Великое княжество Литовское (история и карта)

Великое княжество Литовское - восточноевропейское государство, существовавшее с первой половины XIII века по 1795 год на территории современных Белоруссии, Литвы, Украины, России, Польши (Подляшье), Латвии (1561—1569) и Эстонии (1561—1569).

С 1385 года находилось с Польшей в личной унии, известной как Кревская уния, а с 1569 года — в сеймовой Люблинской унии. В XIV—XVI веках Великое княжество Литовское — соперник Московской Руси в борьбе за господство в Восточной Европе.


Хронология основных событий истории (до образования Речи Посполитой):
IX—XII века — развитие феодальных отношений и формирование сословий на территории Литвы, образование государства
Начало XIII века — усиление агрессии немецких крестоносцев
1236 год — литовцы одерживают победу над рыцарями-меченосцами при Шяуляе
1260 год — победа литовцев над тевтонами при Дурбе
1263 год — объединение основных литовских земель под властью Миндовга
XIV век — значительное расширение территории княжества за счет новых земель
1316—1341 годы — княжение Гедимина
1362 год — Ольгерд разбивает татар в битве при Синих водах (левый приток Южного Буга) и занимает Подолье и Киев
1345—1377 годы — княжение Ольгерда
1345—1382 годы — княжение Кейстута
1385 год — великий князь Ягайло
(1377—1392) заключает Кревскую унию с Польшей
1387 год — принятие Литвой католичества
1392 год — в результате междоусобной борьбы великим князем в Литве становится Витовт, выступивший против политики Ягайло 1410 год — объединенные литовско-русские и польские войска наголову разбивают рыцарей Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве
1413 год — Городельская уния, в соответствии с которой на литовских дворян-католиков распространяются права польской шляхты
1447 год — первый Привилей — свод законов. Вместе с Судебником
1468 года он стал первым опытом кодификации права в княжестве
1492 год — «Привилей великого князя Александра». Первая хартия шляхетских вольностей
Конец XV века — образование общешляхетского сейма. Рост прав и привилегий панов
1529, 1566, 1588 годы — выход трех редакций Литовского статута — «устав и ухвал», земских и областных «привилеев», закрепивших права шляхты
1487—1537 годы — проходившие с перерывами войны с Русью на фоне усиления княжества Московского. Литва утратила Смоленск, захваченный Витовтом в 1404-м. По перемирию 1503 года Русь вернула себе 70 волостей и 19 городов, в том числе Чернигов, Брянск, Новгород-Северский и другие русские земли
1558—1583 годы — война России с Ливонским орденом, а также со Швецией, Польшей и Великим княжеством Литовским за Прибалтику и выход к Балтийскому морю, в которой Литве сопутствовали неудачи
1569 год — подписание Люблинской унии и объединение Литвы в одно государство с Польшей — Речь Посполитую

Карта Великого Княжества Литовского, где отображены территориальные изменениявв различные исторические периоды:

Карта Великого княжества Литовского

Вот отрывок из статьи Игоря Курукина "Великая Литва или «альтернативная» Русь?", опубликованной в журнале "Вокруг Света" в N1 за 2007 год:

---

В середине XIII века князь Миндовг (Миндаугас) железной рукой объединил хаотические племенные союзы. Причем, стремясь побороть тевтонов, он то принимал от Римского Папы королевскую корону (Миндовг остался в истории первым и единственным литовским королем), то разворачивался на восток и искал поддержки против крестоносцев у Александра Невского. В результате страна не узнала татарского ига и быстро расширила свою территорию за счет ослабевших западнорусских княжеств (земель нынешней Белоруссии).

Столетие спустя у Гедимина и Ольгерда уже была держава, вобравшая в себя Полоцк, Витебск, Минск, Гродно, Брест, Туров, Волынь, Брянск и Чернигов. В 1358 году Ольгердовы послы даже заявили немцам: «Вся Русь должна принадлежать Литве». В подкрепление этих слов и опережая московитов, литовский князь выступил против «самой» Золотой орды: в 1362-м разгромил татар при Синих Водах и закрепил за Литвой древний Киев почти на 200 лет.

По неслучайному совпадению в то же самое время «собирать» земли мало-помалу стали и московские князья — потомки Ивана Калиты. Так к середине XIV века сложились два центра, претендовавшие на объединение древнерусского «наследства»: Москва и основанный в 1323 году Вильно. Конфликта было не избежать, тем более что в союзе с Литвой выступали главные тактические соперники Москвы — тверские князья, стремились «под руку» Запада и новгородские бояре.

Тогда, в 1368—1372 годах, Ольгерд в союзе с Тверью совершил три похода на Москву, но силы соперников оказались примерно равны, и дело кончилось договором, разделившим «сферы влияния». Ну, а раз не удалось уничтожить друг друга, пришлось сближаться: некоторые из детей язычника Ольгерда приняли православие. Вот тут-то Дмитрий и предложил еще не определившемуся Ягайло династический союз, которому не суждено было состояться. И не только не стало по слову княжьему: стало — наоборот. Как известно, Дмитрий не смог противостоять Тохтамышу, и в 1382 году татары пустили Москву «на поток и разграбление». Она вновь сделалась ордынской данницей. Союз с несостоявшимся тестем перестал привлекать литовского государя, а вот сближение с Польшей давало ему не только шанс на королевский венец, но и реальную помощь в борьбе с главным противником — Тевтонским орденом.

И Ягайло все-таки женился — но не на московской княжне, а на польской королеве Ядвиге. Крестился по католическому обряду. Стал польским королем под христианским именем Владислав. Вместо союза с восточными братьями случилась Кревская уния 1385 года с западными. С того самого времени литовская история прочно переплелась с польской: потомки Ягайло (Ягеллоны) процарствовали в обеих державах три века — с XIV по XVI. Но все же то были два разных государства, сохранявших каждое свое политическое устройство, систему права, валюту и армию. Что до Владислава-Ягайло, то большую часть своего царствования он провел в новых владениях. Старыми же правил его двоюродный брат Витовт и правил ярко. В естественном союзе с поляками он разгромил германцев при Грюнвальде (1410 год), присоединил Смоленскую землю (1404 год) и русские княжества в верховьях Оки. Могущественный литовец мог даже сажать своих ставленников на ордынский престол. Огромный «откуп» платили ему Псков и Новгород, а Московский князь Василий I Дмитриевич, как будто вывернув наизнанку планы отца, женился на Витовтовой дочери и стал называть тестя «отцом», то есть, в системе тогдашних феодальных представлений, признал себя его вассалом. На вершине величия и славы Витовту не хватало только королевской короны, о чем он и заявил на съезде монархов Центральной и Восточной Европы в 1429 году в Луцке в присутствии императора Священной Римской империи Сигизмунда I, польского короля Ягайло, тверского и рязанского князей, молдавского господаря, посольств Дании, Византии и Папы Римского. Осенью 1430 года на коронацию в Вильно собрались Московский князь Василий II, митрополит Фотий, тверской, рязанский, одоевский и мазовецкий князья, молдавский господарь, ливонский магистр, послы византийского императора. Но поляки отказались пропустить посольство, которое везло Витовту королевские регалии из Рима (в литовской «Хронике Быховца» даже сказано, что корону отняли у послов и разрубили на части). В результате Витовт вынужден был отложить коронацию, а в октябре того же года внезапно заболел и умер. Не исключено, что литовского великого князя отравили, поскольку за несколько дней до своей смерти он отлично себя чувствовал и даже выезжал на охоту. При Витовте земли Великого княжества Литовского протянулись от Балтийского моря до Черного, а восточная его граница прошла под Вязьмой и Калугой…

В тех случаях, когда в состав Литвы входили высокоразвитые территории, великие князья сохраняли их автономию, руководствуясь принципом: «Старины не рушаем, новины не вводим». Так, лояльные владетели из древа Рюриковичей (князья Друцкие, Воротынские, Одоевские) долгое время сохраняли свои владения полностью. Такие земли получали грамоты-«привилеи». Их жители могли, например, требовать смены наместника, а государь обязывался не совершать в отношении них определенных действий: не «вступать» в права православной церкви, не переселять местных бояр, не раздавать феодов выходцам из других мест, не «посуживать» принятых местными судами решений. До XVI века на славянских землях Великого княжества действовали правовые нормы, восходившие к «Русской Правде» — древнейшему своду законов, данному еще Ярославом Мудрым.

Полиэтнический состав державы тогда отражался даже в ее названии — «Великое княжество Литовское и Русское», да и официальным языком княжества считался русский... но — не московский язык (скорее, старобелорусский или староукраинский — большой разницы между ними до начала XVII века не прослеживается). На нем составлялись законы и акты государственной канцелярии. Источники XV—XVI столетий свидетельствуют: восточные славяне в границах Польши и Литвы считали себя «русским» народом, «русскими» или «русинами», при этом, повторимся, никак не отождествляя себя с «московитами».


В северо-восточной же части Руси, то есть в той, которая, в конце концов, и сохранилась на карте под этим названием, процесс «собирания земель» шел дольше и труднее, но и степень унификации некогда самостоятельных княжеств под тяжелой дланью кремлевских владык была неизмеримо выше. В бурном XVI столетии в Москве укрепилось «вольное самодержавство» (термин Ивана Грозного), исчезли остатки новгородских и псковских вольностей, собственные «уделы» аристократических семейств и полусамостоятельные пограничные княжества. Все более или менее знатные подданные несли пожизненную службу государю, а попытки отстоять ими свои права расценивались как измена. Литва же в XIV—XVI веках была, скорее, федерацией земель и княжеств под властью великих князей — потомков Гедимина. Иными были и взаимоотношения власти и подданных — сказался образец социального устройства и государственных порядков Польши. «Чужие» для польской знати Ягеллоны нуждались в ее поддержке и вынуждены были даровать все новые привилегии, распространяя их и на литовских подданных. К тому же потомки Ягайло вели активную внешнюю политику, и за это тоже надо было платить отправлявшемуся в походы рыцарству.

После Люблинской унии, согласно которой в 1569 году Польша и Литва объединились в одно государство - Речь Посолитую, польская шляхта мощным потоком хлынула на богатые и мало еще заселенные тогда земли Украины. Там как грибы росли латифундии — Замойских, Жолкевских, Калиновских, Конецпольских, Потоцких, Вишневецких. С их появлением уходила в прошлое былая веротерпимость: вслед за магнатами шло католическое духовенство, и в 1596 году родилась известная Брестская уния — союз православной и католической церквей на территории Речи Посполитой. Основой союза было признание православными католических догматов и верховной власти папы, при сохранении православной церковью обрядов и богослужения на славянских языках.

Уния, как и следовало ожидать, не разрешила религиозных противоречий: столкновения между теми, кто остался верен православию, и униатами были ожесточенными (скажем, во время витебского мятежа 1623 года был убит униатский епископ Иосафат Кунцевич). Власти закрывали православные церкви, а отказывавшихся присоединиться к унии священников изгоняли из приходов. Такой национально-религиозный гнет привел в итоге к восстанию Богдана Хмельницкого и фактическому отпадению Украины от Речи. Но с другой стороны, привилегии шляхты, блеск ее образованности и культуры привлекали православных дворян: в XVI—XVII веках украинская и белорусская знать зачастую отрекалась от веры отцов и переходила в католичество, вместе с новой верой перенимая новый язык и культуру. В XVII веке из употребления в официальном письме выходят русский язык и кириллица, и в начале Нового времени, когда в Европе шло становление национальных государств, украинская и белорусская национальные элиты полонизируются.
Вольница или неволя?

…И случилось неизбежное: в XVII веке «златая вольность» шляхты обернулась параличом государственной власти. Знаменитый принцип liberum veto — требование единогласия при принятии законов в сейме — привел к тому, что буквально ни одна из «конституций» (постановлений) съезда не могла вступить в силу. Сорвать собрание мог любой подкупленный каким-нибудь иностранным дипломатом или просто подвыпивший «посол». Например, в 1652-м некий Владислав Сицинский потребовал закрыть сейм, и тот безропотно разошелся! Позже подобным образом бесславно завершились 53 заседания высшего собрания (около 40%!) Речи Посполитой.

А на деле, в экономике и большой политике тотальное равенство «панов-братьев» привело просто к всевластию тех, у кого были деньги и влияние, — магнатов-«кролевят», покупавших себе высшие государственные должности, но неподконтрольных королю. Владения таких семей, как уже упомянутые литовские Радзивиллы, с десятками городов и сотнями сел были сравнимы размерами с современными европейскими государствами, вроде Бельгии. «Кролевята» содержали частные армии, по численности и оснащению превосходившие войска короны. А на другом полюсе находилась масса того самого гордого, но бедного дворянства — «Шляхтич на загроде (крохотном участке земли. — Ред.) равен воеводе!» — которое своей заносчивостью уже давно внушило к себе ненависть низших классов, а от «покровителей» просто вынуждено было терпеть всякое. Единственной привилегией такого шляхтича могло оставаться лишь смехотворное требование, чтобы хозяин-магнат порол его только на персидском ковре. Требование это — то ли в знак уважения к древним свободам, то ли в насмешку над ними — соблюдалось.

Во всяком случае, панская вольность превратилась в пародию на самое себя. Все были словно убеждены, что основой демократии и свободы является полное бессилие государства. Никто не желал усиления короля. В середине XVII века его армия насчитывала не более 20 тысяч солдат, а созданный Владиславом IV флот пришлось продать из-за отсутствия средств в казне. Объединившиеся Великое княжество Литовское и Польша не смогли «переварить» огромные земли, слившиеся в общем политическом пространстве. Большинство соседних государств давно превратились в централизованные монархии, а шляхетская республика с ее анархической вольницей без действенной центральной власти, финансовой системы и регулярной армии оказалась неконкурентоспособной. Все это, как медленно действующий яд, отравляло Речь Посполитую.
---


Просмотров: 104351



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 8
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
henadzi 2017-09-25 18:42:29
Грунау пишет о городе Гарто (Гродно) в котором княжил сын правителя Пруссии Литво. Гарто был назван в честь сына Литво.
Если продолжить то понятно, что скорее всего Литва от Литво, а князи в Литве (Гродненская область сегодня)-пруссы.
Когда читаешь ВКЛ- княжество литовское русское и жемайтское (опять литовское) возникает вопрос-как без жемайтов-летувисов можно было в прусско-славянской среде создать ВКЛ со столицей в Новогрудке? В начале создания ВКЛ жемайтов еще не присоединили и процент летувисов был меньше единицы.
Наверное истинными литвинами были пруссы.
Княжество литвинское русское и литовское.
Александр 2000 2017-09-13 09:15:33
Первая и одна из главных ошибок- это обзывание (иначе не скажешь) жителей ВКЛ литовцами. Литовцы жили в Жмуди,а в ВКЛ, с центром в Новогрудке, столице ВКЛ, литвины. До конца читать не стал, потому что если такие грубейшие ошибки допущены, то и веры в текст никакой нету. А слово "Беларусь" пришло совсем из другой местности, т.е. района Суздальского княжества. Для того, чтобы победить народ, надо вырвать его корни. Таким образом Московия пыталась справиться с Литвой. Долговременный программы, имеющие геополитический интерес всегда присутствовали у Московии. Даже Вильнус сделали столицей теперешней Литвы когда там проживало всего 15% литовцев, а на самом деле столицей был Каунас. Подмена понятий, постепенное заселение своим народом (сначала как гости, а потом хозяева), уничтожение или переселение коренного народа, а затем и присвоение территорий. Все это На протяжении веков осуществляли русские цари. Бывшие и современные. Цари разные - методы одинаковые. На территории ВКЛ сокращение населения силами Московской Руси производилось не один раз. Каждый второй, каждый третий, каждый четвертый. Ну, например, Суворов устроил резню всех, даже женщин и детей, тогда был уничтожен каждый третий.
Михаил Гордынец 2017-08-03 08:50:55
Думаю вольное обращение со словами литовец и литвин крайне некорректно и присуще людям , не знающим историю или преднамеренно ее искажающих.
Тоже относится и к словам Русь(Киевская ) и новым словом русский , появившемся только при Петре 1.
Крещение Киевской Руси , как государства , иторически неизменный факт.
Люди стали называть себя рускими(не русскими) по вере , а не по национальности.
Пример :
Францишек Скарына называл себя так -
Я ЛИТВИН РУСКОЙ( крещение Руси) веры.
А в Грюнвальдской битве русские( поскольку еще не было их до Петра) , просто не могли участвовать . Принимали участие войны , входившие в Великое княжество Руское(Киевская Русь) , Литовское( нынешняя Беларусь и часть земель , завоеванных позже Московским княжеством - Смоленские , Брянские и.т.д.земли ) и Жамойдское(нынешняя Литва ).f
Антон Крав 2017-08-03 00:45:43
Историк и филолог Я. Станкевич:
«Везде, где не сохранилось название" Литва ", народные массы не приняли термина" Беларусы ", или - ненадолго приняв - его отвергли. <...> Где перестали называть себя Литвой, там народные массы оставались без национального названия. Звали себя "тутэйшы" (или "тутейшими") ». Таким образом, тутейший - это не тот, в ком уже умер литвин, а скорее тот, в ком вопреки ассимиляции еще сохранялась естественное ощущение своего места и своей земле ".
Антон Крав 2017-08-03 00:25:51
Зачем рисовать новые карты в угоду кому-то? ВКЛ - это государство только Литвинов (предков нынешних беларусов). И всё. На то указывают и источники, и карты.
Grand Duchy of Lithuania. Оld maps.
https://www.facebook.com/GrandDuchyLithuania/
Борис 2017-02-28 22:46:07
Как хочется националистам "литвинам" приписать себе ВКЛ.
Люмила 2016-10-18 07:39:04
Вы господа, историю изучали? Поройтесь в архивах, если не в состоянии, благоразумно воспринять исторический изложенный факт в этой статье !!!
Случайный гость 2016-08-29 19:38:09
Автор этой статьи изложил чисто субъективное видение на историю, очень много надуманного и имеется националистический оттенок.
В каждой стране имеется множество таких "историков", и интернет пестрит подобного рода сказаниями. Читателям советую осторожно относиться к подобным трудам, и не пользоваться чужими домыслами.
Да какой ты Витовт? 2015-09-02 02:15:51
Крывічы, радзімічы, дрыгавічы-второстепенная роль? Податрись своим нац. самосознанием. Дальнейшая дискуссия бесполезна!А аФФтору статьи-бабкам в кедах эту лапшу.....
Витовт 2015-08-04 02:28:15
То, что “литвины” не в состоянии признать второстепенную роль Беларуси в истории создания ВКЛ, еще раз доказывает о слабости духа и национального самосознания этих “литвинов”.
tony 2015-05-29 18:45:00
западнорусские земли.???..хватит засорять интернет
госць з Лiтвы) 2014-10-31 13:41:27
В списке исторических дат отсутствует 1514 год. Автор сей писанины плохо изучил тему? Или сознательно "затёр" нежелательное событие? А цель тогда какая? Да и во многом - чисто "от себя".Ну или "надо,чтобы думали так". Вот лично меня данный отрывок оскорбляет как по религиозным, так и национальным признакам. Удалите?
nikita 2012-08-29 14:02:31
а почему собственно бред и с какого перепуга беларусы
Pavlonos 2012-08-09 10:26:12
че за бред какая литва какие литовцы в ВКЛ были литвины(Белрарусы)язык был беларуский литвы еще в помине не было
это государство литвинов но не как не литовцев
X