Иван Бецкой - отец Екатерины II?

Многие знают, что официальная историческая наука вполне допускает, что отцом Павла I был не Пётр III, а один из любовников Екатерины II. Значительно меньше распространена версия, что отец Екатерины II – деятель русского просвещения Иван Иванович Бецкой. В пользу этой версии есть некоторые аргументы, которые мы и приведём в данной заметке – не настаивая, конечно, что Бецкой действительно отец Екатерины II. За давностью лет правды в этом вопросе всё равно уже не узнать.

Так как мы уже писали подробно про биографию Бецкого, кратко напомним лишь нужные нам моменты. Иван Иванович Бецкой родился 3 февраля 1704 года в Стокгольме. Его отец – князь Иван Юрьевич Трубецкой, попавший в ходе Северной войны в плен к шведам. Точных сведений о матери нет. Под одной версии - это баронесса Вреде, по другой - графиня Шпарр, иные версии утверждают, что его мать вообще была простого звания.
1722—1728 годы он провел «для науки» в Париже, где, вместе с тем, состоял секретарем при русском после и был представлен герцогине Иоганне Елизавете Ангальт-Цербстской – матери Екатерины II. В 1727 году, в возрасте 15 лет она вышла замуж за 37-летнего князя Христиана Августа Ангальт-Цербстского, прусского генерала. Он происходил из цербст-дорнбургской линии ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, где и родилась будущая российская императрица.
Сторонники версии, что Бецкой является отцом Екатерины II, утверждают, что в 1728 году во время пребывания в Париже у Бецкого случился роман с Иоганной Елизаветой Ангальт-Цербской (её муж в это время находился в Штеттине), в результате которого 2 мая 1729 г. родилась Екатерина II.

Впервые версия о том, что отцом Екатерины II является Иван Бецкой, была озвучена ещё в самом начале 19 века. В 1800-м году в Париже вышла книга С. Ф. Массона «Секретные записки о России и, в частности, о конце царствования Екатерины II и о царствовании Павла I». В 1802 г. опять-таки в Париже вышел немецкий перевод этой книги, выполненный неизвестным автором. В предисловии к переводу автор высказывает предположение, что Бецкой в 1728 г. посетил Цербст и стал отцом Екатерины.
Второе рождение версия получила в 1873 г., когда российский журналист и издатель Николай Греч в своих записках написал, что Бецкой в 1728 г. познакомился с матерью Екатерины в Париже, где и стал отцом знаменитой государыни. Греч отметил большое портретное сходства Екатерины с Бецким.


Портрет И.И.Бецкого работы Александра Рослина (1776-77 г.)


Портрет Екатерины II
Портрет Екатерины II

Против этой версии в 1890-м году высказался историк и журналист Василий Бильбасов, который написал двухтомную «Историю Екатрины Второй». Он утверждал, что ни Бецкой в 1728 г. не был в Цербсте, ни принцесса Голштинская в это время не была в Париже, однако не привёл никаких подтверждающих аргументов. Историк Пётр Майков в 1904 г. также высказался против этой версии. Он аргументировал это тем, что в апреле 1728 г. (т. е. как раз за год до рождения Екатерины) была совершена купчая, согласно которой отец Бецкого, князь И. Ю. Трубецкой продавал своему сыну одну из своих вотчин, и что Бецкой, несомненно, присутствовал при этой сделке. Однако беременность, как известно, длится 9 месяцев (а по некоторым данным, Екатерина II родилась семимесячной), поэтому у Бецкого было ещё от 3-х до 5-ти месяцев, чтобы отправиться в Париж и стать отцом Екатерины.
Как бы то ни было, каких-либо прямых доказательств того, что Бецкой является отцом Екатерины II, нет. За отсутствием оных приходится рассматривать косвенные свидетельства.

В 1876 г. русский историк-археолог и библиограф Петр Бартенев писал: «У Бецкого был секретарем швед Марко Иванович Хозиков… он один мог оставаться при Бецком в то время, когда посещала его Екатерина, и у внуков Хозикова сохранилось вполне определенное семейное предание, что входя в комнату к Ивану Ивановичу, государыня целовала у него руку». По словам Бартенева, вот что однажды сказала Екатерина во время назначенного ей врачами кровопускания: «Пусть из меня вытечет вся немецкая кровь и останется одна русская».

28 декабря 1974 г. в нью-йоркской газете «Новое русское слово» была опубликована статья А.Е. Жернаковой-Николаевой «Тайна императрицы Екатерины Второй». Автор статьи заявляет, что в архиве Британского музея хранится письмо Екатерины к Бецкому, по прочтении которого возникает убеждение, что Иван Иванович был отцом государыни. К сожалению, Жернакова-Николаева не приводит цитат из этого письма, а потому ее утверждение остается неаргументированным.

В 1762 году, возвращаясь из Москвы в Петербург после коронации Петра III и Екатерины II, И.И. Бецкой ехал в третьей за государями карете. Возможно, это место было определено самим Петром III, который в начале 1762 года вызвал его в Петербург, поручил ему главное начальство над канцелярию строения домов и садов его величества и пожаловал в генерал - поручики. А, возможно, если исходить из рассматриваемой нами версии, к этому приложила руку Екатерина II, знавшая, что Бецкой – её отец, и хотевшая тем самым оказать ему почести.
Во время венчания цесаревича Павла с Марией Федоровной Бецкой держал венец над новобрачным. Во время ссоры Екатерины с Орловым именно он, по поручению императрицы, ездил к Орлову на переговоры. Когда один офицер, которого Бецкой собирался отстранить от должности в кадетском корпусе, представил Бецкому именной указ императрицы в свою пользу, Иван Иванович преспокойно ответил ему: “Ну что ж, указ ведь можно и переделать”. Бецкой находился в числе немногих лиц, обладавших правом объявлять устные повеления государыни. Он числился “чтецом” Екатерины и виделся с ней ежедневно.

22 апреля 1762 г. у Екатерины II родился внебрачный сын от Григория Орлова. Ребёнка нарекли Алексеем, позже он получил фамилию Бобринский. После рождения он был отдан в семью её гардеробмейстера Василия Шкурина, где и воспитывался до 1774 года наравне с сыновьями Шкурина. В 1770 году он (вместе с этими сыновьями) был отправлен учиться за границу, в специально организованный для них пансион в Лейпциге. В 1774 году он был возвращен в Россию, а в 1775 году по указанию императрицы был и передан на воспитание И. И. Бецкому.
Если исходить из версии, что Бецкой – отец Екатерины II, то вполне логичным выглядит то, что ребёнок был отдан на воспитание его деду.

В 1772 году Бецкой удостоился редкой чести – по указанию сената в честь него была выбита настольная медаль.

Лицевая и оборотная стороны настольной медали в честь И.И. Бецкого
Лицевая и оборотная стороны настольной медали в честь И.И. Бецкого. Бронза, диаметр 65 мм, XVIII в. Частная коллекция.

На лицевой стороне медали работы Иоганна Каспара Готлиба Егера помещен портрет И.И. Бецкого с обнаженной шеей, в парике, с висящими сзади локонами, с накинутым плащом и орденом св. Андрея Первозванного на груди, профиль вправо. Надпись поверху: «ИВАНЪ ИВАНОВИЧЬ БЕЦКОЙ».
На оборотной стороне — двое детей на четырехугольном пьедестале пирамидального обелиска поддерживают овальный щит с вензелем Бецкого (IБ). У обелиска аллегорическое изображение России, олицетворяющей Благодарность — сидящая женская фигура с двумя детьми; рядом аист и слон. Аист символизирует заботу и милосердие, слон — доброту и широту души. На втором плане — фасад Московского Воспитательного Дома. Надпись поверху: «ЗА ЛЮБОВЬ КЪ ОТЕЧЕСТВУ». Под обрезом: «ОТЪ СЕНАТА 20 НОЯБРЯ 1772 ГОДА.».

Как мы уже писали в его биографии, И.И. Бецкой много времени уделял созданию и развитию образовательных учреждений, поэтому такая медаль вполне заслуженна. Поэтому вполне возможно, что то, что он, возможно, был отцом Екатерины II, никак на её получение не повлияло. Но тем менее факт создания персональной медали в честь живущего человека в то время (да и сейчас) был весьма редок, поэтому стоит его отметить в числе аргументов.

Предполагается, что Анастасия Ивановна Дерибас, жена адмирала Осипа Дерибаса, была незаконнорожденной дочерью И.И. Бецкого и Екатерины Ломан, жены полковника. Ей Бецкой завещал 80 000 рублей серебром и 40 000 ассигнациями, а также два каменных дома на Дворцовой набережной. Её первоначальным воспитанием занималась принцесса Анастасия Ивановна Гессен-Гомбургская, сестра Бецкого. При дворе Анастасия Дерибас была зачислена в штат камер-юнгфер. Несмотря на скромную дворцовую должность, приобрела совершенно особое влияние при дворе. Екатерина часто поручала ей занимать дожидавшихся выхода императрицы иностранных вельмож. При её первых родах Екатерина II поспешила к ней так, что поехала в чужой карете, не дожидаясь экипажа, и исполняла обязанности повивальной бабки. Обе дочери Дерибас были крестницами императрицы.
Если исходить из того, что Бецкой – отец Екатерины II и Анастасии Дерибас, то они приходятся друг другу сводными сёстрами, поэтому такое внимание со стороны Екатерины II к ней легко объяснимо.

Итак, имеются как доказанные факты, показывающие особую приближённость Бецкого к Екатерине II, так и недоказанные (например, предание о том, что Екатерина II, входя в комнату к Ивану Ивановичу Бецкому, целовала ему руку). Факты эти можно считать подтверждением того, что Бецкой являлся отцом Екатерины II, и именно этим и было вызвано его исключительное положение. Но точно также вовсе не является невозможным и то, что Бецкой отцом Екатерины II не являлся, а всего этого он добился исключительно благодаря своим личным качествам, на которые обратила внимание императрица.

Просуммировав вышесказанное, необходимо заключить, что версию о том, что И.И. Бецкой является отцом Екатерины II, нельзя считать ни совсем бездоказательной, ни полностью доказанной. Вопрос могла бы решить генетическая экспертиза останков Екатерины II и её официальных и предполагаемых родителей.

Источники



1. Н.Н. Бобринский. Иван Иванович Бецкой — фактический отец Екатерины
2. Бобринский Алексей Григорьевич
3. Борис Алмазов. Екатерина Великая – русская?
4. К.Г. Капков. Загадочная медаль. История медали императорского воспитательного дома
5. Дерибас, Анастасия Ивановна


Просмотров: 37747



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 1
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
Андрей 2022-06-17 12:32:23
1 ПЕТР ТРЕТИЙ НИКОГДА НЕ КОРОНОВАЛСЯ, КРОМЕ КАК ЧИСТО ФОРМАЛЬНО ВО ВРЕМЯ ПОВТОРНЫХ ПОХОРОН В 1796 Г. 2 ЕСЛИ ЕКАТЕРИНА И ДЕ РИБАС БЫЛИ СЕСТРАМИ, ТО ЕДИНОКРОВНЫМИ, Т. Е. ПО ОБЩЕМУ ОТЦУ, - СВОДНЫЕ ИМЕЮТ ПО ДВА РАЗНЫХ РОДИТЕЛЯ, ИЗ КО ТОРЫХ ПО ОДНОМУ СОСТОЯТ В ОБЩЕМ ЗАКОННОМ БРАКЕ