Русская война в Париже. 1-ая серия.

«Певица от Бога», впервые ставшая исполнять с эстрады русские народные песни - она обладала многими талантами. Среди поклонников Надежды Плевицкой: русский Император, Президент Франции, американский миллионер... После революции и Гражданской войны в России Надежда Плевицкая оказалась в эмиграции и была втянута в сложную политическую интригу, которую вели белогвардейские эмигранты против СССР.




Видео располагается на стороннем видеохостинге, оно может быть удалено без нашего ведома.
Если видео отсутствует, напишите об этом в комментариях.


Краткая историческая справка


певица (меццо-сопрано), исполнительница народных песен. Отец — отбывший службу солдат, Надежда — пятый ребенок в трудолюбивой, богобоязненной крестьянской семье. Через всю жизнь Дёжка, так звали ее в детстве, пронесла воспоминания о деревенских буднях и праздниках, о хороводах, гуляньях, обрядах. Выплакав у родителей разрешение учиться, закончила три класса церковно-приходской школы. В 14 лет была отдана в монастырь в качестве прислужницы, после испытательного срока и денежного взноса ей предстояло пострижение в монахини. Свободолюбивая и своенравная, девочка не ужилась в монастыре. Посланная по делам в Курск, сбежала, прельстившись стоявшим на площади балаганом. Уже примеряла “роскошное” голубое платье в блестках, тренировалась в хождении по канату, но... после недолгих поисков ее нашли и со скандалом водворили в семью, Отправили к старшей сестре в Киев, где она оказалась в хоре Л.Липкина, который выступал в летних садах и кафешантанах юга России, Своей первой “учительницей” называла солистку хора А.Липкину, исполнявшую народные песни. Начала понемногу солировать сама, но хор вскоре распался. Поступила в польскую балетную труппу Штейна, где познакомилась и вышла замуж за бывшего танцора Варшавского казенного театра Эдмунда Плевицкого (1902).

Попав в водоворот гражданской войны, Плевицкая, далекая от политики, оказывалась то по одну, то по другую, линию фронта. В 1918 пела в революционном Курске, в Одессе в одном концерте с другой звездой эстрады — И.Кремер, впоследствии тоже эмигранткой. Вместе с мужем, офицером Э.Левицким — командиром взвода Красной армии — Плевицкая была взята в плен частями деникинской армии (1919). Левицкий, мгновенно переметнувшийся к деникинцам, вскоре бросил жену на произвол судьбы. Вместе с офицерами деникинской армии Плевицкая отплыла в Турцию, жила в Галлиполийском лагере, давала концерты. Здесь произошло ее обручение с молодым генералом Н.Скоблиным. В 1922 молодожены обосновались в Париже, купили небольшой дом в предместье. Плевицкая много гастролировала, пела в Берлине, Белграде, Софии, Бухаресте. В 1926 состоялись триумфальные гастроли в США, собравшие весь “русский Нью-Йорк”. Плевицкая позировала С.Коненкову, который лепил ее бюст. Пением Плевицкой восторгался С.Рахманинов, с аккомпанементом которого записана на пластинку русская народная песня в исполнении Плевицкой. “Белолицы, румяницы вы мои...”

В эмиграции Плевицкая выходила на эстраду только в русском национальном костюме. Выступление заканчивала обычно песней “Занесло тебя снегом, Россия”, неизменно вызывавшей слезы у слушателей. Выросшая на русской почве (“курский соловей”), она остро тосковала по России. Тоска звучала в ее песнях — “чарующих, русских, черноземных”, французского языка она так и не освоила, круг знакомых был довольно узким — в основном русская военная диаспора. В Париже пела в ресторане “Большой Московский Эрмитаж”, разрисованном боярами и тройками, с русской кухней. Здесь выступали А.Вертинский, Ю.Морфесси, иногда хор цыган, играли оркестры, в том числе оркестр балалаечников. Среди посетителей, кроме русской эмиграции, богатые американцы и др. иностранцы, которых манила русская “экзотика”. Вертинский вспоминал, что Плевицкую привозил на автомобиле “скромный и даже застенчивый” генерал Скоблин, выглядевший “забытым мужем у такой энергичной и волевой женщины”. Ничто не предвещало трагедии, разразившейся осенью 1937. Одновременно с исчезнувшим руководителем Русского общевоинского союза (РОВС) генералом Е.Миллером, заменившим на этом посту похищенного в 1931 генерала А.Кутепова, пропал Скоблин. Было неопровержимо доказано, что именно он организовал похищение Миллера по заданию советской разведки. Скоблину удалось скрыться. Он навсегда исчез из жизни Плевицкой, привлеченной к делу сначала в качестве свидетельницы, а вскоре как соучастницы. На суде, все детали которого подробно обсуждались в прессе, Плевицкая упорно отрицала свою вину, всячески выгораживала мужа. Суд приговорил 53-летнюю певицу к 15 годам каторжной тюрьмы, где она скончалась в одиночестве, забвении, нищете после 4 лет заключения. В Колумбийском университете Нью-Йорка хранятся 6 толстых тетрадей, исписанных крупным угловатым почерком, чернилами и карандашом, — тюремный дневник Плевицкой, в котором она продолжала утверждать о своей невиновности. Созналась лишь перед смертью священнику на исповеди и не оставившему ее адвокату. Уже в ходе судебного процесса восхищение, почитание сменились ненавистью к “убежденной большевичке”, но Плевицкая никогда таковой не была. Скорее всего, ее поступками руководило отсутствие каких-либо убеждений, самоотверженная любовь к мужу, а также “звездное” пристрастие к безбедному существованию (на суде было доказано, что ее расходы более чем в 10 раз превышали гонорары).

Репертуар Плевицкой, широкий и разнообразный, представлен в различных нотных изданиях. Более 60 песен записаны на пластинки. Среди них песни эпического склада — “Есть на Волге утес”, “Славное море, священный Байкал”, “Дубинушка”, “Из-за острова на стрежень”; исторические повествования — “Варяг”, “Среди лесов дремучих”; песни народной печали — “Умер, бедняга, в больнице военной”, “Когда на Сибири займется заря...”, “Мучит, терзает головушку бедную...”; “городские” песни малоизвестных композиторов — В.Бакалейникова, своего аккомпаниатора А.Заремы (его песня “Шумел, звенел пожар московский” десятилетиями сохранялась в репертуаре П.). Исполняла она и песни веселые, танцевальные, удалые — “Калинка”, “Всю-то я вселенную проехал”, “Ах, ты сад, виноград...”, “Во селе Покровском” и др. В первые годы концертирования продолжала исполнять модные цыганские песни — “Ну, быстрей летите, кони..,”, “Пожалей ты меня, дорогая...” и др. Были в репертуаре и песни ее собственного сочинения (“О, Русь!”, “Золотым кольцом сковали...” и др.) — нехитрые стихи неизвестных авторов положены Плевицкой на собственный простой напев. Репертуар певицы вызывал споры. Этнографы, фольклористы обвиняли ее в спекуляции на фольклоре, отрицали народность ряда ее песен. Прислушиваясь к критике, Плевицкая с конца 1913 ввела в репертуар старинные хороводные, свадебные песни (“Во пиру была” и др.). И все-таки наибольший успех в ее исполнении имели мелодраматические баллады “лубочного” содержания: “Ухарь-купец”, “Стенька Разин и княжна” и им подобные.

В эмиграции пользовалась в основном проверенным, сложившимся в России, репертуаром. Стремилась строже подходить к своим песням, отказывалась от проходных, случайных типа “Маруся отравилась...”. “Чисто русский” репертуар был в особой цене, если учесть, что в парижском Эрмитаже рядом с ней выступали великолепный исполнитель цыганских песен, романсов Ю.Морфесси и изысканный А.Вертинский со своими драматическими аристками. Для многих Плевицкая была больше, чем артистка, она — “воспоминание о прекрасной сказке зеленых полей России”.

В эмиграции выпустила автобиографические книги: “Дёжкин карагод” (Берлин, 1925) и “Мой путь с песней” (Париж-Берлин, 1930).

Смотрите все серии Лубянка


Просмотров: 10126



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X