Автомобили в армии царской России

Начало практического применения автомобилей в русской армии следует отнести к 1902 г., когда 10 автомобилей отечественного производства были использованы на маневрах под Курском.
Паромобиль конструкции Ж. Кюньо — первый практически пригодный автомобиль — был построен специально для перевозки артиллерийских орудий. С появлением бензиновых автомобилей их применение в армии значительно расширилось.


Грузовые тягачи Эвелинг-Портер. Артиллерийский мотор фабрики 'Кудель'

Вот сведения об этом, относящиеся к 1899 г. В английской армии стал использоваться трехколесный автомобиль с двухколесным прицепом, на котором установлен пулемет системы «Максим», делающий до 800 выстрелов в минуту с очень высокой точностью. Далее отмечалось, что в предстоящих войнах будущее за соединениями автомобилистов.

Бронированный автомобиль — необыкновенная крепость, могущая ездить по дорогам, блиндированная толстой стальной облицовкой, с торчащими скорострельными пушками. Австрийский военный министр решил ввести автомобили для употребления в армии. Уже сделан заказ на несколько автомобилей, предназначенных для перевозки артиллерийских орудий. Министр пришел к этому заключению после целого ряда опытов, окончившихся блестящим образом и производившихся в присутствии представителей главного штаба. Фабрика "Кудель" выпустила моторы для передвижных орудий. Испытания показали вполне удовлетворительные результаты. Трехколесный мотор, везший двух человек и пушку, легко и быстро преодолевал подъемы. Место между трехколеской и пушкой предназначено для снарядов. По распоряжению императора Вильгельма открыт конкурс на лучшую модель военного автомобиля. Объявлена премия 8O тыс. марок. Во время обсуждения бюджета французской армии генерал де Галифе заявил, что в скором времени опыты, производившиеся пока втайне, будут закончены и введение автомобилей во французскую армию находится накануне окончательного практического осуществления.


В 1904 г. для обслуживания штабов русской армии во время Русско-японской войны было направлено 10 легковых автомобилей. В печати появилось сообщение о том, что генерал Куропаткин пользуется моторной коляской для объезда своей армии, растянувшейся более чем на 20 верст. Однако столь малое число автомобилей никак не решало военных задач. Специалисты считали, что армии нужны сотни и тысячи машин, и только в этом случае со всей силой проявятся их преимущества. Создание в Управлении военных сообщений в 1909 г. автомобильной комиссии способствовало некоторому ускорению автомобилизации армии. Начиная с 1910 г. эта задача стала решаться более интенсивно и целенаправленно.

Командир военной автороты П.И. Секретов отдаёт рапорт военному министру В.А. Сухомлинову
Командир военной автороты П.И. Секретов отдаёт рапорт военному министру В.А. Сухомлинову

В 1911 г. Военное министерство приобрело 14 грузовых автомобилей различных зарубежных фирм и провело их испытания, организовав пробег протяженностью 1,5 тыс верст. Испытания автомобилей продолжались и в 1912 г. По данным Генерального штаба, испытания показали полную возможность применения их у нас. Потребность армейского корпуса оценивалась в 90 машин, а для всех 37 корпусов мирного времени — свыше 3 тыс автомобилей. Предполагалось, что автомобили будут находиться в специализированных подразделениях — автомобильных ротах. В 1910 г. по распоряжению военного министра В.А. Сухомлинова при девяти железнодорожных батальонах были сформированы автороты, на которые возложили продолжение испытаний автомобилей, выбор типов и моделей, пригодных для эксплуатации в армии, а также подготовку технического персонала и прежде всего шоферов. Оснащение рот техникой началось лишь в 1911 г., при этом фактически были сформированы только пять рот в Виленском, Варшавском и Киевском военных округах.

Один из первых бронированных автомобилей
Один из первых бронированных автомобилей

В 1910 г. в Санкт-Петербурге была сформирована учебная авторота, которую в 1912 г. реорганизовали в военно-автомобильную школу. Это подразделение осуществляло подготовку автомобилистов различных специальностей, включая офицеров и инструкторов различных специальностей, а также занималось формированием авторот и ремонтом техники.

В 1913 г. военное министерство разработало план организации в мирное время 44 отдельных авторот, с устройством при каждой из них гаражей и мастерских. Предусматривалось также строительство шести тыловых авторемонтных мастерских со складами запасных частей, резины и такого же числа центральных складов горючесмазочных материалов. Однако большая часть этих планов не была выполнена до начала Первой мировой войны. Большинство импортируемых автомобилей и запасных частей к ним были германского производства. Полное прекращение импорта из Германии после начала войны отрицательно сказалось на техническом состоянии отечественного автомобильного парка. К этому нужно добавить, что по соображениям дешевизны часто закупались автомобили устаревших конструкций, у различных фирм, с двигателями малой мощности. Последнее обстоятельство существенно осложняло ремонт подвижного состава. Главное военно-техническое управление докладывало, что автомобильные части армии укомплектованы автомобилями 214 марок, для которых требовались шины 139 типов и марок. Ограниченность средств, а также, в немалой степени, отсутствие хороших дорог привели к тому, что Россия оказалась наиболее отсталой из великих держав по размеру автомобильного парка и развитию инфраструктуры, обеспечивающей его нормальное функционирование.

Подготовка к испытаниям грузовиков военного ведомства
Подготовка к испытаниям грузовиков военного ведомства


Знак военно-автомобильных войск
Знак военно-автомобильных
войск
Первое упоминание об организации корпуса добровольцев-автомобилистов относится к 10 июня 1909 г., когда начальник Генштаба генерал-лейтенант А.З. Мышлаевский обратился к председателю комитета ИРАО(Императорское Российское автомобильное общество) В.В. Гудовичу с письмом, в котором, ссылаясь на пример Германии и Австрии, организовавших в 1907 г. подразделения автомобилистов-добровольцев и убедившихся на опыте проведенных маневров в полезности их участия, просил об осуществлении такого же начинания в ближайшее время и у нас. Комитет ИРАО, со своей стороны, откликнулся на инициативу начальника Генштаба и выразил готовность приложить все усилия для проведения ее в жизнь. Однако серьезным препятствием для немедленного осуществления этой задачи явилось отсутствие свободных средств в распоряжении Общества. Военное министерство выделило ИРАО для этой цели субсидию в размере 15 тыс руб. Вице-председатель Общества В. В. Свечин взял на себя разработку проекта «Положения о Добровольной автомобильной дружине», который был направлен военному министру. Кроме проекта В. В. Свечина, в комиссию поступили проекты, разработанные при штабе войск гвардии и в Петербургском военном округе. Обсуждение проекта долго откладывалось из-за болезни В.В. Свечина, пострадавшего в автокатастрофе во время пробега. Не дожидаясь утверждения проекта, комитет ИРАО в мае 1911 г. разослал соответствующие обращения во все автомобильные организации России с предложением участвовать в предстоящих военных маневрах. Хотя число участников было небольшим (всего 26 добровольцев), тем не менее их участие было особо отмечено императором на параде войск 2 сентября 1911 г. словами: "Благодарю Вас, господа, за Вашу работу для армии и надеюсь на Ваше содействие в будущем.".

Военная авторота. У автомобиля на переднем плане командующий авторотой П.И. Секретев
Военная авторота. У автомобиля на переднем плане командующий авторотой П.И. Секретев

Хотя генштаб полагал, что с началом войны автопарк армии будет пополнен машинами, находящимися в частном владении, план мобилизации автомобилей не был разработан. Лишь 17 июля 1914 г., т.е. накануне войны, было утверждено «Положение о военно-автомобильной повинности», которое предусматривало при объявлении мобилизации передачу армии гражданским населением всех находящихся в частном владении транспортных средств с одновременным возмещением их стоимости, определяемой создаваемыми комиссиями. После начала военных действий в соответствии с этим Положением у населения было взято 3562 легковых и 475 грузовых автомобилей.

Автомобильный прожектор
Автомобильный прожектор

Первая мировая война потребовала интенсивного выпуска разнообразных моделей автомобильной военной техники. Такая новинка, как автомобильный прожектор, могла применяться только на автомобиле и составляла с ним как бы единое целое. Мощный источник света прожектора получал электроэнергию от генератора, приводимого в действие автомобильным двигателем. Были созданы автомашины, оборудованные пушками, в том числе зенитными. Такое сочетание способствовало повышению маневренности артиллерии в военных условиях.

Автомобильная зенитная установка
Автомобильная зенитная установка

Многие автомобилисты — спортсмены, предприниматели, общественные деятели — стали участниками боевых действий. Российским автомобильным обществом и местными клубами были организованы автомобильные колонны и отряды. Особенно большую помощь в действующей армии оказывали санитарные отряды, которые находились под особым покровительством императорской фамилии. В боевой обстановке автомобилисты постоянно проявляли профессиональное умение и героизм, за что многие из них были представлены к наградам.

Рекомендуем посмотреть вам сериал "Автомобили в погонах", посвящённый истории применения автомобилей в армии царской России и СССР.

Автомобильная голубятня
Автомобильная голубятня, использовавшаяся войсками связи во время Первой мировой войны

Автомобильная походная кухня
Автомобильная походная кухня

Автомобиль системы А.А. Кегресса с прицепом перед отправкой в действующую армию перед зданием ИРАО
Автомобиль системы А.А. Кегресса с прицепом перед отправкой в действующую армию перед зданием ИРАО

Санитарные автомобили ИРАО в действующей армии
Санитарный автомобиль Южно-Русского автомобильного клуба


Просмотров: 22145

Источник: А.Д. Рубец. История автомобильного транспорта России. М.: Эксмо, 2008



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X