Ленд-лиз. Мифы и реальность

История ленд-лиза мифологизирована как сторонниками советской власти, так и её противниками. О реальных объёмах ленд-лиза и его вкладе в Победу читайте в этой статье.

От редакции statehistory.ru:
История ленд-лиза мифологизирована как противниками советской власти, так и её сторонниками. Первые считают, что без военных поставок из США и Англии СССР не смог бы выиграть войну, вторые – что роль этих поставок совсем несущественна. Предлагаем вашему вниманию взвешенный взгляд на этот вопрос историка Павла Сутулина, первоначально опубликованный у него в ЖЖ.


История ленд-лиза


Ленд-лиз (от англ. «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду) – своеобразная программа кредитования союзников Соединенными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов. Первый шаг к ленд-лизу был сделан США 3 сентября 1940 года, когда американцы передали Британии 50 старых эсминцев в обмен на британские военные базы. 2-го января 1941 года сотрудник Министерства финансов Оскар Кокс подготовил первый проект закона о ленд-лизе. 10-го января этот законопроект был передан в Сенат и Палату представителей. 11 марта Закон получил одобрение обеих палат и подписан президентом, а спустя три часа президент подписал и две первые директивы к этому закону. Первая из них предписывала передать Британии 28 торпедных катеров, а вторая – предать Греции 50 75-мм пушек и несколько сот тысяч снарядов. Так началась история ленд-лиза.

Суть ленд-лиза была, в общем-то, довольно проста. Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и проч. странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Все поставки проходили бесплатно. Вся техника, оборудование и материалы, истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено.

Что касается СССР, то обещание снабдить его необходимыми для войны материалами Рузвельт и Черчилль дали сразу же, после нападения Германии на Советский Союз, то есть 22 июня 1941 года. 1 октября 1941 года в Москве был подписан Первый Московский Протокол о снабжении СССР, окончанием срока действия которого было определено 30 июня. Закон о ленд-лизе был распространен на СССР 28 октября 1941 года, в результате чего Союзу был предоставлен заем на 1 млрд. долларов. В течение войны было подписано еще три протокола: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, посредством которых поставки были продлены до конца войны. Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года. Однако вплоть до августа 1945 г. поставки продолжались по «списку Молотова-Микояна».



Поставки по ленд-лизу в СССР и их вклад в победу



В ходе войны в СССР по ленд-лизу были поставлены сотни тысяч тонн грузов. У военных историков (да, пожалуй, и у всех остальных) наибольший интерес, конечно, вызывает союзническая военная техника – с нее и начнем. По ленд-лизу в СССР было поставлено из США: легких М3А1 “Стюарт” — 1676 шт., легких М5 — 5 шт., легких М24 — 2 шт., средних М3 “Грант” — 1386 шт., средних М4А2 “Шерман” (с 75-мм пушкой) — 2007 шт., средних М4А2 (с 76-мм пушкой) — 2095 шт., тяжелых М26 — 1 шт. Из Англии: пехотных “Валентайн” — 2394 шт., пехотных «Матильда» MkII – 918 шт., легких “Тетрарх”— 20 шт, тяжелых «Черчилль» - 301 шт., крейсерских «Кромвель» - 6 шт. Из Канады: «Валентайн» - 1388. Итого: 12199 танков. Всего за годы войны на советско-германский фронт было поставлено 86,1 тыс. танков.


«Валентайн» "Сталин" идет в СССР по программе ленд-лиза.

Таким образом, ленд-лизовские танки составили 12,3% от общего количество произведенных/поставленных в СССР танков в 1941-1945 годах. Кроме танков, в СССР поставлялись и ЗСУ/САУ. ЗСУ: М15А1 — 100 шт., М17 — 1000 шт.; САУ: Т48 — 650 шт., М18 — 5 шт., М10 — 52 шт. Итого было поставлено 1807 единиц. Всего за войну в СССР было произведено и получено 23,1 тыс. единиц САУ. Таким образом, доля полученных СССР по ленд-лизу САУ равна 7,8 % от общего числа полученной за войну техники такого типа. Помимо танков и САУ в СССР поставлялись и бронетранспортеры: английские “Универсал Керриер” — 2560 шт. (в том числе из Канады — 1348 шт.) и американские М2 — 342 шт., М3 — 2 шт., М5 — 421 шт., М9 — 419 шт., Т16 — 96 шт., М3А1 “Скаут” — 3340 шт., LVT — 5 шт. Всего: 7185 единиц. Поскольку БТРы в СССР не производились, ленд-лизовские машины составляли 100% советского парка этой техники. Критика ленд-лиза очень часто обращают внимание на низкое качество поставлявшейся союзниками бронетехники. Эта критика действительно имеет под собой определенные основания, поскольку американские и британские танки по ТТХ зачастую уступали и советским, и немецким аналогам. Особенно учитывая то, что союзники обычно поставляли СССР не самые лучшие образцы своей техники. К примеру, наиболее совершенные модификации «Шермана» (М4А3Е8 и «Шерман Файрфлай») в Россию не поставлялись.

Куда лучшая ситуация сложилась с поставками по ленд-лизу авиации. Всего за годы войны в СССР было поставлено 18 297 самолетов, в том числе из США: истребителей Р-40 "Томагавк" – 247, Р-40 "Китихавк" – 1887, Р-39 "Аэрокобра" – 4952, Р-63 "Кингкобра" – 2400, Р-47 "Тандерболт – 195; бомбардировщиков А-20 "Бостон" - 2771, В-25 "Митчелл" – 861; прочих типов самолетов – 813. Из Англии было поставлено 4171 «Спитфайеров» и «Харрикейнов». Всего советские войска за войну получили 138 тыс. самолетов. Таким образом доля иностранной технике в поступлениях в отечественный авиапарк составила 13% . Правда, и тут союзники отказались поставлять СССР гордость своих ВВС – стратегические бомбардировщики Б-17, Б-24 и Б-29, коих за войну было произведено 35 тыс. штук. А в то же время именно в таких машинах больше всего нуждались советские ВВС.



По ленд-лизу было поставлено 8 тыс. зенитных и 5 тыс. противотанковых орудий. Всего же СССР получил 38 тыс. единиц зенитной и 54 тыс. противотанковой артиллерии. То есть доля ленд-лиза в этих типах вооружения составляла соответственно 21% и 9%. Однако если брать все советские орудия и минометы в целом (поступления за войну – 526, 2 тыс.), то доля иностранных орудий в ней составит лишь 2,7%.

В годы войны СССР по ленд-лизу были переданы 202 торпедных катера, 28 сторожевых кораблей, 55 тральщиков, 138 охотников за подводными лодками, 49 десантных кораблей, 3 ледокола, около 80 транспортных судов, около 30 буксиров. Всего около 580 судов. Всего же СССР за годы войны получил 2588 судов. То есть доля ленд-лизовской техники – 22,4%.

Наиболее заметными стали ленд-лизовские поставки автомобилей. Всего по ленд-лизу было поставлено 480 тыс. автомобилей (из них 85% - из США). В том числе около 430 тыс. грузовых (в основном – US 6 фирм «Студебекер» и REO) и 50 тыс. джипов (Willys MB и Ford GPW). Притом, что общие поступления автомобилей на советско-германский фронт составили 744 тыс. единиц, доля ленд-лизовской техники в советском автопарке составила 64%. Кроме того, из США было поставлено 35 000 мотоциклов.

А вот поставки стрелкового оружия по ленд-лизу были весьма скромными: всего порядка 150 000 тысяч единиц. Учитывая то, что общие поступления стрелкового оружия в Красную армию за войну составили 19,85 млн. единиц, доля ленд-лизовского вооружения составляет примерно 0,75%.

За годы войны в СССР по ленд-лизу было поставлено 242,3 тыс. тонн автомобильного бензина (2,7% от общего производства и поступления а/м бензина в СССР). Ситуация с авиационным бензином выглядит следующим образом: из США было поставлено 570 тыс. тонн бензина, из Британии и Канада – 533,5 тыс. тонн. Кроме того, из США, Британии и Канады было поставлено 1483 тыс. тонн светлых бензиновых фракций. Из светлых бензиновых фракций в результате риформинга производится бензин, выход которого равен примерно 80%. Таким образом, из 1483 тыс. тонн фракций может быть получено 1186 тыс. тонн бензина. То есть общие поставки бензина по ленд-лизу можно оценить в 2230 тыс. тонн. В СССР за войну было произведено около 4750 тыс. тонн авиационного бензина. Вероятно, в это число включен и бензин, произведенный из поставленных союзниками фракций. То есть производство СССР бензина из собственных ресурсов можно оценить примерно в 3350 тыс. тонн. Следовательно, доля ленд-лизовского авиационного топлива от общего количества бензина, поставленного и произведенного в СССР, равна 40%.

В СССР было поставлено 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов, что равно 36% от общего количества рельсов, поставленных и произведенных в СССР. В ходе войны было поставлено 1900 паровозов, в то время как в СССР за 1941-1945 годы было произведено 800 паровозов, из них в 1941 – 708. Если принять число произведенных с июня по конец 1941 года паровозов за четверть от общего объема производства, то количество паровозов, произведенных за время войны, станет равным примерно 300 штукам. То есть доля ленд-лизовских паровозов в общем объеме паровозов, произведенных и поставленных в СССР, равна приблизительно 72%. Кроме того, в СССР было поставлено 11075 вагонов. Для сравнения в 1942-1945 годах в СССР было произведено 1092 ж/д вагона. За годы войны по ленд-лизу было поставлено 318 тыс. тонн взрывчатых веществ (из них США – 295,6 тыс. тонн), что составляет 36,6% от общего производства и поставок ВВ в СССР.

По ленд-лизу Советский Союз получил 328 тыс. тонн алюминия. Если же верить Б.Соколову («Роль ленд-лизу в советских военных усилиях»), который оценил советское производство алюминия за время войны в 263 тыс. тонн, то доля ленд-лизовского алюминия от общего количества алюминия, произведенного и полученного СССР, составит 55%. Меди в СССР было поставлено 387 тыс. тонн – 45% от общего производства и поставок этого металла в СССР. По ленд-лизу Союзом было получено 3606 тыс. тонн автопокрышек – 30% от общего количества покрышек, произведенных и поставленных в СССР. Было поставлено 610 тыс. тонн сахара - 29,5%. Хлопка: 108 млн. тонн – 6%. Из США в СССР в годы войны было поставлено 38,1 тыс. металлорежущих станков, из Великобритании — 6,5 тыс. станков и 104 пресса. За время войны в СССР было произведено 141 тыс. м/р станков и кузнечных прессов. Таким образом, доля иностранных станков составила в отечественном хозяйстве составила 24%. В СССР также поступило 956,7 тыс. миль полевого телефонного кабеля, 2,1 тыс. миль морского кабеля и 1,1 тыс. миль подводного кабеля. Кроме того, в СССР по ленд-лизу было поставлено 35 800 радиостанций, 5899 приемников и 348 локаторов, 15,5 млн. пар армейских ботинок, 5 млн. тонн продовольствия и проч.



По данным, сведенным в диаграмму №2 видно, что даже по основным типам поставок доля ленд-лизовской продукции в общем объеме производства и поставок в СССР не превышает 28%. В целом же доля ленд-лизовской продукции в общем объеме произведенных и поставленных в СССР материалов, оборудования, продовольствия, техники, сырья и проч. Обычно оценивается в 4%. По моему мнению, эта цифра, в общем, отражает реальное положение дел. Таким образом, можно с определенной долей уверенности заявлять, что ленд-лиз не оказал никакого решающего воздействия на возможности СССР по ведению войны. Да, по ленд-лизу поставлялись такие типы техники и материалов, которые составили большую часть от общего производство таковых в СССР. Но стало ли бы критичным отсутствие поставок этих материалов? На мой взгляд, нет. СССР вполне мог перераспределить производственные усилия так, чтобы обеспечить себя всем необходимым, включая и алюминий, и медь, и локомотивы. Мог ли СССР обойтись вообще без ленд-лиза? Да, мог. Но вопрос в том, чего бы это ему стоило. Не будь ленд-лиза, СССР мог пойти двумя пути решения проблемы дефицита тех товаров, которые по оному ленд-лизу поставлялись. Первый путь – просто закрыть на этот дефицит глаза. В результате в армии наблюдался бы недостаток автомобилей, самолетов и еще ряда наименований техники и оборудования. Тем самым, армия, безусловно, была бы ослаблена. Второй вариант – увеличить собственное производство поставлявшейся по ленд-лизу продукции посредством привлечения к процессу производства лишней рабочий силы. Силу эту, соответственно, можно было взять только на фронте, и тем самым опять же ослабить армию. Таким образом, при выборе любого из этих путей РККА оказывалась в проигрыше. Как следствие – затягивание войны и лишние жертвы с нашей стороны. Иными словами, ленд-лиз хоть и не оказал решающего влияния на исход войны на Восточном фронте, но, тем не менее, спас сотни тысяч жизней советских граждан. И уже за одно это Россия должна быть благодарна своим союзникам.

Говоря о роли ленд-лиза в победе СССР, не стоит забывать и еще о двух моментах. Во-первых, подавляющее большинство техники, оборудования и материалов было поставлено в СССР в 1943-1945 годах. То есть уже после перелома в ходе войны. Так, например, в 1941 году по ленд-лизу было поставлено товаров на сумму примерно 100 млн. долларов, что составило менее 1% от общего объема поставок. В 1942 году этот процент составил 27,6. Таким образом, более 70% поставок по ленд-лизу пришлись на 1943-1945 года, а в самый страшный для СССР период войны помощь союзников была не слишком заметна. В качестве примера на диаграмме №3 можно увидеть, как изменялось в 1941-1945 годах количество самолетов, поставлявшихся из США. Еще более показательный пример – это автомобили: их на 30 апреля 1944 года было поставлено всего 215 тысяч штук. То есть больше половины ленд-лизовских машин были доставлены в СССР в последний год войны. Во-вторых, далеко не вся поставленная по ленд-лизу техника была использована армией и флотом. Например, из 202 поставленных в СССР торпедных катеров, 118 так и не пришлось поучаствовать в боевых действиях Великой Отечественной, поскольку они были ведены в строй после ее окончания. Все 26 полученных СССР фрегатов также вступили в строй лишь летом 1945. Аналогичная ситуация наблюдалась и с другими типами техники.

И, наконец, в завершение этой части статьи небольшой камень в огород критиков ленд-лиза. Многие из оных критиков делают упор не недостаточность поставок союзников, подкрепляя это тем, что, мол, США-то при их уровне производства могли бы поставлять и побольше. И действительно, стрелкового оружия США и Британия произвели 22 млн. единиц, а поставили всего 150 000 тыс. (0,68%). Из произведенных танков союзники поставили СССР 14%. Еще хуже ситуация обстояла с автомобилями: всего в США за годы войны было произведено около 5 млн. машин, а в СССР поставлено около 450 тыс. – меньше 10%. И так далее. Однако подобный подход, безусловно, неверен. Дело в том, что поставки в СССР ограничивались не производственными возможностями союзников, а тоннажем имевшихся транспортных судов. И вот как раз с ним у англичан и американцев были серьезные проблемы. Союзники просто физически не располагали количеством транспортных судов, необходимым для того, чтобы перевезти в СССР большее количество грузов.

Маршруты поставок



Ленд-лизовские грузы попадали в СССР пятью маршрутами: посредством арктических конвоев в Мурманск, по Черному морю, через Иран, через дальний Восток и через советскую Арктику. Наиболее известным из этих маршрутов, безусловно, является мурманский. Героизм моряков арктических конвоев воспет во множестве книг и кинофильмов. Вероятно, именно по этой причине у многих наших сограждан создалось ложное впечатление, что основные поставки по ленд-лизу шли в СССР именно арктическими конвоями. Подобное мнение – чистой воды заблуждение. На диаграмме №4 вы можете увидеть соотношение объема грузоперевозок по различным маршрутам в длинных тоннах. Как мы видим, через русский Север не только не проходила большая часть ленд-лизовских грузов, но этот путь даже не был главным, уступая Дальнему Востоку и Ирану. Одной из главных причин такого положения дел стала опасность северного пути из-за активности немцев. На диаграмме №5 вы можете увидеть, насколько эффективно действовали Люфтваффе и Кригсмарине по арктическим конвоям.



Использование трансиранского пути стало возможным после того, как советские и британские войска (с севера и юга соответственно) вступили на территорию Ирана, а уже 8 сентября было подписано мирное соглашение между СССР, Англией и Ираном, по которому на территории Персии были расквартированы британские и советские войска. С этого момента Иран стал использоваться для поставок в СССР. Ленд-лизовские грузы шли в порты северной оконечности Персидского залива: Басра, Хорремшехр, Абадан и Бандар-Шахпур. В этих портах были устроены авиа- и автосборочные заводы. Из этих портов в СССР грузы шли двумя путями: сухопутным через Кавказ и водным – через Каспийское море. Однако у Трансиранского маршрута, как и арктических конвоев, были свои недостатки: во-первых, он был слишком продолжительным (Путь конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней, а затем время уходило еще и проход груза по Ирану и Кавказу или Каспию). Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация, только в октябре и ноябре потопившая и повредившая 32 судна с грузами, да и Кавказ был не самым спокойным местом: только в 1941-1943 годах на Северном Кавказе было ликвидировано 963 бандитских группы общей численностью 17513 человек. В 1945 году вместо Иранского пути для поставок стали использовать черноморский маршрут.

Однако наиболее безопасным и удобным маршрутом являлся тихоокеанский путь из Аляски на Дальний Восток (46% от общего объема поставок) или через Северный Ледовитый океан в арктические порты (3%). В основном ленд-лизовские грузы доставлялись в СССР из США, само собой, морем. Однако большая часть авиации двигалась из Аляски в СССР своим ходом (тот самый АлСиб). Тем не менее, и на этом пути возникали свои трудности, на этот раз связанные уже с Японией. В 1941 – 1944 годах японцами было задержано 178 советских судов, причем некоторые из них - транспорты «Каменец-Подольский», «Ингул» и «Ногин» - на 2 и более месяца. 8 судов - транспорты «Кречет», «Свирьстрой», «Майкоп», «Перекоп», «Ангарстрой», «Павлин Виноградов», «Лазо», «Симферополь» - были потоплены японцами. Транспорты «Ашхабад», «Колхозник», «Киев» потоплены неопознанными подводными лодками, а еще около 10 судов погибло при невыясненных обстоятельствах.

Оплата ленд-лиза


Это, пожалуй, главная тема для спекуляций людей, пытающихся как-то очернить программу ленд-лиза. Большинство из них считают своим непременным долгом заявить, что СССР, мол, платил за все поставляемые по ленд-лизу грузы. Разумеется, это является не более чем заблуждением (или сознательной ложью). Ни СССР, ни какие-либо другие страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, в соответствии с законом о ленд-лизу во время войны за эту помощь не платили, так сказать, ни цента. Больше того, как уже писалось в начале статьи, они не обязаны были платить и после войны за те материалы, технику, вооружение и боеприпасы, которые были израсходованы во время войны. Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами-получательницами помощи. Таким образом, никаких оплат ленд-лиза во время войны не было. Другое дело, что СССР действительно отправлял в США различные товары (в том числе 320 тыс. тонн хромированной руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, а также золото, платину, древесину). Делалось это в рамках программы обратного ленд-лиза. Кроме того, в ту же программу входил бесплатный ремонт американских судов в русских портах и прочие услуги. К сожалению, мне не удалось найти, на какую общую сумму союзникам было предоставлено товаров и услуг в рамках обратного ленд-лиза. Единственный, найденный мною источник, утверждает, что эта самая сумма составила 2,2 млн. долларов. Однако лично я не уверен в аутентичности этих данных. Тем не менее, их вполне можно рассматривать в качестве нижнего предела. Верхним же пределом в таком случае будет являться сумма в несколько сотен миллионов долларов. Как бы то ни было, доля обратного ленд-лиза в общем ленд-лизовском товарообороте между СССР и союзниками не будет превышать 3-4%. Для сравнения, сумма обратного ленд-лиза из Великобритании в США равняется 6,8 млрд. долларов, что составляет 18,3% от общего объема обмена товарами и услугами между этими государствами.

Итак, никакой оплаты ленд-лиза во время войны не происходило. Счет американцы предоставили странам-получательницам помощи лишь после войны. Объем долгов Великобритании перед США составил $4.33 млрд., перед Канадой - $1.19 млрд. Последний платеж в размере $83.25 млн. (в пользу США) и $22.7 млн. (Канада) был проведен 29 декабря 2006. Объем долгов Китая был определен в 180 млн. долларов, и долг этот до сих пор не погашен. Французы расплатились с США 28 мая 1946 года, предоставив Штатам ряд торговых преференций.

Долг СССР был определен в 1947 году в размере 2,6 млрд. долларов, однако уже в 1948 году эта сумма была снижена до 1,3 млрд. Тем не менее, СССР платить отказался. Отказ последовал и в ответ на новые уступки США: в 1951 году сумма долга вновь была пересмотрена и на этот раз составила 800 млн. Соглашение о порядке погашения долга по оплате ленд-лиза между СССР и США было подписано лишь 18 октября 1972 года (сумма долга вновь была снижена, на этот раз до 722 млн. долларов; срок погашения – 2001 год), причем СССР пошел на это соглашение только при условии предоставления ему кредита Экспортно-импортного банка. В 1973 году СССР произвел два платежа на общую сумму 48 млн. долларов, но затем прекратил выплаты в связи с введением в действие в 1974 году поправки Джексона-Веника к советско-американскому торговому соглашению 1972 года. В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030 года, и сумма – 674 млн. долларов. В настоящий момент Россия за поставки по ленд-лизу должна США 100 млн. долларов.

Другие виды поставок



Ленд-лиз был единственным значимым типом союзнических поставок СССР. Однако не единственным в принципе. До принятия программы ленд-лиза США и Британия поставляли СССР оборудование и материалы за наличный расчет. Однако размеры этих поставок были довольно малы. Например, с июля по октябрь 1941 года США поставило СССР грузов всего на 29 млн. долларов. Кроме того, в Британии были предусмотрены поставки в СССР грузов в счет долгосрочных кредитов. Причем поставки эти продолжались и после принятия программы ленд-лиза.

Не стоит забывать и о множестве благотворительных фондов, созданных для сбора средств в пользу СССР по всему миру. Оказывали помощь СССР и частные лица. Причем помощь такая шла даже из Африки и Ближнего Востока. Например, в Бейруте была создана «Русская патриотическая группа», в Конго – Общество медицинской помощи России.. иранский купец Рахимьян Гулам Гусейн отправил в Сталинград 3 тонны сушеного винограда. А купцы Юсуф Гафурики и Мамед Ждалиди передали СССР 285 голов скота.


Литература
1. Иванян Э. А. История США. М.:Дрофа, 2006.
2. /Краткая история США / Под. ред. И. А. Алябьев, Е. В. Высоцкая, Т. Р. Джум, С. М. Зайцев, Н. П. Зотников, В. Н. Цветков. Минск: Харвест, 2003.
3. Широкорад А. Б. Дальневосточный Финал. М.: АСТ: Трансиздаткнига, 2005.
4. Шофилд Б. Арктические конвои. Северные морские сражения во Второй мировой войне. М.: Центрполиграф, 2003.
5. Темиров Ю. Т., Донец А. С. Война. М.: Эксмо, 2005.
6. Стеттиниус Э. Ленд-лиз - оружие победы (http://militera.lib.ru/memo/usa/stettinius/index.html).
7. Морозов А. Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны. Роль ленд-лиза в победе над общим врагом (http://militera.lib.ru/pub/morozov/index.html).
8. Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил / Под общ. ред. Г. Ф. Кривошеева. (http://www.rus-sky.org/history/library/w/)
9. Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной Войне. Статистический сборник.( http://tashv.nm.ru/)
10. Материалы Википедии.( http://wiki.lipetsk.ru/index.php/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B4-%D0%BB%D0%B8%D0%B7)
11. Ленд-лиз: как это было. (http://www.flb.ru/info/38833.html)
12. Авиационный ленд-лиз в СССР в 1941-1945 гг.( http://www.deol.ru/manclub/war/lendl.htm)
13. Советская историография ленд-лиза( http://www.alsib.irk.ru/sb1_6.htm)
14. Что мы знаем и чего мы не знаем о Великой Отечественной(http://mrk-kprf-spb.narod.ru/skorohod.htm#11)


Просмотров: 351572



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 71
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
Страница 1 из 3
1  2  3  
Алексей 2022-08-24 08:59:40
А как же 2,5 тысячи тонн золота отправленных в США и Англию.
Анатолий 2021-06-11 03:42:19
Для автора. Если у вас для сборки нет гайки, то вы не собирете ничего. Поэтому без дураков, если бы Америка не поставляла ничего, вы бы сейчас жили за Уралом и не пачкали нам мозги ваше чушью.
буян 2020-10-23 15:00:56
Спасибо тов Сталину, что не убил Рокоссовского, Конева, Говорова, Малиновского и ещё многих... Ежели бы фюрер повременил, вождь окончательно разгромил бы РККА.
хушнуд 2020-08-10 08:31:55
США в войне победил над фашистов и над коммунистов. браво
Валерий 2019-10-31 17:07:56
За годы войны США поставили для нужд советской армии в рамках программы ленд-лиза более двух миллиардов банок тушенки общим весом 646.600 тонн, что в пять раз превышало производство мясных консервов в СССР за тот же период. Всего же продовольствия было поставлено 4.478.000 тонн.
Алексей 2018-11-06 15:02:54
И еще для умников уверенных в том, что наша армия всю войну амерскую тушенку хомячила.. Тушенки за всю войну прислали 240 тонн, по цене - ведро урана - за банку. На одного солдата в день 112грамм тушенки. Один солдат килограмм съедает за 10 дней. Т.е. 240000 солдат съели бы этот тушняк всего за десять дней. Армия в разные годы войны насчитывала 5-7млн.человек. Так как вся армия всю войну,могла ей питаться ,если всех ее запасов всего на 10 дней хватило бы, да и то на четверть миллиона???
Алексей 2018-11-06 14:54:05
доля лендлиза всего 4%.. начали поставки в конце 43-го начале 44-го, т.е. когда уже всем было понятно кто победит. Второй фронт открыли в 44м ,да и то после того как на сессии ООН русская снайперша опозорила их перед всем миром. Присоеденились лишь для того. что бы иметь возможность разграбить территорию побежденного на правах победителя, да лелеяли надежду украсть победу из под носа у СССР первыми захватив Берлин. Правда всем скопом спасовали перед 20ю немецкими танками управляемыми гитлерюнгендовцами, да так, что Сталину пришлось весь западный фронт развернуть. что б этих дебилов выручить, в результате война еще на год затянулась.. помощники блин. За лендлиз СССР платила, он не был бесплатным.. оттого, что вы оплату золотом и платиной назвали "обратным лендлизом" смысл не изменился. И это если еще не считать счет который нам после войны выставили.. Точно такой же лендлиз у США был и с Германией, с той лишь разницей, что нам списанные Шерманы слали, а немцам двигатели для Мессеров и ФАУ. Количество топлива ,которое пиндосы поставили немцам в разы превышает то, что поставили СССР. Технику нам слали ту ,которая шла в утиль и по ттх была на уровне велосипеда. Закончу словами, как считают дегенераты-либеры, спасителя Трумена «Если мы увидим, что войну выигрывает Германия, нам следует помогать России, если будет выигрывать Россия, нам следует помогать Германии, и пусть они как можно больше убивают друг друга"
джен 2018-10-13 20:37:28
Во, вылезло дерьмо и завоняло что-то там про "квасных патриотов и америку, накормивщую... да еще про всех хамов вокруг" Хотя это существо, конечно, не знает ни одного примера.
cocos268 2018-10-12 10:19:57
Квасные патриоты полностью оправдывают звание " Иваны не помнящие добра " . Cколько раз за историю Америка слала продовольствие в голодающую Россию , ну а потом когда пацреотики отъдались и приходили в себя они отвечали великодержавным хамством.
артур 2018-09-19 15:02:19
Америка была недосягаема для немцев, но в войну вступила. Война за атлантику, сев.африка, Мадагаскар, Балканы, Индокитай, война с Японией - это ли ни второй фронт? Океанский флот - подводный и надводный - равноценен десяткам тысяч танков и самолётов, этой гонки германская экономика не выдержала...
Дима 2018-09-16 20:42:41
Автор молодец.
Именно, надо считать в динамике и отношении оборот / остаток
А вот эти хомячки, что тут строчат:
"неблагодарные, да в России уроды, да я-б уехал, да нет совести...", так это говно нации известно с 90-х. Сволота, жрет в России, гадит.
Еще смеют пищать про "зомбирование"
Ну возьмите данные из американских источников и сделайте расчет процента помощи = оборот / остаток, если Образования хватит.
Сергей 2018-08-27 14:41:21
Меня удивило выражение " помощь за деньги" А ну-ка подскажите мне сколько денег вернул СССР за ленд-лиз? ( По секрету 0.6% от предоставленой помощи) Чёртовы капиталисты
Алекс 2018-05-13 13:04:57
Поражает дремучая тупость в камментах про то, что дескать 70% паровозов было лендлизовскими а значит без них СССР бы проиграл))))
Хомячки, а вы на полном серьёзе считаете, что на 41-й год в СССР не было ни одного паровоза?))))))
Страна вступила в войну имя на рельсах 26 ТЫСЯЧ паровозов. И только 2 тыс получила по лендлизу.
ахахахахаххааааа
Оказываем услуги по сбору любой информации по интернет. Соберем все: информацию, ссылки, статьи, кон 2018-04-20 11:40:40
http://w.w.w/ Оказываем услуги по сбору любой информации по интернет. Соберем все: информацию, ссылки, статьи, контакты клиентов или поставщиков итд Выполним любые Ваши поручения по сбору информации в интернет Подробнее о наших возможностях по email: dimagurin491@gmail.com
Оказываем услуги по сбору любой информации по интернет. Соберем все: информацию, ссылки, статьи, контакты клиентов или поставщиков итд Выполним любые Ваши поручения по сбору информации в интернет Подробнее о наших возможностях по email: dimagurin491@gmail.com http://w.w.w/
Аleks 2018-04-04 15:10:58
Автор правильно приводя цифры делал неправильные выводы. Например о танках: к декабрю 1941 г. во всей Красной армии оставалось исправных чуть больше 500 танков, Британия поставила в СССР более 800 танков!
А 55% алюминия и 45% меди, из которого были изготовлены двигатели для наших танков и самолетов, автомобилей и тракторов, это что, фунт изюма? А 15,5 миллионо пар ботинок для солдат? Все это была огромная помощь!
И наконец про "бизнес". ОЧЕНЬ СУЩЕСТВЕННОЕ УТОЧНЕНИЕ:по условиям ленд-лиза получатели помощи обязаны были по окончании боевых действий вернуть уцелевшее вооружение и имущество поставщику. В случае отказа - оплатить их стоимость! СССР отказался возвратить вооружение и имущество!
ALEX 2018-01-21 18:42:18
"историк Павел Сутулин" - молодец, конечно, провел определенную работу. Но судя по очень скудному списку литературы - в библиотеку автору зайти было лень: большинство литературы скачано из интернета, десяток-другой интереснейших публикаций по данной теме им почему-то не замечены. И, кстати, когда публикуете - неплохо бы ссылки давать на научные регалии автора статьи - из Урюпинского педагогического (студент?) или откуда автор? Интересно ведь, раз о с такой легкостью рассуждает, что СССР могло обойтись без 2/3 автотехники, 70% паровозов итд. Конечно, какие проблемы - на лошадях всё можно было перевозить!
Мисар 2017-12-21 09:40:43
Хорошо хоть Трамп не сказал, что исключительные победили ИГ в Сирии и немцев в ВОВ.
Мисар 2017-12-21 06:52:36
Чистая сделка, никакой борьбы с фашизмом.А для наивных, чтобы было понятно-Германия в итоге стала не суверенным государством, а штатом США.
Роммель 2017-08-28 13:41:52
Не перестаю удивляться глупости и наглости русских. Деятелям вроде DANYROSS рекомендую как можно скорее прочистить голову, бо жить с такими убеждениями страшный позор
Михаил 2017-08-04 17:51:55
Есть несколько моментов, на которых, думаю, стоит заострить внимание.

1. Очень хорошо, что в статье затронут факт неравномерности поставок по годам. БОльшую часть продукции СССР получил после Курской битвы, когда перелом в войне уже был достигнут.
В 1941-1943 ( до Курской битвы) поставки были незначительными. То есть битва под Москвой, бои под Сталинградом, битва за Кавказ, битва летчиков над Кубанью, Курск, - это все наше, решающей роли союзников здесь нет.

Также указано, что бОльшую часть машин СССР получил в последний год войны. Это ко всем любителям поспекулировать фразами, вроде ''без студебеккеров не победили бы''.

2. Очень хороший был комментарий, где указывается необходимость учесть довоенные запасы.
Например, машины и локомотивы, произведенные в СССР и полученные от союзников - далеко не единственные из тех, что в СССР были. Необходимо учесть, например, все автомобили, которые были в СССР к началу войны, и которые можно было ''привлечь''( и привлекали).

3. В предыдущих комментариях затрагивается факт оплаты союзнической помощи.
И правильно, все страны, что-то импортируют, ничего зазорного в этом нет. В те годы импортировали и США( например, ресурсы) и Рейх ( те же поставки от американских фирм, например, через Испанию).

4. Замечательно, что в комментариях был затронут факт помощи наших ''союзников'' Германии.
Это к тому, если либеральный зоопарк вдруг начнет спекулировать насчет ленд-лиза.

5. И, наконец, предлагаю взглянуть на ситуацию под таким углом.

Оставим СССР без союзников и ленд-лиза.
Но пусть тогда и Германия без них останется:

-уберем с Восточного фронта 500тыс итальянцев,
-уберем с Восточного фронта 500тыс венгров,
-уберем с Вост. фронта 500тыс румын,
-уберем с Вост. фронта 500тыс финнов.
То есть с Восточного фронта пропадают по меньшей мере 2млн вражеских солдат. Плюс ко всему, если нет финнов, то Ленинград не в блокаде. А это значит, что освобождаются огромные промышленные мощности.

Далее:
-уберем с Дальнего Востока Японию.
напомню, что всю войну СССР был вынужден держать на ДВ против Японии от 700 до 1,5млн солдат.
То есть от 700тыс до 1,5млн чел со всей свой техникой могут преспокойно отправиться на запад.
-уберем с юга Персию и Турцию, то есть Персию оккупировать не нужно, и можно снять часть войск с Закавказья. А это еще сотни тысяч солдат.

Думаю, уже при таком раскладе участь Германии незавидна.

А если Рейх останется:
-без французской и чешской промышленности,
-без шведской железной руды,
-без румынской нефти,
-без помощи со стороны наших ''дорогих союзников''.
То есть у Германии был ''свой ленд-лиз'' со стороны ее союзников, на нее работала вся Европа. И удивительно, что почти по все статьям военного производства СССР смог превзойти Рейх в 2-3 раза.


Для меня в данном вопросе все очевидно.
А россиянам, охаивающим собственную страну и ее историю, рекомендую окунуть голову в дерьмо и сделать селфи. Именно так и выглядит смердяковщина в ''чистом'' виде.
Леха 2017-08-04 15:38:53
За некоторые комментарии просто стыдно за россиян. Нечего после удивляться тому, что от России все бегут как от чумы. Не благодарные мы.
Всеволод 2017-07-26 11:19:07
Какая же это помощь, если за нее надо платить? Руда, золото, платина, древесина - в обмен на не слишком качественную продукцию, это же чистой воды обдираловка, какого х.я! Помощь, тоже мне...
Аллэ 2017-07-16 01:48:33
Закомплесованнь|м и зазомбировань|м русским людям людям трудно смириться с тем, что победа не только их заслуга, впрочем как и все остальное....
Владимир 2017-05-08 20:26:08
Ленд-лиз, не может рассматриваться как помощь, в коалиционной войне по определению. К тому же по факты Ленд-лиз это был бизнес, а не помощь. Кто тебе помогает, если ты идёшь в магазин, покупать хлеб? Сам себе и помогаешь, за свои же бабки его покупаешь. В комментариях некоторых откровенный бред и деградация людей, которые Ленд-лиз рассматривают как помощь. Смешно, очень. )))
катуков 2017-04-26 15:18:32
статья гавно. тупая пропаганда неимеющая ничегообщего среальностью
кстати, частные компании США 2017-03-26 20:01:48
поставляли продукцию военным заводам Германии, Италии и Японии.
Потому что он "частные"

Даже после вступления США в войну американские корпорации продолжали выполнять заказы немецких, итальянских и даже японских компаний-партнёров. Для этого надо было заявить, что такое сотрудничество не наносит вред интересам Штатов и получить специальное разрешение, порядок выдачи которого регламентировался специальным указом президента США. Отказов было немного.
Конечно, танки и самолеты в Германию не отправляли, зато туда потоком шли стратегические материалы и сырье – от каучука до комплектующих для ракет «Фау». Особенно в ведении выгодного бизнеса с нацистами преуспели такие американские корпорации, как «Стандарт Ойл», «Дженерал Моторс», «Форд», IBM, ITT, «Кодак»…

бывший президент Рейхсбанка и один из создателей гитлеровского военно-промышленного комплекса Ялмар Шахт заявил американским представителям: «Если вы хотите предъявить обвинение промышленникам, которые перевооружали Германию, вы должны предъявить обвинение самим себе».
СССР в 40 гг и индустриализация 2017-03-26 19:51:15
а в США - 1999-1949 гг - Великая Американская депрессия!
) Военный подъем

Несмотря на некоторое оживление после 1938 года именно развитие событий, сила вещей, а не Кейнс и не “новый курс” вытащили США из депрессии. С начала второй мировой войны США, еще не будучи втянуты в войну, снабжали союзников всем необходимым. Война в Европе представляла собой гигантский рынок сбыта для военной продукции. Национальные расходы на оборону выросли с 1 млрд. $ в 1939 до 81 $ в 1945 гг., составляя в этом году 82% расходной части бюджета и почти 40% выпуска промышленного производства. Большая часть расходов финансировалась за счет дефицита бюджета, величина которого составила в 1939 году составил 4 млрд. долл., все возрастая, достигнув в 1945 году 54 млрд. долл. При этом совокупный государственный долг США вырос с 45 млрд. в 1939 году до 259 млрд. в 1945 гг. Безработица упала с 19% от работоспособного населения в 1938 до 1,9% в 1945, чему, конечно, поспособствовал призыв в армию. Поскольку дефициты оправдывались благими патриотическими целями, то на них никто не жаловался во время войны.

Еще более сильным, чем военный , оказался бум послевоенного процветания. Более 250 млрд. долларов сбережений, накопленных до и за время войны (нехватка товаров в военное время) обеспечили огромный уровень личных расходов и инвестиций, поддерживающий экономику до середины 50-х.
Циник 2017-03-17 14:24:51
"Это, пожалуй, главная тема для спекуляций людей, пытающихся как-то очернить программу ленд-лиза. Большинство из них считают своим непременным долгом заявить, что СССР, мол, платил за все поставляемые по ленд-лизу грузы. Разумеется, это является не более чем заблуждением (или сознательной ложью). Ни СССР, ни какие-либо другие страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, в соответствии с законом о ленд-лизу во время войны за эту помощь не платили, так сказать, ни цента.

...... Другое дело, что СССР действительно отправлял в США различные товары (в том числе 320 тыс. тонн хромированной руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, а также золото, платину, древесину). Делалось это в рамках программы обратного ленд-лиза."

Я оказывается в магазине тоже ни за что не плачу. Беру товар бесплатно, а деньги, что я даю продавцу, это просто программа обратного ленд-лиза :)
Михаил, Харьков 2017-02-24 03:15:50
Лихо так автор от 64% автомобилей и 72% паровозов переходит к 4% помощи в общей доле произведенных в СССР материалов. Конечно, если смешать самолеты и корабли с валенками и липовым лыком, то может 4% и выйдет!
артур 2017-02-10 20:41:21
Америка была недосягаема для немцев, но в войну вступила. Война за атлантику, сев.африка, Мадагаскар, Балканы, Индокитай, война с Японией - это ли ни второй фронт? Океанский флот - подводный и надводный - равноценен десяткам тысяч танков и самолётов, этой гонки германская экономика не выдержала...