О проблемах советской промышленности по производству удобрений
Е. Леонтьева. Счет к индустрии плодородия
Подсчитано, что примерно четвертую часть всего продовольствия на земле получают благодаря химическим удобрениям.
Рост масштабов химизации заставляет решать все новые и новые задачи, среди которых сейчас наиболее ощутимой стала проблема сохранности удобрений. Деньги, вложенные в звенья длинной цепи, ведущей от исследовательской лаборатории до поля, не должны пропадать по дороге.
А они пропадают. Ученые предполагают — и эти цифры назывались уже неоднократно,— что в нашей стране до нивы не доходит от 12 до 20 процентов готовых удобрений. То есть от 12 до 20 миллионов тонн. Значит, впустую пропадает труд тысяч людей? Нетрудно представить, насколько это усугубляет положение работников I сельского хозяйства, если учесть, что и без того химики из года в год не справляются с планом производства туков.
Из чего же складываются вызывающие беспокойство цифры потерь? Начнем с заводских
складов, откуда один за другим выходят составы, груженные «витаминами полей». Для этой продукции совсем небезразлично, в каком виде она отправится в дальний путь — в виде пыли или гранул, в мешках или насыпью.
Вот. скажем, калийные удобрения. Чтобы обеспечить их надежную транспортировку, а в дальнейшем — удобное внесение в почву и наилучшее усвоение растениями, нужны высококонцентрированные гранулы, покрытые оболочкой из микродобавок. Но такое крупное объединение, как «Уралкалий», выпускающее половину всех туков калийной группы, дает в гранулах лишь около одного процента продукции. Почему не больше — ведь на предприятии построены цехи грануляции мощностью свыше трех миллионов тонн. Но они практически бездействуют.
Как показывает практика, применение концентрированных, сложных «витаминов земли» снижает трудозатраты на 27 процентов. Но их выпуск растет крайне медленно.
В общем объеме поставок минеральных удобрений селу значительный удельный вес занимает такая низкокачественная продукция, как аммиачная вода, каинит, порошковидный суперфосфат и фосфоритная мука. Все они имеют малое содержание питательных веществ, но сельское хозяйство вынуждено их использовать именно из-за дефицита концентрированных туков. В прошлом году «малопитательная» продукция составила 25 процентов от физического веса всех витаминов плодородия.
Как и раньше, в прошлом году и начале нынешнего слеживаемость туков была бичом отрасли. Более того, количество претензий только по отмеченным нарушениям их отпуска и доставки составило в 1978 году почти 3,7 тысячи — на сумму около 3.5 миллиона рублей. А ведь это значительно больше, чем в 1977 году.
Особенно большие потери — из-за слеживания в комья, глыбы и монолиты аммиачной селитры, нитроаммофоски, карбамида и хлористого калия. В прошедшем году сельское хозяйство недополучило 8—10 миллионов тонн туков, слежавшихся в пути или поело кратковременного хранения на местах. На их дробление и выгрузку затрачено дополнительно около 30 миллионов рублей (не считая простоев вагонов под разгрузкой и прямых потерь). Если все это перевести на стоимость сельскохозяйственной продукции, которую можно было бы получить. исходя из названной суммы, экономический ущерб будет еще ощутимее.
Однако на ряде предприятий отрасли число нарушений поставок туков не снижается, а, наоборот, повышается. Растут претензии получателей к производственным объединениям «Сумтаитхнмиром» и сумскому «Химпрому», Днепродзержинском, Невинномысскому, Черкасскому и Новгородскому объединениям «Азот», а также «Уралкалию». Немалые потери вызваны отгрузкой удобрений в открытых полувагонах и даже на платформах Днепродзержинским, Ровенским и Кемеровским объединениями «Азот», Константиновским химзаводом. При этом надо отметить, что вместо принятия мер руководители предприятий нередко всеми правдами и неправдами стремятся отклонить претензии и даже скрыть от приемщиков замечания потребителей (пример тому — Уралкалий»).
Говоря о фантах нарушения условий отгрузки, не обойдешь вниманием и проблему тары — есть удобрения. которые должны отправляться в путь только в мешках. На нынешний год Минхимпрому требуется 215 миллионов полиэтиленовых мешков. план же их производства — 1-15 миллионов. Кроме того, существует еще нехватка бумажных мешков, но о них сейчас не будем говорить — они в ведении Минбумпрома. Однако полиэтилен-то в руках химиков, значит, им и «карты в руки». И все же сдвига к лучшему не видно — на сегодня удельный вес затаренных минеральных удобрений составляет не более 20 процентов. Достижение менее чем скромное, если учесть, что удобрений, хорошо переносящих открытую транспортировку, пока еще маловато.
Проблема сохранности туков, сокращение их потерь во многом зависят от их своевременного вывоза в сельскохозяйственные районы. Удобрения не должны залеживаться на заводских складах — они могут потерять качество. Суперфосфат, например, нужно постоянно перелопачивать, чтоб не слеживался. А как это сделать, если склады зачастую забиты, вагонов не хватает? Нередки случаи, когда из-за этого останавливают производство. И хотя ученые думают, как сделать туки устойчивыми к хранению, до окончательного решения проблемы дело не дошло.
О том, как лучше перевозить удобрения железнодорожным транспортом и почему здесь так много нерешенных вопросов, наша газета уже писала. Поэтому посмотрим, есть ли иные возможности улучшения транспортировки.
Пожалуй, самый трудный район вывозки химической продукции — Соликамско-Березниковский. Именно здесь находится крупнейшее объединение отрасли — «Урал калий». Много лет подряд химики поговаривают о том, что надо увеличить здесь объемы водных перевозок. Реально ли это?
— Реально, — говорит начальник транспортного управления Минхимпрома П. Разживин.— Мы готовы возить водой по полмиллиона тонн удобрений в год. Только вот речники подводят. При нынешнем плане сто тысяч тонн они и девяноста не возят: не справляются.
— Возить-то мы можем, — замечает заместитель начальника планово-экоиомического управления Минречфлота РСФСР А. Гордеев, — да не готовы береговые сооружения по отгрузке и приемке удобрений. Тут и химикам, и работникам сельского хозяйства надо поработать.
— Мы бы и рады, — возражает В. Павловский, заместитель начальника управления организации снабжения и складского хозяйства Госкомсельхозтехникн РСФСР. — Но подрядчики дело заваливают — Минпромстрой СССР.
Ясность внесли в Госплане СССР, в отделе транспорта. Оказывается, ни химики, ни речники, ни работники сельского хозяйства не готовы к водным перевозкам и лишь всячески пытаются отвести от себя тяжесть нерешенной проблемы. Порт в Березниках обмелел, причалы устарели и не могут принять как следует суда. Кстати, и судов подходящих нет. И приречные склады для удобрении не построены, более того — сооружение их не предусмотрено на эту пятилетку.
А ведь вопрос, как уже сказано, не нов и неоднократно рассматривался в Госплане СССР. По всему видно, от споров давно уже пора переходить к делу, отведя каждому свою долю ответственности. Особенно важно это потому, что убытки из-за невывоза удобрений год от года растут. За последние шесть месяцев «Уралкалий» недодал по этой причине около трех миллионов тонн туков. Значит, народное хозяйство потеряло от этого свыше 25 миллионов рублей.
Удобрения стали мощным и надежным оружием в борьбе за дополнительные источники пищи, кормов, технического сырья. Каждый, кто имеет отношение к перспективнейшей отрасли — индустрии плодородия, должен ставить во главу угла повышение качества продукции, борьбу за ее сохранность по всей цепочке от завода до поля.
Просмотров: 8317
Источник:
statehistory.ru в ЖЖ: