Эксплуатация труда школьников в Нижнем Новгороде в 1905 году
Нижегородская ежедневная газета «Волгарь», 11 апреля 1905 года №96
В вышедшем сборнике «Сведенья о врачебно – санитарной организации Нижнего Новгорода» помещена интересная заметка врача М. Ф. Владимирского о вакационных промысловых занятиях школьников.
«Имеющийся в моём распоряжении статистический материал, говорит автор статьи, недостаточен для решения вопроса. Как широко развита среди школьников Нижнего Новгорода продажа детской рабочей силы, равно недостаточен он чтобы нарисовать полную картину всей эксплуатации труда этих маленьких невольников».
Г. Владимирский пытается осветить лишь один уголок этой страшной, по его выражению – картины.
Куда направлялись ученики городских начальных училищ с предложением своих услуг в вакационное время, показывает следующая табличка (опрос сделан 32 учеников): на пароходах и пристанях работали 12 учеников, в торговых заведениях – 7, в церковных хорах – 4, четверо «работали» в цирке, трое занимались продажей газет и телеграмм, двое в промысловых заведениях. Таким образом, нижегородская Ярмарка и речные пристани суть главные рынки для сбыта детской рабочей силы. «Здесь продают свои рабочие руки дети, вынужденные уже с детских лет жить продажей своего труда».
Условия работы: в продолжение летних каникул эти рабочие дети принуждены были работать – 10 учеников менее 12 часов в сутки. 12 учеников – от 12 до 14 часов. Семь учеников – от 15 до 17 часов и у троих рабочий день был от 18 до 20 часов! В этом труде встречается самая вредная из всех видов сменная работа – система частых и коротких смен. Отмечена и другая крайность – чрезмерно длинные смены, так, что один школьник должен был работать на пароходе беспрерывно по 24 часа!
Плата за труд колебалась в среднем от 10 до 12 рублей в месяц на пристанях и пароходах. В торговых заведениях школьники получали от рубля до 4 рублей на хозяйских харчах. Вот наиболее яркие примеры:
Один 9 летний мальчик служил в цирке. Работал с 5 часов утра до часу ночи. Ночевали в лавке. За всю Ярмарку получил 3 рубля 40 копеек.
Ученик 3 класса служил в банях. Работать приходилось с 5 – 6 часов утра, «иногда умываться не приходилось». Кончали работу в 11 часов ночи, днём отдыха не было.
Но этого мало. Не один непосильный труд губит ещё не сложившийся организм ребёнка. Примите во внимание ярмарочную обстановку, в которой приходилось жить детям. А занятия в цирке, где детям приходилось исполнять роли арапов и герольдов! Примите во внимание отношение к детям хозяев и старших приказчиков, и те побои, которые выпадали на долю детей.
- Регент нас бил за неисправность и грубость, пишет один школьник.
«Не одно физическое, но и нравственное и умственное вырождение детей должно быть неизбежным следствием такой эксплуатации детского труда». Так заканчивает г. Владимирский свою краткую, но яркую заметку.
Подготовил Радьков Андрей Георгиевич. Зам. директора Нижегородского музея холодной войны и истории города Горького 1946 – 1991 г. г. по научной работе.
Просмотров: 1576
statehistory.ru в ЖЖ: