Вершины и бездны Серебряного века. Передача 11-я.

Эти люди говорили и писали об очень странных и непонятных вещах; о Жене, облеченной в солнце, о Вечной женственности, о «Революции духа». Они мало ценили разумное знание, окружающую действительность и были устремлены к «иным мирам». Им казалось, что душа художника, его художественная интуиция откроет все тайны и покорит все бездны. Таков русский символизм. Его поэтические открытия были сполна оплачены разбитыми жизнями и бесконечными крушениями. Серебряный век знает немало подобных историй. А самая значительная и трагическая из них – это судьба Андрея Белого и Александра Блока, главных героев программы.

Видео располагается на стороннем видеохостинге, оно может быть удалено без нашего ведома.
Если видео отсутствует, напишите об этом в комментариях.


БЛОК Александр Александрович (16/28.11.1880—17.08.1921), русский поэт. Отец — профессор права Варшавского университета, мать — писательница, дочь ректора Петербургского университета, историко-филологический факультет которого Блок заканчивает в 1906. Был женат на дочери Д. И. Менделеева.
Раннее творчество Блока носит следы влияния романтической поэзии (В. А. Жуковский), чистой лирики (А. А. Фет и Я. П. Полонский), жестокого романса (А. Н. Апухтин).

Погруженный с юности в мир мечты и мистики, молодой Блок испытал увлечение поэзией Вл. С. Соловьева, с его культом "вечно-женственного" и "мировой души", что и отразилось в его книге "Стихи о Прекрасной Даме" (1904). Вслед за разочарованием в соловьевской мистике в стихах Блока возникают мотивы "жестокой арлекинады" (цикл "Распутье"), позднее вырисовывается урбанистическая тема: "черный город", "пузатый паук", "черный ад".

Революция 1905 ускорила процесс отхода поэта от ортодоксального символизма. В его стихах и пьесе "Балаганчик" осмеивается декадентская мистика.
Блок обращается к народной мифологии (сб. "Нечаянная радость", 1906), лирической стихией певучести пронизан его цикл "Снежная Москва" (1907).
В статьях и публичных докладах 1907—08 центральной для Блока становится тема разрыва между народом и интеллигенцией ("Религиозные искания и народ", "Народ и интеллигенция").

В патриотической лирике Блока оживает некрасовская традиция. Близкие к славянофильским представления о России (цикл "На поле Куликовом", 1908) приводят его к "открытию" забытого критика и поэта 1840-х, сторонника "почвенничества" А. А. Григорьева (в 1916 Блок составил, прокомментировал и издал со своим предисловием его стихи).

В своих дневниках Блок осуждает еврейское засилье в русской культуре, с болью отмечает воинствующий характер «жидовства» в политической жизни.
Лирика зрелого Блока наполнена тревожным ожиданием исторических и житейских перемен, ощущением назревшего общественного кризиса (цикл "Страшный мир", 1909—16). Однако наряду с романтической сатирой, вызванной неприятием "страшного мира", социального неравенства и жестокости (цикл "Пляски смерти", 1914), в лирике Блока не исчезает оптимистическая вера в победу светлых сил ("Ямбы"), сохраняется его стремление избавиться от эстетских иллюзий прежних лет.
Незаконченная поэма Блока "Возмездие" (1910—21) рисует историю трех поколений одной семьи с 1870-х до 1905, с беспощадной оценкой "железного" XIX и "бездомного" XX вв.

Революция 1917 отразилась в крупнейшей послеоктябрьской поэме "Двенадцать" (1918). Стихотворение "Скифы" проникнуто утверждением земной исторической миссии России, обличением пагубности западной цивилизации.

В последние годы жизни Блок ведет большую общественную работу, много сил отдает издательству "Всемирная литература". В 1920 — избран председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.

Однако разочарование в революции и переживания за судьбу Отечества вызывают глубокий творческий кризис, депрессию и преждевременную смерть Блока.


Просмотров: 5977



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X