Мировой рекорд дорожного строительства - 264 км. за 20 дней. Осударева дорога, 1702 г.

В военной истории России нового времени, пожалуй, нет более загадочного и менее изученного события, чем поход 1702 года Петра I по так называемой «Осударевой дороге». В данной заметке приводим материал "Геройский рейд" из "Российской газеты-Неделя" за 17 февраля 2011 года.

Михаил ДанковИз школьного курса истории мы помним, что именно благодаря строительству этой дороги русские смогли незаметно протянуть на Балтику два фрегата, переместить армию и одержать важную победу над шведами на Ладожском озере.
Недавно же по уникальной дендрохронологической шкале удалось выяснить, что найденные остатки бревен на «Осударевой дороге», относятся к 1702 году. Об этом и многом другом корреспонденту «РГ» рассказал историк, сотрудник Государственного краеведческого музея Карелии Михаил Данков.

Успеть за 20 дней
Российская газета: Михаил Юрьевич, неужели можно было меньше чем за месяц, не владея картографией района, оборудованием и техникой, построить такую масштабную дорогу?

Михаил Данков: Наказ на строительство был дан Петром I и главой Посольского приказа Федором Алексеевичем Головиным. Это реальный документ, мы его обнаружили в Москве, в архиве. Он датирован 8 июня 1702 года. Наказ поручал Михаилу Щепотеву, сержанту бомбардирской роты Преображенского полка, Ипату Муханову, а вслед за ними Автоному Головнину и Михаилу Волкову, поручику и адъютанту,провести «опись проведывания ближайшего пути». Задание фантастическое! В начале восемнадцатого века еще не существовало единых картографических представлений, использовались даже разные верстовые понятия. Так, Петр в одном из писем из Архангельска пишет, что это 120 верст, князь Долгорукий сообщает - «сухим путем близко 200 верст». Мы же в результате современных ландшафтных и археологических исследований утвердились в том, что расстояние составляло 174 версты, что в переводе на современную метрическую систему чуть более 264 километров.
Скорее всего, работу начали в двадцатых числах июня 1702 года, учитываем время, пока устроители волока добрались до места, пока собрался «работный люд» с необходимым инвентарем. А уже 14 июля Щепотев и Муханов с «Осударевой дороги» сообщают Петру в Архангельск: «...а дорога вся в отделке». Фактически, на строительство всей трассы потребовалось менее 20 суток. Этот факт действительно не имеет аналогов в мировой истории инженерно-дорожного строительства. Расстояние от Белого моря до Онежского озера совсем не простая территория. Здесь проходит водораздел. Вдоль побережья Белого моря идут и так называемый Ветреный пояс и гора Голец высотой 234 метра. Объём работ огромный. И наши консультации с инженерами-дорожниками лишний раз подчеркивают, что невозможно за 20 дней обустроить подобный маршрут даже сегодня.

РГ: Выходит, «Осударева дорога» строилась вообще без плана?

Данков: Осуществляя археологическую, топографическую и биолого-ландшафтную разведку, мы пришли к выводу, что трасса строилась не из пункта А в пункт Б, как это считалось долгое время. Данный тезис мы опровергаем. Строители двигались навстречу друг другу. И здесь очередная загадка. Как без точного знания местности головные отряды могли не промахнуться при встрече?
Основаны наши утверждения на том, что обнаружены и изучены разные конструкции гати. Русское население, которое проживало в Поморье, Нюхче, а также у Повенецкого рядка, использовало мостовую настилку с поперечной укладкой. А в срединной части дороги, где проживали карелы, другая методика. Там настилали продольные бревна, на них накладывали катки, по которым и перемещался экспедиционный обоз.

Осударева дорога
По сохранившимся брёвнам учёным удалось определить дату строительства "Осударевой дороги"

РГ: Сколько же времени преодолевали трассу Петр, лейб-гвардия и свита?

Данков: Мы чуть ли не по часам сейчас реконструируем этот героический рейд. Сам марш длился восемь ходовых суток. И данные факты подтверждаются эпистолярными источниками. Петр писал из начального пункта выхода на «Осудареву дорогу», из Нюхчи, своему союзнику в войне против Швеции польскому королю Августу II, письмо датировано 17 августа 1702 года. Написал царь и по завершении похода, уже из Повенца, тоже польскому королю. Это очень жесткая конструкция: выход 17 августа и прибытие 26-го, и она не позволяет историкам сомневаться и выдвигать иные версии.
На «Осударевой дороге» Петр возглавлял войсковую группировку в составе пяти батальонов лейб- гвардии Преображенского и Семеновского полков, это более четырех тысяч солдат. Столько же челяди, куда входили представители духовного синклита, иностранные послы, дипломатический корпус, а также любимчики царя по «марсовым потехам». Преодоление такой массой людей малоприспособленного пути за восемь ходовых суток кажется невозможным.

Невозможное – возможно
РГ:Может, это фальсификация?

Данков: Определенно нет. Это один из парадоксов менталитета русских людей: сделать невыполнимое во что бы то ни стало. Была поставлена сверхзадача, и ее выполнили.

РГ: А фрегаты? Петр все же тащил их с собой или нет?
Данков: Возможно, это покажется смелым заявлением, но мы уверены, что Петр по «Осударевой дороге» в августе 1702 года фрегаты не тащил, как это традиционно утверждается в отечественной истории. Это подтверждается разными архивными источниками, свидетельствами государя и его фаворитов, иконографией похода, современными выводами археологических и ландшафтных исследований. Морские суда, возведенные под присмотром солдат бомбардирской роты Преображенского полка при участии англичанина Я. Валронта и голландца П. Памбурха, первых капитанов загадочных кораблей, скорее всего, до 1710 года находились в акватории Белого моря.
Кстати, догадки основывались и на художественных работах Адриана Шхонебека, голландского художника, выписанного в Россию в конце семнадцатого века, который, как мы установили, являлся участником легендарного рейда. Его гравюра, опубликованная в 1713 году в так называемой «Марсовой книге», называется «Взятие Нотебурга». На ней не изображены крупные парусные суда, которые якобы должны были атаковать Нотебург. Не было никаких фрегатов.

РГ: Тогда зачем строили дорогу?

Данков: Чтобы тайно переместить лучшую часть российской армии - лейб-гвардию Преображенского и Семёновского полков в Ижорию, к району боевых действий. Карл XII в этот момент, ничего не подозревая, атаковал Краков. И вдруг как снег на голову русские оказываются под цитаделью Нотебурга и в октябре 1702 года забирают у шведов этот ключ к Балтике. Петр, еще в Архангельске, всячески обеспечивая тайну и скрытность операции, распускал слухи через иностранных агентов, будто собирается «в Норвегу». Взял с собой в рейд даже послов иностранных государств, чтобы избежать утечки стратегической информации. Он желал действовать наверняка. И у него получилось. Так что дорога от Белого моря к Балтике задачу свою выполнила.

P.S.
Инерционные представления о таинственном перемещении кораблей войсковой группой Петра I по «Осударевой дороге» в 1702 году, скорее всего, являются мифологической выдумкой, в которой патриотических неувязок больше, чем реальных фактов. Интрига перетаскивания кораблей от моря к морю по-прежнему изумляет и приглашает исследователей к новому архивному поиску и резонному размышлению.


Просмотров: 17285

Источник: Российская газета - неделя, Северо-Запад. 17 февраля 2011 года.



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий: