СССР 1983 и 2005 годов глазами Академии наук и Госплана

23 года прошло с тех пор, как распался Советский Союз, и Россия пошла по демократическому пути развития. А каким видели развитие страны в XXI веке в эпоху социализма? В данной статье мы рассмотрим прогнозы «Комплексной программы научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы», изданной при Андропове в 1983 г. для служебного пользования, и, по возможности, сравним их с действительными показателями 2005 г., которые были достигнуты уже в России.

Комплексная программа экономического развития СССР состоит из трёх частей: "Основные проблемы развития народного хозяйства", "Социальные проблемы, повышение народного благосостояния и развитие культуры" и "Население, трудовые ресурсы и охрана труда", в которых подробно рассматриваются социально-экономические показатели жизни в стране на 1983 г. Программа разработана соответствующими проблемными комиссиями при Президиуме АН СССР и ГКНТ (Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике). Головными организациями при написании программы являлись Научно-исследовательский экономический институт при Госплане СССР, Центральный экономико-математический институт Академии наук СССР, Институт социологических исследований Академии наук СССР, Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований Государственного комитета СССР по науке и технике и Академии наук СССР, Научно-исследовательский экономический институт при Госплане СССР.

Отметим, что работа не была издана в типографии, а отпечатана на машинке и затем размножена. Так как эта программа не предназначалась для широкого пользования (в отличие от ежегодных сборников статистики народного хозяйства), можно сказать, что указанные в ней данные наиболее близки к действительной ситуации в стране в тот период. Основные направления социального и экономического развития СССР до 1990 г. были утверждены в 1981 г. на XXVI съезде КПСС. Приоритетными задачами являлись дальнейший рост народного благосостояния, укрепление экономики страны, повышение трудовой активности населения, и, как следствие, наращивание материальных и трудовых ресурсов.



Основные проблемы и задачи развития народного хозяйства



Развитие народного хозяйства в долгосрочной перспективе было ориентировано на удовлетворение возрастающих материальных и духовных потребностей советских людей, решение задач повышения народного благосостояния и социального развития. Правительство ставило перед собой следующие задачи:
- становление бесклассовой структуры общества, устранение наиболее существенных социально-экономических различий между группами населения;
- неуклонное повышение степени удовлетворения потребностей и уровня благосостояния советских людей;
- создание необходимых предпосылок всестороннего развития личности на основе развития основных сфер жизнедеятельности;
- укрепление идейно-политического единства советского общества, совершенствование системы морального воспитания, формирование коммунистической нравственности.

В экономике выделяют два типа воспроизводства. Экстенсивный тип направлен на расширение с использованием дополнительных ресурсов, не меняя технологическую основу. Интенсивный тип, наоборот, рассчитан на рост объёмов производства за счёт качественного улучшения технической и технологической базы. Так как ресурсы ограничены, в долгосрочной перспективе развитие экономики СССР будет стремиться к переходу на интенсивный тип воспроизводства.

Трудовые ресурсы



По данным статистики на 1 января 1981 г., численность населения СССР составляла 266,6 млн чел., из которых 139,2 млн чел. проживали в РСФСР [1]. Советские экономисты планировали постепенное сокращение доли трудоспособного населения - частично за счёт уменьшения числа работающих женщин, так как предполагалось увеличить рождаемость и длительность отпуска по уходу за детьми. Если абсолютный прирост населения в трудоспособном возрасте в 1976-1980 гг. принять за 100%, то в 1981-1985 гг. он составит 30%, в 1986-1990 гг. - 28%, в 1991-1995 гг. - 28%, в 1996-2000 гг. - 61%, в 2001-2005 гг. - 64% [2].

В 1980 г. численность занятого населения составляла 131,5 млн чел., из которых 74,4% были заняты в материальном производстве, а 25,6% – в непроизводственной сфере[3]. При экстенсивном варианте развития планировалось повысить число занятых в материальном производстве с 97,8 млн чел. в 1980 г. до 100 млн чел. в 1990 г., и далее удерживать на этом уровне. Во втором варианте численность занятых в материальном производстве после увеличения до 99,5 млн. чел. в 1985 г. снижается до 97,1 млн чел. в 1995 г. и 92,4 млн чел. в 2005 г. Существенное повышение доли трудящихся, занятых в непроизводственной сфере, согласно интенсивному варианту, должно было быть достигнуто путем более быстрого роста производительности труда в материальном производстве, а также за счет увеличения масштабов вовлечения в сферу общественного труда работников пенсионного возраста.

В перспективном периоде советские экономисты предполагали рост дефицита рабочей силы, и основной проблемой видели дальнейшее высвобождение занятых в сельском хозяйстве. При этом, несмотря на то, что в целом доля занятых в сельском хозяйстве СССР в несколько раз выше, чем в других экономически развитых странах, значительное число сельскохозяйственных предприятий, особенно Нечерноземной зоны СССР, испытывало нехватку рабочей силы, в частности механизаторов. Согласно первому варианту, численность занятых в сельском хозяйстве должна снизиться с 27,0 млн чел. в 1980 г. до 25,1 млн чел. в 1990 г. и 21,8 млн чел. в 2005 г. В интенсивном варианте ускоренный рост производительности труда в сельском хозяйстве на основе комплексной механизации производственных процессов приводит к значительно более высоким темпам высвобождения работников из сельского хозяйства. Согласно этому варианту, численность занятых в сельском хозяйстве должна была сократиться до 24,7 млн чел. в 1990 г. и 18,3 млн чел. в 2005 г.[4], что составило бы приблизительно 7% об общей численности населения СССР.

В промышленности в 1980 г. было занято 13% населения, и на перспективный период планировалось сохранение на том же уровне или небольшое увеличение количества рабочих. По данным Росстата на 2004 г., из всего населения численностью 142,8 млн чел. 5% были заняты в сельском хозяйстве и 10% – в промышленности. Это снижение вполне объяснимо, ведь после распада СССР отделились крупный промышленный регион Донбасса и республики, население которые занималось преимущественно сельским хозяйством (Средняя Азия).

Для повышения производительности труда требуется совершенствование технологии производства. Так как изначально экономика СССР ориентирована на высокие темпы увеличения числа занятых, понадобилась бы её коренная перестройка в соответствии с новыми условиями формирования ресурсов труда, для чего необходима разработка трудосберегающей техники и технологии, внедрение их в производство взамен старых. Новая техника и технология прежде всего должны были обеспечить общее сокращение численности работников, занятых ручным трудом, особенно малоквалифицированным и Физически тяжёлым трудом. К началу 1980-х годов в материальном производстве было занято ручным трудом свыше 50 млн. чел., в том числе около 55% работников промышленности и около 65% работников строительства. Основными направлениями сокращения ручного труда предполагались механизация подъемно-транспортных и складских работ, где в начале 1980-х гг. было занято около 9 млн чел., и механизации сборочных работ, где было занято около 8 млн чел.

Ещё один способ увеличить эффективность использования трудовых ресурсов – повысить интенсивность труда и снизить потери рабочего времени. Составители программы полагали, что для этого нужно как можно больше заинтересовать работников в результатах производства, усовершенствовать системы оплаты труда, материального и морального поощрения. Снижение потерь рабочего времени прежде всего нужно было осуществлять при помощи мероприятий по ликвидации прогулов, неявок с разрешения администрации. Значительный резерв времени освобождается, если уменьшить неявки на работу по болезни. Однако все эти меры требовали существенных изменений в организации труда на местах, обеспечения и поддержки режима труда работников, занятых в производстве и сфере обслуживания населения.

Анализ предприятий различных отраслей промышленности в 1983 г. показал, что только внутрисменные простои составляли 15-20% рабочего времени. Соответственно, сокращение или полная ликвидация подобных простоев привела бы к значительному повышению интенсивности труда. Также экономически выгодными формами занятости являются маятниковая миграция и вахтовый способ обеспечения кадрами. В настоящее время мы как раз наблюдаем популярность этих способов. Провинция не может обеспечить все население достойно оплачиваемой работой, и многие уезжают работать вахтовым методом в крупные города, на север страны.

Итак, согласно комплексной программе развития поставленных задач предполагалось достичь в результате технического переоборудования основных фондов народного хозяйства СССР, повышения интенсивности труда, снижения потерь рабочего времени и улучшения организации труда, а также расширения возможностей межрегиональной миграции рабочей силы.

Профессиональная подготовка кадров



Во время составления плана в области образования и подготовки кадров существовали следующие проблемы:

- сохранение определённых пропорций между численностью различных категорий работников (квалифицированных рабочих, специалистов со средним специальным и высшим образованием) для эффективного использования трудовых ресурсов;
- достижение баланса в системе образования по формам подготовки кадров (типы учебных заведений, формы обучения) и видам их специализации (по профилю и уровню их знаний).
Эти проблемы сохранялись и в перспективном периоде. Также намечалось усиление тенденции к сокращению доли работников с неполным средним образованием в общей численности занятого населения (1960 г. - 26%, 1990 г. - 16%, 2000 г. - 8%, 2005 г. - 5%). По данным Росстата, в конце 2004 г. в России численность занятого населения с основным средним образованием (9 классов) составляла 6,2%, а с полным средним образованием (11 классов) – 22,6%. [5]. При этом следовало постепенно устранять существенные различия в уровнях и качестве образования в разных районах страны, в городе и на селе, различия в качестве подготовки выпускников средней школы, средних профессионально-технических училищ и техникумов, улучшать обеспеченность специалистами в территориальном разрезе, максимально приблизить расположение центров подготовки специалистов к местам их будущего использования. Отмечалась слабая развитость системы профессиональной ориентации, учащиеся были недостаточно заинтересованы в результатах обучения.

В перспективном периоде опережающими темпами должна развиваться система профессионально-технического образования (средние ПТУ и технические училища). При расширении сети ПТУ необходимо было улучшить их материальную базу, повысить обеспеченность квалифицированными кадрами, совершенствовать практику размещения сети ПТУ по территории страны, более полно учитывать потребности в работниках соответствующей квалификации для непроизводственной сферы народного хозяйства, укреплять связь ПТУ с производством. В перспективе при каждом новом и крупном действующем предприятии с численностью работающих в две и более тысяч человек советские экономисты планировали создавать базовое профессионально-техническое училище, что решило бы задачу подготовки всех молодых рабочих в стационарных учебных заведениях. Заслуживал внимания опыт распределения окончивших ПТУ и технические училища не по предприятиям, а на конкретные рабочие места.

Возрастающие потребности в специалистах со средним специальным образованием должны были удовлетворяться за счёт ускоренного развития техникумов, которые в свою очередь нужно комплектовать выпускниками десятых классов. В условиях ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса в народное хозяйство, уже во время создания плана полученных профессиональных знаний и навыков не хватало работнику на всю жизнь. В перспективном периоде особое значение приобретало создание гибкой системы переподготовки и повышения квалификации трудящихся. Необходимо повысить роль систем стажировки и переквалификации специалистов, расширить и сделать регулярными творческие отпуска. Конечно, разработчики программы не могли предвидеть масштабное развитие компьютерных технологий, которое ускорило научно-технический прогресс в десятки раз. В 2000-х гг. спрос на профессии постоянно меняется, с каждым годом появляются новые специальности, и образовательная система не в силах удовлетворить спрос на них. Таким образом, проблемы, намеченные в СССР, не только не разрешились, но ещё больше усилились.

Инвестиционные ресурсы



В 1970-х годах по ряду причин инвестиционная деятельность начала замедляться. Объём капитальных вложений уменьшился со 142% в 9-й пятилетке до 129% в 10-й. Усилились ограничения со стороны воспроизводства первичных инвестиционных ресурсов (древесины, синтетических смол, пластмасс и др.). При этом машиностроение и строительство оказались не подготовлены к применению прогрессивных конструкционных материалов, что не позволило в полной мере реализовать экономию от их использования. По сравнению с 9-й пятилеткой почти на 10% уменьшилась динамика ввода производственных мощностей, при этом рост капиталоёмкости и фондоёмкости вводимых мощностей составлял в 9-й и 10-й пятилетках 30-50%.

Машиностроение не смогло обеспечить необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве: прежде всего механизацию ручного труда, ускоренное развитие агропромышленного комплекса, химической промышленности, экспортного потенциала. Качество и технический уровень продукции машиностроения и металлургии не соответствовали потребностям народного хозяйства, что вызвало резкое увеличение импорта оборудования. В то же время инвестиционные ресурсы расходовались впустую на создание техники с избыточными параметрами, которые нельзя было полностью реализовать в реальной эксплуатации на предприятиях (качества, направленные на универсальность, стремление к мировым рекордам). Продолжительность строительства превышала норму в 2,6 раза, из-за чего новая техника и проекты строительства морально устаревали ещё до ввода в производственную эксплуатацию.

Нехватка первичных инвестиционных ресурсов, в частности металла, привела к сильному отставанию в развитии чёрнометаллургической промышленности. Замедление динамики строительно-монтажных работ и машиностроения привело к увеличению доли импорта и последующему удорожанию оборудования, таким образом снизив эффективность капитальных вложений.

В 10-й пятилетке значительно вырос импорт металлургического, энергетического, бурового, насосно-компрессорного оборудования, увеличились закупки за рубежом металлообрабатывающего оборудования, полуавтоматических линий и других видов машин и оборудования. Рост импорта резко увеличил нагрузку на сырьевые отрасли, в том числе на топливно-энергетический комплекс. Больше импортной техники стали использовать в нефтеперерабатывающей, химической, целлюлозно-бумажной промышленности, в отраслях лёгкой и пищевой промышленности.

Чтобы преодолеть эти неблагоприятные тенденции в инвестиционной деятельности, в перспективном периоде правительство намеревалось ликвидировать несбалансированность производства и потребления первичных конструкционных материалов, замедлить рост капиталоёмкости и фондоёмкости вводимых мощностей, ускорить обновление основных фондов и повысить технический уровень производственного аппарата страны.

Факторами роста капиталоёмкости и фондоёмкости стали увеличение затрат на оборудование и строительные материалы, рост объёмов строительства, смещение строительства в северные регионы и сейсмические зоны. Замедлить темпы роста в перспективном периоде виделось возможным с помощью снижения стоимости единицы мощности отечественного оборудования, разработки более надёжных образцов машин и оборудования, сокращения импорта дорогостоящего оборудования и более рационального использования действующего производственного аппарата.

Таблица 1. Возможности замедления темпов роста фондоемкости вводимых мощностей, темпы роста к предшествующему пятилетию, % [12]



Энергетические ресурсы



Топливно-энергетической комплекс СССР в 1980-х гг. находился на этапе замедления производства традиционных видов топлива и, как следствие, топливно-энергетических ресурсов в целом. Среднегодовой темп прироста производства топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в 1951-1970 гг. составил 7,2%, в 1971-1980 гг. - 5,1%, если же ориентироваться на материалы отраслевых прогнозов в 1981-2000 гг. его уровень не должен был превысить 2,5%. Данная тенденция являлась результатом дальнейшего роста капиталоёмкости производства в отраслях ТЭК.

В 1961-1980 гг. топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) распределялись следующим образом: снижалась доля ТЭР, направленных на удовлетворение внутренних энергетических нетопливных и сырьевых нужд, и росла доля экспортируемых ресурсов. За указанный период объем экспорта топлива и энергии увеличился в 5,4 раза, в результате чего их доля в общем объеме производства ТЭР выросла на 8% и превысила в итоге 16% [6]. Особенно большой разрыв между производством и потреблением внутри страны сложился для нефтетоплива: в среднем на 1961-1980 гг. экспорт нефти и нефтепродуктов составлял 26% от объема добычи сырой нефти.

Тенденция роста доли экспорта топлива и энергии как в структуре их распределения, так и в общем объеме экспорта сформировалась в условиях высокой обеспеченности экономики СССР топливно-энергетическими ресурсами и высокой эффективности затрат в отраслях ТЭК. Доля продукции этих отраслей в экспорте СССР на двадцатилетие 1961-1980 гг. увеличилась в 2,9 раза и достигла 46,9% его общего объема.

Для экономики СССР было характерно высокое потребление энергии на производстве, что легко объяснялось высокой материалоёмкостью: производство, перемещение и переработка больших объёмов сырья и материалов требуют на всех стадиях соответствующих затрат энергии. Уровень потребления энергии в непроизводственных целях в начале 1980-х гг. на душу населения был в два раза ниже, чем в странах Западной Европы. При этом потребление электроэнергии в сельской местности было ещё в два раза ниже, чем в городах.

Долгое время экономика страны ориентировалась на быстрые темпы роста производства энергии и топлива, преимущественно жидкого и газообразного. Для более экономных энергетических затрат в перспективном периоде требовалась масштабная перестройка всего производственного аппарата. Советские экономисты считали, что для этого нужно:
- повысить темпы электрификации народного хозяйства, при этом использовать все виды топлива, а не какой-либо один вид;
- разработать энергетическое оборудование большой мощности, работающее на твёрдом топливе;
- создать условия, препятствующие увеличению расходов и потерь топлива и энергии, ввести жёсткие требования экономии энергии при проектировании транспортных систем, промышленных и жилых зданий, производственных процессов.

Сдвиги в структуре производства ТЭР, которые должны были произойти в рассматриваемой перспективе, характеризовались прежде всего резким сокращением доли нефти. Вследствие этого в рамках обеспечения общей экономии ТЭР особенно остро стояла проблема экономии нефтетоплива. При сохранении доли экспорта нефти и нефтепродуктов на уровне 1985 г. снижение затрат нефтепродуктов должно было идти в 1986-1995 гг. среднегодовым темпом - 8,4%, в 1996-2005 гг. - 8,6%.

Данные статистики за 2003 г. показывают, что доля нефтедобычи по-прежнему остаётся довольно высокой – 40%. Не менее высоким остаётся и экспорт нефти – больше 50% (в 2003 г. из 602,5 млн т добытой нефти на экспорт ушло 325,8 млн т)[5].

Потребительские ресурсы



В начале 1980-х гг. свыше 60% объёма фонда потребления формировалось за счёт продукции отраслей агропромышленного комплекса (АПК). Несмотря на меры, принимаемые для усиленного развития сельского хозяйства, объёмы производства снижались. Так, в 10-й пятилетке отклонение между минимальным и максимальным годовым уровнем валовой продукции отрасли в целом составило около 6% (а по зерну - около 80%). Неразвитость инфраструктуры не позволяла создавать страховые запасы в наиболее урожайные годы (ёмкость зернохранилищ в 1980 г. составила немногим более 150 млн т), что, вместе с ограниченной пропускной способностью транспортной сети, приводило к увеличению потерь. Также намечалась тенденция снижения продуктивности животноводства, дефицита рыбной продукции. В связи с сокращением абсолютных объёмов улова рыбы, величины душевого потребления рыбы и рыбопродуктов в 1977-1981 гг. были ниже уровня 1976 г.

Плакат Перевыполним план по производству товаров широкого потребления!
Плакат "Перевыполним план по производству товаров широкого потребления!". Художник А.Добров. Тираж 70 000. Размер 81х53,5. М.:Государственное издательство изобразительного искусства (ИЗОГИЗ), 1960 г

Лёгкая промышленность также испытывала трудности. Из-за непривлекательности фасонов и низкого качества пошива многие швейные изделия отечественного производства не пользовались спросом, в то время как аналогичное импортные товары раскупались. Несоответствие ассортимента и качества товаров спросу населения явилось одной из основных причин образования не только избыточных запасов, но и запасов неходовых и залежалых товаров. Так, в общем объеме неходовых и залежалых товаров доля изделий, выпущенных более пяти лет назад, повысилась с 23% на I октября 1978 г. до 46% на 1 октября 1981 г. В общем объёме производства новые модели составляли всего 7,2%. Низкое качество советской швейной продукции также сказывалось на спросе. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. торговая инспекция ежегодно отбраковывала 15% кожаной обуви, более 13% швейных и 10% трикотажных изделий [7].

Ограниченность масштабов производства, медленное обновление и расширение ассортимента привело к ориентации на завышенные сроки службы большинства товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода (ТКБНХ). По данным Министерства торговли СССР, степень удовлетворения заявок на отдельные виды товаров бытового назначения колебалась от 40% до 85%, при одновременном росте нереализованных запасов не пользующихся опросом товаров. Росту ресурсов потребления товаров культурно-бытового назначения препятствовало низкое качество производства. В 1980-1981 гг. торговая инспекция забраковала 25% поступивших по рыночным фондам телевизоров, 20-25% холодильников, 15% мебели, 10% стиральных машин, 10% радиоприемников. Также рост потребления приборов культурно-бытового назначения сдерживали плохая организация их ремонта и технического обслуживания, несоответствия в объёмах производства сопутствующих товаров.

Из-за отставания развития отраслей агропромышленного комплекса в формировании структуры потребления продукции этих отраслей повысилась доля импортной продукции и алкоголя. Удельный вес этих источников в общем приросте потребления продукции отраслей, базирующихся на сельском хозяйстве, в 1980 г. вплотную приблизился к 40%. Если в 9-й пятилетке наиболее интенсивно возрастал импорт изделий лёгкой промышленности, то в 10-й пятилетке увеличился ввоз основных видов продовольствия.

Производство продукции АПК в первую очередь зависело от эффективности сельскохозяйственного производства. Для повышения эффективности требовалось увеличить урожайность и продуктивность, а также улучшить качество сельскохозяйственного сырья, создать системы резервов, возможность оперативного перераспределения ресурсов, обеспечить стабильную инфраструктуру для сокращения потерь сырья.

Так как в целом развитие АПК по мнению экономистов зависело от эффективности использования первичного сельскохозяйственного сырья, для её повышения нужно было принять следующие меры:
- сократить потери на всех стадиях хранения и переработки;
- увеличить глубину переработки исходных сельскохозяйственных продуктов и расширить ассортимент продуктов питания, тканей, одежды, обуви;
- увеличить мощности перерабатывающих предприятий с учетом необходимого резерва для переработки сырья в высокоурожайные годы;
- сократить использование продукции потребительского назначения на технические нужды наряду с рациональной заменой натурального сырья искусственным без снижения потребительских свойств конечной продукции АПК.

Для поддержания производства товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода и несколько уравновесить структуру потребления населения комплексная программа развития предполагала выполнение следующих мероприятий:
- повышение качества ТКБНХ, их экономичности в использовании;
- модернизация производства для обеспечения регулярного (в течение пяти-семи лет) обновления ассортимента выпускаемых изделий, удовлетворяющего потребности различных групп населения;
- разработка и выпуск новых видов изделий, в том числе базовых моделей и комплексов товаров народного потребления;
- развитие сфер ремонта и обслуживания ТКБНХ, а также выпуск сопутствующих товаров.

Таблица 2. Структура фонда личного потребления [7]


Не менее важным в перспективном периоде являлось направление дополнительных средств на сохранение продукции и её своевременную доставку потребителям. На момент создания комплексной программы развития обеспеченность народного хозяйства СССР инфраструктурой отставало от других развитых стран, в частности США, в 6 раз. По оценкам рабочей комиссии по инфраструктуре величина годовых потерь по причине отсталой инфраструктуры составляла не менее 8% валового общественного продукта. Основными факторами служили невывоз и порча продукции, снижение её качества и потери при перевозках, неподготовленность подвижного состава, плохие дороги, отсутствие необходимых резервов пропускных способностей на транспорте, плохие условия хранения, завышенные эксплуатационные расходы в снабжении, неразвитая, ненадёжная и некачественная связь.

Сейчас, как мы знаем, проблема дефицита товаров решена, но в значительной мере за счёт импорта.

Изменение структуры потребления



За период 1971-1980 гг. значительно выросли общие показатели народного благосостояния. Реальные доходы на душу населения возросли на 46%, фонд личного потребления населения - на 66%. Вследствие этого изменилась и структура потребления населением материальных благ. Так, доля продуктов питания в фонде личного потребления снизилась с 63,3% в 1970 г. до 57,3% в 1980 г., а доля непродовольственных товаров соответственно возросла по товарам лёгкой промышленности (одежда, белье, обувь, ткани) с 23,5% до 24,4%, по товарам культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода - с 4,7% до 7,7%. Доля расходов на платные услуги в бюджете населения возросла с 9,0% до 10,2% [9]. В долгосрочном периоде ставились цели роста народного благосостояния, объёмов потребления и совершенствование его структуры.

Отмечалось растущее потребление алкогольных напитков. Расходы по этой товарной группе в расчете на душу населения в 1970 г. составили 101 руб., в 1975 г. – 135 руб., а в 1980 г. – около 170 руб. Так как это сказывается на качестве трудовых ресурсов, ухудшает условия воспроизводства и здоровья населения и в итоге снижает уровень благосостояния народа, в перспективе предполагалось снизить долю алкогольных напитков в фонде личного потребления не менее чем в 1,7-1,9 раза и переориентировать потребление на слабоградусные напитки. Для СССР характерной являлась большая доля спирто-водочных изделий – 51% в 1980 г. против 15-40% для большинства развитых стран. При этом по потреблению слабоградусных напитков и пива СССР отставал от других стран в 2-6 раз.

Также в перспективе рассматривалось создание более благоприятных условий для организации быта, отдыха, максимального использования возможностей приобщения населения к достижениям культуры и искусства. Так как доступность платного обслуживания населения в городах и сёлах существенно различалась, необходимо было устранить эти различия в масштабах всей страны. Предполагались ориентация сферы услуг на качественное выполнение индивидуальных заказов, максимальное переключение наиболее трудоёмких домашних работ в сферу платного обслуживания, расширение возможностей организованного отдыха населения.

Коренной проблемой как в сфере платного, так и бесплатного обслуживания являлось повышение качества предоставляемых населению услуг. Качество услуг образования, здравоохранения, дошкольных учреждений отставало от возросших потребностей населения и общества в целом. Система общественно организованного бытового обслуживания не учитывала в полной мере запросы потребителей. Таким образом, качественное обслуживание переместилось из общественно организованной сферы услуг (платных и бесплатных) в сферу так называемых частных услуг. Развитие последних - свидетельство недостаточного качества услуг, предоставляемых отраслями общественного обслуживания. Для всех потребительских комплексов актуальна проблема качества.

В перспективном периоде правительство ставило задачу удовлетворить потребности населения в сбалансированном питании, перейти к питанию, насыщенному витаминами, сократить потребление алкоголя; распространить применение товаров длительного пользования для домашнего хозяйства, отдыха и т. д.; обеспечить жильём каждую семью; удовлетворить потребности населения в услугах учреждений образования, здравоохранения и культуры. В дошкольном воспитании предполагалось к 2005 г. обеспечить уровень охвата детей дошкольными учреждениями до 60-70% в сельской местности и 85-90% в городах, снизить нормативы наполняемости групп до 10-15 детей на одного воспитателя.

Финансовый баланс



В экономике СССР основную массу финансовых ресурсов составляли денежные накопления, включающие прибыль государственных предприятий и организаций, чистый доход колхозов, налог с оборота, отчисления на социальное страхование предприятий государственного и колхозно-кооперативного сектора, доходы от внешней торговли и прочие накопления. Преобладающими формами денежных накоплений являлись прибыль и налог с оборота. Их суммарный удельный вес в денежных накоплениях колебался в 1961-1980 гг. в пределах 85-90%.

В 1971-1980 гг. прирост сбережений резко замедлился по сравнению с предшествующим десятилетием. Прежде всего это было связано с повышением цен на потребительские товары и услуги. Тем не менее, оплата труда увеличивалась, вместе с ней росли и налоговые и страховые отчисления.


Таблица 3. Динамика финансовых ресурсов народного хозяйства, валового общественного продукта и национального дохода. [16]


С ростом финансовых ресурсов было неразрывно связано усиление материально-финансовой несбалансированности народного хозяйства, при которой планирование и методы хозяйственного управления ориентированы преимущественно на выпуск и распределение продукции. Подобная несбалансированность оказывает негативное влияние на всю экономику, так как способствует образованию избыточных запасов, распылению капитальных вложений и дефициту всех видов народнохозяйственных ресурсов.

Материально-финансовая несбалансированность проявлялась в постоянном и растущем превышении платёжных средств (безналичных и наличных денег), находящихся в обороте, над общей стоимостью всех материальных ресурсов, так же находящихся в обороте. Среднегодовая величина платёжных средств в народном хозяйстве за 1961-1980 гг. возросла более чем в 6 раз при росте валового общественного продукта в 3,2 раза и национального дохода в 3 раза. Денежные средства на счетах государственных предприятий и организаций в банках за тот же период увеличились более чем в 9 раз. Излишняя величина обращающихся платёжных средств на конец 1980 г. составляла, по оценкам экспертов, не менее 120 млрд руб. В то же время перенасыщение народного хозяйства платёжными средствами сопровождалось созданием (на ту же дату) излишних запасов товарно-материальных ценностей не менее, чем на 40-45 млрд руб. и неоправданных заделов незавершённого строительства в размере не менее 30-40 млрд руб. Общая денежная задолженность государства населению возросла за двадцать лет в 13 раз и к концу 1980 г. составила величину порядка 50% национального дохода (или 75% доходов госбюджета) [8].

Избыток платёжных средств в народном хозяйстве усиливал дефицит основных хозяйственных ресурсов – сырья, материалов, рабочей силы. В свою очередь дефицит приводил к стремлению хозяйственных организаций создать запасы в масштабах, значительно превышающих потребности. Из-за накопления запасов снижался оборот денежных средств предприятий, и в результате появлялась необходимость вводить в оборот дополнительные денежные средства, что ещё больше увеличивало их избыток.

Комплексная программа экономического развития СССР предлагала следующий план мероприятий для преодоления материально-финансовой несбалансированности:
- обеспечить связь движения материальных и финансово-кредитных ресурсов при составлении плана народного хозяйства;
- необходимо провести кредитно-финансовую реформу, направленную на усиление централизации в планировании и управлении денежным оборотом страны. Реформа должна будет разграничить ресурсы государственного бюджета, ссудного фонда банков и собственных финансовых ресурсов объединений и предприятий; формировать доходную часть госбюджета за счёт реализованных накоплений хозяйства, а не за счёт авансовых перечислений; изменить систему кредитования;
- изменить порядок распределения и перераспределения доходов хозяйственных организаций, создающий условие для покрытия издержек за счет банковских ссуд.

Достижение баланса между спросом и предложением

Отсутствие баланса между платёжеспособным спросом и товарным предложением создавало крайне неблагоприятную ситуацию в экономике страны. У населения пропадал стимул к эффективной работе, падала интенсивность труда, качество потребительской продукции. В социальном отношении дисбаланс усиливал социально-экономические различия между отдельными группами населения.

Для достижения баланса к началу 1990-х гг. экономисты рассчитывали создать такие условия, которые мешали бы дальнейшему образованию неудовлетворённого спроса, обеспечить покрытие денежных доходов ресурсами товарного предложения. Предполагалось принять меры в следующих направлениях:
 увеличить объём предложения товарных ресурсов потребительского назначения;
 ограничить рост платёжеспособного спроса (через воздействие на номинальные доходы и сбережения населения);
 активизировать механизмы, балансирующие спрос и предложение.
Все эти меры должны были применяться комплексно, так как по отдельности они не разрешили бы проблему. Кроме того, их требовалось задействовать вместе с мероприятиями по достижению материально-финансовой сбалансированности в народном хозяйстве.

Мероприятия по росту денежных доходов населения необходимо планировать лишь в рамках реально выявленных потребительских ресурсов, при этом предусматривая обязательные резервы на случай невыполнения планов по ресурсам. Ресурсы большинства продуктов питания и некоторых непродовольственных товаров можно было значительно увеличить за счёт резкого сокращения потерь сельскохозяйственной продукции в процессе ее производства, хранения, транспортировки и переработки.

Главным условием достижения баланса являлся опережающий рост предложения товаров и платных услуг, ускоренное развитие производства товаров народного потребления и платных услуг, существенное повышение их качества, расширение ассортимента, поиск новых способов увеличения товарных ресурсов и максимальное использование в этих целях как централизованных, так и всех местных источников. Для этого в перспективе предполагалось развитие индивидуального и кооперативного производства, стимулирование подсобного хозяйства, частных услуг, особенно там, где невыгодно использование государственных ресурсов. В более длительной перспективе потребовалось бы увеличивать производство не только наиболее дефицитных товаров и услуг, но и повышать степень удовлетворения разумных потребностей населения по всем их комплексам. При этом следовало учитывать экономические возможности производства и социальную перспективность удовлетворения тех или иных потребностей.

Ещё один способ достижения баланса – расширение каналов расходования денежных средств населения. Здесь в первую очередь предполагалось изменить порядок финансирования строительства. Также в перспективе было обеспечение всех желающих садовыми участками, массовая автомобилизация. Распространение садово-огородных и дачных участков хотя бы до 25% городских семей (против примерно 10% в 1980 г.) несло следующие выгоды: это здоровая форма проведения досуга; база отдыха для семей с малолетними детьми и пенсионерами (в начале 1980-х гг. люди чаще отдыхали на дачных участках, чем в санаториях, домах отдыха и пансионатах); дополнительный источник овощей и фруктов. Кроме того, дачный участок – это крупный источник потребительских расходов на строительные материалы, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения (по оценкам экономистов, в 1980-е гг. расходы на приобретение строительных материалов на эти цели могут составить до 1,5 млрд рублей в расчёте на год, а на товары культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода - до 1,0 млрд рублей) [11]. При этом предлагалось ввести ощутимую плату за пользование землёй, а размер наделов увеличить в 1,5-2 раза.

Автомобиль, сопутствующие ему товары и услуги, по рассчётам советских экономистов, могли стать одним из крупных каналов расходования средств населения. Достижение к 2000-2005 г. уровня обеспеченности автомобилями в 35 штук на 100 семей (столько в начале 1980-х гг. имелось в ГДР) требует доведения реализации автомобилей до 3,0-3,5 млн шт. в год, что составит 20-25 млрд руб. розничного товарооборота. Соизмеримую с этой суммой величину могут составить расходы на топливо, обслуживание и ремонт, дополнительные и сопутствующие товары. Заметим, что в 2004 г. в России приходилось 150 автомобилей на 1000 человек.

Также в качестве источника дополнительных расходов денежных средств населения предполагалось распространение различных видов медицинского платного обслуживания: поликлиники, лаборатории по проведению анализов, косметические салоны, стоматологические, физиотерапевтические, массажные кабинеты, грязелечебницы. Рассматривалась возможность развития разнообразных форм платного рекреационного обслуживания, организация различных спортивных секций, курсов и кружков по изучению машинописи, стенографии, вязанию, кройке и шитью и т.д., киноуниверситетов и университетов культуры в масштабах, позволяющих удовлетворять потребности населения во всех этих видах услуг.


Регулирование спроса и предложения включало необходимость проведения реформы розничных цен для создания гибкого механизма изменения соотношения цены, а также совершенствование системы налогообложения – введение прогрессивного налогообложения. Для улучшения ситуации с жильём предлагалась практика временного предоставления государственного жилья на условиях аренды семьям, которые не имеют постоянного жилья (проживают в общежитиях, снимают площадь у отдельных граждан и т. д.).

Таблица 4. Денежные доходы населения CCСР [14]


Таблица 5. Состав и использование денежных доходов населения России (млрд руб.; до 2000 г. – трлн руб.)[5]


Социальные проблемы и пути их решения в перспективном периоде 1986-2005 гг.



В период с 1960 по 1980 гг. в советском обществе произошли значительные социально-экономические и культурные сдвиги. Изменилась структура отношений между городом и деревней, между различными регионами, между производством и потребностями. Возник огромный разрыв между уровнем запросов различных групп общества и возможностями их удовлетворения. Принял крупные размеры неудовлетворённый потребительский спрос, обострился дефицит ряда товаров и услуг, что привело к уменьшению стимулирующей роли оплаты по труду. Получили распространение специфические для ситуации дефицита распределительные механизмы - как официальные (распределение дефицитных товаров по предприятиям и т.п.), так и неофициальные, антиобщественные, противозаконные. Ключевой проблемой общественного развития в перспективном периоде является повышение качества и эффективности использования экономического, социального и культурного потенциала общества.

Для решения этой проблемы необходимо было выполнить ряд задач: обеспечить более высокий уровень трудовой, социальной и культурной активности населения на основе улучшения сфер труда и досуга; повысить уровень благосостояния населения; достигнуть социальной однородности общества.
В перспективном периоде экономисты надеялись устранить социально неэффективные форм труда (то есть такие условия труда, которые приводят к деградации личности в физическом, нервно-психическом и социальном планах) и создать структуру рабочих мест, способствующую развитию личности каждого работника. На 2005 г. представляется допустимым существование ручного, социально непривлекательного труда на уровне не более 5-7% от общего числа занятых.

Предполагалось, что в промышленности и строительстве неквалифицированный труд может быть ликвидирован к началу 90-х годов: масштабы малоквалифицированного труда составят к этому времени не более 10% от общей численности рабочих. К концу перспективного периода требовалось устранить малоквалифицированный труд в промышленности и строительстве и неквалифицированный труд в сфере обслуживания и сельском хозяйстве. Занятость малоквалифицированным трудом в этих отраслях не должна была превышать 5-10% от общего числа работников.

В то же время оставалась проблема с привлечением работников на непривлекательные рабочие места и предлагались следующие варианты решения:
- относительно кратковременное привлечение на условиях всеобщей повинности (направление рабочих и служащих на сельхозработы, плодоовощные базы, стройки, уборку территории). Особой формой такого привлечения можно считать обязательную работу на непривлекательных рабочих местах как условие получения в дальнейшем высокой квалификации, содержательной работы и благоприятных условий труда;
- привлечение и закрепление работников путем компенсирования неблагоприятных условий и содержания труда повышенной оплатой и социально-культурными благами;
- устранение негативных последствий труда на социально-непривлекательных рабочих местах путем сокращения сроков работы на них, перехода от закрепления на таких рабочих местах к мобильности, работников, обеспечивающей улучшение условий труда, повышение его содержания и квалификации.
Составители комплексной программы отдавали предпочтение последнему варианту, так как он не связан с принуждением.

В 1970-1980 гг. механизм компенсации работников, занятых на непривлекательных рабочих местах, включал повышенную заработную плату, различные формы продвижения по службе, преимущества в получении путёвок в санатории и дома отдыха, в обеспечении детскими учреждениями, в улучшении жилищно-бытовых условий. Предлагалось изменить этот механизм: снизить роль заработной платы, оптимизировать режимы труда и отдыха, при этом сохранив преимущества в медицинском обслуживании, лечении и отдыхе.

В области занятости основными социальными и экономическими задачами являлись достижение качественного баланса рабочих мест, повышение трудовой мобильности работников, создание большего разнообразия условий для включения работников в общественное производство. Как вариант для обеспечения эффективной полной занятости рассматривалось создание общесоюзного регистра населения с широким спектром признаков.

Преодоление различий между городом и деревней



В долгосрочной перспективе перед государством стояла важная задача: увеличить объёмы сельскохозяйственного производства в условиях сокращающейся численности работников. К 1990 году прогнозировалось сокращение численности сельского населения в трудоспособном возрасте на 1,5-2 млн чел, а в 2000 г. на селе должно было остаться около 46 млн чел. трудоспособного населения. При этом существенно возрос бы удельный вес учащихся с отрывом от производства, сельского населения, работающего в городах (маятниковым мигрантов), повысилась бы доля занятых в сфере обслуживания, а также в несельскохозяйственных отраслях аграрно-промышленного комплекса: промышленности, капитальном строительстве, транспорте, заготовках.

Под влиянием всех этих процессов число работников общественного сельского хозяйства должно было сократиться с 22,9 млн. человек в 1989 г. до 17-18 млн. в 1990 г. и 12-13 млн. в 2000 г. [10]. Это значит, что при сохранении темпов роста производительности труда в сельском хозяйстве объем продукции колхозов и совхозов увеличился бы по сравнению с I960 г. всего лишь в 1,1 раза. Между тем, для полного удовлетворения потребностей общества к 2006 г. его нужно было увеличить, как минимум, в 1,7 раза. (Эта цифра учитывала вероятный рост численности населения, необходимость обеспечить его продовольствием на основе рациональных норм питания, возрастание потребности промышленности в сельскохозяйственном сырье, а также интересы внешней торговли СССР).

Основным путём преодоления социально-экономических различий между городом и селом в перспективном периоде являлось сближение условий труда и жизни в городе и селе. Условия труда и жизни на селе не соответствовали росту потребностей населения, большинство сельских поселений неблагоустроены. По данным переписи 1979 г., более 49% сельского населения СССР проживали в поселках, имевших до 1000 жителей. На одно поселение в 1970 г. приходилось 226, а в 1979 г. - 259 сельских жителей [10]. Между тем база для эффективной работы комплекса объектов обслуживания имелась лишь в посёлках больше 1000 чел., а для эффективного функционирования хотя бы простейших учреждений повседневного обслуживания (маленького клуба, начальной школы, смешанного магазина) требовалось больше 300 чел.

Десятилетие 1996-2005 гг. должно было характеризоваться дальнейшим усилением интеграции города и села, созданием соответствующей системы производственных, социальных и бытовых связей. К концу этого периода предполагалось завершение создания межселенной дорожно-транспортной сети. Это улучшило бы условия развития городских поселений, расширило возможности использования горожанами сельской местности в рекреационных, социально-культурных и бытовых целях. В перспективе это должно было привести к формированию в городе и селе единой социально-культурной среды и образа жизни населения.


Главные задачи повышения народного благосостояния до 2005 г.



Высшая цель социалистического производства в перспективном периоде до 2005 г. состояла в удовлетворении потребностей в основных видах потребительских благ в целом по населению (в среднем на душу) при существенном сокращении разрывов в степени удовлетворения потребностей отдельных его групп.

Для рационализации потребления населения перед правительством в перспективном периоде были поставлены следующие задачи:
- обеспечение населению качественного, сбалансированного питания, предполагающего при известном снижении калорийности рациона повышение доли белков животного происхождения и усиление витаминизации пищи. Потребление мяса и мясопродуктов должно было составить по СССР в целом более 80 кг в год в среднем на душу населения, рыбы и рыбопродуктов - 20 кг, молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) - 380 кг, яиц - более 270 штук, овощей и бахчевых - 140 кг, фруктов - около 75 кг. Одновременно нужно было снизить потребление хлеба и хлебопродуктов до 110 кг и картофеля - до 105 кг;

- удовлетворение потребностей населения во всех видах одежды и обуви; увеличение ассортимента и улучшение качества предметов гардероба. В среднем в гардероб мужчины должно было входить 3,5 пальто, плащей и курток всех видов, 3,5 костюма и кроме того 3 брюк и 1 пиджак, 9 сорочек и др., в гардероб женщины - 4 изделия пальтовой группы, около 10 платьев и пр. Это требовало ежегодного расхода тканей и нетканых материалов типа тканей на душу населения в размере более 50 кв.м. Кроме того, рациональными нормативами предполагалось ежегодное приобретение 4 ед. верхнего и 9,5 ед. бельевого трикотажа, более 8 пар чулочно-носочных изделий и около 5 пар обуви (из них 3,6 кожаной);

- оснащение семей комплексом приборов хозяйственно-бытового назначения, способствующих снижению затрат времени и облегчению труда в домашнем хозяйстве; производство широкого круга бытовых изделий, приборов и мебели, обеспечивающих разумную комфортность проживания. В среднем на 100 семей должно было приходиться 112 холодильников, 85 стиральных машин, 60 электропылесосов, 82 швейные машины;

- обеспечение широкого ассортимента предметов культурно-бытового назначения, удовлетворяющих возрастающие потребности населения в духовном и физическом развитии, передвижении и общении. На 100 семей должно было приходиться 600 часов, 160 радиоприемников и радиол, 130 телевизоров, 60 фотоаппаратов, 25 мотоциклов и мотороллеров, 74 велосипеда и мопеда;

- стабилизация и постепенное сокращение общего уровня потребления алкогольных напитков при существенном улучшении их структур;

- предоставление каждой семье отдельной квартиры (дома) с числом комнат, превышающим количество членов семьи на единицу; улучшение качества жилищ и повышение степени их оснащенности коммунальными удобствами. Это требовало доведения обеспеченности жилищами в расчете на одного человека в среднем до 21-22 кв.м общей площади.

Таблица 6. Структура потребительских расходов домашних хозяйств (в процентах)[5]


По мере роста материального благосостояния государство намерено было контролировать развитие потребления в высокоразвитых социальных группах, чтобы не допустить возникновение «вещизма», накопительства, чрезмерного увеличения потребления предметов роскоши и т. д. Одним из методов контроля должно было стать прогрессивное налогообложение.

Развитие культуры до 2005 г.



В период 1960-1980 гг. обнаружился устойчивый рост предложения населению практически всех видов продуктов и услуг культуры. К примеру, тиражи газет, журналов и книг за его время увеличились соответственно с 15,0, 0,78 и 1,24 до 40,0, 3,23 и 1,76 млрд. экз. в год; число государственных массовых библиотек - с 68,7 до 107,5 тыс.; парк телевизоров, радиоприемных устройств и абонентских точек проводной радиофикации у населения - соответственно с 5,8, 27,8 и 30,8 до 75,0, 67,5 и 81,6 млн. шт.; общее количество киноустановок - со 120,5 (1962 г.) до 102,6 тыс., а киносеансов (в системе Госкино) - с 37,1 до 44,9 млн.; число концертов (в системе Минкультуры) - с 317 до 588 тыс.; число клубных учреждений - со 124,3 (1965 г.) до 136,4 тыс.; число музеев - с 929 до I465; число парков (в системе Минкультуры) - с 616 до 1063; объем туристско-экскурсионных услуг - с 17,6 до 1448,8 млн. руб. и т.д. [11].

В то же время наблюдалось постепенное снижение качества предложения культуры, и немаловажным фактором оставалось также неудовлетворительное положение с кадрами работников культуры, проявляющееся в их недостаточном общеобразовательном уровне (в 1980 г., например, среди клубных работников системы Минкультуры лишь 6,5% имели высшее образование), отсутствии у многих из них профессиональной подготовки (в 1983 г. почти 40% артистов театра не имеют специального образования), исключительно высокой текучести кадров (из направленных в 1978-1980 гг. в государственные клубные учреждения РСФСР выпускников высших и средних отраслевых учебных заведений к началу 1981 г. осталось работать лишь 50,9%) и т.д.

Советские экономисты рассчитывали, что наиболее высокими темпами в перспективном периоде должны развиваться многочисленные формы активных занятий - непрофессиональное образование и творчество, различного рода любительская деятельность (в первую очередь коллективно организуемая, клубная), туризм и экскурсии, физкультура и спорт.

В 1986-2005 гг. предполагалось дальнейшее значительное увеличение выпуска всех видов печатной продукции. В перспективном периоде правительство не ожидало каких-либо масштабных революционных изменений в использовании газет, журналов и книг (в смысле замены традиционных издательских текстов какими-либо новыми носителями информации). Конечно, в 1983 г. уже существовали компьютеры, но никто не мог предугадать всемирное распространение компьютерных сетей, а также замену традиционных книг электронными.

Таблица 7. Целевые показатели объёма и структуры культурной деятельности населения в перспективе до 2005 г. (в мин. свободного времени в усреднённые сутки на душу населения)[15]


Таблица 8. Численность населения СССР и её изменения. [17]


В целом можно сказать, что прогнозы советских специалистов оправдались. Из таблицы 9 мы видим, что население России медленно сокращается, при этом прирост населения отрицательный.

Таблица 9. Численность населения России[5]

1) Данные приведены: за 1989 г. - по переписи населения на 12 января, за 1993, 1996, 2001-2005 гг. – оценка на 1 января соответствующего года.
2) 1993, 1996, 2001, 2002 – численность населения скорректирована с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.

Так как смертность в СССР была по-прежнему высокой, перед правительством была поставлена первостепенная задача максимального снижения смертности (особенно мужчин) от несчастных случаев в средних возрастах, а также вытеснения этих и других экзогенно обусловленных смертей в младших и средних возрастах смертями в пожилых и старческих возрастах. В республиках Средней Азии и Закавказья основной причиной смерти являлись инфекционные болезни. В РСФСР наиболее высоким был показатель смерти от болезней кровообращения, за ним следовала смерть от несчастных случаев в средних возрастах [13]. Чаще всего причиной бытового травматизма служил алкоголизм. В целом за 20 лет ситуация практически не изменилась. В России в 2004 г. также лидирующую позицию занимала смертность от болезней системы кровообращения и несчастных случаев. Общая ожидаемая продолжительность жизни сократилась с 67,9 лет в 1992 г. до 65,1 лет в 2003 г. [5]. Тенденция сокращения продолжительности жизни наметилась ещё в 1960-е гг., и в перспективном периоде советские экономисты не ждали улучшения показателей.

Рассматривая задачи, которые ставило перед собой советское правительство, мы видим, что в России XXI в. многие проблемы так и остались нерешёнными. Несмотря на кардинальное изменение пути развития страны, некоторые варианты решения можно применить и сегодня. По-прежнему существует огромный разрыв между городом и селом, и если город развивается, то деревня приходит в упадок. Также актуален вопрос о нехватке необходимых кадров, профессиональной некомпетентности, особенно в регионах, о развитии инфраструктуры. Улучшилась ситуация с потреблением населения, исчезла проблема дефицита. В целом можно заметить, что для полного осуществления комплексной программы развития СССР потребовалось бы кардинальное изменение работы существующего в тот период производственного аппарата - соответствующая попытка была предпринята в годы Перестройки 1985-1991 гг., но, как мы знаем, неудачно.




1. Народное хозяйство в СССР в 1980 г. (статистический ежегодник)
2. Комплексная программа научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы (по пятилетиям). Проблемный раздел 3.1. Основные проблемы развития народного хозяйства. 2.1.1. Основные факторы формирования трудовых ресурсов
3. Комплексная программа научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы (по пятилетиям). Проблемный раздел 3.1. Основные проблемы развития народного хозяйства. Приложение 1. Перечень таблиц
4. Комплексная программа научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы (по пятилетиям). Проблемный раздел 3.1. Основные проблемы развития народного хозяйства. 2.1.2. Распределение трудовых ресурсов по виду занятости
5. Россия в цифрах. 2005 г.
6. Комплексная программа научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы (по пятилетиям). Проблемный раздел 3.1. Основные проблемы развития народного хозяйства. 2.4. Потребительские ресурсы
8. Комплексная программа научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы (по пятилетиям). Проблемный раздел 3.1. Основные проблемы развития народного хозяйства. 2.8.3. Каналы избыточного расширения денежного оборота
9. Комплексная программа научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы (по пятилетиям). Проблемный раздел 3.1. Основные проблемы развития народного хозяйства. 3.4.1. Рост и изменения структуры потребления населения, проблемы рационализации потребления
10. Комплексная программа научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы (по пятилетиям). Проблемный раздел 3.2. Социальные проблемы, повышение народного благосостояния и развитие культуры. 1.3.2. Преодоление социально-экономических различий между городом и деревней
11. Комплексная программа научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы (по пятилетиям). Проблемный раздел 3.2. Социальные проблемы, повышение народного благосостояния и развитие культуры. 2.8. Пути достижения сбалансированности спроса и предложения
12. Комплексная программа научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы (по пятилетиям). Проблемный раздел 3.1. Основные проблемы развития народного хозяйства. 2.2.2. Тенденции роста капиталоемкости и фондоемкости вводимых мощностей и требования к их замедлению
13. Комплексная программа научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы (по пятилетиям). Проблемный раздел 3.1. Основные проблемы развития народного хозяйства. 1.3.10. Первоочередные задачи борьбы с преждевременной смертностью в крупных регионах страны
14. Комплексная программа научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы (по пятилетиям). Проблемный раздел 3.1. Основные проблемы развития народного хозяйства. 3.3. Закономерности и перспективы роста денежных доходов населения
15. Комплексная программа научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы (по пятилетиям). Проблемный раздел 3.2. Социальные проблемы, повышение народного благосостояния и развитие культуры. 3.3. Целевые показатели развития сферы культуры на перспективу до 2005 года
16. Комплексная программа научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы (по пятилетиям). Проблемный раздел 3.1. Основные проблемы развития народного хозяйства. 2.8.2. Условия формирования материально-финансовой несбалансированности
17. Комплексная программа научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы (по пятилетиям). Проблемный раздел 3.3. Население, трудовые ресурсы и охрана труда. 1.4.2. Сокращение естественного прироста населения


Просмотров: 9483



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
Юля 2014-10-24 22:00:19
Много весьма интересной информации!
X