Павел Клушанцев - человек, которого считал своим учителем Джордж Лукас, мастер комбинированных съёмок и режиссёр советского космического кино
Павел Клушанцев работал на студии «Леннаучфильм» - скромной студии, которая могла только мечтать о бюджетах таких «мастодонтов» советского кино, как «Ленфильм» или «Мосфильм». Что можно снимать за сущие копейки на «Ленинградской студии научно-популярных фильмов»? Фильмы о творчестве заводских изобретателей-рационализаторов? Фильмы, состоящие из репортажей, снятых в лабораториях советских ученых? Что, вообще, можно снять без многомиллионного бюджета? Клушанцев снимал фантастические блокбастеры. Фильмы, на которых учились классики американского фантастического кино.
Техникой Павел Клушанцев увлекался с детства – например, своими руками сделал токарный станок, при помощи которого он изготавливал шахматы. По окончании школы успешно сдал экзамены в лучший технический ВУЗ Ленинграда – Технологический Институт. Но, увы, подвели анкетные данные – Павел Клушанцев родился в семье бедных дворян. Не самое лучшее социальное происхождение в тридцатые годы. Впрочем, Павел Владимирович предвидел, что анкетные данные его подведут. И, одновременно, подал документы в Ленинградский Кинофототехникум на факультет кинооператоров. Ведь для кинооператора социальное происхождение не имеет такого значения, как для инженера. Кинофототехникум оказался в большей степени техническим учебным заведением, нежели творческим, что Клушанцева полностью устраивало. Такие дисциплины как механика, оптика, химия, электротехника преподавались здесь на уровне лучших ВУЗов. По окончании техникума в 1930 году Клушанцев получил распределение на студию «Белгоскино». Ныне этом всем известный «Беларусьфильм». Но в Белоруссию ехать не пришлось – студия в начале тридцатых годов располагалась в Ленинграде (в Минск будущий «Беларусьфильм» перебрался только в 1939 году). В 1934 году Клушанцев переводится на только что открывшуюся небольшую студию «Лентехфильм». Операторская работа уже успела к этому времени наскучить. В 1936 он дебютирует в роли режиссера-постановщика – снимает фильм «Семь Барьеров». В том же году дирекция «Лентехфильма» разрешает Кулашанцеву создать «трюковой кабинет» - павильон для комбинированных съемок. Павел Клушанцев и его друзья, которых он «переманил» с «Белгоскино» начинают экспериментировать – снимают макеты и монтируют их в натуру, ускоряют и замедляют движение, меняют размеры изображения. В наши дни почти все это кажется элементарным, но в тридцатые годы спецэффекты в кино были неосвоенной целиной. Вскоре «трюковой кабинет» Клушанцева завален работой – трудится приходиться в три смены.
В это же время Клушанцев открывает для себя труды Циолковского и загорается идей снимать фильмы о космосе. Увы, началась война. Не до фантастики. В эвакуации Клушанцев работает на студии «Сибтехфильм» и снимает военные учебные фильмы. Но и здесь не обходится без фирменных спецэффектов – в фильме для артиллеристов «Стрельба на рикошетах» Клушанцев по-кадрово изображает полет снаряда от ствола пушки до цели (при помощи трофейной немецкой камеры, способной снимать сотни кадров в секунду, Клушанцев снял несколько эффектных «планов», а потом смонтировал из них весь полет снаряда).
К научно-популярному кино Клушанцев возвращается уже после войны. В наши дни к услугам создателей научно-популярных фильмов – компьютерная графика. Можно нарисовать все, что угодно – Большой Взрыв, расщепление атомного ядра, падение метеорита. Что угодно. Получается правдоподобно, пусть и не так красочно, как в голливудских блокбастерах класса «А». Но так и бюджетами в сотни миллионы долларов научно-популярные фильмы похвастаться не могут. В докомпьютерную эпоху, все то, что нельзя показать, например, на лабораторном столе для таких фильмов рисовали мультипликаторы. Очень часто получалось очень даже неплохо. Вот только зритель прекрасно понимал, что ему показывают «мультик». Павел Клушанцев не искал легких путей. Он превратил научно-популярные фильмы в научно-фантастические блокбастеры.
К сожалению, не сохранился первый послевоенный научно-популярный фильм Клушанцева – «Полярное сияние» (1947). Снять полярное сияние «вживую» в то время не позволял уровень съемочной техники. Мультипликационное полярное как-то не смотрится. Маститые операторы и режиссеры отказывались от этого образовательного проекта. Согласился лишь Клушанцев. В своей студии он построил установку, позволяющую имитировать полярное сияние любой интенсивности.
Следующий фильм – «Метеориты» (1948) благополучно дожил до наших дней. В этом фильме в кадре были не только реальные метеориты из музеев, но и комбинированные съемки, поражавшие воображение зрителей тех лет – кометы, планеты Солнечной системы, сцены падения метеоритов разных калибров. Постановочные исторические сцены были приятным дополнением ко всему этому великолепию.
Скачать
Следующий фильм, созданный Клушанцевым совместно с Н. Лещенко, «Вселенная» (1951) можно назвать родоначальником принципиально нового жанра – гармоничной смеси научно-популярного фильма с фантастикой. Рассказ о Вселенной вообще, и Солнечной системе в частности, переплетался со смелыми гипотезами о прошлом и будущем нашей Вселенной. Визуальный ряд заставлял зрителей затаить дыхание. «Вселенная» Клушанцева стала первым научно-популярным фильмом, удостоенным призов на престижных международных кинофестивалях – премия VII МКФ в Карловых Варах (1952) и диплом IV МКФ в Париже.
Кстати, сценарист этого фильма Алексей Сазонов в 1959 году стал автором сценария фантастического фильма Александра Козыря и Михаила Карюкова «Небо зовет», повествующего о «марсианской» гонке между Советским Союзом и США (читайте об этом фильме здесь). Американцы стремятся, во что бы то ни стало, придти к Красной планете первыми, но терпят бедствие и на помощь излишне торопливым конкурентам приходят советские космонавты. Этот фильм известен еще и тем, что в американский прокат в 1963 году вышла его версия переозвученная и перемонтированная под руководством никому на тот момент не известного Фрэнсиса Форда Кополлы. Но об американских переделках советских фантастических фильмов мы поговорим чуть позже. Вернемся к фильмам Павла Клушанцева.
4 октября 1957 года на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли. А 7 ноября 1957 года состоялась премьера фильма Клушанцева «Дорога к Звездам». Жанр фильма все тот же – научно-популярная фантастика. Фильм о покорении космоса, который снимался тогда, когда эту тему раскрывали в своих произведениях только фантасты и публицисты на страницах научно-популярных журналах. Реальные ракетные программы были засекречены по обе стороны железного занавеса – ведь космическая ракета, это в первую очередь средство доставки до адресата ядерных боеголовок (МБР - межконтинентальная баллистическая ракета). А уж во вторую очередь – средство вывода вполне мирных грузов на околоземную орбиту. Павел Клушанцев во время работы над фильмом даже не подозревал о существовании Сергея Павловича Королева. Но его фильм описывает полет в космос очень точно. Настолько точно, что КГБ заинтересовалось – а откуда он все знает. Клушанцеву пришлось ссылаться на формулы Циолковского и доказывать, что многоступенчатую ракету придумали задолго до появления секретных конструкторских бюро.
Скачать
Фильм снят по сценарию Бориса Ляпунова, инженера-авиаконструктора и писателя. Сначала со своим сценарием он обратился на «Мосфильм», но там сказали, что снять фильм по этому сценарию невозможно – в мире нет такой техники. И тогда Ляпунову посоветовали обратиться за помощью к малоизвестному режиссеру со студии «Леннаучфильм» Прочитав сценарий, Клушанцев пришел к выводу, что проект сложный, но вполне реализуемый. По сути дела, Ляпунов принес сценарий того фильма, который Клушанцев и мечтал снять.
Практически весь фильм состоял комбинированных съемок, в которых использовались многочисленные макеты ракет, космических кораблей, орбитальных станций, посадочных модулей. У Клушанцева были постоянные конфликты с руководством студии – во время работы над любым документальным фильмом нормой считалось 10-20 метров полезного материала за съемочный день, а Клушанцев выдавал «на гора» не больше пяти. Руководство студии было и само не радо, что утвердило этот странный проект. Но все изменилось 4 октября 1957 года. Фильмом заинтересовались на самом верху. Снова начались конфликты, но уже совсем другого рода. Когда же фильм будет, наконец, закончен? - настойчиво интересовалось высокое начальство. К счастью, к началу космической эры съемки фильма были практически завершены, а с монтажом Клушанцев уложился к «красному дню календаря». Успех был ошеломляющим – фильм шел в прокате по всему миру.
Теперь перед Клушанцевым открывается путь в большое кино. В 1959 году он подает сценарную заявку на фильм «Лунный Камень». Три космических корабля из трех стран – Советского Союза, США и ФРГ отправляются на Луну за образцами лунного грунта. Все корабли периодически попадают в аварийные ситуации и космонавты из разных стран приходят на помощь друг другу. Над сценарием работали писатель-фантаст Александр Казанцев и профессиональный сценарист Михаил Витухновский. Но министр культуры Фурцева зарубила проект на корню – никакого сотрудничества в космосе с империалистическими державами быть не может. Да и отношения со сценаристами складывались непросто. Витухновский вообще отказался сотрудничать с Клушанцевым. В конце концов, было решено снимать фильм по мотивам повести «Планета Бурь» Александра Казанцева. В этой повести также рассказывалось о полете на другую планету, но только не на Луну, а на Венеру.
На youtube в онлайн "Планету Бурь" вы можете посмотреть здесь (к сожалению, ЛенфильмВидео запретил встраивание этого видео на другие сайты).
Скачать
В павильонах были смонтированы венерианские пейзажи, на заводе ЗИЛ был заказан венерианский вездеход, с макетами космических кораблей у Клушанцева к тому времени проблем уже не возникало. Технологии комбинированных съемок, примененные Клушанцевым в этом фильме, намного опережали свое время.
«Планета Бурь» появилась на экранах кинотеатров в 1961 году почти сразу же после полета Гагарина – лучшего момента для премьеры и не придумать. Фильм стал хитом советского проката. Еще бы, фильмов о полетах в космос в нашей стране до «Планеты Бурь» практически не снимали. Была эксцентричная «Аэлита» Протозанова (1924), было великолепное «Космическое Путешествие» (1936). И, собственно, все. Интерес к теме освоения космоса проснулся только в 1959 году - после запуска первого спутника, вышли сразу два «космических» фильма: «Я был спутником Солнца» и «Небо зовет». Фантастическим кино советский зритель был не избалован. А в «Планете Бурь» его ждали и космический полет, и путешествие по венерианским океанам, и извержение вулкана, и сражения с ящероподобными венерианцами, и тайна древней цивилизации другой планеты. Одним словом, голова кругом. Недостатком фильма можно назвать только шаблонно-пафосные реплики главных героев. Но это вполне простительный недостаток – опыта работы с живыми актерами у Клушанцева просто не было. Кроме того, работа с актерами была для Клушанцева задачей второстепенной, главная цель – популяризация космонавтики.
Фильм оценили не только советские зрители – права на его прокат приобрели 28 стран мира. Были в числе этих стран и Соединенные Штаты Америки. Правда, оригинального фильма Клушанцева американские зрители так и не увидели. Американские кинематографисты дважды переозвучили и перемонтировали этот фильм, и каждый раз добавили в него сцены с американскими актерами. Советским актерам в титрах были присвоены англоязычные имена и фамилии, а все намеки на то, что этот фильм советский, были тщательно вымараны. Итогом такой «творческой» переработки «Планеты Бурь» стали «Путешествие на доисторическую планету» (Voyage to the Prehistoric Planet, 1965) и «Путешествие на планету доисторических женщин» (Voyage to the Planet of Prehistoric Women, 1968). Друг от друга эти «переделки» отличались только набором дополнительно отснятых сцен – если первый фильм был довольно близок к оригиналу, то во втором появились полуголые венерианские амазонки. «Планета Бурь» служит американцам примером для подражания и в более поздние времена – критики отмечают прямые заимствования из фильма Клушанцева в «Красной Планете» (2000).
Выше мы упоминали о том, что такая же судьба постигла и другой советский фильм – «Небо Зовет» 1959 года. Там от советского оригинала остались только космические сцены, а сам сюжет был переделан очень радикально – действие фильма разворачивалось после ядерной войны, были добавлены сцены с монстрами, которых не было и быть не могло в советском фильме. Впрочем, этот фильм оказал влияние и на серьезное американское фантастическое кино – Стэнли Кубрик использовал некоторые графические решения из «Неба» в своей знаменитой «Космической Одиссее 2001». Автором этих решений был советский художник-фантаст Юрий Швец, работавший почти на всех фильмах Клушанцева.
Доисторическая планета
Доисторические женщины
Но вернемся к «Планете Бурь». Невзирая на успех фильма и его международное признание, советские критики не оставили от фильма камня на камне. И Павел Клушанцев зарекся снимать игровое кино. Он возвращается к своему жанру – смеси научно-фантастического и научно-популярного кино. Он снимает такие шедевры как «Луна» (1965) и «Марс» (1968). Это не просто фильмы, рассказывающие об этих планетах, это фильмы об их освоении. Клушанцев продолжил совершенствовать свою методику создания спецэффектов. Для «Луны» были, например, сделаны макеты «разумных» роботов, исследующих лунную поверхность. Эти научно-популярные фильмы смотрятся на одном дыхании, как увлекательное игровое кино. И снова международное признание – на 4 Международном фестивале фантастических фильмов в Триесте фильм «Луна» удостоена высшей награды – Золотой Медали. Французский журнал «Пари Матч» выходит с разворотом на котором были кадры из фильма и сенсационный заголовок «Русские уже на Луне!». Увы, на Луне первыми были уже не мы. Поэтому после 1969 года этот замечательный фильм был отправлен на полку.
Луна
Остальные части этого фильма вы найдёте на Youtube, если кликните по ролику
Скачать
Скачать
В 1970 году Павел Владимирович Клушанцев удостоен звания Заслуженный деятель искусств РСФСР. Он не только снимает фильмы, но и пишет научно-популярные книги. В 1972 году он уходит на пенсию. И про него почти сразу же забывают. Но вклад, который он внес в развитие мирового фантастического кино, не забыли за пределами нашей страны. Когда в годы перестройки Советский Союз посетил сам Джордж Лукас, он попросил организовать встречу с Павлом Клушанцевым. «А кто это такой?» - удивились чиновники от кино. В апреле 1992 году с Клушанцевым связался Роберт Скотак, обладатель двух Оскаров в номинации «визуальные эффекты». Он писал книгу о комбинированных съемках и спецэффектах. В ходе работы над книгой он внимательно пересматривал все фильмы Клушанцева и для него остались неразгаданными около 50 приемов, примененных советским режиссером. Клушанцев отправил Скотаку бандероль с чертежами и детальными описаниями. Но даже такие исчерпывающие ответы не устроили американского мастера спецэффектов и он сам прибывает в Санкт-Петербург встретится с легендой фантастического кино лично. К 85-летнему юбилею Клушанцева на канале Diccovery выходят два фильма, посвященные советскому режиссеру, классику кинофантастики.
Впрочем, о мастере вспомнили и в нашей стране – к 90-летнему юбилею выходит документальный фильм «Павел Клушанцев – К Звездам!». Увы, к этому моменту Павла Владимировича Клушанцева уже не было в живых – он скончался 27 апреля 1999 года.
Просмотров: 57086
statehistory.ru в ЖЖ: