Подводные лодки






Видео располагается на стороннем видеохостинге, оно может быть удалено без нашего ведома.
Если видео отсутствует, напишите об этом в комментариях.


Краткая историческая справка


К 22 июня 1941 г. в состав Советского флота входило 211 подводных лодок, не считая тех, которые проходили испытания.

Всего с 1927 г. по 22 июня 1941 г. в СССР было заложено 297 подводных лодок.

В многочисленных мемуарах и исследовательских работах подчеркивается, что в отличие от армии и ВВС, флот в первый день войны не понес боевых потерь.

Действительно, горький список потерь открылся 23 июня, в тот день немецкая U-144 потопила нашу М-78. На другой день в Либаве, в связи со срочной эвакуацией ВМБ, было взорвано около десяти находившихся на ремонте подводных лодок. Обстановка на борту кораблей царила очень нервозная. Так, 24 июня 1941 г., выходя из Усть-Двинска, командир С-8 капитан 3-го ранга М.С.Бойко неожиданно обнаружил немецкую лодку. Стрелять торпедами было невозможно — слишком близко, идти на таран командир не решился, опасаясь, что от удара сработают 4 торпеды в носовых аппаратах. Вернувшегося в базу командира обвинили в трусости и отдали под суд Военного трибунала, приговор вполне ясен. Во временное командование лодкой вступил командир дивизиона, а новый командир назначен только много дней спустя. Им стал старший лейтенант, до этого начальник самоходной плавзарядной станции, переоборудованной из старой английской лодки Л-55. Он смело повел осенью 1941 г. свой новый корабль в бой и на третий день погиб со всем экипажем. Подобные случаи происходили и на других флотах. Это привело к стремлению резко приукрашивать послепоходные донесения «победами на бумаге». Поэтому до настоящего времени нет точной статистики потопленных нашими подводниками плавсредств противника ни по тоннажу, ни по количеству. Вся выпущенная за рубежом литература детализирует судьбу судов собственно германского флота, но очень значительное количество судов немцы захватили у покоренных европейских стран.

В большинстве своем их судьба не известна. Не касаясь точных цифр, можно сказать следующее. Несколько потопленных на Балтике судов в 1941 году заставили немцев, при уже имеющемся дефиците металла, изготовить несколько громадных противолодочных сетей и дважды перегородить ими Финский залив. Все же, несмотря на серьезные потери в 1942 г., наши подводники смогли неоднократно прорываться в открытое море и топить вражеские корабли. Можно смело утверждать, что эти походы были самыми сложными и опасными в масштабах всей Второй Мировой войны т.к. нигде более противник не создавал столь насыщенной противолодочной обороны.

Особой страницей можно назвать походы по снабжению Севастополя. Подводники работали уже где-то за пределами человеческих возможностей. Лодку грузили за несколько часов на базе, затем она шла в Севастополь, где после экстренной разгрузки немедленно уходила обратно за новым грузом. Так продолжалось два месяца. Всех героических эпизодов не перечислить.

21 подводник стал Героем Советского Союза, 12 лодок удостоены звания Гвардейской, 23 награждены орденом Красного Знамени, а Д-3, М-172, С-56 и Щ-402 того и другого отличий сразу.

Такие высокие награды достались дорогой ценой. За 1941-1945 гг. удалось достроить немногим более 50 подлодок, а потеряно было больше сотни, т.е. их общее количество уменьшилось на четверть.

Смотрите все серии Оружие Победы (36 серий)


Просмотров: 33808



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X