Деньги Гражданской войны. Часть I
В Первую мировую Россия вступила, обладая твердой и надежной национальной валютой. До создания современной финансовой системы, когда национальные валюты обеспечиваются долларами, а доллары … не обеспечиваются ничем, оставались долгие десятилетия и царский рубль после денежной реформы 1898 года имел золотое обеспечение. При этом на 1 января 1914 год золотой запас Государственного банка превышал сумму напечатанных кредитных билетов – государство могло при случае напечатать еще 330 миллионов бумажных рублей, обеспеченных золотом. В стране находилось в обращении кредитные билеты на сумму 1664 миллионов рублей, золотые монеты на 494 миллионов рублей и монеты серебряные на 226 миллионов. Были еще мелкие разменные монеты на общую сумму 18 миллионов.
500 царских рублей
В годы Первой мировой практически все страны-участницы, использующие золотой стандарт, прекратили прямой обмен банкнот на золото. Исключение из этого правила составили только Соединенные Штаты, где менять доллары на золотые монеты и слитки можно было вплоть до «Нового Курса» Ф. Д. Рузвельта. В России закон, приостанавливающий обмен бумажных денег на золото, был принят уже 27 июля 1914 года. Этот же закон давал право Государственному банку выпускать кредитные билеты, не обеспеченные золотом на сумму до 1500 миллионов рублей. Авторы закона оказались оптимистами – к 1917 году было напечатано 6500 миллионов таких рублей. Официально к этому году золотом было обеспечено 40 процентов бумажных кредитных билетов. Казалось бы, не все так плохо, особенно с учетом огромных военных расходов. Но реальное золотое обеспечение было намного ниже – 16 процентов. Ведь 20 процентов золотого запаса России к тому времени уже оказалось в Великобритании в качестве обеспечения кредитов и оплаты военных заказов. Служить обеспечением бумажного рубля это золото уже не могло. Денежная масса в России увеличилась с 1 июля 1914 года по 1 марта 1917 в 6.7 раз. Разумеется, это не могло не сказаться на росте цен. Если в 1915 году инфляция составила всего 30 процентов, то в 1916 рост цен составил уже 100 процентов. К 1917 году рубль обесценился почти в четыре раза. Одним из следствий роста цен стала попытка царского правительства в декабре 1916 года, ещё до большевиков, ввести продразверстку – изъятие части урожая по твердым государственным ценам. Разумеется, в большинстве сельских районов продразверстка столкнулась с открытым саботажем – рыночные цены в разы превышали те, что могло предложить государство. А решимости вместе с продразверсткой ввести и вооруженные продотряды у царского правительства не хватило. Росту цен способствовал и перевод промышленности на военные рельсы, в сочетании с преобладанием в импорте оружия и боеприпасов, а не товаров народного потребления. Крестьянам во многих районах страны зачастую не на что было тратить деньги – промышленные товары, которые были им интересны, до них просто не доходили или доходили, но по заоблачным ценам, а продовольствием обеспечить себя они могли и сами.
2 марта (по старому стилю) 1917 года в результате Февральской революции к власти пришло Временное правительство во главе с князем Львовым. Состав этого правительства – те, кто только, что был думской оппозицией и неустанно критиковал царский Совет Министров за неэффективную политику. Теперь у этих оппозиционеров появилась возможность проводить свою собственную политику. Временному правительству, трижды менявшему свой состав, удалось то, с чем не справилась ни война, ни многолетние усилия революционеров всех мастей – развалить все и вся. Начали «временные» с армии (печально знаменитый «Приказ номер 1», отменявший в армии единоначалие и превративший армию в «клуб по интересам»), но вскоре руки у них дошли и до финансов. За 8 месяцев своего существования это правительство выпустило столько же денег, сколько царское за два с половиной года войны – общая сумма эмиссии составила 6412,4 миллиона рублей (это не считая разменных марок на 95.8 миллиона и разменных казначейских знака на 38.9 миллиона).
250 рублей от Временного правительства (обратите внимание на свастику на купюре - тогда она была широко распространена и не являлась нацистским символом)
Самой крупной бумажной купюрой в царской России были 500 рублей. Купюра была крупной не только по номиналу – ее отличали и крупные размеры (275 мм в длину, 128 мм в ширину). Носить такое денежное средство в кармане затруднительно, эти «пятисотки» предназначались для крупных оптовых сделок или межбанковских расчетов. Для повседневных расчетов такие купюры были ни к чему – 500 рублей составляли баснословную сумму. Но по состоянию на февраль 1917 года – 500 рублей это месячная зарплата квалифицированного рабочего (при прожиточном минимуме около 170 рублей). Но это данные относятся к тому моменту, когда «временные» еще не запустили печатный станок на полную мощность. И вскоре 500 рублей уже перестали быть баснословными деньгами. Поэтому Временное правительство почти сразу же печатает купюры с крупным номиналом – 250 и 1000 рублей (так называемые «думские деньги»). Но, невзирая на непрерывную эмиссию, денег все равно не хватало – рост цен опережал рост объема денежной массы. А между тем, наступил август – время, когда заканчивается жатва, и крестьяне пытаются сбыть то, что выращено за год, и что-нибудь купить на вырученные деньги. А денег (любых) в некоторых регионах страны просто не было и там вводились собственные валюты. Товарно-денежная система с применением бумажных денег, создаваемая со времен Екатерины Великой, стремительно разваливалась.
1000 рублей. Изображен Таврический дворец
И в обращение были выпущены печально знаменитые «керенки» -денежные знаки достоинством в 20 и 40 рублей. Само слово «керенки» стало символом ничем не обеспеченных и никому не нужных денежных знаков. Подделывать эти «деньги» не было ни малейшего смысла – клише были простыми и печатать эти «дензнаки» можно было в любой типографии. Что, собственно, и происходило. Дорогой бумаги с водяными знаками для выпуска «керенок» не требовалось. Годилась, например, бумага для этикеток различных товаров. Их выпускали неразрезанными листами, а отрезать купюры по мере надобности приходилось владельцу такого листа. Вскоре, впрочем, такая необходимость отпала – так и расплачивались рулонами (а позже нашли применение этим рулонам в качестве, например, обоев).
обратите внимание на следы ножниц
такие купюры выпускались рулонами
25 октября (по старому стилю) 1917 года власть в Петрограде сменилась второй раз за год. Новое правительство называлось уже Совет Народных Комиссаров или, сокращенно, Совнарком. В это правительство вошли те, кто в феврале не заседал в Государственной Думе, а находился или в эмиграции, или в подполье, или в ссылке. Не они заставили отречься Государя, не они превратили многомиллионную армию в плохо управляемую вооруженную толпу, не они довели экономику, промышленность и товарно-денежную систему до коматозного состояния. Им досталось в наследство то, что досталось. Но и прирожденными «эффективными менеджерами» их тоже назвать нельзя. У большевиков был огромный опыт организации стачек, митингов, уличных беспорядков, опыт жарких дискуссий с политическими оппонентами и на митингах и на страницах печати. А вот опыта управления государством (самым большой по площади державой, не имеющей заморских колоний, на нашей планете) у них не было. Да и быть не могло. И уж тем более, у них не было опыта управления финансовой системой столь огромного государства. Впрочем, многие из «романтиков революции» (речь не идет о прагматиках и практиках, таких как Сталин или Свердлов, и не о гениальных тактиках, таких как Ленин) грезили революцией мировой и скорым построением коммунизма. А построение коммунизма навсегда снимет финансовый вопрос с повестки дня – ведь никаких денег при коммунизме не будет вообще (дискуссии о полной отмене денег велись на полном серьезе и были очень ожесточенными). Разумеется, строить коммунизм в разоренной и голодной стране было бы опрометчиво. Но, впрочем, внутренняя политика, которую проводили большевики с 1918 по 1921 год, получила название «военный коммунизм». Попыткой построить тот самый общественный строй, о котором писал Маркс, военную разновидность коммунизма назвать сложно – просто это была реакция на суровые реалии разрухи и Гражданской войны, попытка наладить управление тем, что осталось от государства. Национализация всего, что только национализировать, запрет частной торговли и государственная монополия на торговлю основными видами сельхозпродукции и внешнюю торговлю, продразверстка, которую осуществляли продотряды, попытка создания трудовых армий (кстати, что-то вроде наших трудовых армий времен военного коммунизма создал вначале тридцатых годов Рузвельт в демократической Америке). Предпринимались и попытки если не избавиться от денег совсем, то хотя бы свести их обращение к минимуму. Теми деньгами, что были в обращении, государственным служащим и рабочим промышленных предприятий выдавалась лишь часть зарплаты, остальное выдавалась натурой – продовольственными пайками (плюс бесплатная рабочая одежда и коммунальные услуги). Но упразднить деньги с ходу одним волевым решением было невозможно.
В наследство от предшественников советской власти достался Государственный банк, Экспедиция заготовления государственных бумаг (будущий Гознак), Монетный двор и часть золотого запаса страны (в 1915 году, во время Великого отступления, золотой запас был, на всякий случай, эвакуировали в Казань и Нижний Новгород. В 1918 году примерно половина золотого запаса, вывезенная в Казань, оказалась у белых). Одним из первых декретов новой власти был декрет от 14 (27) декабря «О национализации банков». Банк в стране остался один – бывший Государственный, ныне Народный. Запасы наличности («романовские», «думские», «керенские» у этого банка быстро закончились. Ведь, теперь уже новой власти требовалось платить зарплаты, пособия, пенсии, закупать продовольствие.
И уже 21 января (3 февраля) 1918 года выходит декрет ВЦИК, согласно которому в обращение наряду с кредитными билетами в качестве денег вводились 5-процентные краткосрочные обязательства государственного казначейства, выпущенные незадолго до Октября. И это был первый из декретов и циркуляров подобного рода. Число ценных бумаг, доставшихся в наследство от царского и временного правительств, заменявших деньги неуклонно росло. В это число попали не только облигации недавнего Займа Свободы, но и, например, экзотические купоны 5-процентного внутреннего займа … 1864 года. Всего в обращении оказались три категории ценных бумаг и четыре десятка разновидностей купонов – по всей видимости, все, что удалось найти.
облигация Займа Свободы
На 1918 год большевиками была запланирована денежная реформа, о которой Ленин писал: «Мы назначим самый короткий срок, в течение которого каждый должен будет сделать декларацию о количестве имеющихся у него денег и получить взамен их новые; если сумма окажется небольшой, он получит рубль за рубль; если же она превысит норму, он получит лишь часть. Мера эта, несомненно, встретит сильнейшее противодействие не только со стороны буржуазии, но и со стороны деревенских кулаков, разбогатевших на войне и зарывших в землю бутылки, наполненные тысячами бумажных денег. Мы встретимся грудь с грудью с классовым врагом». Увы, в стране началась Гражданская война и вместо денежной реформы пришлось вводить военный коммунизм. В 1918 году советская власть продолжила печатать стремительно обесценивающиеся керенки. Использовались клише, оставшиеся от временного правительства. На этих купюрах дата «1918» сочеталась с гербом уже не существующего государства – двуглавым орлом, лишенным царских регалий. Покупательная способность керенок советского выпуска стала еще более мизерной, изменилось и народное название этой «валюты» - в честь управляющего Госбанком РСФСР Л. Г. Пятакова «керенки» были переименованы в «пятаковки».
1918 год и герб исчезнувшей страны
А 4 февраля 1919 года выходит декрет Совета Народных Комисаров «О выпуске денежных знаков 1, 2, 3-рублевого достоинства упрощенного типа»:
«Ввиду наблюдаемого недостатка в народном обращении кредитных билетов мелких достоинств, Совет Народных Комиссаров признал необходимым выпустить в обращение денежные знаки 1, 2 и 3-рублевого достоинства упрощенного типа.
На этом основании Совнарком постановил:
1) Предоставить Народному банку выпускать в народное обращение под наименованием «расчетный знак РСФСР» денежные знаки в форме марок достоинством в 1, 2 и 3 рубля, описание коих при сем прилагается.
2) Государственные расчетные знаки имеют хождение наравне с государственными кредитными билетами и, подобно последним, обязательны к приему в платежи, как в казну, так и между частными лицами, без ограничения суммы.
3) За подделку государственных расчетных знаков виновные подлежат наказанию, как за подделку кредитных билетов» (Известия. — 1919. — 6 февр.).
Банкнотой или кредитным билетом новую денежную единицу не называли. Официально она называлась «расчетным знаком РСФСР», а в народе новые деньги получили название «совзнаки». Кстати, выпуск собственных денежных знаков в 1919 году, стал одним из поводов сменить государственную символику – рисовать старый герб на новых деньгах было нецелесообразно, и, по мнению бонистов, герб РСФСР был создан специально под новые советские рубли.
эскиз и герб РСФСР
Но в 1919 году цены на основные товары первой необходимости измерялись уже в тысячах и купюры небольших номиналов почти сразу потеряли свою актуальность. Один за другим выходят декреты СНК о вводе в обращение совзнаков все большего достоинства. Кстати, купюры с номиналами 5 тысяч и 10 тысяч рублей печатаются с использованием клише, оставшихся от думских денег, и на них по-прежнему красуется двуглавый орел. Вскоре и 10 тысячного номинала оказалось недостаточно для повседневных расчетов, не говоря уж о крупных сделках. История совзнаков - это история все новых декретов, вводящих в обращение все более крупные купюры, (купюра-рекордсмен – 10 миллионов рублей образца 1921 года, впрочем, это не купюра даже, а долговое обязательство). Чтобы не перегружать текст обилием однообразных документов приведем лишь несколько цифр:
С ноября 1917 по первую половину 1921 советским правительством было введено в оборот 2328,3 млрд. руб. (в результате денежная масса возросла в 119 раз). И даже этой астрономической денежной массы не хватало на покрытие бюджетного дефицита – в 1921 году он составил 21 936 916 млрд. рублей.
До войны промышленной продукции выпускалось на общую сумму 66,5 млрд. золотых рублей (до войны), к 1921 году этот показатель сократился до 700-800 тысяч золотых рублей. За тот же период производство сельхозпродукции упало с довоенных 5 миллиардов до 1.6-1.8 миллиардов.
К марту 1921 года цены в сравнении с довоенными выросли в 30 тысяч (!) раз.
Комментарии к этой печальной статистике излишни.
первая купюра с гербом первого социалистического государства
100 тысяч рублей образца 1921 года
совзнак с самым крупным номиналом
Совзнаки дважды, в 1922 и 1923 годах подвергались деноминации. Развал денежной системы вынудил искать альтернативные меры измерения материальных ценностей, которыми стали разного рода статистические индексы.
10 тысяч рублей образца 1923 год
25 тысяч рублей образца 1923 года
Гражданская война не мешала экономистам спорить о том, как привести денежную систему в порядок. Самым очевидным выходом из сложившегося положения был выпуск новой денежной единицы, обеспеченной или золотом или иностранной валютой, которую можно обменять на золото (золотодевизный стандарт). По сути дела, это был возврат к довоенному царскому рублю. Но, например, экономист и статистик С. Г. Струмилин (будущий академик АН СССР) предлагал альтернативный вариант – не встраивать советскую валюту в мировую финансовую систему, а обеспечивать только внутренний рынок – денежная масса должна полностью соответствовать товарной массе.
25 червонцев
5 рублей золотом образца 1924 года
Денежная реформа была неизбежна. Гражданская война закончилась убедительной победой красных и сохранять в неприкосновенности систему военного коммунизма было бы для советской экономики самоубийством. 15 марта 1921 года на X съезде РКП (б) было объявлено о Новой Экономической Политике. В экономике должны были соседствовать государственный и частный сектора. Планировалось и привлечение иностранного капитала при помощи предоставления концессий. Продразверстка, ставшая причиной крестьянских восстаний, заменялась продналогом. И, разумеется, никакая новая экономическая политика была невозможно без нового рубля. В спорах победили сторонники золотого обеспечения новой советской валюты. 11 октября 1922 года декретом СНК была введена новая денежная единица – червонец. Золотое обеспечение новой валюты составило 1 золотник и 78,24 долей золотом (1 золотник - 4,26575417 грамм, в золотнике 96 долей).
Вплоть до 1924 года совзнаки и червонцы находились в обращении одновременно. Но 7 марта 1924 вышел декрет СНК СССР, согласно которому эмиссия совзнаков была прекращена. К тому времени помимо червонцев (1 червонец – 10 рублей) были готовы и банкноты достоинством в 1, 3 и 5 рублей. И новые рубли тоже имели золотое обеспечение. Декрет от 7 марта предусматривал обмен совзнаков образца 1922 года по курсу 1 рубль за 50 тысяч совзнаков, купюры ранних выпусков менялись по курсу 1 рубль к 50 миллиардам (!) совзнаков.
Совзнаки и керенки – самые известные деньги Гражданской войны. Но в те лихие годы на территории нашей страны находилось более 2 тысяч разновидностей валют. О самых интересных из них мы расскажем в следующих публикациях.
Читайте также:
Деньги Гражданской войны. Часть II. Дальний Восток
Финансовая политика Советской России в 1917-1921 гг.
Финансовая политика Советской России в 1920-е годы
Просмотров: 45395
statehistory.ru в ЖЖ: