Сельское самоуправление в СССР после закона 1968 г.

Повышение роли сельских Советов в удовлетворении нужд и запросов сельского населения, в усилении их влияния на развитие экономики колхозов и совхозов, предприятий местной промышленности, торговли, общественного питания, бытового обслуживания не могло быть осуществлено без расширения их прав и укрепления материально-финансовой базы.

Решению этих проблем были посвящены мартовское 1967 г. постановление ЦК КПСС «Об улучшении работы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся», Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1968 г. "Об основных правах и обязанностях сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся», а также утвержденное Указом Примерное положение о сельском и поселковом Совете".

Существенную роль в развитии деятельности сельских и поселковых Советов сыграло постановление Совета Министров СССР от 14 марта 1968 г. «О мерах по укреплению материально-финансовой базы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся».
На основе вышеперечисленных правовых актов Верховным Советом РСФСР был разработан и после обсуждения на местах, с Учетом замечаний, 19 июля 1968 г. принят Закон РСФСР «О сельском, поселковом Совете депутатов трудящихся РСФСР».
Правовой статус сельских и поселковых Советов, установленный этим Законом, отражал характерный для 1960-х гг. интерес к территориальному самоуправлению. Анализ предметов ведения и полномочий местных Советов, демократизация организации их деятельности, задачи, поставленные перед ними, позволяют сделать вывод о том, что местные институты власти сочетали в себе одновременно свойства органов государственной власти и местного самоуправления. Характерно, что эта позиция предопределила диалектическое единство развития государственности и самоуправления на десятилетия вперед и сегодня заставляет нас решать современные проблемы с учетом практики как «земского периода», так и «советского периода».

Изучение функций базового низового звена Советов — сельских — свидетельствует о тесном переплетении в их деятельности государственных и самоуправленческих начал.
Законом РСФСР «О сельском, поселковом Совете депутатов трудящихся» (ст. 1) было установлено, что он «является органом государственной власти на объединяемой ими территории и решает в пределах прав, предоставленных законом, все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов трудящихся села, поселка».
Сельский, поселковый Совет руководит хозяйственным и социально-культурным строительством на территории Совета, устанавливает сельский, поселковый бюджет, осуществляет руководство деятельностью подчиненных ему предприятий, учреждений и организаций.
В ст. 3 Закона предусматривалось, что сельский, поселковый Совет осуществляет контроль за работой расположенных на территории Совета колхозов, совхозов, предприятий местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, просвещения, культуры, связи и других организаций вышестоящего подчинения, непосредственно обслуживающих население, организует контроль за соблюдением ими законодательства, заслушивает доклады руководителей этих предприятий, учреждений и организаций и координирует деятельность в области социально-культурного и бытового обслуживания населения.
Гарантией реализации прав сельских и поселковых Советов было закрепление в ст. 6 Закона обязательности для исполнения всеми колхозами, совхозами, предприятиями, учреждениями и другими организациями, а также должностными лицами и гражданами решений и распоряжений, принятых Советами в пределах предоставленных прав.
Существенное расширение прав сельских Советов, связанных с хозяйственным и социально-культурным строительством, обусловливалось единством власти народа, осуществляемой центральными и местными органами. При этом обязательным условием являлось совпадение общенациональных и местных интересов или отсутствие противоречий между ними.
Бесспорно, что первичной функцией сельских Советов было осуществление именно государственного руководства на своей территории, направление и координация хозяйственного и социально-культурного строительства, контроль за выполнением планов и требований законодательства колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными и промышленными предприятиями. Это, казалось бы, вопросы общего государственного руководства, однако именно от результатов деятельности этих не подчиненных непосредственно сельскому Совету предприятий в основном зависело благополучие населения.
Сельские Советы в пределах своих полномочий по отношению к колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям и организациям осуществляли функции координации, контроля, оказания помощи и содействия.

Районные Советы, утверждая плановые задания по государственным закупкам колхозам и совхозам, доводили их до сельских Советов, включая низовое звено государственной власти в процесс обеспечения реализации части государственной программы.
К ведению сельских Советов относились контроль за работой заготовительных организаций по закупке излишков сельскохозяйственных продуктов, забота о сохранности урожая, переработка продуктов сельского хозяйства на местах, развитие рыболовного и охотничьего промыслов.
Сельские Советы на своей территории в соответствии с законодательством контролировали работу школ, школьных интернатов, детских дошкольных и внешкольных учреждений; утверждали и освобождали от должности руководителей подчиненных Совету учреждений народного образования.
В современных условиях, как уже отмечалось выше, ход общественного развития также требует от органов местного самоуправления участия в организации управления не только местными, но и государственными делами. С одной стороны, это определено реализацией делегированных полномочий, а с другой — непостоянством границ, невозможностью их установления, постоянной диффузией между местными и государственными интересами.
Одной из самых сложных для современного восприятия проблем, связанных с реальной самостоятельностью сельских Советов депутатов трудящихся, является проблема руководства вышестоящими Советами деятельностью нижестоящих Советов. Отношения руководства в системе местных Советов не предполагали обычной административной подчиненности. Это были сложные отношения, определяемые прежде всего общностью принципов, целей и задач местных Советов различных уровней, единством природы и систем местных и центральных органов власти.
За районными Советами было закреплено право их исполкомов по обеспечению законности в деятельности сельских Советов, оказания им содействия, осуществления контроля за рассмотрением жалоб и заявлений граждан в исполкомах нижестоящих Советов. Прежде всего эти полномочия реализовывались через регулярные отчеты исполкомов нижестоящих Советов, обобщение и популяризацию лучшего опыта их работы.

Изучение взаимодействия местных Советов различных уровней свидетельствует о том, что в основе руководства районного звена Советов сельскими Советами находилось, с одной стороны, развитие компетенции и укрепление материально-финансовой базы последних, а с другой — соответственно усиление контрольных полномочий Советов районного звена'.
Закон РСФСР 1968 г. оказал решающее воздействие на дальнейшее развитие законодательства о местных Советах. Расширение полномочий, повышение авторитета первичных, наиболее массовых звеньев Советов, охватывающих своим влиянием самые широкие слои населения, свидетельствовало о реальном стремлении к усилению их деятельности и как органов государственной власти, и как органов местного самоуправления, и в конечном итоге — к усилению их влияния на все стороны жизни сельского сообщества.
Исследователи единодушно оценивают этот Закон как удачный результат совместной деятельности науки и практики, имея в виду его юридическую стройность, четкость организационно- правовой компетенции, тщательность редакции.
В Законе отражено стремление к сохранению, с одной стороны, сочетания общегосударственных и местных интересов, а с другой — к обеспечению компетенционной части в отношении вопросов местного значения, которые преимущественно связаны с местными интересами и потребностями. Это обстоятельство чрезвычайно важно, так как именно обеспечение местных интересов современным законодательством о местном самоуправлении носит определяющий характер.

Закон устанавливал, что каждый сельский Совет несет полную ответственность за решение вопросов местного значения, отнесенных к его ведению. Признаком отнесения вопросов к делам местного значения является право Советов решать их самостоятельно.
Сельский Совет наделялся правом координационной деятельности, которая распространялась как на подведомственные Совету, так и на неподведомственные ему предприятия, организации и учреждения, расположенные на его территории. Значительно усиливались контрольные полномочия Совета, а также населения за деятельностью Совета и его органов.
Большое внимание уделено развитию демократических форм работы сельских Советов. Демократизм и коллективность сельских Советов обеспечивались их организационной структурой.
Наиболее важные вопросы рассматривались на сессиях, которые являлись основной организационно-правовой формой деятельности Советов. Именно на сессиях Советы реализовывали себя как представительные органы, как органы коллективного руководства, выражающие волю избравших их граждан. Сессии сельских Советов обладали возможностью достаточно полно учитывать позиции избирателей, представляемых депутатами, что позволяло принимать оптимальные решения по обсуждаемым вопросам местного значения.
Развитию демократических форм деятельности Советов способствовало открытое, свободное и всестороннее обсуждение на сессиях не только наиболее важных вопросов, но и регулярные (не реже двух раз в год) отчеты исполкомов, обсуждение запросов депутатов, хода выполнения наказов избирателей и т.д.
Законом устанавливалось, что сессии сельского Совета проводятся не реже шести раз в год, а в отдаленных северных и восточных районах с разрешения Президиума Верховного Совета РСФСР — не реже четырех раз в год.
Исполнительными и распорядительными органами сельских Советов являлись избираемые ими из числа депутатов исполнительные комитеты в составе: председателя, одного или двух заместителей председателя и от двух до пяти членов.
Исполнительный комитет был непосредственно подотчетен как Совету, его избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу. Таким образом реализовывалось двойное подчинение нижестоящих органов государственного управления.
В ст. 40 Закона устанавливалась единая компетенция Совета и его исполнительного и распорядительного органа. Выделение исключительной компетенции Совета гарантировало верховенство Совета, реализуемое исключительно на сессиях Совета (ст. 33).
Сельские Советы из своего состава избирали постоянные комиссии. В их состав не могли быть избраны депутаты, входящие в состав исполнительного комитета Совета. Основными направлениями деятельности постоянных комиссий Закон определял:
- предварительное рассмотрение и подготовку вопросов, относящихся к ведению сельского Совета;
- содействие проведению в жизнь решений Совета;
- контроль за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Депутаты сельских Советов реализовывали свои полномочия на общественных началах, не прекращая производственной или служебной деятельности.
Закон относил к обязанностям депутата поддержание постоянной связи с избирателями, с коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, информирование избирателей о работе Совета, о выполнении решений Совета и наказов избирателей, участие в исполнении решений Совета, его исполкома и постоянных комиссий, изучение общественного мнения, доведение его Совету, информирование Совета о нуждах и потребностях населения, принятие мер к их удовлетворению.
Особое значение в деятельности Совета и депутатов приобрели наказы избирателей. По сути своей они являлись поручениями избирателей, имеющими общественное значение. Одобренные предвыборными собраниями наказы во многом определяли содержание деятельности сельских Советов, прежде всего в сфере обеспечения комплексного экономического и социального развития на их территории. В дальнейшем нормы о наказах получили развитие в Конституции СССР 1977 г., в статьях Закона СССР от 20 сентября 1972 г. (в ред. от 19 апреля 1979 г.) «О статусе народных депутатов в СССР», в законах о местных Советах всех уровней .
В результате обобщения практики работы с наказами, Президиумом Верховного Совета СССР 1 сентября 1980 г. был издан Указ «Об организации работы с наказами избирателей» . Понятие наказа, порядок внесения, обсуждения и их принятия, разработки планов мероприятий по их выполнению и контроль за их претворением в жизнь и в наши дни несут в себе значительный потенциал, связанный с усилением роли избирателей и их влияния на деятельность современных органов местного самоуправления.
Активизации деятельности депутатов способствовали как расширение их полномочий и круга обязанностей, так и законодательное закрепление обязанностей и ответственности.


Просмотров: 13957

Источник: Ю.С. Кукушкин, Н.С. Тимофеев. Самоуправление крестьян в России. М.: Издательствао МГУ, 2004



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X