Приказано - уничтожить.

Канун Второй Мировой войны: спецслужбы фашистской Германии вербуют диверсантов и террористов для действий на территории СССР. Для противодействия этим планам, на Лубянке разработана долговременная специальная операция «Ставка». Цель - проникновение в ОУНовское подполье, сбор разведданных. Как итог - полная дискредитация движения в глазах фашистских лидеров. По результатам блестяще проведённой операции, молодой разведчик (имевший к тому времени звание лейтенанта) становится начальником советской разведки. Такова была «цена вопроса» литерной операции «Ставка».




Видео располагается на стороннем видеохостинге, оно может быть удалено без нашего ведома.
Если видео отсутствует, напишите об этом в комментариях.


Краткая историческая справка


После убийства 23 мая 1938 года в Роттердаме агентом НКВД Павлом Судоплатовым главы ОУН Евгена Коновальца, 26-27 августа 1939 в Риме состоялся II Большой Сбор украинских националистов. Главой организации был избран близкий соратник Евгена Коновальца Андрей Мельник представлявший консервативное крыло «старой гвардии» УВО/ОУН.

Дальнейшие события, описывающие канву появления «революционной» ОУН, разнятся в зависимости от политических предпочтений (мельниковцы, лебедевцы, бандеровцы) авторов. Общим для первых двух версий является бескомпромиссная борьба за абсолютную власть в организации и «общая фигура на заднем плане» — Рихард Ярый — человек, через которого шло немецкое финансирование и руководство ОУН из центра в «свободном городе Данциг».

Для версий лебедевцев и бандеровцев сходны: описание антагонизма между стратегией ПУН, возглавленной Мельником, и практикой действий Краевой Экзекутивы ОУН на польских землях, где Бандера до ареста в 1934 занимал должность ответственного за пропаганду. Радикальные идеи о жертвенности ради идеи нации и реальные террористические акты в отношении польской администрации и власти были на слуху, а образ «борца» и «жертвы режима» добавляли и так немалую популярность — прежде всего среди молодёжи.

Назревавший длительное время раскол, сдерживаемый авторитетом Евгена Коновальца, вскоре пришёл к логическому финалу, события на Карпатской Украине, нападение Германии на Польшу в сентябре 1939, их оценка и действия в них обеих сторон ещё больше ускорили ход событий.

12 сентября 1939 года (незадолго до падения Варшавы) на специальном совещании в поезде Гитлера обсуждались вопросы в отношении Польши и этнического украинского населения Польши. Согласно планам Гитлера, на границе с СССР необходимо было создать «государства-прокладки» между «Азией» и «Западом» — лояльные Третьему рейху Украину (на территории Галиции и Волыни) и Литву. На основании политических указаний Риббентропа Кейтель сформулировал задание Канарису: «Вы, Канарис, должны организовать восстание при помощи украинских организаций, работающих с Вами и имеющих те же цели, а именно поляков и евреев». Риббентроп, уточняя формы восстания, особо указывал на необходимость уничтожения поляков и евреев. Под «украинскими организациями» имелась в виду Организация украинских националистов. Результатом этих указаний стал так называемый «Меморандум Канариса от 12 сентября 1939 года», представленный в материалах Нюрнбергского трибунала как документ 3047-ps.

Назначаемые ПУНом руководители осенью 1939 попросту игнорировались на местах сторонниками Бандеры. Согласно версии Льва Ребета, сторонники Бандеры нашли поддержку со стороны неких немецких военных кругов, в то время как группа Мельника имела связи с политической верхушкой нацистской Германии. В ноябре 1939 года около 400 украинских националистов начали обучение в лагерях абвера в Закопане, Комарно, Кирхендорфе и Гакештейне.

По версии сторонников Мельника, в ноябре 1939 года Мельник вызвал к себе члена ОУН Бандеру, находившегося тогда в Германии, для включения его в состав ПУН и назначение референтом организационных дел Края. Бандера, приехавший в январе 1940, отказался от всех предложенных назначений и потребовал перераспределения власти и реформирования ПУН. Хотя уже в первых числах декабря 1939 года краковское отделение ОУН (возглавляемое С.Бандерой), не согласовав своих действий с Центральным Проводом ОУН (ПУН) под руководством А.Мельника, направило во Львов курьера с указаниями по подготовке ОУН к вооружённому выступлению. Курьер был перехвачен НКВД, которое сумело захватить ряд руководителей ОУН. В связи со значительными потерями в подпольной сети ПУН отдал в начале января 1940 года приказ о воздержании от активных действий и переходе в глубокое подполье. Руководимое Бандерой краковское отделение ОУН продолжало готовить вооружённое восстание, отправляя из Генерал-губернаторства на контролируемую СССР территорию вооружённые «ударные» группы. Первая такая группа была направлена в конце января 1940 года, но была перехвачена пограничниками, части групп удалось пройти незамеченными.

10 февраля 1940 года Бандера создал и возглавил собственный руководящий орган ОУН — Революционное Руководство (укр. Революционный Провод) (РП ОУН) и формально вышел из подчинения ПУН Мельника, фактически же это произошло ещё осенью 1939 года. Формальным поводом для создания РП ОУН стало «неудовлетворительное руководство и отказ от националистических методов работы». Претензии были оформлены в виде «Акта от 10 февраля 1940 года» «Первый список» нового руководства, по информации сторонников Мельника, выглядел таким образом: 1. Бандера Степан 2. Гасын Олекса 3. Гербовый Ярослав 4. Грыцай Дмытро 5. Габрусевич Иван 6. Качмар Владимир 7. Клымышин Мыкола 8. Лебедь Мыкола 9. Ленкавский Степан 10. Равлик Иван 11. Старух Ярослав 12. Стахив Владимир 13. Стецько-Карбовыч Ярослав 14. Турковский Васыль 15. Шухевич Роман; все исключительно галичане, как подметили всё те же мельниковцы.

5 апреля 1940 года прошла встреча между Мельником с одной стороны и Бандерой и Стецько с другой, где Мельнику был вручен «Акт от 10 февраля 1940 года». Реакцией Мельника стало привлечение 6 апреля 1940 года обоих к Главному Революционному Трибуналу. В ответ 7 апреля 1940 Бандера сложил с Мельника все полномочия и провозгласил нелегальность существования ПУНа. 8 апреля 1940 Мельник распространил обращение, в котором обвинил Бандеру и Стецько в заранее спланированном расколе. Пока ПУН и РП ОУН обменивались бумажными снарядами, ещё 10 марта 1940 ОУН-Р планировала завершить подготовку к восстанию на территории Галиции и Волыни к середине мая 1940, к 20 марта на территорию УССР было переброшена часть руководящих кадров ОУН-Р, среди которых были И. Климов (псевдоним Легенда) и Д.Клячкивский. Планы были сорваны достаточно результативными действиями НКВД СССР в апреле-мае 1940, в связи с этим восстание было перенесено на сентябрь-октябрь 1940.

13 августа 1940 года, после длительных и безуспешных бумажных попыток привлечь «отступников и раскольников» к ответственности, ПУН издал призыв ко всем националистам «отмежеваться от диверсии Бандеры». В Кракове прошло несколько заседаний Революционного Трибунала, организованного ПУН, где стороны вновь обменялись взаимными обвинениями в предательстве целей и задач организации. Итогом стало заочное осуждение Бандеры к смертной казни, которая сразу же была заменена исключением его из ОУН. Впрочем, Мельник «разрешил Бандере смыть с себя позор раскаянием и борьбой в большевистском подполье». Конец лета — начало осени 1940 года принято считать периодом фактического окончания процесса деления ОУН на две организации, первой под руководством Бандеры, а второй под руководством Мельника.

Смотрите все серии Лубянка


Просмотров: 9493



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X