам укрепила финансовую базу последних, а данное обстоятельство играло очень большую роль в этом решении. Но этот акт в конечном счете обернулся огромным невосполнимым ущербом, который невозможно было измерить деньгами. Едва ли такая поспешность в ликвидации земельных обществ была оправданна. Она скорее всего дала отрицательный, нежели положительный, эффект. Правильнее всего было бы последовательно и постепенно проводить в жизнь намеченный ранее курс рассчитанный на передачу основных функций земельных обществ сельским Советам и колхозам. Хозяйственно-политический и культурный потенциал земельных обществ был далеко не исчерпан. Сельские Советы приняли на себя основной объем работы, которую раньше вели земельные общества.


Просмотров: 11062

Источник: Ю.С. Кукушкин, Н.С. Тимофеев. Самоуправление крестьян России. М.: Изд-во МГУ, 2004



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X