Ту-104. Последние слова лётчика Кузнецова

"Русское чудо" - так окрестили первый советский реактивный лайнер на Западе. Никита Хрущёв был настолько поражён этим самолётом, что даже собирался в 1956 году совершить официальный визит в Лондон на опытной, не серийной машине.
На всемирной выставке "Экспо-58" Ту-104 награждается главным призом. Однако мало кто догадывается, что на самом деле с "Русским чудом" не всё было так гладко. Как раз в это время начинают происходить загадочные происшествия...
Этот фильм о том, как ценой собственной жизни экипаж Гарольда Кузнецова помог конструкторам и учёным "довести" самолёт, а также о реальной истории, известной театралам и кинозрителям под названием "104 страницы про любовь...".





Видео располагается на стороннем видеохостинге, оно может быть удалено без нашего ведома.
Если видео отсутствует, напишите об этом в комментариях.


Краткая биографическая справка


Кузнецов Гарольд Дмитриевич (август 1923, СССР — 17 октября 1958, близ станции Апнерка, Вурнарский район, Чувашская АССР, РСФСР, СССР) — советский лётчик, командир экипажа Ту-104А, потерпевшего катастрофу 17 октября 1958 года.

17 октября 1958 года новый Ту-104А с бортовым номером CCCP-42362, управляемый экипажем Гарольда Кузнецова, выполнял рейс Пекин-Омск-Москва. В салоне находилась делегация китайских и северокорейских комсомольских активистов.

По причине плохой погоды в Москве и на запасном аэродроме Горький диспетчер приказал разворачиваться и следовать в пригодный для посадки Свердловск. Во время разворота на высоте 10000 метров самолет попал в зону сильной турбуленции и произошел «подхват» — самопроизвольное неконтролируемое экипажем увеличение угла тангажа. Самолет ушел с эшелона вверх, набрав дополнительно до двух километров высоты, потерял скорость, свалился на крыло и вошел в штопор (до этого по этой же причине уже произошло несколько авиакатастроф Ту-104 и никто не мог установить причину).

В возникшей ситуации экипаж сделал все возможное для спасения самолета. Но нехватка хода руля высоты не позволила вывести машину из смертельного режима. Даже тогда, когда стало понятно, что самолёт обречён, командир экипажа Гарольд Кузнецов продолжал без паники, чётко комментировать всё происходящее и приказал бортрадисту транслировать его слова на землю (Благодаря этим комментариям в конструкцию самолёта были внесены необходимые изменения, что в будущем позволило избежать подобных катастроф). Самолет упал в Вурнарском районе Чувашии, в нескольких десятках метров от полотна железной дороги Москва—Казань—Свердловск, недалеко от деревни Булатово. Погибло 65 пассажиров и 9 членов экипажа.


Просмотров: 31818



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 2
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
Сергей 2017-01-19 02:04:01
Основным устройством, препятствующим эффекту подхвата ЛА, служит хвостовой (или передний — у самолётов с аэродинамической схемой «утка») стабилизатор. Находясь на расстоянии от центра тяжести (ЦТ) самолёта, он создаёт противодействующий вращательный момент при любом отклонении оси ЛА от набегающего потока. Чем дальше стабилизатор от ЦТ самолёта и чем больше его площадь — тем эффективнее он гасит дисбаланс аэродинамического сопротивления ЛА. Поэтому для подавления тенденции к подхвату надо правильно рассчитать стабилизатор ещё на этапе проектирования. Важно, чтобы при любых углах атаки он создавал больший вращающий момент, чем асимметричный корпус и стреловидное крыло вместе взятые.
Vladimir 2016-06-30 17:31:35
Аэродинамический подхват https://ru.wikipedia.org/wiki/Аэродинамический_подхват И поэтому утверждение, что после катастрофы изменяли угол установки стабилизатора и производили др. доработки не соответствует действительности (угол установки не влияет). Во всем виноват сам пилот, который вывел самолет на критический режим. Фильм создан для того, чтобы очернить гениального конструктора и героизировать пилота, убившего ни в чем не повинных пассажиров
X