Здания школ и детских садов 1930-х годов в СССР

После Октябрьской революции 1917 года школьное образование стало всеобщим и обязательным, для чего требовалось построить большое количество школ. Также власти хотели раскрепостить женщин от тягот домашнего хозяйства и приобщения их к общественному труду, для чего создавались детские сады. В этом материале пойдёт речь о проектах школ и детских садов в СССР 1930-х годов. Текст взят из учебника для архитектурных вузов "История советской архитектуры 1917-1954 гг.".

Проекты детских садов 1930-х годов


Массовое строительство детских садов и яслей началось уже в первую пятилетку. Но проекты тех лет носили на себе следы излишнего теоретизирования и абстрактного подхода к решению задачи. Пространственная структура зданий механически подчинялась односторонне трактованным требованиям гигиены. Правильные положения о «ранимости детского организма» и отсюда необходимость изоляции детских групп доводились до крайностей. Возникали чрезвычайно сложные решения планов, с многочисленными боксами, шлюзами, коридорами, с большим количеством наружных входов, что затрудняло эксплуатацию здания и резко удорожало строительство.

В середине 30-х годов практическая необходимость решительного увеличения объемов строительства детских садов и яслей встала во весь рост, поскольку отсутствие необходимого их числа тормозило развитие отраслей промышленности, в которых особо широко применялся женский труд (текстильная промышленность, часовое и электроламповое производство и т. д.). В связи с этим в 1938 г. Наркомпросом и Наркомздравом РСФСР на основе изучения опыта эксплуатации детских учреждений была разработана совместно с Академией архитектуры СССР так называемая программа-минимум, по которой было организовано типовое проектирование зданий детских яслей на 20, 40, 60, 80 и 120 детей и детских садов на 25, 50, 75, 100, 125 и 200 детей в расчете главным образом на дневную эксплуатацию.

Примерами экономичных решений таких зданий являются проекты детского сада на 100 детей А. Чалдымова (Москва) и Л. Асе и А. Гинцберга (Ленинград). Компактное решение планов, ликвидация излишних коммуникаций, простота и унификация конструкций позволили резко снизить строительную кубатуру, а следовательно, и стоимость строительства. При этом в ленинградском проекте, благодаря расположению части подсобных помещений в цокольном этаже, удалось получить не предусмотренный программой общий зал в 77 м2, что позволяло улучшить воспитательную работу с детьми. В проектировании типов детских учреждений много сделали такие архитекторы, как Р. Смоленская, Л. Степанова и др. Р. Смоленской, в частности, принадлежит идея совмещенного типа здания детского сада и яслей, нашедшая впоследствии, особенно после Великой Отечественной войны, преимущественное распространение. Несмотря на крайне ограниченные возможности, отдельным авторам удавалось достигнуть выразительности архитектурного облика зданий.

Москва. Типовой детский сад на 100 детей. А. Чалдымов
Москва. Типовой детский сад на 100 детей. А. Чалдымов
Москва. Типовой детский сад на 100 детей. А. Чалдымов

Москва. Детский сад на Велозаводской улице
Москва. Детский сад на Велозаводской улице

Ленинград. Типовой детский сад. Л. Асс, А. Гинцберг. Общий  вид, план
Ленинград. Типовой детский сад. Л. Асс, А. Гинцберг. Общий  вид, план
Ленинград. Типовой детский сад. Л. Асс, А. Гинцберг. Общий вид, план


Проекты школ 1930-х годов


Проблема обязательного школьного образования к началу 30-х годов приобрела чрезвычайное значение. Страна нуждалась в культурных кадрах. В 1934 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О начальной и средней школе», где была установлена номенклатура школ трех типов: двухкомплектная на 880 учащихся с 22 классными комнатами, однокомплектная на 400 учащихся с 10 классными комнатами и неполная средняя школа на 280 учащихся с семью классными комнатами. Для каждого типа школ были установлены соответствующие пределы кубатуры здания и определен состав помещений как учебных, так и учебно-вспомогательных.

К проектированию типовых школ была привлечена не только специализированная архитектурная мастерская Наркомпроса РСФСР, но и широкие круги архитекторов во всех республиках. Удалось создать весьма компактные объемно-пространственные композиции школ, точно отвечающие требованиям программы. Кубатуру школьного здания на 880 учащихся удалось снизить с 35 м3 на одного учащегося (что было характерно для школ 20-х годов) до 15-17 м3, т.е. в 2,5 раза. Это позволяло увеличить общий объем строительства школ и было большим достижением советской архитектуры.

Здания школ, построенные в 1938—1939 гг. в Москве (М. Барщ, Г. Зундблат, Ю. Емельянов, Д. Фридман, А. Машинский и др.), Ленинграде (Л. Асс, А. Гинцберг, Б. Рубаненко и др.), Ереване (М. Григорян, 3. Бахшинян и др.), Баку (С. Дадашев, М. Усейнов и др.), варьируют в основном планировку с рекреациями в виде широких коридоров двумя входами с гардеробами и вестибюлями. Архитектурный облик зданий определялся гармоничным построением общего объема, пропорциональным расчленением фасада и прорисовкой немногочисленных его деталей. Однако уже первые опыты эксплуатации зданий, построенных по этим проектам, показали, что утвержденный набор помещений, позволяя решать задачи образования, крайне затрудняет процесс воспитания школьников. Сказывалось отсутствие общего для всей школы зального помещения и т.п.

По инициативе Союза архитекторов СССР были организованы широкие конкурсы, задача которых заключалась в том, чтобы в пределах утвержденной кубатуры расширить набор помещений школ. Примером может служить проект школы С. Дадашева и М. Усейнова для Баку, разработанный в 1936 г. Вместо двух вестибюлей и гардеробов здесь один вестибюль, нет лишних лестниц, но за счет этого введен зал на пятом этаже. Расположение всех классов на одну сто­рону позволяло применять этот проект в различных условиях ориентации (юг, юго-восток, юго-запад). Принцип по­строения плана с одним входом стал распространенным в школьном строительстве этих лет.

В реконструируемых городах часто приходилось строить на весьма затесненных участках и тогда строительство осуществлялось по индивидуальным проектам. Примером таких решений служит школа на Невском проспекте в Ленинграде, построенная по проекту Б. Рубаненко. Участок был косоугольный, его выход на красную линию Невского проспекта повышал градостроительные требования к проекту. Автор решил сложную задачу изобретательно и художественно выразительно. Обращает на себя внимание функционально продуманное расположение входа в школу. Он устроен не со стороны Невского проспекта, а из внутреннего двора школы, проход в который является активным элементом композиции главного фасада. Плоскость фасада имеет трехчастное членение красивых пропорций. Остроумно сгруппированы окна. В результате относительно небольшое здание получило монументальный масштаб и выразительность. В здании были унифицированы планировочные параметры, применены методы одновременного ведения кладки и облицовки, все это позволило ускорить процесс строительства.

Поиски новых композиционных решений школ, которые продолжались вплоть до 1941 г., привели к появлению ряда своеобразных композиций. Так, стремление обеспечить для разных возрастных групп школьников раздельные рекреации, что очень важно с точки зрения воспитательной работы, привело к секционному построению плана, где на каждую рекреацию приходится три класса (проект 3. Бахшиняна в Армении). Особенно удачно развил идею раздельных рекреаций Г. Севан (Москва).

Переход на строительство детских садов, яслей и школ по типовым проектам позволил разработать и утвердить для строительства обязательные стандарты на окна, двери, скобянку, предметы санитарного оборудования, что имело значение для увеличения объемов производства и снижения стоимости этих важных элементов массового строительства.


Москва. Школа по Бужениновской улице. А. Машинский, 1937—1938 гг. Планы
Москва. Школа по Бужениновской улице. А. Машинский, 1937—1938 гг. Планы

Москва. Район Дангауэровки. Школа на 580 учащихся, 1935 г. Д. Фридман
Москва. Район Дангауэровки. Школа на 580 учащихся, 1935 г. Д. Фридман

Ленинград. Школа на Невском проспекте, 1939 г. Б. Рубаненко. Планы
Ленинград. Школа на Невском проспекте, 1939 г. Б. Рубаненко. Планы

Ленинград. Типовой проект школы на 880 учащихся, 1936—1937 гг. А. Асе, А. Гинцберг. План первого этажа; план  второго этажа
Ленинград. Типовой проект школы на 880 учащихся, 1936—1937 гг. А. Асе, А. Гинцберг. План первого этажа; план второго этажа

Баку. Школа на 880 учащихся. С. Дадашев, М. Усейнов.  Общий   вид,  план первого этажа
Баку. Школа на 880 учащихся. С. Дадашев, М. Усейнов. Общий вид, план первого этажа


Просмотров: 42863

Источник: История советской архитектуры 1917-1954 гг. Учебник для архитектурных вузов. Под общ. ред, Н.Б.Былинкина и А.В.Рябушина. Изд. 2-е. - М., 1985.



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 2
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
Александр 2017-10-11 00:00:09
Я тоже ищу проект "школа-госпиталь" приблизительно 1937-38 годов, т.н. "белая" школа (из белого кирпича), четырёхэтажная. Учился в такой в Москве, в Измайлове, школа №441. В этой школе в левом и правом крыле на этажах располагались кабинеты физики, химии, столярная мастерская, столовая. В военное время эти помещения переоборудовались в операционные. А на первом этаже в крыльях - вестибюли и раздевалки.
Наталия 2016-11-10 15:27:45
Полезная информация. Ищу проект школы-госпиталя. Построена в 1937 году, в июле 1941 года мгновенно переоборудована в госпиталь.