Белое движение на Северо-Западе России. Геополитический аспект

Белое движение на Северо-Западе России в годы гражданской войны имело свои геополитические особенности. Здесь переплелись интересы Германии, Англии, Франции, вновь образовавшихся таких государств, как Эстония, Латвия, Финляндия. В этом регионе наиболее ярко обозначились захватнические устремления иностранных участников антибольшевистской борьбы, стремившихся удовлетворить свои аппетиты за счёт, находившейся в состоянии распада Российской империи.

Ещё одной особенность Гражданской войны в регионе состояла в том, что возникшее здесь белое движение не имело своей собственной территории. Летом и осенью 1918 г. это была территория Псковской губернии, оккупированная немцами. После поражения Германии в Первой мировой войне и освобождения оккупированных территорий под натиском Красной Армии большая часть Псковского (Северного) корпуса ушла на территорию независимой Эстонии и после заключения соглашения с эстонским правительством стала частью эстонской армии, начав ориентироваться на Антанту. Небольшие отряды корпуса передислоцировались в Латвию, сохраняя пронемецкую ориентацию.

Перейдя на территорию Эстонии, Северный корпус попал в полную зависимость от Эстонии и поддерживающей её Англии. В мае 1919 г. Северный корпус сумел отвоевать у Советской России Гдовский, Ямбургский, Псковский, а также часть Лужского и Петергофского уездов и перейти на русскую территорию. Однако прежняя зависимость оставалась, так как всё снабжение из Англии шло через территорию Эстонии.

Попытка генерала Юденича в конце 1918 начале 1919 г. сформировать какие-либо воинские части на территории Финляндии результатов не дали. Политика русофобии, охватившей финляндское общество и подогреваемой прессой и правительством, лишили белое движение необходимой поддержки.

Антироссийские настроения в разной степени агрессивности и имелись и в Прибалтийских республиках.

Белое движение сражалось за единую и неделимую Россию. Дальнейшую судьбу народов, населявших страну, по мнению его руководителей, следовало решить Учредительному собранию. Такая постановка вопроса не устраивала вновь образовавшиеся республики, которые и слышать не хотели о единой России. Враг и у тех и других был один - большевики, а вот задачи разные. Необходимость создания собственного национального государства для бывших окраин стояла выше классовой ненависти. Идея единой и неделимой России являлась краеугольным камнем белого движения, и его отсутствие лишало смысла белую борьбу. Проливать кровь за независимость бывших окраин белые не собирались. Неразрешимость национального вопроса на тот момент развела эти антибольшевистские силы по разные стороны баррикады.

Другой заинтересованной стороной выступали бывшие противники и союзники по мировой войне. Германия, несмотря на поражение, не оставляла своих претензий на влияние в Прибалтике и Финляндии. В тоже время страны Антанты не горели желанием восстанавливать военно-феодальную империю опасную для их геополитических и экономических интересов. А делиться репарациями или выполнять данные во время войны территориальные обещания никто не спешил.

Одним из способов разрушения Российской империи стала поддержка бывшими союзниками новых независимых национальных государств, образовавшихся на её территории. Державы победительницы помогали бывшим окраинам, признавали их де-факто и оказывали всевозможную помощь. Одновременно в дозированных размерах, предоставляя и поддержку белому движению, но в масштабах не опасных для новых республик.

Исходя из своих собственных национальных интересов, каждый из союзников вырабатывал свой подход в отношении России и Северо-Запада, в частности. Так США поддерживали республики Прибалтики, боровшиеся с большевизмом, предоставляя им продовольствие, медикаменты оружие, помогая операциями на море.2 В то же время они поддерживали Северо-Западную армию генерала Н. Н. Юденича, сражавшуюся за единую Россию.3 Американцы благосклонно относились к германским формированииям в Латвии, поскольку полагали, что проникновение большевизма в Прибалтику, является более реальной, чем угроза со стороны Германии, и здесь они расходились во мнении и с английскими военными.4

Прибалтика являлась сферой интересов Англии ещё по соглашению от 23 декабря 1917 г. между Англией и Францией о разделе сфер влияния в России. Британский подход строился на угрозе английским интересам в мире и имел в этом плане определённую традицию во внешней политике страны.5 Пребывание английского флота в Финском заливе и английской военной миссии в Прибалтике, помощь вооружением и снаряжением Эстонии и Северо-Западной армии были направлены против Советской России. Нападения на советские военные корабли и обстрел советской территории позиционировалось в качестве актов борьбы с большевизмом, хотя война официально и не объявлялась.

Хотя Франция оказывала различную помощь Прибалтийским странам и Северо-Западной армии в её политике присутствовали два страха. Первый -это возможный союз России и Германии. Поэтому в разгроме русско-германских войск П. Р. Бермондта-Авалова под Ригой осенью 1919 г. активное участие принял французский и английский флот. Второй - потеря займов вложенных в Россию. Получить долги с карликовых государств не представлялось возможным. В связи с этим французские правящие круги склонялись скорее к федеративной России, чем к конгломерату государств.

Разгромленная Германия не оставляла надежд на смягчение Версальского мирного договора путём участия в свержении большевизма, однако союзники достаточно строго следили, чтобы этого не произошло, так как резонно подозревали, что впоследствии этот альянс может обернуться против них. Однако они были не прочь использовать эти формирования в борьбе с большевиками, но под своим контролем. Когда же армия Бермондта-Авалова вышла из под контроля, то английский и французский флот приняли активное участие в её уничтожении.

Республики Прибалтики и Финляндия пользуясь тяжёлым внутренним и международным положением Советской России, пытались увеличить свои территории за счёт бывшей империи. Так возникла идея создания Великой Финляндии и, хотя в Прибалтийских республиках таких грандиозных мечтаний не возникало, однако желания округлить свою территорию за счёт соседней страны присутствовали.

В самый критический период борьбы за Петроград в октябре-ноябре 1919 г. Финляндия отказала в помощи Северо-Западной армии, а Эстония, пропустив отступающие войска генерала Юденича, приступила к их разоружению, сохранив, таким образом, свою независимость.

Как показывает приведённый материал, воздействие внешнеполитических факторов на белое движение на Северо-Западе России оказалось очень велико. Несмотря на близость символа революции Петрограда к двум потенциально враждебным буржуазным государствам, какими являлись Эстония и Финляндия, падения советской власти в регионе не произошло. Одной из причин этого была эгоистическая политика союзников по антибольшевистской борьбе.

Автор статьи Смолин А. В. - д.и.н., профессор кафедры Нового и новейшего времени Института истории СПбГУ



1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-09-00383.
2 Фоглесонг Д. С. Соединённые Штаты, проблема самоопределения наций и борьба против большевиков в Прибалтике. 1918-1920. // Первая мировая война: пролог XX века./ Отв. Ред. В. Л. Мальков. М., 1998. С. 617-610.
3 Фоглесонг Д. С. Соединённые Штаты, проблема самоопределения наций и борьба против большевиков в Прибалтике. 1918-1920. С. 617-620.
4 Там же С. 613-617.
5 Смолин А. В. У закрытых дверей Версальского дворца. Парижская мирная конференция и русская дипломатия в 1919 году. СПб., 2017. С. 192-194.


Просмотров: 847

Источник: Смолин А. В. Белое движение на Северо-Западе России. Геополитический аспект // Эпоха Революции и Гражданской войны в России. Проблемы истории и историографии. — СПб.: Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2019. — С. 281-284



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий: