О репертуарной политике Всесоюзного комитета по делам искусств в январе 1938 г.
ПЕРЕСТРАХОВЩИКИ ИЗ ГЛАВРЕПЕРТКОМА
На заседании секции драматургов
Два дня длилось расширенное заседание секции и грѵппкома драматургов при Союзе советских писателей. На заседании были обсуждены доклад тов. Бескина о работе издательства «Искусство» и план работы секции драматургов на I квартал 1938 года.
В прениях, развернувшихся по этим вопросам, большинство выступавших подвергло резкой критике не только деятельности издательства «Искусство», но и репертуарную политику Всесоюзного комитета по делам искусств, а также работу Главреперткома и его руководителя В. Н. Василевского.
Драматурги справедливо упрекали издательство «Искусство» в черепашьих темпах издания юбилейных пьес. Вместе с тем один из работников издательства т. Богданов рассказал собравшимся о том, как издательство преодолевало бюрократическое сопротивление Главреперткома, по непонятным причинам затягивавшего разрешений пьес к печати.
— Пьесы, посвященные двадцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции, — заявили на совещании представители издательства «Искусство», — были изданы вопреки деятельности Всесоюзного комитета по делам искусств и Главреперткома. В Главреперткоме очень обрадовались, когда издательство решило выпустить октябрьские пьесы как «литературные варианты». Ведь за «литературные варианты» Главрепертком не отвечает. Смысл бюрократических проволочек Главреперткома, мешавшего издательству своевременно выпустить юбилейные пьесы, — один: это желание снять с себя ответственность.
Значительную часть своего сообщения о творческом плане драмсекции т. Вс. Вишневский также уделил критике деятельности Главреперткома и Всесоюзного комитета по делам искусств. Тов. Вишневский напомнил собравшимся о конкурсе, на который поступило 2 тысячи пьес. Старое руководство Всесоюзного комитета по делам искусств ничего не сделало для того, чтобы выявить молодых талантливых драматургов и в дальнейшем работать с ними. Так были отвергнуты 2 тысячи пьес и премирована пьеса Киршона.
— В комитете, — говорит далее т. Вишневский, — существовал искусственно лимитированный список авторов. В театрах боятся самостоятельно работать с драматургами и ждут, что им дадут «сверху». Взаимоотношения между Главреперткомом и Комитетом искусств — безобразные. По вине бывшего руководства Комитета на советской сцене отсутствуют бытовая драма, пьеса о советской жизни.
Касаясь вопросов репертуарного контроля, т. Вишневский остановился на деятельности руководителя Главреперткома В. Н. Василевского:
— Система, которую завел Василевский, не имеющий своего мнения ни по каким пьесам, бежавший в кусты, когда выходили октябрьские пьесы, нам не нужна. К такому человеку у нас нет доверия!
Тов. В. Соловьев говорил о том, что в Реперткоме всегда боялись ответственности. Без всяких к тому оснований пьеса Соловьева была запрещена Реперткомом.
— К юбилею выпущено в свет всего пять пьес, — говорит далее тов. Соловьев. — Почему? Чем меньше пьес, тем меньше ответственности. Я написал пьесу, сдал ее в Комитет. Ее там одобрили, но в театры не продвигали. Исходили из того, что если что-нибудь случится с пьесой, театр может сослаться на Комитет, а Комитет не хочет брать на себя ответственности.
Драматург тов. Елфимов рассказал о своей беседе с руководителем Главреперткома В. Василевским. Елфимов принес в Главрепертком свою пьесу, посвященную железнодорожному транспорту. Василевский пьесу прочел и изрек:
— Я, правда, железнодорожного транспорта не знаю — езжу только к себе на дачу на электричке, но мне кажется, что так, как у вас написано, в жизни не бывает... .
Две пьесы тов. Елфимова в Главреперткоме «потеряли».
Заседание утвердило план работы драмсекции и наметило встречу драматургов с председателем Всесоюзного комитета по делам искусств т. Назаровым.
Я. ЧЕРНОВ
Просмотров: 7915
Источник: газета "Советское искусство", 30 января 1938 г.
statehistory.ru в ЖЖ: