Правовой статус Крыма и Севастополя с 18-го века до наших дней
Открытый первоначально греками, плодородный Крымский полуостров с XIII-го века находился в управлении золотоордынских эмиров. После распада Золотой Орды в XV-м веке было образовано независимое Крымское ханство, которое в 1478 г. признало себя вассалом Османской Турции. Российская империя неоднократно вела войны с Турцией за право обладания Черноморским побережьем, в том числе и Крымским полуостровом, и в результате русско-турецкой войны 1761-1774 гг. с последующим подписанием Кючук-Кайнарджийского мира Крым получил независимость от турецкого султана. В 1783 г. Крымское ханство вошло в состав России как Таврическая область. Её центром стал основанный в 1784 г. Симферополь, а с 1802 г. область получила статус губернии. Сразу же после присоединения к России в качестве главной базы российского Черноморского флота был заложен Севастополь. Этот город-крепость административно не подчинялся губернатору Таврии и представлял отдельную единицу – градоначальство.
Карта Крыма 1790 года
Административно-территориальное устройство и национальный состав Таврической губернии до ХХ-го в.
Таврическая губерния была разделена на семь уездов. Из них пять (Симферопольский, Левкопольский, Феодосийский, Евпаторийский и Перекопский) располагались на территории полуострова, а три – на материке. В 1837 г. из Симферопольского уезда выделился Ялтинский, и такое устройство сохранялось практически неизменным до распада Российской империи [1].
С самого начала Крымский полуостров находился на особом положении. Большую часть населения составляли крымские татары. В феврале 1784 г. по Императорскому указу татарской феодальной знати были предоставлены права российского дворянства, большинство её представителей получило земли. Всем жителям полуострова были предоставлены определенные свободы, в частности свобода вероисповедания, свобода передвижения, они были освобождены от воинской повинности. Представители мусульманского духовенства освобождались от уплаты налогов. Серией законодательных актов татарские и ногайские поселяне были приравнены к различным категориям крестьян Российской Империи.
В 1827 году татарское население получило право иметь в собственности недвижимое имущество. Местные земледельцы могли свободно продавать и закладывать свои земли, а обрабатывавшие помещичьи наделы осуществляли эту деятельность по найму и имели право переходить к другим помещикам или на казенные земли. «Казенным поселянам», наделявшимся государственной землей, разрешалось также заниматься виноделием, добычей соли, ловлей рыбы, ремеслами и торговлей. В первой половине XIX века крепостных крестьян в Крыму было всего около 5 тыс. человек, т.е. 4% сельского населения. Таким образом, положение жителей Крымского полуострова было значительно лучше, чем в других российских губерниях.
В течение XIX-го в. крымские татары несколько раз эмигрировали, и к началу ХХ-го в. составляли меньшинство крымского населения. На освободившиеся земли правительство переселяло выходцев из центральных районов России и Малороссии, а также иностранных колонистов – немцев, греков, болгар, армян и других, вследствие чего в XIX-м в. Крым являлся одним из самых многонациональных регионов Российской империи. Накануне 1917 г. национальный состав Таврической губернии выглядел следующим образом: более 50% – русские и малороссы, около 25% – крымские татары и 25% – другие национальности [2].
Таврическая губерния
Образование Крымской республики и Великая Отечественная Война
После революции 1917 г. власть в Крыму перешла от губернатора к уполномоченному Временного правительства. В то же время, частично благодаря удобному географическому положению, на полуострове возникают автономистские движения. Их представляли как крымскотатарские политические организации, так и еврейские, и русские. В период 1917-1920 гг. власть в Крыму неоднократно переходила в руки различных правительств, большевиков и белых: Совет Народных Представителей, Социалистическая Советская республика Тавриды, правительство С. Сулькевича. После немецкой оккупации в 1919 г. ненадолго власть опять перешла к большевикам, была образована Крымская ССР. В 1920 г. власть в Крыму захватил барон Врангель, и полуостров стал главным отправным пунктом белоэмигрантов.
Для борьбы с Врангелем в Красной Армии создали Южный фронт, которым командовал Михаил Фрунзе. В ноябре 1920 Красная армия прорвала оборону белых в Перекопе и вошла в Крым. Остатки белых покинули полуостров, и в Крыму окончательно установилась власть большевиков. Сразу же встал вопрос о статусе Крыма: войдёт ли он в состав РСФСР как область или как автономная республика. 18 октября 1921 г. СНК РСФСР принял решение об образовании Крымской Автономной Социалистической Республики. Через месяц была принята первая конституция новой республики. Крымские татары пользовались преимуществами при выдвижении на руководящие посты, что создавало иллюзию национальной автономии.
Новое правительство бросило все силы на борьбу с голодом: весной 1922 около 70% населения, 500 тысяч человек, страдали от голода. Общее число погибших от голода к 1923 составило более 100 тысяч человек, из них 75 тысяч – крымские татары [3]. В 1920-х гг. советское правительство предприняло попытку создания в Крыму еврейской автономии, переселив туда евреев из центральных областей России. Однако эта попытка провалилась. Согласно переписи населения 1939 г. в Крыму насчитывалось 1 126 429 жителей, Из них русских было 598 481 (49,6%), татар 218 179 (19,8%), украинцев 154 120 (13,7%), немцев 65 452 (4,6%) [2]. По Конституции СССР 1936 года Крымская АССР вошла в состав РСФСР (ст.22). Высшим органом государственной власти АССР и единственным законодательным органом являлся Верховный Совет АССР (ст.89, 91 Конституции СССР).
Уже в 1930-е гг. между татарским населением и официальной властью возникло отчуждение вследствие политики советской власти: раскулачивания и активного наступления на ислам. Этим воспользовались немцы во время Великой Отечественной войны. Немецкая оккупация длилась 2,5 года с ноября 1941 г. по май 1944 г. Германское командование пыталось в своих интересах использовать национальное татарское движение, создавая мусульманские комитеты и татарские военные формирования для борьбы с партизанами. По разным данным, в этих формированиях участвовали от 10 до 50 тысяч татар [2]. В то же время татары воевали в советских частях и участвовали в движении сопротивления. Однако И. Сталин объявил, что татары являются «предателями», и 18 мая 1944 г. 187859 крымских татар были депортированы в Узбекистан «за пособничество оккупантам». За ними в июне 1944 с Крымского полуострова были выселены 12420 болгар, 15040 греков, 9620 армян и 50 тысяч немцев. После смерти И. Сталина в отличие от других депортированных народов крымским татарам не разрешили вернуться на родину, что позднее послужило возникновению национального движения за возвращение. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июня 1945 года Крымская АССР была преобразована в Крымскую область [4], что также стало следствием послевоенных действий по отношению к татарскому населению.
Украинская ССР 1954 г. до передачи Крыма Украине
Передача Крыма Украине
Неожиданный поворот в судьбе Крыма произошёл 19 февраля 1954 г., когда постановлением президиума ВС РСФСР полуостров был передан в состав Украины. В этот год отмечалось 300-летие присоединения Украины к России, к которому Н. Хрущёв и приурочил свой подарок. Как считают исследователи, среди причин «щедрости» Н. Хрущёва можно отметить его стремление заручиться поддержкой партийных лидеров Украины путём присоединения Крыма к её территории, а также тесные экономические связи Украины и Крыма, что могло помочь в развитии региона, испытывающего послевоенный кризис. Однако каких-либо существенных обоснований этому поступку не было, кроме того, при принятии решения о передаче не учитывался национальный фактор. Так, численность русского населения в Крыму постоянно росла и по итогам переписи 1979 года русских было в 2,5 раза больше, чем украинцев, а численность татар составляла всего 13 тысяч человек. По переписи 1989 г. русское население Крыма составляло 67%, а украинцев 25% [1]. В 1954 г. никто не предполагал, что СССР может развалиться, и что формальная передача Крыма причинит в будущем столько проблем.
Как же происходила передача Крымского полуострова, какими законодательными актами было оформлено это событие? Первый проект Указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крыма был утверждён 25 января 1954 г. 5 февраля Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» и отправил на утверждение Президиума ВС СССР. В то же время Председателю Президиума К. Ворошилову был направлен проект совместного постановления Президиумов Верховных Советов РСФСР и УССР о предеаче Крымской области для утверждения. 19 февраля президиум Верховного Совета СССР в соответствии с решением ЦК собрался для рассмотрения вопроса о передаче Крымской области, утверждён проект Указа Президиума Верховного Совета СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» [5], и этот указ был утверждён 26 апреля 1954 г. 2 июня 1954 г. принят закон о внесении изменений в Конституцию РСФСР, этим законом Крымская область исключалась из состава РСФСР. Однако в самом Законе, как и в Указе от 19 февраля, нет четкой формулировки: «Передать Крымскую область и утвердить изменение границ между РСФСР и УССР».
Во всех указах основания для передачи Крыма довольно общие: общность экономики, территориальная близость, культурные связи. Между тем, юридическое оформление этого акта составлено наспех и при ближайшем рассмотрении оказывается не совсем законным. Все указы и законы, касающиеся передачи Крымского полуострова, утверждены Президиумами Верховных Советов РСФСР и УССР. Но согласно Конституции 1937 г. Президиум Верховного Совета РСФСР не обладает полномочиями решать вопросы территориальной целостности РСФСР. Более того, в 16 ст. Конституции РСФСР содержится положение о том, что территория РСФСР не может быть изменена без согласия РСФСР. Ни Президиум Верховного Совета РСФСР, ни сам Верховный Совет не обладали полномочиями давать согласие РСФСР. Вопрос об изменении территории РСФСР можно было решить только путём референдума, но его в 1954 г. не проводили. Подводя итог, можно сказать, что все акты 1954 г. о передаче Крыма Украине были приняты государственными органами, не имеющими полномочий решать подобные вопросы, то есть эти акты нарушили действующее законодательство и юридической силы не имеют.
Карта Украинской ССР 1982 г.
Крым после распада СССР
19 января 1990 г. Б. Ельцин и Л. Кравчук подписали договор, Статья 6 которого гласила: «Высокие договаривающиеся стороны признают и уважают территориальную целостность РСФСР и УССР в ныне существующих в рамках СССР, границах» [2]. Когда в ходе обсуждения депутаты коснулись проблемы Крыма и Севастополя, министр иностранных дел России А. Козырев заявил, что в случае каких-либо изменений существующего положения эту формулировку можно подкорректировать. Однако после распада СССР официальная Москва не стала выдвигать территориальных претензий к независимой Украине. Подписывая документы о создании СНГ, Россия и Украина также признали то, что у них нет территориальных претензий друг к другу.
В январе 1991 г. состоялся Общекрымский референдум, на котором 93% населения Крыма высказались «за воссоздание Крымской АССР как субъекта Союза ССР» [6], а большая часть населения признала себя, так же как и территорию Крымского полуострова, русскими. 12 февраля 1991 г. Украина приняла закон, по которому была восстановлена Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР. Таким образом, воля крымского населения, высказанная на референдуме, не была учтена.
Уже после провозглашения Украиной независимости 24 августа 1991 г. положение Крыма стало крайне неопределённым. В августе и осенью 1991 года в Крыму образовался ряд общественных организаций, начавших борьбу за внешнее самоопределение полуострова, к ним присоединились и многие уже существовавшие группы, это «Республиканское движение Крыма» (лидер Ю. Мешков), «Движение 20 января» (профессор В. Сагатовский), «Демократическая Таврида», Русское общество Крыма (А. Лось). В сентябре 1991 г. Верховный Совет Крымской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете Крыма, и на её основании в феврале 1992 г. было принято новое название – Республика Крым.
В январе 1992 г. Верховный Совет РСФСР и Россия выступили с инициативой рассмотреть вопрос о конституционности решений 1954 г., и хотя Украина отклонила это предложение, проект был осуществлён. Совсем недавно было обнародовано Постановление Верховного Совета РФ от 21 мая 1992 г., в котором факт передачи Крыма в 1954 г. признавался незаконным и предлагалось урегулировать вопрос при участии Украины и Крыма [9].
Постановление Верховного Совета РФ от 21 мая 1992 г.
Это постановление так и не было приведено в исполнение. Украина же обосновывает свои права на территорию Крыма следующими аргументами:
– ст.5 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, говорящую о признании и уважении взаимной территориальной целостности и неприкосновенности существующих границ в рамках Содружества;
– Алма-Атинскую декларацию от 21 декабря 1991 года, подтвердившую этот подход;
– ст.3 Устава СНГ от 22 января 1993 года, закрепившую среди взаимосвязанных и равноценных принципов отношений внутри СНГ как нерушимость государственных границ, признание существующих границ и отказ от противоправных территориальных приобретений, так и территориальную целостность государств и отказ от любых действий, направленных на расчленение чужой территории;
– Декларацию о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников СНГ от 15 апреля 1994 года.
Однако все эти аргументы беспочвенны, так как изначально документы о передаче Крыма не имеют юридической силы.
В апреле 1992 г. Верховный Совет Украины принял Закон о разграничении полномочий между Украиной и Республикой Крым, в котором закреплялся статус Республики Крым как составной части Украины. В ответ Республиканское Движение Крыма собрало более 200 тысяч подписей за проведение референдума о независимости Крыма. В мае Верховный Совет Республики Крым принял Акт о провозглашении государственной самостоятельности республики, ввёл в действие Конституцию Республики Крым и принял постановление о проведении общекрымского референдума 2 августа 1992 г. Но уже в июле 1992 г. Верховный Совет Республики Крым наложил бессрочный мораторий на проведение общекрымского референдума о независимости Республики Крым.
В июне 1992 г. президент Украины отдал распоряжение паспортной службе приступить к проставлению в паспортах жителей Крыма и Севастополя штампа «гражданин Украины». Правительство Украины считало, что перейдя в состав Украины, Крым автоматически приобрёл её гражданство, что является довольно спорным моментом. Во-первых, в акте о передаче Крыма не предусматривалось изменения гражданства населения республики. Во-вторых, Положение о гражданстве от 1931 г. утверждало, что население конкретной республики имеет право выбирать гражданство, если оно считает себя связанным с этой республикой по национальности или происхождению. Являясь гражданами СССР и РСФСР, жители Крыма не заявляли об отказе от гражданства РСФСР и желании получить гражданство Украины. Референдум 1991 г. также показал, что большая часть населения признаёт себя русскими. Таким образом, можно считать, что украинское гражданство населения Крыма незаконно, и жители полуострова по-прежнему сохраняют гражданство России как преемницы РСФСР.
В октябре 1993 г. в Крыму была введена должность Президента республики Крым. Победу на выборах 30 января 1994 г. одержал сторонник сближения с Россией Ю. Мешков. К осени назрел острый конфликт между законодательной и исполнительной ветвями власти, и в начале сентября Верховный Совета республики Крым существенно уменьшил полномочия её президента. В ответ 11 сентября 1994 г. Ю. Мешков распустил крымский парламент и принял на себя всю полноту власти. 17 марта 1995 г. Верховный Совет Украины отменил крымскую конституции, принятую Мешковым, и сам пост Президента республики Крым [10]. Таким образом, Ю. Мешков был единственным президентом Крыма.
Акты 17 марта 1995 г. также являются довольно спорными с юридической точки зрения. Украина в одностороннем порядке изменила правовой статус Крыма, с одной стороны, сохранив наименование «Автономная Республика Крым», с другой стороны, назвав эту автономию не политической, а административно-территориальной. Упразднение поста действующего президента, избранного населением автономной республики, также является нарушением норм международного права.
В 1996 г. Украина приняла Конституцию, ст. 134 которой признаёт Автономную Республику Крым неотъемлемой частью Украины, и представляет органам власти Украины широкие полномочия в отношения Крыма. В декабре 1998 г. Украина утвердила новую Конституцию Автономной Республики Крым, отличительной чертой которой стало тщательное описание полномочий органов АРК.
21 октября 1998 г. была принята Конституция Автономной Республики Крым, которая была введена в действие 11 января 1999 г. 18 октября 2000 г. Верховная Рада АРК утвердила Гимн Автономной Республики Крым.
21 ноября 2013 года в Киеве начался "Евромайдан" - массовая акция протеста в ответ на приостановку украинским правительством процесса подготовки к подписанию соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Протесты сопровождались столкновениями с органами правопорядка, в результате которых со стороны протестующих погибло около 100 человек, а со стороны силовых органов 17. В результате вечером 21 февраля 2014 г. президент Украины Янукович сбежал из Киева и власть перешла к оппозиция.
Требования «Евромайдана» не нашли широкой поддержки в Крыму. В конце февраля на полуострове прошли митинги, участники которых отказались поддержать новое руководство республики. В ходе акций протеста произошла смена руководства Крыма - премьер-министром стал лидер Всекрымского общественно-политического движения «Русское единство» и депутат Верховного Совета Автономной Республики Крым Сергей Валерьевич Аксёнов. Новое крымское руководство объявило о том, что не признаёт новую киевскую власть и назначило на 16 марта референдум о присоединении полуострова к России.
На референдум было вынесено 2 вопроса: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта РФ?», «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 г. и за статус Крыма как части Украины?».
Явка, по официальным данным, составила около 83 процентов избирателей. Из тех, кто пришел на избирательные участки, 96,6 процента высказались за воссоединение с Россией[16].
После объявления результатов референдума 17 марта парламент Крыма провозгласил полуостров независимым государством. После этого Крым обратился к РФ с официальной просьбой о присоединении в качестве субъекта федерации.
18 марта Президент РФ Владимир Путин, глава правительства Крыма Сергей Аксенов, спикер крымского парламента Владимир Константинов и глава Севастополя Алексей Чалый подписали договор о включении Крыма и Севастополя в состав России в качестве новых субъектов.
В этот же день украинский МИД заявил о том, что Украина отказывается признать договор о присоединении Крыма к РФ.
В связи с этим референдумом многие вспоминают и о турецких притязаниях на Крымский полуостров 200-летней давности, ссылаясь на Кючук-Кайнарджийский мирный договор от 15 июля 1774 г. Так, Крым передавался России с условием, что в случае получения им независимости (хотя вопрос о независимости о референдуме не ставится) Османская империя может вернуть его себе. Вот как это обозначено в договоре:
Доколь российские императорские войска пребудут в отдаваемых Блистательной Порте провинциях, правление и порядок в оных имеют остаться так властно, как в настоящее время суть оные под обладанием их, и Порта на то время и до срока выхода всех войск вступаться в оные не имеет. <…> Не прежде войскам Блистательной Порты вступить в отдаваемые крепости и не прежде оной власть свою внесть и коснуться отдаваемых земель, как об оставлении каждой из оных российскими войсками командир оных уже уведомит определенную к тому начальствующую особу со стороны Порты Оттоманской.[12]
Сами турки признают мир с Россией заключённым после договора 1783 г., в котором о независимости Крыма не упоминается [13]. Проблема с Кючук-Кайнарджийским миром является надуманной, так как после него были подписаны и другие договоры, определяющие границы и статус Крыма. Кроме того, Турецкая республика является правопреемницей не всей Османской империи, а лишь её части. В своё время это позволило республике Ататюрка снять со страны международный финансовый контроль и не выплачивать полностью османские долги. Выдвигать территориальные претензии не выгодно турецкому правительству, так как позиции Турции гораздо слабее, чем у Российской Федерации [14].
Проблема Севастополя и Черноморского флота
С самого основания в 1783 г. Севастополь имел особые привилегии. Во время Крымской войны 1854-55 гг. и в 1941-42 гг. в Севастополе разворачивались ожесточённые сражения русских войск с англичанами, французами и фашистской Германией. По Парижскому миру 1856 года России было запрещено держать флот в Севастополе, и он до 1871 года был превращен в торговый город и таможенную станцию. В 1871 году, после отмены Парижского мира, царь Александр II подписал указ о восстановлении Севастополя как главного военно-морского порта России на Черном море. В 1890 г. Севастополь получил статус крепости 3-го класса. После Великой Отечественной войны, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 г., Севастополь был выведен из состава Крымской области и стал городом республиканского подчинения. В первую очередь особый статус был связан с необходимостью восстановления города, почти полностью разрушенного во время войны. Однако он не был отражён в Конституции РСФСР, в которой и сам статус города республиканского подчинения не был чётко определён.
Все финансовые и организационные функции в административно-территориальных границах Севастополя осуществлялись под непосредственным руководством Совета Министров СССР, без какого-либо участия Совета Министров Украинской ССР, вплоть до 8 декабря 1991 г. Указы от 5, 19 февраля и 26 апреля 1954 г. о передаче Крыма не содержат какого-либо упоминания о Севастополя, хотя из-за наличия у города особого статуса следовало бы сделать оговорку при передаче его Украине. Существует ещё одна деталь: данными актами в состав УССР передавался не Крымский полуостров, а Крымская область, в состав которой Севастополь не входил с 1948 г.
Хотя Севастополь является главной базой Черноморского флота СССР и России, ни в 1954 г., ни после принадлежность Севастополя нигде не оговаривалась, но по умолчанию он считался русским городом. На это есть основания: указ «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» от 29 октября 1948, по которому город переходил в федеральное подчинение РСФСР [8], никто не изменял и не отменял. Российская Федерация является преемницей РСФСР и вправе осуществлять государственный суверенитет над городом Севастополем. Таким образом, акты Украинской ССР, что Севастополь находится под украинской юрисдикцией, неправомерны. По данным переписи 1989 г., в Севастополе проживало 393.015 человек, из них 74,5% русских, 20,6% украинцев, а русский язык считали родным 85,7% населения [2].
Самой острой проблемой в Крыму после распада СССР стал Черноморский флот. В 1990 г. в его составе насчитывалось 833 корабля и судна, в том числе 28 подводных лодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров (БПК), 20 эсминцев и БПК (фрегатов УРО), около 40 СКР и около 30 малых ракетных кораблей и катеров, около 70 тральщиков, около 50 десантных кораблей и катеров, около 100 боевых и вспомогательных катеров, 410 единиц морской авиации. Численность личного состава составляла около 100 тыс. человек [2]. С осени 1991 г. командующим флотом являлся адмирал И. Касатонов. 30 декабря 1991 года страны-участники СНГ подписали ряд документов по военным вопросам, по которым Министерство Обороны бывшего Союза подлежало ликвидации, а вместо него создавалось Главное командование Вооруженных сил Содружества независимых государств. Государства СНГ получали право создавать свои вооруженные силы на базе частей и подразделений ВС СССР, которые дислоцировались на территории этих государств, за исключением тех из них, которые признавались «стратегическими силами» и должны были остаться под объединенным командованием СНГ.
В первые дни 1992 г. президент Украины Л. Кравчук заявил о начале создания Вооружённых сил Украины, и правительство начало приводить к присяге на верность Украине войска, расположенные в республике. 4 января 1992 г. на заседании Военного Совета флота было решено не принимать украинскую присягу, пока руководители двух государств не договорятся окончательно кому должен принадлежать Черноморский флот. Адмирал И. Касатонов заявил, что флот подчиняется командованию Военно-морского флота бывшего СССР – СНГ и не будет выполнять приказов Министра обороны Украины.
Встал вопрос о разделении Черноморского флота. Между тем в Севастополе в ряде частей и подразделений флота при участии Министерства обороны Украины были созданы организации Союза офицеров Украины, в которые объединились сторонники перехода Черноморского флота под украинскую юрисдикцию. На сторону Украины удалось перевести особые отделы частей флота, военную прокуратуру и трибунал. В течение января - марта 1992 года украинскую присягу приняли ряд частей флота, дислоцировавшихся преимущественно за пределами Крыма, а также на Крымской базе ЧФ в Донузлаве, в том числе батальон морской пехоты. Адмирал Касатонов отказался от встречи с депутатами украинского парламента и представителями Министерства обороны Украины, вследствие чего Л. Кравчук потребовал отстранить Касатонова от должности.
5 апреля 1992 г. президент Украины подписал Указ «О неотложных мерах по строительству вооружённых сил Украины», который предписывал сформировать ВМС Украины на базе Черноморского флота, находившегося на территории страны. 7 апреля вышел указ Б. Ельцина «О переходе под юрисдикцию РФ Черноморского флота». Стороны находились на грани конфликта.
23 июня 1992 г. состоялась встреча президентов обеих стран в Дагомысе. Украина и Россия договорились о разделении Черноморского флота на украинский и российский, а на переходный период оставить флот под объединённым командованием. Таким образом, в результате встречи ситуация практически не изменилась. Затем последовали переговоры в Ялте, которые так же ничего не решили.
В начале 1993 г. встал вопрос о финансировании флота. В апреле Б. Ельцин подписал Указ о повышении денежного довольствия военнослужащим Черноморского флота. В ВМС Украины же денежное содержание осталось прежним, а так как финансирование флота проходило через украинские банки, Министерство обороны Украины попыталось сократить выплаты российским военнослужащим. В ответ более 200 кораблей Черноморского флота подняли российские андреевские флаги. Ситуация вышла из-под контроля Киева.
18 июня президенты Украины и России встретились в Москве, они подтвердили решение о будущем разделе Черноморского флота по схеме 50 на 50 в течение 1993-1995 гг. включительно и подписали соглашение о разделе не только кораблей, но и береговой инфраструктуры. Тем самым было подтверждено то, что Россия сохраняет за собой базу в Севастополе. 9 июля 1993 года ВС России рассмотрел вопрос о Севастополе и принял Постановление о статусе города, в котором объявил о переходе его под российскую юрисдикцию [9].
Постановление ВС РФ от 9 июля 1993 г. о статусе Севастополя
В 1996 г. Украина приняла Конституцию, которая запрещала размещение иностранных военных баз на территории государства. Однако для «существующих баз» было сделано исключение: одно из так называемых переходных положений Конституции гласит: «Использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных воинских формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины».
28 мая 1997 г. в Киеве премьер-министр России В. Черномырдин подписал документы о взаиморасчётах, о статусе, условиях пребывания и параметрах раздела Черноморского флота. В соответствии с ними Россия арендовала базу, акваторию и инфраструктуру Черноморского флота сроком на 20 лет. Согласно договоренностям 525 боевых кораблей и судов обеспечения разделялись между Россией (271) и Украиной (254) в соотношении 50 на 50. При этом Украина передавала России в порядке взаиморасчетов 117 кораблей и судов, стоимость которых определялась около 520 млн. долларов, в счет погашения долга по российским кредитам . Соглашения предусматривали, что Черноморский флот России разместится в трех из пяти основных бухт Севастополя – Севастопольской, Южной и Карантинной, а ВМСУ будет использовать Стрелецкую бухту, одна из бухт должна быть демилитаризована. У России оставались аэродромы в Гвардейском и в Каче, а также ряд небольших военных объектов на крымском побережье [2]. Стороны достигли компромисса по проблеме взаиморасчетов и арендной платы. Согласно документам, ежегодная сумма арендной платы определялась в 97,7 млн. долларов, которые будут погашаться в счёт долга Украины перед Россией за поставки нефти и газа. 31 мая 1997 г. Б. Ельцин и Л. Кучма подписали Договор «О дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной», но он так и не был ратифицирован.
В результате украино-российского противостояния в Крыму пострадал больше всего Севастополь. Отторгнутый от территорий республики, город находился в экономическом кризисе: все средства от аренды поступали в центральный бюджет, а присутствие военного флота делает невозможным развитие города как курорта или торгового порта.
Отношения между Россией и Украиной вновь обострились после избрания в 2004 г. новым президентом Украины В. Ющенко. В апреле 2005 г. он заявил, что статус Черноморского флота нуждается в пересмотре. Министр иностранных дел Украины Б. Тарасюк также высказался, что пребывание российского флота в Севастополе после 2017 г. продлеваться не будет, так как это противоречит национальным интересам Украины.
23 марта 2005 г. российский десантный корабль «Николай Фильченков» проводил учения в районе Керчи, во время которых украинские пограничники заявили о незаконности действий российских военных. Далее Украина предъявила России претензии по оплате аренды украинской территории для размещения Черноморского флота РФ и выразила недовольство нарушениями законодательства Украины об охране окружающей среды. В то же время между Россией и Украиной начался конфликт из-за цен на поставки российского газа.
В мае 2008 г. во время празднования 225-й годовщины Черноморского флота Украина заявила о неприемлемости осуществления парада кораблей Черноморского флота РФ, военно-спортивного праздника и показа военной техники. В конце мая МИД Украины ещё раз повторило, что договор о базировании российского флота продлеваться не будет.
Столкновения российских военнослужащих и украинских властей в Крыму продолжались до 2010 г., когда глава МИД Украины К. Грищенко выступил с заявлением, что базирование в Крыму Черноморского флота РФ не представляет угрозы для Украины. 21 апреля 2010 г. президенты России и Украины подписали в Харькове соглашения о продлении срока аренды пунктов базирования Черноморского флота в Крыму после 2017 г. ещё на 25 лет с возможностью продления [11]. Соглашения были ратифицированы обеими сторонами 29 апреля 2010 г.
23 февраля 2014 года в Севастополе на народном сходе, который не признал новую власть в Киев был провозглашён мэром города Севастополь Алексей Михайлович Чалый, руководитель промышленной группы «Таврида Электрик». 24 февраля 2014 года сессия городского совета Севастополя утвердила А. М. Чалого главой исполнительного комитета города, а бывший руководитель города Владимир Яцуба официально подал в отставку, объяснив это тем, что «руководителей, которые его назначили, нет». Однако прошение об отставке Владимира Яцубы официально не было удовлетворено, и новая киевская власть не признала Алексея Чалого мэром, так как главу городской администрации назначает президент Украины, и им может стать только гражданин Украины (у Чалого российское гражданство). Украинские власти считают действующим мэром заместителя Яцубы Федора Рубанова.
Однако, в силу того, что фактически киевская власть не контролирует ситуацию в Крыму и Севастополе, фактическим руководителем города стал Алексей Чалый.
6 марта горсовет Севастополя принял решение о вхождении Севастополя в состав Российской Федерации в качестве субъекта Российской Федерации и постановил провести 16 марта 2014 года референдум о статусе Крыма. В Севастополе явка составила 89,51%, 95,6% проголосовали за воссоединение Крыма с Российской Федерацией[15].
18 марта 2014 г. был подписан договор о включении Крыма и Севастополя в состав России.
P.S. В украинских СМИ с 2014 года начало муссироваться утверждение, что в 1954 г. Украина взамен Крыма передала РСФСР Таганрог и прилегающие ему земли. Это не так.
В 1923 году Таганрог был центром Таганрогского округа Донецкой губернии УССР. С 13 февраля 1924 г. Таганрог отошёл в состав РСФСР, и в состав УССР никогда больше не входил. Взамен Украина получила другие территории. Подробнее об этом можно почитать в статье Формирование границ Украины в 1917-1928 гг. В 1954 г. РСФСР взамен Крыма ничего не получала, все утверждения о том, что в этом году УССР передала РСФСР какие-то территории, не соответствуют действительности.
1. Фёдоров, А. Б. Правовой статус Крыма. Правовой статус Севастополя
2. Мальгин А. Крымский узел: Очерки политической истории Крымского полуострова, 1989–1999. Симферополь, 2000;
3. Крым-Севастополь-Россия. История. Геополитика. Будущее
4. О преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР
5. Указ Президиума Верховного Совета СССР
6. Общекрымский референдум 20 января 1991 года
7. Декларация о Государственном суверенитете Крыма
8. Совет Министров РСФСР. Постановление № 1082
9. Гамов А. Руслан Хасбулатов – «КП»: Передайте Обаме – Крым и Севастополь могли войти в Россию ещё 20 лет назад!
10. Односторонние силовые акты оккупационного режима
11. Черноморский флот ВМФ России
12. Кючук-Кайнарджийский мирный договор между Россией и Турцией
13. Копия Акта, заключённого в Константинополе 28 декабря 1783 года
14. Историк: многие турецкие политики имеют виды на Крым
15. В Севастополе объявили окончательные итоги референдума
16. В Крыму подвели итоги референдума
Просмотров: 69780
statehistory.ru в ЖЖ: