Миф о вековечной бедности простого русского народа

Простые русские люди на протяжении всей тысячелетней истории России жили бедно - не то что в просвещённой Европе - таков ещё один весьма популярный миф. Однако сами иностранцы, побывавшие в России, свидетельствуют об обратном.

Весьма распространено мнение, что простой народ в России всегда жил тяжело, постоянно голодал, и терпел всяческие притеснения от бояр и помещиков. Однако, так ли было на самом деле? Конечно, в силу объективных причин, у нас сейчас почти нет статистических данных по дореволюционной России, как-то ВВП на душу населения, стоимость потребительской корзины, прожиточный минимум и т.д.

В качестве материала для данной статьи мы будем использовать цитаты из воспоминаний иностранцев об их посещении России в разное время. Они тем более для нас ценны, так как иностранцам нет нужды заниматься приукрашением действительности чужой для них страны.

Интересные записки оставил Юрий Крижанич, хорватский богослов и философ, в 1659 году прибывший в Россию. В 1661 он был отправлен в ссылку в Тобольск - его воззрения на единую, независимую от земных споров церковь Христову были неприемлемы как для защитников православия, так и для католиков. В ссылке он провел 16 лет, где написал трактат «Разговоры о владетельстве», также известный как "Политика", в котором тщательно проанализировал экономическое и политическое положение России.

Люди даже низшего сословия подбивают соболями целые шапки и целые шубы..., а что можно выдумать нелепее того, что даже черные люди и крестьяне носят рубахи, шитые золотом и жемчугом?... Шапки, однорядки и воротники украшают нашивками и твезами, шариками, завязками, шнурами из жемчуга, золота и шелка…

Следовало бы запретить простым людям употреблять шелк, золотую пряжу и дорогие алые ткани, чтобы боярское сословие отличалось от простых людей. Ибо никуда не гоже, чтобы ничтожный писец ходил в одинаковом платье со знатным боярином... Такого безобразия нет нигде в Европе. Наигоршие черные люди носят шелковые платья. Их жен не отличить от первейших боярынь.


Необходимо отметить, что только в 20 веке мир пришёл к тому, что фасон одежды перестал определять достаток человека. Пиджаки носят и министры, и профессора, а джинсы может надеть как миллиардер, так и простой рабочий.

А вот что пишет Крижанич про еду: «Русская земля по сравнению с Польской, Литовской и Шведской землями и Белой Русью гораздо плодороднее и урожайнее. Растут на Руси большие и хорошие огородные овощи, капуста, редька, свекла, лук, репа и иное. Индейские и домашние куры и яйца в Москве крупнее и вкуснее, нежели в упомянутых выше странах. Хлеб, действительно, на Руси сельские и прочие простые люди едят намного лучший и больше, нежели в Литве, в Польской да Шведской землях. Рыба также добывается в изобилии.» А вот каким было, по данным В.Ключевского, в 1630 году, типичное малоземельное (засевавшее поле размером в одну десятину, то есть 1.09 га ) крестьянское хозяйство Муромского уезда: «3-4 улья пчел, 2-3 лошади с жеребятами, 1-3 коровы с подтелками, 3-6 овец, 3-4 свиньи и в клетях 6-10 четвертей (1,26-2,1 куб.м) всякого хлеба».

Многие иностранные путешественники отмечают дешевизну продуктов в России. Вот что пишет Адам Олеарий, который, будучи секретарём посольства, посланного шлезвиг-голштинским герцогом Фридрихом III к персидскому шаху, побывал в России в 1634 и 1636-1639 гг. «Вообще по всей России, вследствие плодородной почвы, провиант очень дешев, 2 копейки за курицу, 9 яиц получали мы за копейку.» А вот другая цитата из него же: «Так как пернатой дичи у них имеется громадное количество, то ее не считают такой редкостью и не ценят так, как у нас: глухарей, тетеревов и рябчиков разных пород, диких гусей и уток можно получать у крестьян за небольшую сумму денег».


Борис Кустодиев. Сельская ярмарка. 1920

Персиянин Орудж-бек Баят (Урух-бек), который в конце 16 века был в составе персидского посольства в Испанию, где обратился в христианство и стал именоваться Дон Хуан Персидский, даёт аналогичные свидетельства относительно дешевизны еды в России: «Мы пробыли в городе[Казани] восемь дней, причем нас так обильно угощали, что кушанья приходилось выбрасывать за окно. В этой стране нет бедняков, потому что съестные припасы столь дешевы, что люди выходят на дорогу отыскивать, кому бы их отдать».

А вот что пишет венецианский торговец и дипломат Барбаро Иосафат, в 1479 году побывавший в Москве: «Изобилие хлеба и мяса здесь так велико, что говядину продают не на вес, а по глазомеру. За один марк вы можете получить 4 фунта мяса, 70 куриц стоят червонец, и гусь не более 3 марок. Зимою привозят в Москву такое множество быков, свиней и других животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно купить до двухсот штук». Секретарь австрийского посла в России Гвариента Иоанн Корб, бывший в России в 1699 году, также отмечает дешевизну мяса: «Куропатки, утки и другие дикие птицы, которые составляют предмет удовольствия для многих народов и очень дороги у них, продаются здесь за небольшую цену, например, можно купить куропатку за две или за три копейки, да и прочие породы птиц приобретаются не за большую сумму». Соотечественник Корба, Адольф Лизек, состоявший секретарем при австрийских послах, бывших в Москве в 1675-м году, и вовсе отмечает, что «птиц так много, что жаворонков, скворцов и дроздов не едят».

В том же 17-веке в Германии проблему с мясом решали по-другому. Там за время Тридцатилетней войны(1618–1648) было уничтожено около сорока процентов населения. В результате дело дошло до того, что в Ганновере власти официально разрешили торговлю мясом людей, умерших от голода, а в некоторых областях Германии (христианской, между прочим, страны) было разрешено многоженство для восполнения людских потерь.

Однако, всё вышеописанное относится к периоду до 18 века, т.е. Московского царства. Посмотрим, что было в период Российской империи. Интересны записки Шарля-Жильбера Ромма, активного участника Великой французской революции. С 1779 по 1786 год он жил в России, в Санкт-Петербурге, где работал учителем и воспитателем графа Павла Александровича Строганова. Совершил три путешествия по России. Вот что он писал в 1781 году в своём письме Г. Дюбрёлю: (к сожалению, он не уточняет, о крестьянах какой именно области идёт речь).

«Крестьянин считается рабом, поскольку господин может его продать, обменять по своему усмотрению, но в целом их рабство предпочтительнее той свободы, коей пользуются наши земледельцы. Здесь каждый имеет земли больше, чем может обработать. Русский крестьянин, далекий от городской жизни, трудолюбив, весьма смекалист, гостеприимен, человечен и, как правило, живет в достатке. Когда он завершит заготовку на зиму всего необходимого для себя и своей скотины, он предается отдыху в избе (isba), если не приписан к какой-либо фабрике, каковых в этой области много, благодаря богатым рудникам, или если не отправляется в путешествие по своим делам или по делам господина. Если бы здесь были лучше известны ремесла, у крестьян было бы меньше времени для досуга в тот период, когда они не заняты сельским трудом. И господин, и раб получили бы себе от этого пользу, но ни те, ни другие не умеют рассчитывать свою выгоду, поскольку еще не достаточно прочувствовали необходимость ремесел. Здесь царит простота нравов и довольный вид никогда бы не покидал людей, если бы мелкие чинуши или крупные собственники не проявляли жадности и рвачества. Малочисленное население области во многом является причиной изобилия всего, что необходимо для жизни. Продовольствие стоит так дешево, что, получая два луидора, крестьянин живет весьма зажиточно».


Обратим внимание, что о том, русское «рабство» крестьян более предпочтительным, чем «свобода» французских пишет не кто-нибудь, а будущий активный участник Великой Французской революции, прошедшей под лозунгом «Свобода, равенство и братство». То есть у нас нет причин подозревать его в необъективности и пропаганде крепостного права.

Вот что он писал в одном из своих писем по поводу положения французских крестьян ещё до своего отъезда в Россию:

Повсюду, мой дорогой друг, и у стен Версаля, и за сто лье от него с крестьянами обращаются столь варварски, что это переворачивает всю душу чувствительному человеку. Можно даже сказать с полным на то основанием, что здесь их тиранят больше, чем в отдаленных провинциях. Считается, что присутствие сеньора должно способствовать уменьшению их бедствий, что, увидев их несчастья, эти господа должны постараться помочь с теми справиться. Таково мнение всех, у кого благородное сердце, но не придворных. Они ищут развлечения в охоте с таким пылом, что готовы пожертвовать для этого всем на свете. Все окрестности Парижа превращены в охотничьи заповедники, из-за чего несчастным [крестьянам] запрещается выпалывать на своих полях сорняки, которые душат их хлеб. Им разве что разрешено бодрствовать ночи напролет, выгоняя из своих виноградников разоряющих их оленей, но не дозволено ударить никого из этих оленей. Работник, согбенный в рабской покорности, часто понапрасну тратит свое время и умение, служа напудренным и вызолоченным идолам, которые безжалостно гонят его, если только он вздумает попросить плату за свой труд.

Речь идёт как раз про тех самых «свободных» французских крестьян, «свобода» которых, по мнению Ромма, хуже «рабства» русских крепостных.

А. С. Пушкин, обладавший глубоким умом и хорошо знавший русскую деревню, отмечал: «Фонвизин в конце XVIII в. путешествовавший по Франции, говорит, что, по чистой совести, судьба русского крестьянина показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. Верю… Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен (кроме как в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности усиливает и раздражает корыстолюбие владельцев)… Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак бедности».

Положение русского крепостного крестьянства было лучше не только французского, но и ирландского. Вот что писал в 1824 г. английский капитан Джон Кокрейн. «Безо всяких колебаний... говорю я, что положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии. В России изобилие продуктов, они хороши и дешевы, а в Ирландии их недостаток, они скверны и дороги, и лучшая их часть вывозится из второй страны, между тем как местные препятствия в первой приводят к тому, что они не стоят такого расхода. Здесь в каждой деревне можно найти хорошие, удобные бревенчатые дома, огромные стада разбросаны по необъятным пастбищам, и целый лес дров можно приобрести за гроши. Русский крестьянин может разбогатеть обыкновенным усердием и бережливостью, особенно в деревнях, расположенных между столицами». Напомним, что в 1741 г. голод унес в могилу одну пятую часть населения Ирландии — около 500 тыс. человек. Во время голода 1845-1849 гг. в Ирландии погибло от 500 тыс. до 1,5 млн. человек. Значительно увеличилась эмиграция (с 1846 по 1851 выехали 1,5 млн. чел.). В итоге, в 1841—1851 гг. население Ирландии сократилось на 30%. В дальнейшем Ирландия также быстро теряла население: если в 1841 г. численность населения составляла 8 млн 178 тыс. человек, то в 1901 г. — всего 4 млн 459 тыс.

Отдельно хотелось бы осветить жилищный вопрос:

«Те, чьи дома погибли от пожара, легко могут обзавестись новыми домами: за Белой стеной на особом рынке стоит много домов, частью сложенных, частью разобранных. Их можно купить и задешево доставить на место и сложить», - Адам Олеарий.

«Подле Скородума простирается обширнейшая площадь, на которой продается невероятное количество всякого леса: балок, досок, даже мостов и башен, срубленных уже и отделанных домов, которые без всякого затруднения после покупки и разборки их перевозятся куда угодно», - Яков Рейтенфельс, курляндский дворянин, пребывал в Москве с 1670 по 1673 год.

«Рынок этот находится на большой площади и представляет собой целую массу готовых деревянных домов самого разнообразного вида. Покупатель, являясь на рынок, объявляет, сколько хочет иметь комнат, присматривается к лесу и платит деньги. Со стороны покажется невероятным, каким образом можно купить дом, перевезти и поставить его в одну неделю, но не следует забывать, что здесь дома продаются совершенно готовыми срубами, так что ничего не стоит перевезти их и собрать вновь», - писал Уильям Кокс, английский путешественник и историк, дважды посетил Россию (в 1778-м и 1785 гг.). Другой английский путешественник, Роберт Бремнер, в своей книге «Экскурсии по России», изданной в 1839 г., писал, что «Есть области Шотландии, где народ ютится в домах, которые русский крестьянин сочтёт негодными для своей скотины».

А вот что писал русский путешественник и учёный Владимир Арсеньев про жилище крестьянина в своей книге «По Уссурийскому краю», в основу которой легли события его экспедиции по уссурийской тайге в 1906 году:

Внутри избы были две комнаты. В одной из них находились большая русская печь и около нее разные полки с посудой, закрытые занавесками, и начищенный медный рукомойник. Вдоль стен стояли две длинные скамьи; в углу деревянный стол, покрытый белой скатертью, а над столом божница со старинными образами, изображающими святых с большими головами, темными лицами и тонкими длинными руками.
..
Другая комната была просторнее. Тут у стены стояла большая кровать, завешенная ситцевым пологом. Под окнами опять тянулись скамьи. В углу, так же как и в первой комнате, стоял стол, покрытый самодельной скатертью. В простенке между окнами висели часы, а рядом с ними полка с большими старинными книгами в кожаных переплетах. В другом углу стояла ручная машина Зингера, около дверей на гвозде висела малокалиберная винтовка Маузера и бинокль Цейса. Во всем доме полы были чисто вымыты, потолки хорошо выструганы, стены как следует проконопачены.


Из всего вышеперечисленного видно, что, по свидетельству самих иностранцев, которые могли сравнивать быт простого народа как в России, так и в своих странах, и которым нет надобности приукрашивать российскую действительность, во время допетровской Руси, и во время Российской империи простой народ жил в целом не беднее, а зачастую и богаче, чем другие народы Европы.

Литература:
1. «Россия - это сама жизнь. Заметки иностранцев о России с XIV по XX век»
Издательство Сретенского монастыря, 2004 г.
2. А. Горянин. Мифы о России и дух нации, М., Pentagraphic, 2002
3. В. Мединский. О русском пьянстве, лени и жестокости. М. Олма, 2008
4. А.В. Чудинов О путешествии Жильбера Ромма в «Сибирь» (1781 г.): гипотезы и факты
5. Ричард Пайпс. Россия при старом режиме.

6. В.К.Арсеньев. По Уссурийскому краю. Дерсу Узала. М., Правда, 1983.


Просмотров: 115141



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 52
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
Страница 1 из 2
1  2  
Дмитрий 2016-06-29 15:10:32
Когда у нас обильный урожай яблок, мы их также раздаем. Что добру пропадать! Бери и кушай! Бесплатно!
игорь 2015-05-31 22:27:24
я думаю так - РОССИЯ название страны пришло в обиход после завоевания Екатериной Великой ТАРТАРИИ по другому Российской Империи а до этого мы звались Московия или московская ТАРТАРИЯ.
Янги из Анекдот.ру 2015-03-25 21:46:39
Мне нравится.
Изучая Аристотеля, я прихожу к выводу.
Верить нужно современникам события
Алёна 2015-01-24 08:34:38
Александр,
Петр I не то, чтобы придумал название Россия. Все немного интереснее. Была одна чудесная буква, читалась как "оу", использовалась при написании слова "Русь".
Далее. В европейских языках (включая греческий) "ь" отсутствует, "с" по умолчанию довольно твердый знак. Таким образом, осмелюсь предположить, что название России ничто иное как естественное преобразование слова Русь в условиях взаимодействия с другими национальностями и языками соответственно. Петр I в своих "языковых" реформах единственное, что сделал - убрал по его мнению слишком схожие звуки, упростил сам язык (впоследствии сделав язык более удобным для изучения в т.ч.) и утвердил в новом написании название страны.
Александр 2014-10-31 01:49:28
Больше всего насмешила фраза о тисячелетней истории России. Если учесть, что название Россия придумал Петр 1.
Олег 2013-01-25 21:23:18
Текст скорее для кривого зеркала, петросяну читать. Особенно насмешило что люди выходили и искали кому-бы еду отдать.
Max 2013-01-23 02:36:52
А давайте-ка утрем сопли и слезы о России. Хватит завываний,
система установленная после 1917 воспитывала в нас только
в светлое будущее и поэтому проталкивала в школу Некрасова, нивелируя образ старой России . В мире не существует общества абсолютной гармонии и абсолютной истины. Именно благодаря этой
дисгармонии любые общества развиваются или гибнут. Россия
существует веками с несомненным атрубутом к ее имени - Великая.
Россия велика во всем - велика своим народом , территориями,
недрами, лесами, музыкой, литературой , балетом,театром, поэзией,
живописью, изумительной архитектурой. Вспомните какие народные
промыслы процветали в старой России - какой великолепный хрусталь и фарфор производила она, роспись по дереву, резьба по
дереву и кости. какую роскошную пушнину вырабатывала она, ковры и лен, своими овощами, фруктами, молоком. маслом, сыром и мясом Россия кормила себя и полЕвропы. Могучие ее реки, озера и речушки были полны рыбы, а леса дичи. Русское общество славилось своими вековыми семеймыми и общественными традициями. Со времени Александра 3-го до выстрела в Столыпина Россия развивалась как
ни одна страна в мире - металлургия, железные дороги, банки. Все было в стремительном развитии. В этих последних словах- стремительное развитие - и заключается великая трагедия России.
Весь мир - его политические,силы, финансы, дипломатия были
сплочены и брошены на уничтожение России. Успехи в этом черном деле были несомненны. Но до полной победы над ней еще далеко.
Люди ! Объединяйтесь. Помните, мы все дети России.
Сергей, Новый Уренгой 2013-01-21 16:24:17
Вывод статьи один - наши предки жили нормально и по своему счастливо!, если бы было по другому не было бы нас! Но они так же как и мы, их потомки, любили поплакать за чаркой горькой о своей "тяжелой" судьбинушке! Богатые о своем, середняки о своем, бедные о своем! А иначе у нас не рождалось бы певцов горя Некрасовых, Есениных и защитников царей благодетелей Болотниковых, Разиных и Пугачевых! Комментаторов, любящих полить слезы о "несостоявшемся" прошлом, тоже смотрю хватает и даже в избытке..
Николай 2013-01-02 08:24:14
А.Н.Энгельгардт. Письма из деревни

Такой документ как рассматривать?

Какие там жемчуга с золотом на рубахе крестьянина?
Vitik 2012-10-25 06:21:39
Очень интересная тема. Предлагаю вам интересный прост про кельтов http://vsewmire.ru/?p=493
Max 2012-08-08 10:32:02
И все же, все же... При всех пятнах на русской истории важно одно :
России завидовали все страны, завидовали ее территориям, богатству,
ресурсам, А завидуя, из века в век , слагая все мыслимые и немыслимые
военные и политические союзы, старались ослабить ее несомненную мощь.
Кто-то в комментариях написал, что слабый народ не смог бы выжить..
Да, это именно так. Русские- сильнейший этнос, способный к высокому
подвигу во всем вопреки всему мировому устройству и мировому сообществу, изломавшему зубы об русских.. Каких только не было напастей - и войны, и политические интриги, и ложь о русских как об нечто слабом, недоразвитом, но нет. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет.
Россия сейчас под таким огромным прессом со всех сторон, а я СВЯTО ВЕРУЮ в нее - мою Родину.
Евгений 2012-07-06 20:03:50
Думаю,это ответ на многие вопросы ибо это писал А.С.Грибоедов - русский дипломат, поэт, драматург, дворянин. Статский советник (1828)[2]. Чацкий
А судьи кто? - За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы, *
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы *
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Тот Нестор * негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!!!
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников * не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется - враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, -
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! -
ночь 2012-05-20 11:42:46
Если на историю СССР смотреть глазами Даниила Андреева с его "Розой Мира" тоже получится весьма неадекватный взгляд. Бедность - результат законодательства, позволявшего убивать высшему сословью низшее без суда и объяснения причин. Смешно слышать мнение о состоянии российской государственности от христианских священников устраивавших во многом законодательно Россию. Церковь обладала властью делить земельные наделы и была судебной властью в этом вопросе никогда не обделяя себя, десятина установленная Владмиром для церкви - естественный атрибут экономики. При постоянном презрении к русскому народу, даже Патриарх Кирилл умудрислся недавно высказатся что русские до прихода христиан - немытые варвары и люди "второго сорта". Те кто брал "просвещенный и великий" Константинополь, те кто много веков сдерживал натиск диких буддистских племен монголов которые пройдя таки Русь сожгли Европу до тла.
Разговоры о "богатстве" простых людей - церковная пропаганда, что еще церковь может предложить? Дела? Сидя в своих церквях даже во время войны и "защиты веры" которую должна защищать в первую очередь сама а не толкать за спиной к этому других элитарность оставляя себе как римские императоры толкали наемников со всего мира воевать за свое государство? Позор.
влад 2012-04-05 23:56:52
Европейцы, насколько мне известно народ нажившийся и наживающийся на колониальных захватах, т.е. люди суть с колонизаторским менталитетом,и с большим кол-вом денег-золота из тех же колоний, что для них дешево, для крестьянина, которому никто не обязан был платить,наверное не очень - дешевыми были продукты именно их труда - представте , что русская нефть стала дешевле морской воды - где вы будете с вашими рассуждениями-смех.Русская история писалась европой и переписывается европейскими авторитетами- святое- я сошлюсь на своих бабушек ,родившихся в 10х годах прошлого века в крестьянских семьях - половина детей ,как правило ,умирала . В 30х годах они сохранили всех рожденных ими детей - и не потому что в деревню вдруг пришла медицина, вдруг случается только разруха и реформа, но гарантии выживания выросли, продовольствие стало доступней для самих крестьян, а не европейцев. Только надо понимать, что в царской России тоже не все было беспросветно - такие гарантии предоставлялись крестьянам крупными
землевладельцами -казной, монастырями, помещиками и перед ними крестьяне ломали шапку за ради спасения своих детей в голодные неурожайные годы - только крупные хозяйства способны кормить население, производить товарную продаваемую продукцию. В любое время государство живет взаимными обязательствами между всеми сословиями - за убийства зависимых крестьян Салтычиху казнили при отмененной смертной казни - представляете насколько нетерпимы были в тогдашнем государстве нарушения этих взаимных обязательств.
Дмитрий 2012-02-25 11:45:04
А вот что пишет Крижанич про еду: «Русская земля по сравнению с Польской, Литовской и Шведской землями и Белой Русью гораздо плодороднее и урожайнее.
--------
Полный бред :) Название Белая Русь придумал в 19 веке какой-то русский царь, чтобы бороться с самосознанием литвинов (не путать с нынешними литовцами - тогда они назывались жемойтами).
До начала 18 века было государство ВКЛ, прямым наследником которого и является нынешняя Беларусь. Как Крижанич мог про нее написать - ума не приложу...
Павел 2012-02-21 16:27:39
Кстати, Рыбницы находятся в нескольких километрах от имения Некрасова в Грешневе!
Павел 2012-02-21 16:23:18
- о чём говорить,в Ярославской области, село Рыбницы, на берегу Волги, стоят старинные двухэтажные деревянные дома, высота потолков- около, или более 3 метров! и это дома не только богачей, но и простых крестьян! кто хотел, трудился, и мог позволить себе жить с достатком! а посмотреть сегодня- немногие могут позволить себе хотя бы подобный дом!
Олег 2012-02-14 10:05:35
РОССИЯ БОГАТА ТАЛАНТАМИ!
Некрасов молочина,да НАДО Помнить, что полюбили мы его потому что нам его "навязало" общество-система. Многие приняли, как должное-Бездомуно. Системе неудобна(мягко говоря) ЛИЧНОСТЬ
Да! РУСЬ-Матушка ВСЕГДА была ПОЛНА БОГАТСВАМИ ведь за деньги СОВЕСТЬ, ДУШУ, ЛЮБОВЬ не купишь! ЭТО ХОРОШО ЗНАЛ РУСИЧЪ, в отличае от запада
****
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней ОСОБЕННАЯ Стать -
в РОССИЮ можно только ВЕРИТЬ
(Ф.Тютчев)
удивительно, есть ещё недоволеные
AlexGopin 2012-02-05 18:53:41
вполне может быть еда в России того времени была дешевой, да и земли мне кажется на всех хватало - при такой то плотности населения, не то что в Европе. Стоит учитывать что бурное развитие городов в Европе того времени вызывало стремительный рост на продовольствие
Дмитрий 2012-02-02 09:52:50
...За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут... Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету Божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовётся —
То бурла́ки идут бечевой!...

Некрасов "Размышления у парадного подъезда" 1858г.

Как то Некрасову я больше верю, чем записям импортных путешественников. Да и были ли эти записи, то же вопрос.
Иван 2012-01-28 18:33:33
Доводы Дмитрия весьма справедливы и обьективны. Я с ним согласен. Очень грамотный мужик.
Роман 2012-01-09 19:44:41
Читаеш и гордость берёт за нашу страну, потому они все к нам и лезли за нашим добром, только все знают чем это заканчивалось, Русские люди потому так хорошо жили, что верили в Христа и жили по божьим законам, не ленились, хорошо трудились, потому так и жили, а как отреклись от господа, так и получили шоу по заявкам протяжонностью весь 20 век, только сейчас от этого шока начали отходить, слава богу, что вовремя спохватились, а то бы...
Андрей 2011-08-18 15:38:52
Очень люблю историю, изучил много литературы по ней. Что могу сказать... 1. Еды действительно было очень много.. лебедей в пруду ловили и ели, как сейчас рыбу. но это особенность того времени.. тогда население страны было меньше чем сейчас в одной москве. а вот к людям относились как к животным - это факт. иностранцев конечно водили по лучшим районам в лучшие дома как и сейчас. У меня утвердилось мнение - за 500-800 ничего не поменялось...
статья - заказ, историю не отражает вообще... взял факт и наклеил бред на нее и представил все за правду.
Guruan 2011-06-06 16:28:39
Усё правильно, усё верно, бо документи граждане треба носыти з собою (с)

К сожалению, мы русские не гордимся и не любим СВОЮ страну, СВОЮ историю.
И как только услышим СЛОВО доброе - сразу плохо становится, сразу готовы обливать свою Родину калом и блевотиной.
Что доказывают даже здешние комментарии.
Сергей 2011-06-06 13:48:31
Россия всегда была велика и богата.
Почему то очень многие в это не верят. Им приятнее чувствовать себя ущербными. Дескать предки наши как свиньи в грязи валялись, не грамотные и ленивые пьяницы. Правители на Руси от Владимира и до Сталина сплошь людоеды, все как один младенцев на завтрак кушали.
Каждый мнит себя великим историком, свидетельствуя с пеной у рта о том, чего не видел.
Не надо быть гением, что бы понять, какой народ самый великий народ в мире. Взгляните на карту мира. Пьяницы и лентяи отхватили и удерживали такую территорию!?
Автору – спасибо. Во истину Гога и Магога.
Саня 2011-06-06 12:55:48
Не ну правильно всё. Чем меньше чиновников и иностранцев, тем страна богаче. Главное трудиться.
Славянин 2011-06-04 18:18:32
Читать снизу вверх...
Даже Указ о пятилетнем сыске крестьян от 24 ноября 1597 года не отменял крестьянского «выхода» (то есть возможно уйти от землевладельца) и не прикреплял крестьян к земле. Этот акт лишь определял необходимость возврата сбежавшего крестьянина к прежнему землевладельцу, если уход состоялся в пятилетний срок до 1 сентября 1597 г. Указ говорит ТОЛЬКО о тех крестьянах, которые покидали своих землевладельцев «не в срок и без отказу» (то есть не в юрьев день).

И лишь Соборному Уложению от 1649 г. устанавливает бессрочную прикрепленность к земле (то есть невоможность крестьянского выхода) и крепость владельцу (то есть власть владельца над крестьянином, находящимся на его земле).

Однако, и согласно Соборному Уложению от 1649 г. владелец поместья не имеет право посягать на жизнь крестьянина и лишать его земельного участка. Допускается передача крестьянина от одного владельца к другому, однако и в этом случае крестьянин должен быть снова «посажен» на землю и наделён необходимым личным имуществом («животами»).
Славянин 2011-06-04 18:17:08
К Московскому государству...
Крестьянин был лично свободным и держал земельный участок по договору с владельцем поместья. Он обладал правом выхода или отказа; то есть правом уйти от землевладельца. Землевладелец не мог согнать крестьянина с земли перед жатвой, крестьянин не мог покинуть свой участок, не рассчитавшись с хозяином по окончании жатвы. Судебник Ивана III устанавливал однообразный срок для крестьянского выхода, когда обе стороны могли рассчитаться друг с другом. Это неделя до юрьева дня (26 ноября) и неделю, следующую за этим днём.

Вольный человек становился крестьянином с той минуты, как «наставлял соху» на тяглом участке (то есть начинал исполнять государственную обязанность по обработке земли) и переставал быть крестьянином, как только бросал земледелие и принимался за другое занятие.
Славянин 2011-06-04 18:14:53
В Киевской Руси и Новгородской республике несвободные крестьяне делились на смердов, закупов и холопов. По Русской Правде смерды были зависимыми крестьянами, которых судил князь, но которые владели земельными наделами, которые передавали по наследству сыновьям (если сыновей не было, то надел отходил князю). Штраф за убийство смерда был равен штрафу за убийство раба. В Новгородской республике большинство смердов были государственными крестьянами (обрабатывали государственную землю), хотя так же упоминаются княжеские, епископские и монастырские смерды. Они были крепостными - уходить с земли они не имели права. Закупы оставались в зависимости от феодала покуда не расплачивались за свой долг ему ("закуп"), после чего они становились лично свободными. Холопы были рабами.
Славянин 2011-06-04 18:13:48
В Московском государстве на рубеже XV и XVI вв. оформилась поместная система. Государство передавало поместье служилому человеку, который был обязан за это воинской службой. Развитие поместного дворянского войска было обусловлено непрерывными войнами, которое вело государство против Польши, Литвы и Швеции за возвращение исторических русских земель. Особую роль в увеличении дворянского войска играла оборона «украйн» от регулярных набегов Крымского ханства и Ногайской Орды: десятки тысяч дворян призывались каждый год на «береговую» (по Оке и Угре) и пограничную службу.
X