Заметка о противоречии между достижением плановых показателей и производственной целесообразностью. "Социалистическая индустрия", 1980 г.

В СССР каждое предприятие стремилось выполнить заданные плановые показатели по выпуску продукции. О том, к каким проблемам это приводило, рассказывается в статье "Старой меркой" Е. Спиридонова, опубликованной в газете "Социалистическая индустрия" 7 мая 1980 года.

СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

СТАРОЙ МЕРКОЙ



Заместитель директора по экономике Балаковского машиностроительного завода имени Дзержинского Илья Яковлевич Штейнбок рассказал случай, когда ему на себе пришлось прочувствовать безнравственный характер «вала». «Горел» месячный план механического цеха, которым он раньше руководил. Чтобы его закрыть, за оставшиеся сутки нужно было расточить партию крышек для блока цилиндров. И цех в эти сроки не укладывался. Но тут неожиданно какому-то химическому заводу, выпускающему бытовые краски, срочно потребовалось перегнать в стружку цинковые болванки. Начальник цеха дал задание двум токарям, и они за три смены с ним справились. План в рублях был спасен.

— На следующий день,— рассказывает Илья Яковлевич, — меня отчитывал директор завода за то, что я сорвал месячную программу предприятия по номенклатуре. Сборщики из-за нехватки крышек блока цилиндров не сумели собрать нужное количество дизелей. Я стоял с опущенной головой, но в душе сознавая, что, будь на моем месте директор, он поступил бы так же. Для начальника цеха главное, чтобы его коллектив выполнил план по валовым показателям, а то, что выпустили продукцию не в той номенклатуре, грешно скорее с точки зрения моральной, чем экономической.

Странно, не правда ли? Начальник цеха, да и не только он, не видел ничего зазорного в том, что ради оценочного показателя поступался моральными принципами! Да, его можно было бы винить. Но в чем? В том, что «нечистая» продукция толкала на нечестные, с точки зрения государственных интересов, поступки.

Показатель нормативной чистой продукции соединил в плане интересы коллектива и государства. Стоимости, которые предприятие создает, теперь очищены от затрат прошлого труда и напрямую, связаны с номенклатурой выпускаемой продукции. Поэтому ни у кого не возникает желания искать обходных путей.

Сейчас завод выпускает новый дизель-генератор. Стоимость его 45 тысяч рублей. Но работай предприятие по показателю валовой продукции, цену машины постарались бы натянуть на все 60 тысяч.

— Я как главный инженер,— говорит В. Разуваев,— конечно, ориентировал бы конструкторов и технологов на более прогрессивную и дешевую конструкцию. Но интересы «вала», стремление получить эффект не от самой разработки, а от ее цены, все равно сделали бы свое дело. Например, генератор, входящий в комплект новой машины, наверняка бы взяли не Сафроновского электромашиностроительного завода, а Ереванского — там он более дорогой. Сейчас ситуация иная. Все мы смотрим не на вес машины, не на прейскурант, а на ее экономические характеристики. Поэтому-то резко поднялась эффективность нашей продукции, повысилось качество. Теперь без малого две трети изделий у нас маркируется государственным Знаком качества.

В прошлой пятилетке Балаковский машиностроительный завод был «середнячком» и среди предприятий министерства, и в области, и в городе. Да и куда ему с 18-миллионным объемом производства было тягаться с теми предприятиями, у которых «вал» до ста миллионов. А как только работу коллектива стали оценивать по затратам своего труда, завод сразу пошел в гору. С начала нынешней пятилетки он четыре раза завоевывал первое место в социалистическом соревновании предприятий министерства. одиннадцать раз — второе.

И все-таки совершенствование хозяйственного механизма не создало пока желаемой обстановки на производстве. По выражению И. Штейнбока, перестройку в связи с переходом на показатель нормативной чистой продукции можно сравнить с установкой на автомобиле более мощного двигателя: хотя мотор стал тянуть лучше, но скорости заметно не прибавилось — ехать-то приходится по старой ухабистой дороге. А «ухабы» эти подстерегают предприятие на каждом шагу.

В январе завод, например, успешно справился с планом по объему нормативной чистой продукции и производительности труда. А если считать производительность труда по «валу», то вышло только 99,9 процента. И на городском партийно-хозяйственном активе коллективу был сделан серьезный упрек. И пошли по городу толки: «говорили, что машиностроители — передовики, а они вот важнейший показатель сорвали». Неприятно!

Хорошо, что искаженное представление о результатах работы предприятия в новых условиях не повлекло за собой материальных санкций. Но ведь сколько еще случаев, когда коллектив, работающий по-новому, оценивается по старым меркам и несет ощутимый и экономический, и моральный ущерб.

Другой «ухаб», но уже ведомственный. Завод сделал большое дело для народного хозяйства — освоил дизель-генераторы для большегрузных автомобилей. Выпуск новой техники наладили в основном производстве, где изготавливают дизели для тепловозов, наладили, не дожидаясь, когда «Саратовгэстрой», наконец,возведет новый механосборочный корпус. Естественно, отработка конструкции и необходимой оснастки повлекли за собой дополнительные затраты труда. За них надо платить. А чем?

Объем нормативной чистой продукции в этом году по плану увеличится на 8.1, производительность труда — на 6.6 процента, а фонд заработной платы уменьшен на 2 процента. Да к тому же Министерство тяжелого и транспортного машиностроения нарушило правило и не дало предприятию положенного по нормативу. Вот и получилось, что в январе и феврале заводу не хватило фонда заработной платы. Опять пришлось обивать министерские пороги, доказывать, что расходы заработной платы оправданы.

Не верят на заводе в стабильный и реальный норматив. «А нам надо, чтобы все в него поверили.— говорит И. Штейнбок.— Увидели, что он правильно работает».

Почему? Да потому, что здесь прямая связь с трудовой и технологической дисциплиной, стабильностью работы предприятия. «Вал» путал и искажал картину собственных трудовых затрат. Но когда работа каждого оценивается ясно и объективно, и можно наперед знать, кто и сколько заработал, то это дисциплинирует людей, организует. Не случайно на предприятии в последнее время резко снизилось количество прогулов. Сейчас из-за них теряют только 0,15 процента рабочего времени. В два раза сократились сверхурочные работы, забыли, когда последний раз работали в субботу.

Это и понятно. Новые условия планирования и оценки заставляют беречь рабочее время, использовать каждую возможность для того, чтобы произвести больше продукции. Ведь все рассчитано по нормативам: какова трудоемкость продукции, где сколько поставить людей, сколько кому сделать, за какое время. Отстранился по какой-то причине от дела рабочий — и нет уже нужного объема нормативной чистой продукции, а значит, и нет плана по номенклатуре.

Но как в таком случае, спрашивают работники завода, заткнуть брешь в бюджете времени, образуемую систематическим отвлечением людей на другие работы? В прошлом году, например, они «съели» почти 14 тысяч человеко-дней. И предприятие недосчиталось около 200 тысяч рублей нормативной чистой продукции. Как выходить из этого положения?

Как ни странно, делают это за счет инженерно-технических работников и обслуживающего персонала. Непосредственно их трудом чистая продукция вроде бы не создается. Получается, что все равно, где они работают — в совхозах, на стройке или на заводе.

Технологи, нормировщики, ремонтники заняты, как известно, подготовкой производства. А когда их нет на своих рабочих местах, бывает, на полтора месяца затягивается проектирование той же оснастки. А окажись она в цехе вовремя, глядишь, трудоемкость продукции сократили бы, обошлись бы на производстве меньшей численностью людей, не пришлось бы говорить и о нехватке фонда заработной платы.

Выходит, если и есть на предприятии лишний «жирок», то копить его заставляют обстоятельства. Всякий знает: автомобилю, эксплуатируемому на плохих дорогах, необходим повышенный запас прочности. Между тем, по идее, показатель нормативной чистой продукции тем и способствует повышению эффективности производства, что рассчитан на использование всех внутренних резервов предприятия. И работники завода хотят жить этой идеей. Им надоело изворачиваться для того, чтобы обрести моральное право трудиться с полной отдачей. Поэтому и важно, чтобы экономические требования к коллективу были окончательно приведены в соответствие с его хозяйственными правами. Другими словами, снять барьеры, которые мешают свернуть со старой на новую дорогу.

Е. СПИРИДОНОВ.
(Наш спец. корр.).

БАЛАКОВО,
Саратовская область


Просмотров: 7243

Источник: Социалистическая индустрия, 7 мая 1980 г.



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X