Фильм 14-й. «Под Грифом "Секретно"».
12 ноября 1955 года с военного аэродрома Севастополя взлетел самолет и взял курс на Москву. На борту была правительственная комиссия, которую в Севастополь привела трагедия с линкором «Новороссийск». Линкор погиб в бухте Севастополя, у всех на глазах. Ни одно из спасательных мероприятий не дало результата. Корабль унес более 600 жизней.
После двух недель расследования, ни у одного из высоких чинов так и не появилось уверенного и определенного ответа на вопрос: почему погиб черноморский флагманский корабль. Единства мнений не было. А к единому мнению необходимо было прийти. Для официально приемлемой версии подходило следующее объяснение: причиной взрыва линкора стала немецкая мина, оставшаяся в Севастопольской бухте еще с войны.
Очищать бухты от мин стали сразу после освобождения города, в 1944 году. Делали это тщательно и не один раз. Бухты подвергли бомбометанию и «перепахивали» тралами. Потом их обследовали водолазы. Только через полгода, когда появилась уверенность, что опасность миновала, в Севастополь вернулась черноморская эскадра. И вот прошло целое десятилетие - и снова вспомнили о немецких минах.
Далеко не всем эта версия казалась вероятной. Другого мнения придерживался Главком военно-морских сил, адмирал флота, Николай Кузнецов. Свою подпись под документом отказался поставить и генерал военной контрразведки КГБ, Шилин.
В 48 году СССР в качестве послевоенного трофея досталось несколько итальянских кораблей (легкий крейсер, два эсминца, три миноносца и две подводные лодки военно-морских сил Италии). В общем, были у немцев и итальянцев - наших противников во Второй Мировой войне, корабли и поновее, и получше, но к тому времени отношения с бывшими союзниками испортились сильно, увеличивать мощь Советского Союза не входило в планы англичан и американцев, так что нам отдали корабли, мягко говоря, не очень новые. Среди них был итальянский линкор «Юлий Цезарь». Его переименовали в «Новороссийск», подновили, слегка реконструировали и приписали к Черноморскому флоту.
О том, что судьба этого корабля будет чуть ли ни главной в вопросе, каким быть советскому флоту, не думал тогда никто.
В эти годы внешнеполитическая обстановка была очень напряженной. Холодная война сопровождалась гонкой вооружений. Готовились уже совсем к другой войне - ядерной. Казалось бы, что может решить устаревший линкор? Но одна из версий, которая потом была серьезно проработана генералом Шилиным, как раз и строилась на «ядерной» версии. Вполне возможно - предположил он, - линкор собирались оснастить ядерным оружием - калибр пушек позволял снабдить снаряды ядерными боеголовками. А корабль - плавучая база, которую можно перевести в любую точку мира. Хорошее средство и сдерживания и угрозы одновременно.
Была еще одна версия. Во время войны недалеко от Севастополя, в Форосе, располагалась итальянская база, так что итальянцы хорошо знали черноморское побережье. Этот факт был в пользу иностранной диверсии.
Итак, версий гибели «Новороссийска» было несколько. Какая из них окажется верной? Какая будет принята в качестве официальной?
Почему в результате этой трагедии попал в опалу самый опытный и профессиональный в вопросах военно-морского дела, адмирал Кузнецов? Как гибель «Новороссийска» сказалась на стратегии строительства и развития флота?
Об этом - в последнем фильме из цикла «Севастопольские рассказы».
|
Смотрите все серии Севастопольские рассказы
Просмотров: 13605
statehistory.ru в ЖЖ: