Заметка в "Учительской газете" о школах рабочей молодёжи в Кривом Роге, 1976 г.

Заметка в "Учительской газете" о школах рабочей молодёжи (ШРМ) в Кривом Роге от 11 мая 1976 г.

Никогда я не видела город, который «ушел за рудой». Это Кривой Рог. На сто пятьдесят километров растянулся он по степи, белые жилые кварталы чередуются с домнами, заводами и горнообогатительными комбинатами, Знать досконально в таком городе все вечерние школы — дело не из легких. Но в памяти заведующего гороно, заслуженного учителя УССР Павле Ивановича Шевченко все 19 вечерних, как на ладони. Первое, что меня поразило в криворожских ШРМ и почему захотелось увидеть их воочию, — это две цифры — 35 и 4. В начале девятой пятилетки отсев доходил до 35 и более процентов. Сейчас он составляет не более четырех.

— За этими цифрами,-—сказал Павел Иванович, — видна большая работа. Все вечерние школы получили свои хорошие помещения. Предприятия не поскупились на оборудование, и одними из первых в республике наши ШРМ перешли на кабинетную систему обучения. И с кадрами у нас неплохо: абсолютное большинство учителей с высшим образованием и опытом работы с молодежью. Каждый четвертый педагог — коммунист.

— Есть у нас, конечно, и недостатки, — продолжал Павел Иванович, — но мы критику воспринимаем, и в десятой пятилетке темпов снижать не собираемся. — И, как бы подводя итог сказанному, добавил; — Нам нельзя работать иначе. Пятилетка у нас видна из каждого школьного окна!

Любому школьнику на Украине известно: «Кривбасс — стальное сердце Родины». В 29 стран экспортируется металл Криворожья.

Здесь всюду руда. Ее красноватой пылью припорошены машины, шоссейные дороги, и даже вечернее солнце кажется подкрашенным Больше половины руды, добываемой а стране, дает Кривой Рог. Но криворожцы меньше говорят о своих победах, больше о том, что предстоит сделать. Таков стиль. Поэтому и разговор о вечерних школах складывается не вокруг достижений, а вокруг нерешенных и вновь возникающих проблем.

Курс массовой школы на то, чтобы «удержать» восьмиклассника, а с другой стороны — развитие средних профтехучилищ (из 18 ПТУ в Кривом Роге 16 стали средними) снижает возможности набора в ШРМ. В ряде микрорайонов здесь приглашают учиться уже не только молодежь, но и людей постарше. Трудный пошел и ученик. Зачастую у такого парня единственная цель — получить аттестат. Велению времени — завершить среднее образование — он порой противопоставляет претензию на дополнительное вознаграждение за учебу.

— Надо настойчивее, убедительнее поднимать престиж не только рабочей профессии, но и рабочей интеллигенции. Это самая трудная сторона нашей работы, — говорят криворожцы.
Им приходится порою сражаться с теми, кто спешит повысить разряд недоучке-рабочему, «подкинуть» «выгодную» работу, не интересуясь, растет ли человек духовно.
— Мы держим единый с парткомами предприятий курс, — сказал Павел Иванович, — ибо только сообща можно добиться успеха в обучении рабочих, воспитать у них потребность к постоянному обновлению знаний.

Повышение общеобразовательного уровня рабочих значится на одном из первых мест в плане социальных преобразований города. У гороно здесь своя принципиальная позиция: вечерние школы не пасынки, ждущие шефской «милости», в подразделения предприятий. Вот почему на самых крупных горно-обогатительных комбинатах, чей каждый трудовой час измеряется буквально на вес золота, где рабочее время директора комбината расписано строго по минутам, ни одна директорская планерка не проходит без участия руководителя вечерней школы. Более того, первый вопрос повестки дня — учеба рабочих. И совсем не случайно подавляющее большинство передовиков труда и рационализаторов Кривого Рога — выпускники или учащиеся ШРМ.

Кругозор рабочего десятой пятилетки... О том, с какой настойчивостью за него борются здесь, мы узнали на Ингулецком горно-обогатительном комбинате. 26-ю вечернюю школу на комбинате давно называют «своей». В ней из 1025 учащихся половина горняков. Ответственные за обучение рабочих — заместитель директора комбината Николай Никифорович Сахаров и первый заместитель секретаря парткома Юрий Васильевич Карташев. У него на столе в папке самых неотложных дел — список контингента ШРМ на 1976—1977 учебный год. Каждый день он получает из цехов и участков сводки о посещаемости рабочими занятий, об успехах в учебе.

— Думаете, что эти сводки проще получать из школы? Однако нам из цеха — важнее, На производстве проявляется рабочий. В делах! Здесь его жизненная позиция. Но мы понимаем, что молодому труженику нелегко сразу проявить себя. За каждыми двумя-тремя учащимися закрепляем наставников. Коммунистов, самых уважаемых людей, которые могут не только спросить, но и помочь. Нам важно, чтоб, учась в школе, рабочий становился богаче духовно.

Набором в школу занимаемся сами. Предприятие в этом кровно заинтересовано.
Самое трудное — настроить недоучившегося на завершение среднего образования. Именно поэтому начинают их готовить заранее.

— Вот сегодня, — рассказывает И. И. Добродзин, секретарь партбюро обогатительной фабрики, — беседую с одним молодоженом. Прибыл к нам с восемью классами из села. «А что я буду иметь?» — спрашивает на полном серьезе. Таким и я отвечаю «в лоб». Умнее будешь, говорю, детей хороших воспитаешь.

Но нам не привыкать к подобным «потребителям», не такие «орешки» попадались. И поддавались. Еще благодарить будет. Это сегодня он еще торгуется. Время не чувствует!

А недавно разбирали одного на цехкоме. Учился, старался, а повысили разряд, стал хорошо зарабатывать и надумал школу бросить.
— Что же ты по вечерам делаешь? — спрашиваем.
— Телевизор смотрю! — Ответ, скажу вам, заставляет задуматься. Сегодняшний рабочий — не чета своему предшественнику 60-х годов. Тот приходил из неуютного общежития в свою «вечерку», и она была единственным окном в знания. Сегодня молодого рабочего приходится «отрывать» от телевизора в благоустроенном общежитии или квартире. Вот почему в школе мы стремимся создать такую обстановку, чтоб, переступив порог учебного кабинета, он чувствовал себя в Доме знаний.

Сегодня криворожские вечерние отвечают этому высокому названию. Не в каждом вузе можно найти так хорошо оснащенные аудитории. На рабочих местах имеется все необходимое для опытов. Под рукою учителя кинопроектор, кодоскоп, телеприемник, наборы раздаточного материала, богатая справочная и методическая литература. В каждой школе — свой актовый зал. Сначала учителя сомневались в их необходимости. Но в школах стала развиваться художественная самодеятельность. Нашлось у молодых рабочих время и на кружки!

—И все же главная притягательная сила школ в учителях, — замечает Вадим Фомич Чечиль, директор 25-й ШРМ, — взять, к примеру, нашего физика, Ивана Игнатьевича Юшкова. Коммунист, педагог с 37-летним стажем, в знании предмета он не уступит вузовскому специалисту. Под стать ему Татьяна Васильевна Сметанина, Вера Филипповна Черкасова, секретарь партийной организации географ Анфиса Кирилловна Коваленко и другие педагоги. Каждый из них глубоко, по-партийному понимает свой долг.

Так и идут в едином строю вечерние школы и предприятия, Борьба за качество знаний в школе дает плодотворные результаты в труде. И пятилетке для них — дело общее.

П. ГОНЧАРЕНКО.

г. Кривой Рог.



Просмотров: 683

Источник: П. Гончаренко. Нам нельзя иначе // Учительская газета, N55 11 мая 1976 г.



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X