Доклад ЦРУ "Тактические силы Варшавского Договора: Возможности и готовность к ядерной войне", 1985 г.
Метками [цензура] помечены те места, которые были вымараны цензурой ЦРУ при публикации этого рассекреченного документа.
Основные оценки
В настоящем отчете использованы данные, доступные на 1 мая 1985 года.
Военные документы Советов [цензура] указывают, что Советы уверены в неизбежности перерастания в ядерный конфликт войны с НАТО, проводимой с применением обычных вооружений. Отсюда делается вывод о том, что еще до начала военных действий, страны Организации Варшавского договора (ОВД) должны осуществить окончательную подготовку тактических и оперативных ядерных сил театра военных действий (ТВД) к полномасштабной ядерной войне. Приказ на планирование и проведение подготовки ядерных сил будет отдан, как только руководство Советов придет к решению о неизбежности войны. По нашим оценкам, такая подготовка может быть завершена в течение двух-трех дней, хотя мы и ожидаем, что Советы, при наличии условий, предпочтут затратить на нее неделю, для обеспечения скрытности.
Те же самые источники описывают две ситуации, в которых СССР предполагает применение ядерного оружия, даже если вооруженные силы НАТО еще не сделали этого: если руководство придет к выводу, что НАТО собирается использовать ядерное оружие, или если ОВД, при ведении боев с использованием обычных вооружений, потерпит сокрушительное поражение.
Военные специалисты Советов описывают определенные действия, которые, по их мнению, должны указывать на принятие НАТО решения о применении ядерного оружия. К таким действиям относятся:
• Загрузка ядерного оружия на ударную авиацию.
• Передача ядерного оружия силам НАТО, не относящимся к США.
• Смена кодов связи в подразделениях ядерных сил.
• Усиление воздушной разведки.
• Передача специальных сообщений о чрезвычайных действиях.
• Передислокация сил для действий в условиях ядерной войны.
Мы убеждены, что системы разведки, доступные для сил театра военных действий в течение 1980-х годов, сами по себе не будут достаточно адекватными, чтобы позволить Советам уверенно спрогнозировать ядерную атаку НАТО и упредить ее. Сбору и интерпретации данных также будут препятствовать труднопреодолимые условия, такие как погода в Европе, неполное покрытие в сборе данных (особенно, в случае авиации), подвижность целей НАТО, и возрастающая глубина развертывания систем доставки ядерных средств НАТО.
Несмотря на эти затруднения, если большая часть подготовки ядерных сил ТВД проводится в период напряженности перед войной, то НАТО получит предупреждение в лучшем случае лишь за два-три часа до того, как ОВД нанесет удар. При полной готовности, после принятия решением об использовании ядерного оружия, ядерные силы ТВД могут быть объединены со стратегическими силами для нанесения массированного удара в Европе. При необходимости - например, для ответа на неожиданную атаку - силы фронта могут нанести менее массированный удар в течение 30 минут. Активность сил фронта перед нанесением ядерного удара должна быть значительной и повсеместной, но если боевые действия начались, то эта активность будет по большей мере скрыта нормальной военной деятельностью.
[цензура]
Продолжающееся улучшенея тактических ядерных сил Советов могут вызвать затруднения, как у НАТО, так и у ОВД. К изменениям, касающимся НАТО, относятся:
• Рост применения ракет, способных нести ядерный заряд, для доставки улучшенных обычных боеприпасов. Действия, наблюдаемые при нанесении удара обычными средствами, скорее всего, будут неотличимы от действий при ядерном нападении.
• Поставка на линию фронта новых ракет - SS-21, улучшенного варианта SS-1 (Scud B), и SS-12 модификации 2. Большая дальность действия и меньшее время подготовки этих ракет еще больше сокращают время фронтовой подготовки - и время в распоряжении НАТО после получения предупреждения.
Для ОВД эти улучшения будут означать дополнительные требования:
• Увеличенная потребность во фронтовой разведке. Из-за повышенной дальности ракет, фронт должен собирать информацию по более отдаленным целям, и объединять ее с данными, полученными разведкой на уровне ТВД и на национальных уровнях (при помощи стратегических самолетов и спутников).
• Усложнение координации планирования и выбора целей. Это вызвано увеличением возможностей, позволяющих фронтовым системам поражать больше целей, которые ранее были доступны только для стратегических сил.
Основная система подготовки нападения останется во многом той же самой, даже при наличии этих улучшений во фронтовых ядерных силах. Силам ОВД почти определенно все еще потребуется осуществить ряд заметных действий за несколько часов до нанесения решающего - и, следовательно, согласно доктрине Советов, массированного - первого ядерного удара.
[Пустая страница или страница, отсутствующая в архивной копии]
Тактические силы Варшавского Договора: Возможности и готовность к ядерной войне
В документах Советов [цензура] проблема подготовки сил для крупномасштабного ядерной войны в Центральной Европе всегда упоминается в терминах доктринального императива предотвращения любых ядерных ударов НАТО. Такое предотвращение должно осуществляться путем опережающего нанесения удара ядерными силами ОВД. Сообразно этому, большое внимание уделяется получению информации и осуществлению шагов, необходимых для перехода от применения обычных вооружений к ядерной войне.
Советы ожидают, что НАТО прибегнет к ядерному оружию, если альянс окажется перед угрозой поражения в войне, проводимой обычными средствами, и поэтому они склоняются к осуществлению упреждающей атаки в определенные критические моменты, когда решат, что НАТО, вероятно, может использовать ядерное оружие.
Целью настоящего исследования является освещение двух вопросов:
• Каковы возможности Советов по обнаружению признаков подготовки НАТО к ядерной войне на европейском театре, по оценке этих признаков и нанесению упреждающего ядерного удара?
• Сколько времени будет в распоряжении НАТО при подготовке Советов к началу ядерной войны в Европе?
Исследование сфокусировано на возможностях "фронта" ОВД по нанесению ядерного удара в европейском конфликте, и на изучении процессов перехода фазы военных действий к ядерной войне. Исследование описывает:
• Наблюдаемую деятельность, которая может дать своевременное свидетельство того, что ОВД ведет подготовку к началу ядерной войны.
• Распределение по времени основных событий в подготовке ОВД к нанесению ядерного удара, показывающее степень предупреждения, связанного с каждым событием.
• Действующую систему ОВД по подготовке к нанесению ядерных ударов и тенденции, выявляемые последними разработками.
Исследование концентрируется на "фронте", поскольку это тот эшелон ОВД, который несет ответственность за планирование и исполнение операций, а также тот, по которому в нашем распоряжении имеется наиболее детальная информация. Это самое крупное полевое соединение ОВД, примерно равное группе армий НАТО с приданными воздушными силами.
Фронт может содержать от трех до пяти наземных армий (каждая из которых включает в себя от трех до пяти танковых или мотострелковых дивизий), воздушные силы, в состав которых входит нескольких сотен самолетов тактической авиации, и от 300 000 до 500 000 человек личного состава. В европейской войне, большинство фронтов ОВД будет действовать под командованием одного из хотя бы двух театров военных действий (ТВД), противостоящих НАТО. ТВД определяется, как конкретная территория, вместе с воздушным пространством и морскими областями, включая острова, в пределах которой вооруженные силы страны или коалиции действуют, как военная организация, выполняющая стратегические задачи.
Нашим наиболее авторитетным свидетельством подготовки к ядерному удару является военная литература ОВД - статьи, программы подготовки персонала и руководства. Военные учения ОВД также являются важным источником данных, хотя они часто концентрируются на конкретных аспектах нанесения ядерных ударов, а не на всем процессе в целом. Людские источники использовались с осторожностью, с учетом индивидуальных ограничений доступа или личной памяти.
Используемая здесь информация, как правило, получена из материалов, возраст которых не превышает 10 лет. Для заполнения пробелов и получения представления о военном мышлении ОВД на театре ядерной войны использовались источники из 1960-х годов, хотя эти документы явно не описывают важные эволюционные изменения процедур ОВД.
Доктрина использования ядерного оружия
Решение о применении ядерного оружия является прерогативой высшего уровня управления военного времени в Правительстве и Коммунистической партии. При нормальных обстоятельствах такое решение должно приниматься в Политбюро, и передаваться по цепи подчиненности Верховного главнокомандования (ВГК)1. Советы стремятся сохранить контроль применения ядерного оружия на максимально высоком уровне – в идеальном варианте, на уровне Политбюро или его эквивалента военного времени, Государственного Комитета Обороны. Однако документы середины 1960-х указывают, что если эта цепочка управления будет нарушена упреждающим ядерным ударом НАТО, право ответного удара может перейти даже командованию армии.
Начиная с 1960-х годов, военная литература ОВД [цензура] почти всегда представляла НАТО в качестве инициатора ядерной эскалации. При этом они также четко показывают, что целью ОВД является обнаружение подготовки НАТО к ядерному нападению и нанесение собственных упреждающих ударов. Кроме того, эти же источники указывают на то, что Советы рассматривают возможность перехода к ядерной войне, если во время военных действий с использованием обычных средств их силы потерпят значительное поражение, угрожающее потере стратегического преимущества, в результате чего ситуация, при использовании обычных вооружений, может выйти из-под контроля.
С начала 1970-х годов военная литература [цензура] показывает, что Советы изучали пути нанесения ограниченных ядерных ударов в ответ на явно ограниченные ядерные удары НАТО. Однако при изучении этого обстоятельства, стратегия ОВД, в основном, выглядит, как реакция на идеи Запада. По большей мере выражается сомнение в том, что массированных обменов ядерными ударами удастся избежать после того, как будет перейден ядерный порог. В соответствии с этими сомнениями, во время учений Советы планируют нанесение массированных ядерных ударов вскоре после нанесения ограниченных ударов.
Официальные советские документы постоянно представляют такой подход как политику нанесения Советами массивного, решающего - и предпочтительно, упреждающего - удара, как только ВГК убедится, что сложившаяся ситуация оправдывает такой удар. При проведении такого упреждающего удара, тактические ядерные силы фронтового подчинения должны объединиться со стратегическими силами2. Это необходимо для нанесения почти одновременного, массированного первого ядерного удара по целям НАТО, сразу по всему театру военных действий. В случае если НАТО нанесет удар раньше, Советы будут стремиться ответить немедленно по всем ранее установленным целям всеми действующими средствами, после чего оставшиеся вооружения должны быть перенацелены на наиболее уязвимые оставшиеся цели НАТО.
Далее обсуждаются действия различных элементов, вовлеченных в планирование и исполнение ядерных ударов фронтов. Эти обсуждения сведены в таблице 9.
Планирование ядерного удара и управление
Каждый эшелон командования, находящийся ниже уровня ВГК, включая и командование стратегическими силами, подчиненное Генеральному Штабу, готовит план определения целей для ядерных ударов в своей зоне ответственности. Эти планы должны согласовываться с общей концепцией операции следующего, более высокого эшелона командования, которое утверждает их. Генеральный Штаб, действуя для ВГК, должен объединить их, и окончательно утвердить планы.
Военная литература указывает, что (с разрешения ВГК) высшее командование театра военных действий может отдать приказ всем своим подчиненным силам о нанесении ядерного удара, и может подтвердить или отменить его выполнение за 10 минут до начала. Штаб фронта управляет действиями своих подчиненных, как с целью предотвращения преждевременного использования ими ядерного оружия, так и для обеспечения согласованности и эффективности наносимых ударов. Практически, штаб фронта контролирует планы размещения конкретных видов оружия подчиненными подразделениями. При системе "параллельного планирования" штабы на всех уровнях используют предварительные инструкции от непосредственного руководства в качестве основы для своих более детальных планов. Позже командование пересматривает эти планы, и издает окончательные их варианты.
Планирование по возможности должно осуществляться до начала развертывания боевых действий. Высшее командование ТВД сохраняет за собой общий контроль (например, разрешая отправку ядерных средств, используемых в пусковых установках), однако большая часть планирования осуществляется фронтами - в рамках жестко предписанных операционных предписаний.
Ядерные силы ОВД поддерживают планы, позволяющие им начать операции, имея только два дня на подготовку. У них имеется общий план ядерного нападения, который, при возникновении необходимости может быть немедленно введен в действие, но этот план допускает изменения, отражающие изменения ситуации. Однако, в период напряженности, ОВД способна нанести массированный или ограниченный удар, получив лишь уведомление от Генерального Штаба Советов.
Штабы фронтов и армий постоянно обновляют свои планы ядерных ударов. В основном, этим занимаются группы планирования ядерного поражения (ГПЯП). Работа фронтовых ГПЯП разделяется на четыре основных категории:
1. Обновление текущей информации, относящейся к силам союзников и противников. Группа отслеживает местоположение, цели и состояние готовности собственного ядерного оружия фронтов, а также планы стратегических сил относительно целей, находящихся в зоне операций фронта. Она координирует свои цели со смежными фронтами.
Кроме того, ГПЯП поддерживает актуальность информации по типу, местоположению и состоянию готовности сил противника с целью обеспечения гарантии покрытия фронтом всех необходимых целей, с тем, чтобы не расходовать ядерные боеприпасы области, не занятые противником. Согласно оценке Советов войны с НАТО, 70% целей, входящих в интерес фронтов и армий, будут расположены на глубине от 15 до 120 км (Рисунок 1).
2. Распределение ядерного оружия для удара по конкретным целям. Планировщикам ядерного удара Советов предписано придерживаться "научного подхода" для выбора оптимальной комбинации оружия и целей с тем, чтобы достичь максимальной степени поражения, требуемого для нейтрализации или полного уничтожения цели. Используя компьютеры, они вычисляют комбинацию систем оружия и средств поражения, позволяющих сделать это с меньшим вооружением. На основы этих расчетов планировщики группы распределяют ядерное оружие по конкретным целям НАТО, согласно выбранным приоритетам целей3. Относительно просто нацелить оружие на фиксированные здания, но для мобильных целей НАТО планировщики фронта должны постоянно обновлять целеуказание для своего ядерного оружия.
3. Контроль подготовки оружия и средств доставки, их перемещения, и готовности. Штабы фронтов и подчиненные им подразделения отвечают за обеспечение подразделений ядерного достаточным количеством доступного для использования по уведомлению ядерного оружия на позиции. Согласно документам Советов, фронты должны осуществлять максимально гибкое центральное управление подготовкой, перемещением и состоянием готовности ракет, самолетов и ядерной артиллерии.
4. Планирование и управление разведывательными операциями. Штабы фронта отвечают за обеспечение получения достаточно точных данных разведки целей противника для обеспечения эффективных ядерных ударов. Требуемая точность данных зависит от характеристики каждой системы вооружений ОВД. Например, в начале 1970-х годов для артиллерии требовалась данные о местоположении цели с точностью до 30 метров. Для тактических ракет требовалась точность целеуказания от 100 до 150 метров, а для оперативно-тактических ракет - от 175 до 200 метров4. Для целей, занимающих большие области, таких как зоны развертывания ракет НАТО, планировщики ГПЯП обычно назначают более одного средства.
Рисунок 1. Глубина целей фронтовой разведки
Надпись на рисунке вверху: 70% целей, входящих в интерес фронтов и армий, располагаются на глубине 15-120 километров от линии соприкосновения.
Надпись на рисунке внизу: "Окончательные границы Германии не были установлены. Изображение ряда других границ не обязательно принято официально. Правительство ГДР находится в восточном секторе Берлина, но при этом Большой Берлин, включающий в себя все четыре оккупационных зоны, остается в совместной юрисдикции Четырех Держав.
Фронтовая разведка - людские ресурсы
Людские ресурсы, контролируемые фронтом, включают в себя агентов разведки (разведчиков), работающих скрытно, а также персонал сил специального назначения (спецназ). В военное время к ним присоединяются дополнительные разведчики "из резерва". Для получения информации о целях для ядерного удара ОВД фронты направляют разведчиков.
Спецназ на уровне фронта организован в бригады, а на уровне армии - в батальоны.
Военная литература ОВД указывает на то, что фронт должен использовать от 40 до 70 разведывательных групп спецназа численностью около 14 человек каждая. Эти небольшие группы внедряются в тылы НАТО, обычно по воздуху, и должны обнаруживать цели в глубине территории НАТО. Большинство из них укомплектованы, в основном, для выполнения разведки, но (согласно литературе ОВД) некоторые могут нести более тяжелое вооружение, такое как управляемые противотанковые ракеты. С таким вооружением, они могут открывать огонь по отдельным типам ядерных организаций НАТО, таких как пункты поставки вооружений и пусковые установки ракет.
Планировщики ОВД предполагают, что и разведчики, и группы спецназа смогут обеспечить лишь ограниченное выявление целей. Однако группы спецназа по сравнению с разведчиками более способны к поиску подходящих целей, выдвигающихся из гарнизонов. Оба вида людских ресурсов имеют лишь ограниченную мобильность, и их деятельности будет препятствовать как контрразведывательная активность НАТО (которая по ожиданиям Советов будет усиливаться в периоды напряженности), так и возможные проблемы со связью. По оценкам литературы ОВД, каждый разведчик или группа спецназа должны осуществлять разведку одной или двух целей.
Анализ этой литературы позволяет предположить следующие приоритеты разведки: обнаружение подготовки НАТО к запуску, предоставление точных координат для применения ядерного оружия ОВД, и непрерывное наблюдение за этими целями до начала ядерного удара. Боевые действия спецназа - засады, рейды и т.п. - имеют более низкий приоритет. Командование фронта, вероятно, не будет отдавать приказ подразделению спецназа на проведение рискованных боевых действий при отсутствии уверенности в решении НАТО нанести ядерный удар. В этом случае, системы вооружений НАТО будут находиться в состоянии повышенной готовности - и быть наиболее уязвимыми для наземного оружия.
НАТО не в состоянии наблюдать действие фронтовых ГПЯП, но в принципе, возможно обнаружение действий, относящихся к поддержке и реализации планирования, осуществляемых другими организациями.
Система фронтовой разведки
Требования к разведке
Для поддержки ядерного удара, фронт будет получать данные от Генерального Штаба и от высшего командования ТВД, но кроме этого он также должен полагаться на свои ресурсы разведки (описаны во врезках). Основные потребности во фронтовых разведывательных силах Советов, согласно документам ОВД, связаны с обнаружением ядерных сил противника (Таблица 1). Это обосновано значительными разрушительными возможностями даже небольшого количества переживших удар ядерных вооружений НАТО. Другие категории целей - такие как тыловое обеспечение и транспорт противника - требуют меньше внимания, вероятно потому, что они представляют меньше непосредственной решающей угрозы для сил ОВД.
Официальные документы Советов приводят расчеты, согласно которым область операции фронта будет содержать около 1000 целей разведки, и примерно 350 из них будут иметь высокое значение, являясь подходящими для атаки фронтовым ядерным оружием. Такие цели должны быть идентифицированы, а их местоположение точно определено. Среди 350 важных целей НАТО можно назвать:
- Около 280 (80%) мобильных целей, местоположение которых должно непрерывно отслеживаться.
- Около 100 площадных целей, поражаемыми несколькими видами вооружений ОВД, которые будут включены в план первого ядерного удара.
Фронтовая разведка - перехват сообщений
ОВД возлагает свои надежды не перехват связи для получения информации, нужный для решения следующих задач:
• Обнаружения целей ядерного оружия.
• Наблюдения за действиями ядерных сил НАТО.
• Получения прямых свидетельств ведущейся подготовки НАТО к ударам, включая решения высокого уровня и команды, относящиеся к ядерным ударам.
Согласно документам ОВД [цензура] фронт может иметь в своем распоряжении более 500 станций перехвата сигналов, способных следить за силами НАТО и половину из них могут выделить для целеуказания ядерного удара [цензура]. Планировщики ОВД уверены, что они смогут интерпретировать смысл даже зашифрованных сообщений.
В дополнение к этому, фронты (как и любой другой уровень командования в ОВД) будут следить за признаками того, что в НАТО принято решение начать ядерную войну, или что альянс готовится к нанесению ядерного удара. Документы Советов перечисляют ряд таких индикаторов (см. врезку далее), и указывают, что если будет обнаружен один из них, ядерные силы ОВД получат немедленной увеличение состояние готовности.
Планирование разведки
При подготовке военных операций, отделение разведки фронта создает всеобъемлющий план разведки, в котором указываются конкретные задачи для разведывательных ресурсов фронта. В эти задачи входит поддержка атак на силы НАТО во время этапов войны с обычными вооружениями, и поддержка ядерных ударов после того, как война перейдет к ядерной фазе. При необходимости, выполняется изменение плана разведки.
Советы рассматривают обнаружение, определение местоположения и слежение за целями ядерного уничтожения, как наиболее сложную задачу при проведении ядерного удара. На нее будет выделяться львиная доля ресурсов фронта. Например:
• В документах ОВД конца 1970-х говорится о том, что разведка должны обнаруживать тактические ракеты противника каждые один-два часа, а оперативно-тактические ракеты - каждые три-четыре часа [цензура]. Документы ОВД указывают, что примерно две трети разведчиков фронта должны обеспечивать целями ядерные силы ОВД.
Воздушная фронтовая разведка
Подразделения разведывательной авиации являются наиболее гибкими и быстрореагирующими ресурсами фронта, направленными на обнаружение целей ядерных ударов фронта. Воздушные силы фронта включают в себя тактические разведывательные подразделения, обнаруживающие цели на глубине до нескольких сотен километров, и оперативные разведывательные подразделения, ориентированные на большую глубину. Самолеты разведки несут на себе разнообразные датчики, включая фотоаппараты, инфракрасные датчики, радары и оборудование радиоперехвата. Их экипажи (так же, как и экипажи любого боевого самолета, назначенного на выполнение задач разведки) также должны пытаться обнаружить и определить местонахождение целей визуальным путем.
Документы Советов обсуждают массовые разведывательные воздушные операции, в которых участвуют более 100 самолетов на одни фронт. Однако даже хорошо укомплектованные фронты Восточной Европы, не достигнут такого уровня, если только они не возложат задания разведки на некоторые самолеты из боевых подразделений.
В дополнение к разведывательным данным, предоставленным собственными самолетами, руководители фронтов получают информацию, собранную спутниками разведки, которыми управляют более высокие эшелоны командования.
• После того, как группы спецназа будут доставлены в тыл НАТО, около 90% их должны вести наблюдение за целями для ядерного удара ОВД.
• В финале массированной разведки непосредственно перед нанесением удара, почти все находящие в рабочем состоянии самолеты разведки (и, возможно, некоторые из боевых самолетов) будут отправлены для последнего подтверждения местоположения целей.
Таблица 1. Требования к системе фронтовой разведки
Источник: Документы ОВД. Указанные вероятности требуются от системы в целом. То есть, объединенные усилия разведчиков ОВД, групп спецназа, а также электронной и воздушной разведки должны обеспечить планировщиков фронта информацией о местонахождении всех (или почти всех) ядерных сил НАТО. Для других целей информация может быть менее полной.
[цензура]
• Для этих целей будет выделено почти половина подчиненных фронту и армиям точек радиоперехвата.
Советы рассчитывают количество целей, которые может выявить каждый вид разведки, и вероятность обнаружения местоположения целей с точностью, требуемой для применения ядерного оружия. Эти расчеты приведены а Таблице 2.
Фронтовые планировщики, в соответствие с секретной военной литературой Советов, используют одновременно несколько форм разведки для определения местоположения целей ядерного удара. Например, после того, как цель обнаружена радиопеленгацией, для уточнения местоположения и отслеживания цели направляется группа спецназа или разведывательный самолет. Мы уверены, что потребность в использовании нескольких систем приводит ОВД к необходимости начать разведывательную деятельность до начала боевых действий, и поддерживать ее в течение всех фаз боевых действий, увеличивая активность непосредственно перед нанесением своих ядерных ударов.
После начала боевых действий все системы сбора разведданных фронта будут использоваться в качестве множества источников по всем категориями целей ядерного удара. Для специфических целей согласно плану разведки будут назначены конкретные сборщики информации. Таблица 3 иллюстрирует распределение ресурсов разведки фронта, планируемых для поддержания целеуказания ядерных ударов ОВД, как описано в документах и учениях ОВД.
Список индикаторов, которые Советы считают признаками подготовки НАТО к нанесению ядерного удара
Любое из перечисленных ниже действий НАТО может вызвать реакцию ядерных сил ОВД.
Минимальной реакцией будет немедленное увеличение состояния готовности.
- Вывод ядерных боеприпасов из хранилищ и пунктов поставки.
- Доставка ядерных боеприпасов к ракетам, самолетам и артиллерийским подразделениям.
- Повышение готовности ракет с ядерными боеголовками и артиллерийских подразделений.
- Загрузка ядерных боеприпасов на самолеты доставки.
- Передача ядерного оружия от США другим странам НАТО
- Массированные сообщения с прогнозами погоды для авиационных и ракетных подразделений.
- Увеличение радиообмена сообщениями в подразделениях ядерного удара
- Изменение кодов в радиосети НАТО
- Передача сообщений о чрезвычайных действиях.
- Снижение интенсивности ударов обычными вооружениями со стороны тактической авиации НАТО на этапе боевых действий обычными вооружениями.
- Усиление воздушной разведки.
- Массовый взлет самолетов НАТО
- Увеличение инженерной подготовки областей рассредоточения
- Укрепление воздушной защиты важных областей.
- Эвакуация гражданского населения.
Ниже приводится список, иллюстрирующий разнообразие ресурсов сбора информации, которые фронт может выделить для проведения финальной разведки против одной типичной цели НАТО для ядерного удара - одного батальона тактических ракет Lance с его элементами, рассредоточенными на площади в 300-400 квадратных километров:
1 пункт радиоперехвата
1 группа пунктов радиолокации
2 самолетовылета
1 разведчик
1 группа спецназа
Таблица 2. Оценка Советами возможностей системы фронтовой разведки стран Варшавского договора
a) Сюда входит время, требуемое для заброски группы спецназа в тыл НАТО
b) Эта высокая (0.8) оценка, скорее всего, относится только к вероятности обнаружения, а не к точному определению местонахождения, достаточному для целеуказания вооружений ОВД. Планировщики ОВД используют информацию от радиолокации для направления усилий других источников разведки.
с) Этот показатель, очевидно, является произведением вероятности 80% проникновения и 70-80% обнаружения каждой цели.
Источник: документы СССР
Оперативность разведки
Документы ОВД показывают, что время отклика различных видов разведки колеблется от нескольких часов до почти реального времени. Например:
• Советы ожидают, что активация и размещение разведчиков потребует около одного дня, так как этому препятствует несовершенная связь, низкая мобильность и интенсивная деятельность контрразведки НАТО.
• Группам спецназа требуется от 10 до 12 часов на подготовку и заброску в нужные места действия, и это должно происходить предпочтительно ночью. При доступности отдельного выделенного для этой цели самолета, данная величина может снизиться до семи часов.
• Авиаразведка может быстро реагировать на начало военных действий, и вероятно, что все доступные разведывательные самолеты окажутся в воздухе в пределах получаса. При массовом вылете, самолеты смогут провести разведку своих целей в течение примерно 40 минут.
• Устройства радиоперехвата могут начать реагировать почти немедленно после их развертывания, одна во время военных действий некоторые из них будут выключены на время передислокации.
Даже после того, как силы разведки оказываются на местах и начинают действовать, документы ОВД указывают на то, что многим из них потребуется не менее половины дня, чтобы начать выдавать информацию. Например:
• По оценкам документов начала 1970-х годов группам спецназа, заброшенным глубоко в тыл противника, потребуется от 4 до 6 часов после приземления до того, как они смогут начать отправлять данные.
• Оперативность воздушных разведывательных систем зависит от датчиков, установленных на самолетах и дронах. Электронные датчики, радиоэлектронная разведка, радиоперехват, радары, и видеосъемка, а также радиосообщения о визуальных наблюдениях с борта разведывательного самолета могут предоставлять данные почти в реальном времени, хотя и с переменной точностью. Традиционные средства видеосъемки потребуют после съемки времени на обратный полет плюс 40 минут после посадки самолета.
Таблица 3. Ресурсы фронтовой разведки при использовании против целей ядерного уничтожения
Последовательность разведывательных действий
Система фронтовой разведки не будет действовать в полную силу до начала войны и во время ее первых часов, несмотря на то, что цели, которые она должна отслеживать, будут передвигаться. Советы намерены избежать заметных нарушений границ, которые могут предупредить НАТО о готовящейся атаке. По документам разведка до начала военных действий ограничена радиоперехватом, периферийными полетами самолетов разведки, и действиями отдельных разведчиков. Так, документы середины 1970-х утверждают, что любое нарушение границ НАТО до начала военных действий должно согласовываться с Генеральным Штабом. Заброска подразделений спецназа может быть осуществлена только после начала боевых действий.
Системы фронтовой разведки должны во время войны обеспечивать данными операции с обычным вооружением и операции с ядерным оружием. Согласно документам Советов, массовые вылеты самолетов воздушной разведки должны последовать немедленно после начала военных действий, чтобы обновить все данные разведки, включая и целеуказание для ядерного оружия ОВД. Это не обязательно отражает принятие решения о нанесении ядерного удара, но начальные массированные усилия поддержки традиционной атаки должны снизить способность фронта к развертыванию новой атаки, если ОВД придет к решению нанести ядерный удар. Авиация фронтовой разведки, вероятно, может предпринять еще одно значительное усилие, но если бои с применением обычного вооружения будут длиться 10 дней или больше, то способности авиации по выполнению последующих массированных разведывательных вылетов будет снижена из-за ежедневных потерь. Учитывая уменьшение количества разведывательных самолетов, следующие массированные вылеты авиации кажутся маловероятными, как и любые другие дополнительные вылеты.
Ограничения
В целом, документы и проводимые учения Советов показывают отсутствие уверенности в том, что фронт способен обеспечить требование точности данных, приведенные в Таблице 1, даже при использовании всех своих ресурсов разведки. Следовательно, серьезные ограничения разведки должны вынудить планировщиков фронта использовать неточные данные для установления целей своих точных ядерных систем. Например, зачастую они будут обнаруживать элемент ракетного или артиллерийского подразделения НАТО при помощи радиоперехвата или скрытого агента, а затем пытаться точно определить его местоположение при помощи воздушной разведки или группы спецназа. Для полного уничтожения подразделения ракет или артиллерии, элементы которого рассредоточены, потребуется взорвать большое количество мощных ядерных боеприпасов над обширной областью. Такой подход к планированию - использование большого количества боеголовок, несущих каждая по 500 килотонн - вероятно, сохранится до 1990-х годов, несмотря на ожидаемые улучшения систем разведки ОВД.
Документы Советов отражают значительную важность обнаружения подготовки НАТО к использованию ядерного оружия, и при этом описывают возможности своей разведки фронта, как неадекватной для поддержки полного уничтожения всех тактических сил НАТО. Более того, эти документы предполагают, что в течение боевых действий с использованием обычных вооружений ОВД будет терять ресурсы разведки быстрее, чем НАТО будет терять ядерные силы. Мобильность и скрытность вооружений НАТО, плюс относительно низкая вероятность обнаружения целей, приведенная в литературе Советов, предполагают, что даже хорошо проведенный предварительный удар ОВД оставит неповрежденными некоторые - а, возможно, и большинство - ядерных сил НАТО на театре военных действий.
Ядерная логистика фронта
Советы обладают обширной системой поддержания рабочего стояния ядерных боеголовок и ракет в мирное время, и возобновления запасов вооружений во время войны [цензура]. За последние три года новые операционные процедуры улучшили способность этой системы реагировать на приближение боевых действий. В частности, Советы провели работу по снижению времени, необходимого для отправки ядерных логистических подразделений на поле.
Артиллерийско-ракетные части
Система ядерной логистики фронта в мирное время, в сущности, представляет собой заполненный канал поставки. Элементы системы обеспечивают хранение и контроль всех компонентов ядерных боеприпасов для ракет и артиллерии, с передачей их боевым подразделениям по мере необходимости. Все подразделения, осуществляющие операции по логистике, являются мобильными и способны действовать в полевых условиях, перемещая ракеты, топливо и боеголовки при помощи собственного оборудования.
Система фронта имеет три эшелона логистической поддержки. В порядке перечисления от тыла к фронту, это следующие эшелоны:
• Независимые батальоны транспортировки ракет (ПТР), получающие и ракеты и боеголовки, поступающие из центрального хранилища, находящегося на территории СССР, осуществляющие их хранение, и передающие их следующему эшелону системы.
• Мобильные ракетные технические базы (МРТБ), хранящие и подготавливающие эти компоненты, и передающие их пусковым подразделениям в эшелонах фронта, армии и дивизии вместе с топливом. (В некоторых обстоятельствах, пусковые подразделения могут получать компоненты ядерного оружия непосредственно из ПТР.) МРТБ наряду с боеголовками для ракет, вероятно, хранят и ядерные артиллерийские снаряды.
• Пусковые подразделения, которые хранят и обслуживают свои ракетные системы (за исключением боеголовок, которые остаются под охраной МРТБ). Из документации Советов следует [цензура], что сегодня пусковые подразделения хранят в своих гарнизонах ракеты Scud и жидкое топливо для них.
Ракеты, которые логистические подразделения доставляют в полевые подразделения при приближении угрозы войны, после начала войны распределяются с учетом линий фронта. Бригады оперативно-тактических ракет должны располагаться на расстоянии от 40 до 60 км от линии соприкосновения, а батальоны тактических ракет находятся в пределах 15 км. Документы ОВД указывают, что при быстром продвижении линии фронта, МРТБ могут перемещаться каждые два или три дня. Они должны находиться на расстоянии от 70 до 100 км от линии соприкосновения войск.
Большинство ракет, требуемых для двух волн запуска ракет при первом массированном ударе, уже хранятся в пусковых подразделениях, в готовности к применению. Если для проведения начального удара требуется больше ракет, то МРТБ может переместить их к фронту в течение одного или двух часов до первого пуска. Это позволит начать подготовку ракет для следующих ударов еще до начала боевых действий.
Перемещение мобильных логистических подразделений представляет собой важное - и, возможно, заметное - предприятие. Документы ОВД показывают, что ПТР должно иметь в своем составе не менее 200 человек и около 190 транспортных средств (машины поддержки, транспортеры ракет, и мобильные хранилища и транспортировщики боеголовок).
Снижение времени отклика
ОВД систематически снижает время, требуемое для достижения состояния готовности ракетных сил в мирное время. Действующие правила хранения ракет, топлива и ядерных боеголовок в МРТБ и гарнизонах пусковых подразделений являются результатом мер по снижению времени отклика, начатых в конце 1970-х. В МРТБ и гарнизонах были проведены физические изменения.
[цензура]
Ссылки в документах начала 1980-х годов на новые более строгие нормы и новые системы специализированного технического обслуживания ракет, отражают дальнейшие улучшения возможности доставки в гарнизоны и достижения полной боевой готовности.
Например:
• Разработаны новые нормативы времени для перехода бригад оперативно-тактических ракет от состояния мирного времени к полной боевой готовности в полевых условиях. Для этого теперь требуется от четырех до восьми часов, в зависимости от расстояния на которое перемещаются пусковые установки. В конце 1970-х на это уходил целый день или больше.
• Аналогично, нормы времени для батальонов тактических ракет были снижены с 12-14 часов до 3-8 часов.
• [цензура] до улучшения - согласно оценкам может потребоваться около шести часов для перемещения всех ракет и боеголовок, хранящихся в его МРТБ.
Управление ядерным оружием
[цензура] документы ОВД указывают, что МРТБ осуществляют охрану боеголовок до получения приказа от командующего фронтом или от более высокого уровня командования на их передачу пусковым подразделениям. Советы уверены, что хранение других компонентов ракет для начального пуска в мобильных подразделениях до начала боевых действий минимизирует дорожный трафик, требуемый для приведения пусковых подразделений в полную боевую готовность, что сделает их менее уязвимыми для обнаружения. Тем не менее, еще до начала боевых действий, МРТБ должны доставить боеголовки в пусковые подразделения для их установки на ракеты. Но, поскольку боеголовки относительно малы, то для их перемещения требуется намного меньше транспортных средств, которые привлекают меньше внимания.
Воздушные подразделения
Параллельная логистическая система, относящаяся к ядерному вооружению, поддерживается и для подразделений фронтовой авиации. Материалы Советов, изданные в 1970-х годах, показывают, что ядерное оружие хранится и обслуживается в МРТБ авиационных сил фронта, с подчиненными элементами обслуживания каждого отдельного авиационного подразделения. Ядерное оружие ударных подразделений фронта, видимо, хранится примерно на 10 авиабазах Советов в Восточной Европе [цензура]. Кроме того, существуют хранилища неиспользуемого ядерного оружия, расположенные примерно на 12 аэродромах истребителей-бомбардировщиков, которое, скорее всего, будет использовано в военное время для поддержания перемещаемых подразделений доставки ядерного оружия.
По оценкам документов ОВД, авиационные части, назначенные для нанесения ядерного удара, должны быть переведены на рассредоточенные аэропорты с целью увеличения их выживаемости. Подразделения, обслуживающие боеголовки, будут перемещены вместе с другими наземными элементами поддержки авиационных частей.
Документы начала 1970-х требуют, чтобы самолеты фронтовой авиации, выделенные для первого удара, были отправлены на аэродромы рассредоточения с уже загруженными ядерными бомбами. Для последующих ударов, подразделения должны получать вооружение из ближайшего ядерного хранилища.
В литературе Советов приводятся амбициозные - и, по-видимому, не очень реалистичные - оценки времени, требуемого для подготовки воздушных ядерных ударов. В Таблице 4 приведены условия готовности для самолетов ударных подразделений ОВД. Информация из 1960-х и 1970-х годов позволяет сделать вывод о том, что индивидуальное ядерное оружие может быть перемещено со склада, подготовлено, и загружено в самолет за время, немного превышающее 60 минут. Документы ОВД начала 1970-х годов указывают, что если бомбы уже находятся в хранилище на аэродроме, то все подразделение фронтовой авиации может, по возвращению с вылета, уже через 60-90 минут снова вылететь для нанесения следующего ядерного удара. Сравнение со временем подготовки ядерного оружия и временем загрузки его в самолеты, отмечаемым наблюдателями аналогичной деятельности подразделений стратегических бомбардировщиков Советов, позволяет сделать вывод о том, что эти оценки представляют работу в идеальных условиях.
Подготовка к боевым действиям с применением ядерного оружия
До начала боевых действий
Военная доктрина Советов оговаривает, что любая сторона - НАТО или ОВД - могут прибегнуть к ядерному оружию в любое время. Однако секретные документы Советов и проводимые учения показывают, что военные планировщики Советов ожидают развязывания войны в результате политических кризисов, которые позволят им получить несколько недель для подготовки перед началом войны. Даже одна неделя даст ядерным силам достаточное время для технической подготовки и обновления планов после того, как политические власти Советов решат, что война вероятна.
Советские документы указывают, что ядерные силы ОВД попытаются перейти в состояние полной готовности к применению во время предвоенной подготовки. Они попытаются достичь более полной готовности до начала боевых действий, чтобы поддерживать эту готовность во время ведения войны обычными средствами, и изменять ее согласно постоянно изменяющейся ситуации. Они должны гарантировать, что когда отдельные пусковые подразделения перейдут к состоянию пониженной готовности - к перемещению, или к выполнению обязательного обслуживания - в состоянии готовности окажутся достаточно других подразделений, чтобы потенциал начального ядерного удара не опустился ниже минимального. Тем не менее, операционные ограничения все еще требуют, что некоторые значительные действия были выполнены в часы, непосредственно предшествующие удару.
Таблица 4. Условия готовности самолетов
Определение целей
В документах ОВД говорится, что период до начала вооруженного столкновения потребует непрерывного изменения плана целеуказания. Разведка будет находиться под ограничениями мирного времени, но количество целей для ядерного удара ОВД резко увеличится, когда боевые подразделения НАТО оставят свои постоянные позиции для перемещения в места рассредоточения. Когда разведка обнаружит эти новые цели, планы нанесения ударов должны быть изменены соответствующим образом. Документы 1970-х годов показывают, что ОВД немедленно начнет менять цели для своего ядерного вооружения по мере необходимости, чтобы охватить все известные системы противника по доставке ядерных зарядов.
Помимо скрытно работающих разведчиков, которые уже находятся на месте, доступные фронтовые источники - наземные и воздушные средства радиообнаружения, воздушная фотосъемка и радары - дадут мало информации о тыловых операционных эшелонах НАТО до начала боевых действий. Для получения такой информации фронт будет зависеть от командования следующего уровня до тех пор, пока с началом боевых действий не появится возможность ввести в действие собственные силы разведки. Эксперты советов ожидают, что этому будет препятствовать интенсивные маскирующие усилия части сил НАТО, которые первыми будет вовлечены в боевые действия во время наступательных операций фронта.
Документы и учения показывают, что основным методом, применяемым фронтом для управления передвижением и готовностью ракетных подразделений остается связь по радио. Отмечая, что увеличение трафика радиосвязи может раскрыть местоположение пусковых подразделений, документы ОВД рекомендуют сводить к минимуму перенацеливание для целей, отличающихся от ядерного оружия НАТО.
[цензура]
Подготовка ракет
Для обеспечения максимальной готовности командование и планировщики фронта должны идеально балансировать покрытие целей с техническими проблемами, вызванными во время удержания ракетных систем в полной готовности. В ранних документах ОВД некоторые авторы указывали на значительные технические ограничения своих ракетных систем, включая время службы гироскопов, недостаточные возможности транспортных средств, используемых для пересечения территории страны, и неудовлетворительные системы обслуживания жидкого ракетного топлива. С некоторых пор некоторые их этих проблем были снижены за счет появления улучшенных систем хранения жидкого топлива, новых средств обслуживания боеголовок и автоматизации наземного навигационного оборудования для фиксации новых местоположений пусковых установок.
Ядерные силы ОВД обычно не будут усиливать свою готовность к запуску более чем до 20-15 минут, пока не будет принято решение о нанесение удара. По оценкам документов конца 1970-х до момента, непосредственно предшествующему запуску, ракетные подразделения будут оставаться скрытыми от разведки, и находиться в состоянии нескольких минут готовности до пуска. Нахождение в этом состоянии позволяет избежать затрат времени на повторное включение электронных подсистем, и снизить износ оборудования с ограниченным временем эксплуатации.
[цензура]
Согласно документам ОВД, любое пусковое подразделение фронта, даже находясь на марше, может получить приказ на нанесение ядерного удара менее чем через час. Когда командование фронта получает приказ использовать ядерное оружие, оно должно отдать соответствующие приказы по увеличению готовности своим ракетным подразделениям, которые находятся на пусковых позициях, а подразделения на марше должны получить приказ занять неподготовленные места и готовить ракеты к запуску. Подразделения должны выполнить всю работу в пределах заданного времени, через которое планируется начать нанесение удара силами фронта (Таблица 5). Советы уверены, что почти все пусковые установки смогут осуществить запуск своих ракет в течение 20 минут с момента получения приказа (Рисунок 7). Появление более современных систем ракет SS-21 (замещающих ракеты FROG) - и более простых в обслуживании твердотопливных ракет SS-23 для замены ракет Scud - должно еще больше сократить эти интервалы времени, особенно для пусковых установок на марше.
Подготовка артиллерии
Советы начали размещать ядерную артиллерию в Центральной Европе только в последние годы.
[цензура]
По ядерной артиллерии доступно не очень много секретных советских документов, [цензура] подразделения готовы ответить на команду открытия огня менее чем через 15 минут [цензура]. Управление перемещением подразделений ядерной артиллерии осуществляется аналогично управлению подразделениями тактических ракет.
Рассредоточение
Некоторые боевые подразделения ядерного вооружения фронта будут рассредоточены и приведены в боевую готовность, вероятно, в первый день подготовки. Многие виды ядерного вооружения, которые будут участвовать в нанесении первого ядерного удара, должны быть перемещены еще в мирное время - вероятно, это будет осуществляться по ночам. Советские документы конца 1970-х указывают, что ядерное оружие будет поставлено и подготовлено, когда ударные подразделения займут пусковые позиции ракет и аэродромы. Группы планирования ядерного поражения фронта должны составить платы ядерных ударов для утверждения ВГК и руководством уровня ТВД, после чего в течение двух-пяти дней, ядерное оружие должно быть рассредоточено и приведено к соответствующему уровню готовности. После того, как они оказываются в поле, радиосвязь [цензура] станет основным способом выдачи команд руководством фронта на нанесение удара.
Таблица 5. Пример расписания времени ракетного удара фронта
Замечание: Указанное время является примерным, основанным на советских источниках. См. также Таблицу 8.
Рисунок 7. Выполнение удара фронтовых ракет.
Замечание: Приведенные данные основаны на советских документах конца 1970-х годов. С использованием ракет SS-21 и SS-23 время ответа будет еще меньше. [цензура]
Документы ОВД описывают процедуры, направленные на снижение успешности неожиданного ядерного удара НАТО. Например, после размещения ядерных подразделений в начале фазы, предшествующей военным действиям, фронт должен оставить в состоянии "готовности" от четверти до трети своих транспортных средств. Обычно, фронт будет держать в готовности, по крайней мере, батальон - одну треть – в каждой бригаде оперативно-тактических ракет, и эскадрилью из трех или четырех самолетов - примерно, одна десятая - в каждом авиационном подразделении, назначенном для нанесения ядерного удара. Документы конца 1970-х указывают на то, что самолетам в состоянии готовности потребуется от 15 до 20 минут на взлет, а ракетам, находящимся в готовности - от 10 до 12 минут на запуск. Это согласуется с условием готовности 2 (Таблица 7).
Документы ОВД [цензура] показывают, что отдельные подразделения ядерного удара будут часто перемещаться, чтобы избежать обнаружения разведкой НАТО, в то время как основные силы разведки будут постоянно удерживать назначенные цели. Штабы на уровне фронта и ниже должны приложить значительные усилия по планированию перемещений ядерных подразделений, включая маршруты движения, разведку мест и их подготовку. Документы и учения ОВД показывают, что эти маневры детально планируются до начала боевых действий, а во время боевых действий планы должны готовиться хотя бы на день вперед. Штаб фронта, видимо, должен контролировать перемещения бригад оперативно-тактических ракет, подчиненных фронту и армиям, а штабы армий или дивизий должны отвечать за перемещения батальонов тактических ракет. Подразделения обычно должны перемещаться поочередно, чтобы обеспечить постоянное количество доступных пусковых установок. В документах выражается особенная озабоченность по поводу того, что каждое ракетное подразделения должно быть в состоянии запустить свои ракеты, даже находясь на марше и в ночное время.
[цензура]
Фаза применения обычных вооружений
Документы ОВД показывают, что с началом военных действий обычными вооружениями, фронтовые ядерные планировщики должны сконцентрироваться на обеспечении выживания подразделений ядерного удара, и на быстром пересмотре планов согласно изменяющейся ситуации. Условия могут стать более сложными, но документы отражают уверенность, что с началом военных действий снимутся проблемы получения данных. Главные разведывательные силы фронтового подчинения - авиация и силы спецназа - начнут действовать на территории НАТО на удалении до 1000 км от линии соприкосновения. Но даже в этом случае, Советы ожидают, что развитие событий может опередить их детальные, подготовленные до начала боевых действий планы уже в течение первых одного-двух дней.
С началом боевых действий, согласно документам Советов, воздушные силы фронта должны осуществить массированные разведывательные вылеты для восстановления данных о целях, которые будут потеряны в связи с перемещением сил НАТО в боевое положение. Эти вылеты могут составлять либо усилия по получению общих разведывательных данных, либо быть частью "финальной разведки" (для подтверждения местоположения целей непосредственно перед началом ядерного удара). Такая избыточность может усложнить для НАТО интерпретацию важности вылетов.
Документы ОВД рисуют эти массированные вылеты фронтовой авиации, как содержащие более 100 самолетов, и собирающие данные в течение 30-35 минут. Для обеспечения такого объема, фронт должен использовать значительное количество своих боевых самолетов, поскольку разведывательные подразделения обычно не имеют такого количества специализированных самолетов. Разведывательная авиация имеет малое время отклика в момент начала боевых действий, и может быстро собрать информацию. Забрасывание в тыл групп спецназа требует времени, и перед получением первых данных от них могут пройти часы.
После начального массированного вылета ОВД планирует поддерживать меньшее, но стабильное количество разведывательных полетов. Документы указывают, что в начале войны фронт может обеспечить несколько сотен разведывательных вылетов в день для общего наблюдения и для слежения за целями ядерного удара. Документы также подчеркивают необходимость уничтожения ядерного оружия НАТО, как только оно будет обнаружено во время фазы войны с применением обычного оружия.
По мере развития боев с применением обычного оружия, продвижение к линии соприкосновения войск пусковых подразделений ОВД и целей ядерного удара, равно, как и изматывание сил обеих сторон, должно потребовать изменения первоначальных планов ядерных ударов. Документы и учения показывают, что планировщики ОВД не ожидают, что их ядерные силы понесут значительные потери во время боев с применением обычного оружия. Во время этой фазы большинство ракетных подразделений фронта должны находиться под маскировкой на местах пуска, оставаясь в готовности запуска менее чем через 20 минут. Меньшая готовность может быть только у подразделений, находящихся на марше.
Неоднозначные признаки приготовления ОВД к ядерному удару
Изменения Советами методов ведения боевых действий традиционными средствами обещает усложнить усилия НАТО по распознаванию подготовки ОВД к ядерным ударам, [цензура] с 1979 года возрастающее внимание уделяется использованию ракет, способных нести ядерные заряды, для доставки обычных зарядов. Советы разработали такой подход в конце 1960-х годов [цензура]. Позже они изучали способы совместного использования ракет и артиллерии для противодействия таким новым системам НАТО/США, как PLSS и Assault Breaker5, которые они считают значимыми угрозами силам ОВД, как на тактической, так и на оперативной глубине [цензура]. Силы ОВД теперь готовятся использовать "комплексы противодействия разведке" (КПР), состоящие из небольших ракетных группировок - обычно не больше батареи - плюс подразделение артиллерии.
Таблица 7. Условия готовности ракет Scud и FROG
a) Показанные нормы времени приведены для отдельной ракеты. Дата по Scud, вероятно отражает старые модели. Время ответа должно быть меньше для подразделений, снабженных новыми моделями.
b) Время технического удержания представляет собой период, в течение которого ракета может оставаться в конкретном состоянии готовности до того, как ее компоненты потеряют свою надежность.
c) Время удержания ограничено 24 часами в связи с фактором утомляемости экипажа
Эти ракетные группировки выделяются из подразделений, в которые они входят, и передаются на ограниченный период в подчинение временному командованию для выполнения ограниченных задач [цензура]. Ракетные силы, находящиеся в распоряжении командования ОВД, увеличились до такой степени, что передача нескольких ракет в КПР не окажет серьезного влияния на ядерные силы фронта.
Использование тактических ракет в КПР еще более усложняет для НАТО определение дивизии Советов, начавшей ядерный удар. Подразделения КПР предназначены для повышения эффективности дальнего огня, ведущегося традиционными средствами. Но их деятельность может походить на деятельность, связанную с ядерным оружием.
Переход к ядерной войне
Наблюдения ОВД за подготовкой НАТО
Согласно различным документам, ОВД считает шансы начала ядерного удара со стороны НАТО очень высокими в критических ситуациях - например, если НАТО оказывается перед возможностью немедленной потери важных оборонных позиций, или нуждается в контратаке. Документы [цензура] показывают, что ОВД ожидает одно из событий: либо свои разведывательные ресурсы обнаружат решение НАТО использовать ядерное оружие, либо будет принято соответствующее политическое решение, либо в вооруженные силы поступит разрешение использовать ядерное оружие.
Мы не имеем прямых доказательств, дающих основание для уверенности планировщиков ОВД в том, что они своевременно обнаружат ядерные приготовления НАТО. Системы разведки национального уровня, подчиненные ВГК, более вероятно, чем фронтовая разведка могут получить значимые индикаторы, но разведка фронта обладает возможностью обнаружить признаки военных приготовлений НАТО к ядерному удару. По оценкам, приведенным в документах ОВД середины 1970-х годов, приготовления НАТО в последний момент не потребует длительного времени, и не будет сопровождаться явными сигналами. Но при этом предполагается, что НАТО потребуется определенное время для некоторых завершающих мер.
Доступная литература ОВД не сообщает, какие из этих мер, и в каком количестве должны быть обнаружены, для обоснования опережающего удара [цензура]. Руководство ОВД может инициировать опережающие ядерные удары, если обнаружит, что по связи НАТО передаются команды запуска, или увидит неожиданные изменения процедур в ядерных коммуникациях НАТО. Документы ОВД действительно указывают, что если несколько или даже одна из ситуаций, перечисленных ранее во врезке, будет обнаружена, это может стать основанием для увеличения степени готовности ядерных сил фронта.
Наблюдения НАТО за подготовкой ОВД
Документы и учения указывают, что началу ядерного удара ОВД будут предшествовать определенные действия [цензура]. Эти, возможно наблюдаемые, приготовления к удару будут концентрироваться в районе часа перед нанесением удара, что связано с нежеланием руководства ОВД подвергать свои системы ядерного оружия угрозе атаки, а также с необходимостью получения данных целеуказания, относящихся к мобильным подразделениям НАТО.
Согласно документам ОВД середины 1970-х, Советы считают, что успех подготовки зависит от надежного централизованного управления перемещением ракет и самолетов. Как только будет обнаружено решение или подготовка НАТО к нанесению ядерных ударов, должны предприниматься следующий действия:
• Фронт должен рассредоточить свои самолеты ядерного удара с целью увеличения их выживаемости.
• Ракетные подразделения ОВД, находящиеся в пути, должны получить приказ немедленно занять неподготовленные места и приготовиться к запуску. (Большинство подразделений уже должны быть рассредоточены, и находиться на замаскированных пусковых позициях.)
Перемещение самолетов и передача приказов ракетным подразделениям на марше должны выявляться разведкой НАТО, даже если они допускают двоякое толкование.
Для НАТО наиболее четкими признаками приготовления ОВД к ядерной атаке (особенно, если бои с применением обычного вооружения длятся более одного дня) должны стать массированные разведывательные вылеты, направленные в первую очередь на глубоко эшелонированные ядерные цели. Хотя стратеги ОВД дискутируют о разумности таких вылетов - из-за того, что они могут стать для НАТО предупреждением грозящего нападения - это действие пока остается неотъемлемой частью планирования и учений Советов. Документы постоянно демонстрируют, что высшая советская власть уверены в необходимости проведения интенсивной финальной разведки перед массированным ядерным ударом.
[цензура]
Такая окончательная разведка предназначена для подтверждения того, что цели остались на тех местах, где они были в последний раз обнаружены, и кроме того она может также обнаружить новые важные цели. Цель такой разведки заключается в предоставлении планировщикам удара ОВД информации о текущем состоянии всех типов целей, хотя в документах ОВД подчеркивается, что наиболее важной будет информация, связанная с мобильными целями. Один из официальных документов указывает, что массированные разведывательные вылеты могут проверить местоположение более 50 целей в течение часа перед ударом.
Авторы документов ОВД предлагают два варианта финальной массовой разведки с помощью авиации: один - до начала ядерного удара, и другой - совпадающий с воздушными ударами во время самого удара [цензура]. Разведывательный самолет должен пытаться обнаружить мобильные цели и подтвердить местоположения ранее идентифицированных целей. В обоих типах вылетов самолеты также должны пытаться выявить цели для второго этапа ударов ракетами во время массового удара. Согласно документу середины 1970-х, большинство самолетов должны выполнять это посредством визуального наблюдения, так как доступное малое время не позволяет обработать фотографии, а также в связи с отсутствием специального оборудования на борту боевых самолетов (такие самолеты могут играть роль дополнительных разведывательных самолетов при этих массовых вылетах).
Планировщики фронта, предположительно, должны определить размер и порядок разведывательных вылетов на основе уже известных целей. Поэтому временные интервалы окончательного вылета, скорее всего, будут зависеть от предыдущих успехов ОВД, достигнутых в преодолении маскировочных усилий НАТО.
Документы Советов указывают, что ожидаются значительные потери разведывательных самолетов во время массированной финальной разведки. Наличие преимущества в воздухе должно заметно снизить эти потери, но при приближении боевых действия с ядерным оружием, мы уверены, что ОВД осуществит этот массовый вылет, даже не имея превосходства в воздухе.
[цензура].
Последствия
Проводя большую часть требующей много времени подготовки перед началом боевых действий, ядерные силы фронта смогут ограничить предупреждение НАТО о готовящемся ударе несколькими часами. После принятия плана и рассредоточения сил они могут оказаться в хорошем положении для нанесения значительных по размеру ядерных ударов, даже если НАТО попытается упредить их. В этом случае не потребуется перемещать большое (и заметное) количество ядерного вооружения из СССР или внутри стран Восточной Европы перед началом боевых действия. Частые изменения ядерной готовности в отдельных подразделениях должны стать нормальной практикой - и поэтому иметь небольшую ценность в качестве предупреждения.
Немедленная подготовка может начаться на основе оценки ВГК критических моментов в приближающихся боевых действиях, ведущихся с использованием обычных вооружений. Документы и учения не дают четкую информацию относительно того, что именно власти ОВД будут рассматривать в качестве убедительного свидетельства решения НАТО применить ядерное вооружение, но планировщики ядерных сил ОВД и системы управления ориентированы на быстрый ответ в критические периоды. Такой ответ укрепляет уверенность руководства ОВД в том, что если они примут решение отдать приказ о ядерном ударе, система будет готовка к нанесению массированного удара.
Перед началом боевых действий и во время фазы использования обычных вооружений, изменения в тактических ядерных силах ОВД будут иметь незначительное влияние на готовность ядерных сил фронта, и дадут не много надежных признаков приближающегося ядерного удара. Большинство компонентов, особенно ракет, будут все время близки к готовности пуска. Отдельные подразделения должны переместиться для увеличения выживаемости, и не отдаляться от линий фронта, и НАТО сможет обнаружить некоторые из таких перемещений. Однако непростой задачей будет интерпретация таких перемещений или коммуникаций ОВД, управляющих изменением готовности различных подразделений, а также выбором целей.
[цензура]
Лучшая возможность для НАТО по обнаружению готовящегося удара ОВД должна быть связана с заметной активностью в короткий переходной период между решением о применении ядерного оружия и первым использованием его фронтом. Но даже в этот период, решение может зависеть от наблюдателей НАТО, выделяющих изменения в широком масштабе, не имея при этом полной картины.
Мы уверены в малой вероятности того, что Советы смогут уверенно предугадать ядерную атаку НАТО и упредить ее. У них есть свои проблемы – распознавание ситуации, когда в НАТО либо принято решение нанести ядерные удары, либо проводится непосредственная подготовка к этому - и, вероятно, эти их проблемы сохранятся в течение 1980-х годов. Следовательно, командующие Советов должно будет основывать свои решения о начале ядерного удара на несовершенных, ограниченных разведывательных ресурсах, сталкивающихся с непреодолимыми препятствиями - погода в Европе, спорадический сбор информации (особенно авиацией), мобильность целей и увеличивающаяся дальность размещения систем доставки ядерных вооружений НАТО.
1 ВГК является руководящим органом Советов в военное время. Его возглавляет Генеральный секретарь Коммунистической Партии Советского Союза. ВГК действует в качестве главного командования ОВД. Обычно в мирное время Генеральный секретарь является главнокомандующим советскими вооруженными силами, и по своему статусу является главнокомандующим стран-членов ОВД. В состав ВГК, вероятно, входят верховные военные и политические руководители, и этот орган должен осуществлять военно-стратегическое руководство операциями ОВД. Непосредственное руководство вооруженными силами Советов и стран ОВД осуществляется высшим командованием ТВД. ВГК управляет оперативными силами (через своего исполнительного агента, Генеральный Штаб), в то время как крупные гражданские комитеты - Политбюро и Государственный комитет обороны - осуществляют общее руководство при проведении военных действий.
2 Термин "стратегические силы" применяется к тем силам, которые в основном, находятся в СССР, и управление которыми осуществляется на уровне выше уровня фронта. Интеграция стратегических ядерных сил с фронтовыми системами не обязательно подразумевает межконтинентальные обмены ядерными ударами.
3 [цензура]
4 В советской терминологии "тактическим" ракетами называются баллистические ракеты с радиусом поражения до 120 км, и приданные дивизиями (которые относятся к "тактическим" подразделениям). "Оперативно-тактические" ракеты имеют дальность поражения от 300 до 1000 км, что достаточно для нанесения удара по целям, расположенным в глубине района действия армии.
5 PLSS (система точного обнаружения и нанесения удара) и система Assault Breaker ("Прерыватель атак") объединяют наземные центры управления с воздушной разведкой, боевыми самолетами и тактическими ракетами. Советы уверены, что такие системы предназначены для функционирования под командованием оперативного уровня для нанесения глубоких ударов против сил ОВД. Документы Советов указывают на то, что ОВД рассматривает эти системы, как аналог комплексов разведки боем.
Просмотров: 15501
Источник: https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/1985-06-01b.pdf
statehistory.ru в ЖЖ: