Аспекты долговременного развития машиностроения СССР в 1983 г.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в постановлении «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве» указали на необходимость проведения у нас в стране единой научно-технической политики, с тем чтобы отечественная промышленность выпускала продукцию на уровне лучших мировых образцов, внедрялись прогрессивные технологии и передовые методы труда, и на этой основе была повышена производительность труда во всех отраслях хозяйства. Академия наук СССР вместе с министерствами, ГКНТ и другими ведомствами должна добиться коренного улучшения работ по ускорению научно-технического прогресса, по реализации мер, предусмотренных постановлением, где, в частности, отмечена важнейшая народнохозяйственная значимость машиностроительного комплекса. Проблемам развития этого комплекса было посвящено заслушанное Президиумом Академии наук СССР в начале года научное сообщение академика А. И. Целикова.
Академик А. И. Целиков. Аспекты долговременного развития машиностроения СССР
Научное сообщение
Во многих случаях трудно провести границу, где кончается машина и начинается аппарат или прибор. Например, поворотная антенна диаметром 70 м вряд ли может быть названа прибором или инструментом. Она имеет много сложных механизмов, и в целом это — машина или сочетание механизмов. Поэтому, когда речь идет о проблемах машиностроения, следует понимать, что они относятся также и к приборостроению.
Интенсивность проникновения продукции машиностроения, и особенно в таком его понимании, о каком только что говорилось, во все сферы нашей жизни стремительно растет. Этот процесс составляет основу научно-технического прогресса не только в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, но также в средствах связи, медицине и научных исследованиях. Применение продукции машиностроения повышает производительность труда, расширяет круг предметов первой необходимости. Огромное достоинство этой продукции состоит еще и в том, что она дает возможность все больше проникать в тайны природы, открывать ее новые законы и создавать для их использования принципиально новые и прогрессивные машины. Иными словами, машиностроение — фундамент научно-технической революции.
За годы Советской власти в СССР создано многоотраслевое машиностроение, руководимое теперь более чем 10 министерствами. По сравнению с 1913 г. к 1940 г. продукция машиностроения в стране увеличилась в 30 раз, а за последние 20 лет — примерно в восемь. Опережающий рост советского машиностроения характеризуется не только увеличением объемов производства и изготовлением большого числа новых машин и приборов, но и созданием многих оригинальных машин, машин, превосходящих по своей эффективности зарубежные. Все это — наше огромное национальное достижение. Однако, несмотря на большие успехи, советское машиностроение развивается недостаточно интенсивно, чтобы удовлетворить быстро растущее народное хозяйство современными орудиями труда и в необходимом количестве.
В результате многие отрасли народного хозяйства не обеспечиваются современными машинами и средствами автоматизации, что сдерживает рост производительности труда. В этом можно убедиться, если рассмотреть среднегодовые темпы роста производительности труда в нашей промышленности за несколько пятилеток. В восьмой пятилетке он составлял 5,8%, в девятой — 6,05, в десятой — 3,2, а в 1981 г. — 2,5%. Следует отметить, что снижение темпов роста производительности труда совпало с уменьшением темпов развития машиностроения. В восьмой пятилетке выпуск машиностроительной продукции возрос в 1,77 раза, в девятой — 1,77, в десятой — 1,51, на XI пятилетку запланирован прирост в 1,34 раза.
Но главная причина замедления темпов роста производительности труда и, как следствие, темпов роста национального дохода кроется не в объемах выпускаемой машиностроительной продукции, а в ее качестве,, в ее техническом уровне. Об этом свидетельствует недостаточное развитие производства новых видов машин, которые давали бы значительное увеличение производительности труда. Технико-экономические показатели новой машины должны быть значительно выше — в 5—10 раз — по сравнению с выпускаемой, а выпуск таких машин планироваться отдельно. Машины высшей категории качества по существу не являются принципиально новыми, они лишь улучшенный вариант существующего прототипа, то есть их технико-экономические показатели в среднем выше на 10-20%.
Медленный переход на производство новых машин характеризуется также тем, что доля изготовляемых более 10 лет машин в 1970 г. составляла 19,5%, а в 1980 ^достигла 29,5%. Существует основной закон научно-технического прогресса, согласно которому продолжение изготовления машин без их непрерывной модернизации приводит к застою техники, утверждению старой техники в будущем. Поэтому должна быть усилена роль НИИ в создании принципиально новых машин и процессов. Годовые расходы на науку возросли с 9,3 млрд. рублей в 1966—1970 гг. до 23,4 млрд. рублей в 1981 г., то есть в 2,5 раза, но это не нашло соответствующего отражения в развитии машиностроения и увеличении производительности общественного труда.
Мы считаем необходимым, чтобы развитие машиностроения осуществлялось в соответствии с основными принципами, разработанными комиссией АН СССР и ГКНТ при составлении раздела «Машиностроительный комплекс СССР» Комплексной программы научно-технического прогресса. Каждый из этих принципов должен найти свое отражение в планировании развития машиностроительного производства.
Принципиальная новизна
Первое, и самое главное, заключается в создании машин, в которые закладываются результаты новых научных открытий или изобретений. Чем быстрее будут разрабатываться на основе последних научных достижений соответствующие средства производства, тем больше будет эффект от этих достижений. Хорошим примером революционной роли научных достижений может служить энергетика.
Растущие потребности народного хозяйства приводят к необходимости использования более эффективных источников энергии. Главными задачами, имеющими принципиальное значение в этой области, следует считать переход к применению агрегатов с реакторами на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем и создание термоядерного реактора на основе токамака. Трудно сейчас определить срок, когда эти задачи будут решены. К концу 80-х годов предполагается осуществить строительство крупного демонстрационного термоядерного реактора. Надо полагать, что его испытание ускорит осуществление термоядерного синтеза.
Принципиально новое направление в энергетике — прямое превращение тепловой энергии в электрическую. Для этой цели создается магнитно-гидродинамический энергоблок. Первый этап работы — сооружение блока на газовом топливе мощностью 500 МВт. В конце нашего столетия намечается создать блок такой же мощности, работающий на угольном топливе.
В области добычи нефти и газа за последние годы разрабатывается несколько технологических направлений. Из них несомненный интерес представляет кустовой способ бурения нескольких наклонных скважин. При этом способе одной буровой установкой удается путем вееронаправленных скважин охватить сразу большой район и из одной точки получать, соответственно, больше нефти. В связи с этим созданные заводом «Уралмаш» специальные буровые машины, проникающие на глубину до 3,5 км и способные бурить по восемь скважин в одной точке, должны получить дальнейшее развитие.
Технологические сдвиги, носящие революционный характер, произошли за последние 20 лет и в металлургии. Во-первых, появилась технология продувки жидкого чугуна кислородом, значительно более эффективная, чем традиционный процесс выплавки стали в мартеновских печах. Во-вторых, литье в ванну непрерывно движущегося слитка заменило литье металлов в изложницы, что дало возможность отказаться от блюмингов и слябингов и повысить качество металла. Этот прогресс стал возможным, когда были созданы соответствующие подотрасли металлургического машиностроения.
В перспективе главная задача металлургии — дальнейшее повышение качества металлов, а при их производстве — экономия энергетических и топливных ресурсов. Поэтому будущее металлургического машиностроения связано с применением бескоксовой или бездоменной металлургии, новых агрегатов для рафинирования и вакуумирования металлов и агрегатов для осуществления непрерывных теплосберегающих процессов — от руды до готовых изделий.
Должны также произойти коренные изменения и в машиностроительном заготовительном производстве, касающиеся повышения качества заготовок и приближения их формы и массы к готовой детали. Отливки и многие поковки при этом следует изготавливать с использованием тепла, затраченного при получении первичного металла, чтобы металл дважды не плавился или нагревался.
Радикальные перемены необходимы и в производстве инструмента. Вольфрам- и молибденсодержащие стали должны уступить место различным синтетическим твердым и жаростойким материалам типа карбидов и нитридов. Большие надежды при этом возлагаются на карбид титана, нитрид кремния и на сиалон. Для массового производства такого рода материалов нужно создать и соответствующую отрасль машиностроения, главным объектом которой будут газостаты — контейнеры, где давление газа составит несколько тысяч атмосфер, а температура обрабатываемого материала будет превосходить 2000° С. Такого рода газостаты потребуются также и для производства различных деталей и узлов, к которым предъявляются повышенные требования по жаропрочности.
Повышение единичной мощности и производительности
Повышение единичной мощности и производи-тельности агрегатов и приборов — одно из главных направлений научно-технического прогресса. В этой области у нас есть заметные успехи и намечается дальнейший рост производительности создаваемых машин. Например, в этой пятилетке строятся АЭС с блоками мощностью 1000 МВт, а для Костромской ГРЭС сооружается блок мощностью 1200 МВт. В дальнейшем предполагается спроектировать и построить головной образец энергоблока мощностью уже 2000 МВт. В газоперекачивающей технике намечается переход от агрегатов мощностью около 25 МВт на агрегаты мощностью 40—50 МВт с нагнетателем до 100 кгс/см2 с приводом от электродвигателя.
Есть достижения и в горнодобывающем и землеройном машиностроении. В десятой пятилетке «Уралмаш» создал два шагающих драглайна с ковшом 40 м3 и стрелой 85 м. Производительность такой машины в три раза выше, чем у серийного экскаватора на 15 м3, она может выбирать 9—10 млн. м3 породы в год.
В металлургии также созданы и создаются агрегаты повышенной производительности. К ним относятся крупнейшие в мировой практике конвертеры емкостью 400 т, работающие на заводах «Азовсталь» в Жданове и на Череповецком металлургическом заводе, передвижные миксеры емкостью 600 т и многие прокатные станы. Сейчас начато создание нового широкополосного непрерывного стана 2500 с рекордной производительностью — свыше 10 млн. т проката в год.
В самых разнообразных отраслях машиностроения нужно повышение единичной мощности агрегатов и машин. В то же время необходимо, чтобы это всегда было экономически оправдано и не носило характера гигантомании.
Создание автоматизированных систем машин
В числе генеральных задач каждой отрасли машиностроения — создание автоматизированных систем машин для осуществления всего технологического цикла — от поступления на предприятие исходного сырья до упаковки готовой продукции и ее отгрузки, создание гибких автоматизированных производств. Необходимо сосредоточение производства однотипной продукции в достаточно большом объеме, чтобы автоматические системы машин экономически себя оправдывали. Огромный эффект, например, можно получить, если сконцентрировать изготовление деталей и узлов общемашиностроительного массового применения (инструмента, заготовок для деталей машин, крепежа, муфт, гидравлической и смазочной аппаратуры, типовых редукторов и т. д.) на автоматических станочных линиях. Однако на практике большинства предприятий вынуждены сами изготовлять указанные общемашиностроительные изделия, и такое рассредоточение производства отражается на общем росте производительности труда в машиностроении.
Совершенствование конструкционных материалов и снижение металлоемкости машин
Снижение удельной материалоемкости машин должно рассматриваться не только как уменьшение их массы, но также как уменьшение потребления материалов в процессе изготовления машин и их эксплуатации. Удельное потребление стального проката в машиностроении США за последние 20 лет сократилось почти в два раза, а отливок из чугуна и стали — в 2,5 раза. В то же время потребление алюминия возросло с 1,8 до 5%, а пластмасс — с 0,5 до 3,5%.
Одна из причин повышенной металлоемкости машин в СССР — продолжающееся планирование выпуска многих машин и отливок в весовых показателях. Чем тяжелее машина, чем толще стенка, чем больше припуск на чистовую обработку, тем проще выполнить план. Очевидно, это одно из объяснений, почему у нас отходы в машиностроении составляют около 20 млн. т металла, стружки — 9 млн. т в год. Другая причина — чрезмерное применение отливок из черных металлов вместо легких штампованных и сварных деталей, вес которых в среднем в полтора-два раза меньше. В связи с этим в СССР производится примерно на 6—7 млн. т отливок больше, чем могло бы быть, и на этом страна теряет более 2 млн. т черных металлов ежегодно.
Еще одна причина перерасхода металла вызвана чрезмерно широким применением вагранок, плавка в которых характеризуется низким качеством отливок и значительным угаром (в среднем 5—10%) металла. Кроме того, вагранки требуют кокса, который с каждым годом становится все более и более дефицитным. Доля чугунных отливок из вагранок у нас составляет более 90%, а в некоторых развитых капиталистических странах — менее 30%.
Огромный эффект дает применение композиционных и армированных материалов. Например, рессору из стали весом 13 кг можно заменить пластмассовой, армированной графитом, весом 3 кг. Такого рода примеров можно было бы привести чрезвычайно много.
Повышение надежности и ресурсов машин
Повышение надежности машин и приборов равнозначно сокращению затрат на их эксплуатацию, росту производительности труда и улучшению других экономических показателей. При этом потребности народного хозяйства могут быть удовлетворены меньшим объемом машиностроительной продукции. В целях улучшения качества машин представляется необходимым проведение комплекса научных исследований, направленных на повышение надежности и долговечности конструкций и механизмов под общим руководством Института проблем механики и Института машиноведения им. А. А. Благонравова АН СССР. Особенно большое внимание при этом должно быть уделено вопросам разработки наиболее эффективных видов смазочных материалов, контролю их правильного использования, фильтрации и современным методам очистки и восстановления.
Специализация машиностроения
Недостаточный рост производительности труда в нашем машиностроении — следствие не только того, что в эксплуатации у нас много устаревших станков, но, главным образом, чрезвычайно слабой специализации производства. Если не считать производства подшипников качения, то практически можно считать, что у нас нет специализации по узлам и деталям общемашиностроительного применения. Нельзя мириться с тем, что предприятия для собственного производства вынуждены сами изготавливать многие виды инструмента и изделий. Таким образом до сих пор производятся 65% крепежных металлоизделий, зубчатые колеса, муфты, подшипники скольжения, тормоза, гидравлическая аппаратура и т. д.
Головные заводы должны полностью освобождаться от изготовления деталей и узлов общемашиностроительного применения. Целесообразнее наладить их выпуск на специализированных предприятиях. Путем создания массовых производств с широким использованием автоматических станочных линий, унификации изделий можно резко повысить производительность труда и качество изделий.
Нельзя согласиться также и с тем, что подъемно-транспортным машиностроением занимаются около 400 предприятий, находящихся в ведении 36 промышленных министерств. Центробежные насосы выпускают предприятия 30 министерств, а металлорежущее оборудование — предприятия 20 министерств.
К машиностроительной продукции относятся также многие товары народного потребления, преимущественно хозяйственного и бытового назначения, изготовление которых требует обработки металлов или связано с электротехническими работами (стиральные машины, холодильники и др.). Их производство, крайне необходимое народному хозяйству, к сожалению, в значительной мере рассредоточено между огромным числом предприятий, причем одну и ту же продукцию в небольших количествах выпускают многие заводы. Что же в результате? Объемы производства однотипной продукции на каждом предприятии оказываются искусственно заниженными, поэтому экономических предпосылок для внедрения автоматических станочных линий не возникает. Стоит ли удивляться, что на многих предприятиях товары народного потребления изготавливают с широким применением ручного труда при отсутствии даже поточного производства? При этом следует отметить, что большинство товаров народного потребления характеризуется, как правило, излишней металлоемкостью.
Преодоление инерции стабильных планов
Неожиданное появление в результате открытия или изобретения новых эффективных машин — нормальный ход технического прогресса. Темпы вооруженности народного хозяйства именно такими машинами являются предметом заботы нашей партии и правительства. Но как быть с уже утвержденным планом производства средств труда, которые менее эффективны? Очевидно, кроме стабильности, производственные планы должны обладать и другим качеством — мобильностью. Поэтому и необходимо иметь резерв производственных мощностей для освоения выпуска новых видов машин и оборудования.
Мы терпим огромный ущерб, когда задерживаем производство новых машин и по инерции продолжаем изготовлять старые машины во имя утвержденного производственного плана. Например, один из наиболее эффективных источников конвертируемой валюты — усиление экспорта машин. Но экспорта машин не вообще, а с коэффициентом экспорта — отношением экспортной цены продукции к ее себестоимости — больше единицы. Для этого машины следует поставлять высокого класса и в короткие сроки.
Проведение капитального ремонта выпускаемых машин
Для улучшения надежности машин и увеличения ресурса необходима организация правильного их ремонта. От качества ремонта или своевременной профилактической замены изнашиваемой детали зависит надежность дальнейшей работы машин.
Мировой опыт свидетельствует, что наилучшие результаты дает «фирменный» ремонт, то есть ремонт, осуществляемый изготовителем машины. В СССР, где ремонт проводится главным образом потребителем, только 56 % станков находятся в машиностроении.
Никто лучше завода — создателя машины не может знать слабые ее места, когда и какой должен быть проведен профилактический ремонт, и никто, как тот же завод, не сделает лучше и дешевле запасные детали.
В целях резкого повышения эффективности капитального ремонта машин и значительного снижения затрат на эти цели его необходимо сосредоточить в отраслях машиностроения, выпускающих эти машины, и лишь техническое обслуживание и текущие ремонты должны производиться силами и средствами эксплуатирующих предприятий.
Международная специализация в машиностроении
Машиностроение, в связи с его многообразием и динамичностью, нуждается в международном разделении труда. В условиях планового развития всего нашего народного хозяйства представляется необходимым заранее определить, по каким отраслям машиностроения СССР должен занять ведущие позиции и успешно конкурировать на мировом рынке, а по каким, наоборот, пользоваться импортом.
Основа для создания машин высокого класса — результаты эксплуатации их предшественниц. Следовательно, прогресс в каждой отрасли машиностроения определяется степенью потребности страны в машинах данной отрасли и накоплением конструкторами опыта работы по их созданию. Поэтому в таких отраслях машиностроения, как, например, металлургическое, нефтяное, энергетическое, тракторное, сельскохозяйственное, лесное и бумагоделательное, цементное и др., наша страна имеет все необходимые предпосылки, чтобы занимать ведущее место в мире. В то же время вряд ли целесообразно налаживать конструирование и производство машин, в эксплуатации которых наша страна не имеет собственного опыта. Например, желателен импорт продукции машиностроения, производство-которой за границей хорошо налажено, носит массовый и серийный характер.
Размещение машиностроительных предприятий
Анализ различных факторов, влияющих на оптимальное размещение машиностроительных предприятий, свидетельствует,, что экономика машиностроительного предприятия требует возможно большего сосредоточения производства однотипных или одинаковых изделий на одном предприятии. В то же время целесообразно возможно большее приближение производства машиностроительных изделий к местам их потребления. Это диктуется соображениями не столько снижения транспортных расходов, сколько повышения эффективности изготавливаемых изделий. Близость создателя машины к ее потребителю упрощает организацию адаптивной системы связи между ними, постоянно влияющей на повышение качества машины как в процессе ее производства, так и эксплуатации.
Экономически выгодно организовывать определенные машиностроительные производства в пределах одного или нескольких близко расположенных регионов. Вполне обоснованно, что производство хлопкоуборочных комбайнов организовано именно в Ташкенте, в непосредственной близости к местам их потребления. В ближайшие годы потребуется создать производства ряда других машин, которые будут применяться в первую очередь в Казахской, Туркменской и Узбекской ССР,— это опреснители воды, гелиогенераторы, солнечные калориферы, гелиокондиционеры и др. Очевидно, для изготовления такого рода изделий должны быть созданы специализированные предприятия, и наиболее эффективным будет их размещение в указанных районах.
Машины же для валки и разделки леса в ближайшие годы будут находить применение главным образом в Сибири. В районах вечной мерзлоты должны найти более широкое использование различные специализированные машины, не нужные в других регионах. Например, экскаватор модели ЭТЦ-208 специально предназначен для рытья траншей в вечной мерзлоте для укладки трубопроводов. Производство машин регионального применения безусловно нужно приблизить к местам их потребления. При этом должен сохраняться принцип: только одно предприятие по каждому виду машин для удовлетворения ими нескольких регионов.
Большой экономический эффект может быть достигнут, когда производство металлоемких заготовок для машиностроения осуществляется при его технологическом объединении с металлургическим производством. Эффект особенно значителен, когда объединение происходит на основе создания единого процесса — от получения жидкого металла до готовых заготовок или деталей машин.
Большое значение, несомненно, имеет и повышение научно-технического уровня работы конструкторов как главных творцов машин. Им нужно предоставить более широкие права в осуществлении мер, направленных на улучшение качества изготавливаемых машин. В работе конструктора и технолога должна сочетаться творческая деятельность по конструированию машины с изучением условий эксплуатации машин аналогичного назначения и испытанием создаваемых узлов и машин в целом.
В решении всех перечисленных выше задач машиностроительным отраслям действенную помощь должны оказать научно-исследовательские институты. Однако в деятельности огромного количества машиностроительных технологических институтов, имеющихся в каждой отрасли машиностроения, нужно прежде всего устранить параллелизм и выделить головные институты по проблемам, касающимся всех отраслей машиностроения.
Член-корреспондент АН СССР К. В. Фролов, отметив успехи советской науки в теории создания машин и новой техники, сказал, что предстоит еще как следует поработать в области технологии. Технология должна быть слита воедино с [пропуск половины строки, ошибка сканирования]... первоочередного внимания требуют и технико-экономические показатели новой техники. Нужна также экспертиза проектов. Есть еще ряд организационных вопросов, относящихся к последующим этапам создания и эксплуатации машин. В частности, каждая выпускаемая машина должна быть снабжена специальными документами, в которые заносилось бы все, что с ней произошло после выхода с завода (какая деталь или узел вышли из строя, при каких обстоятельствах), чтобы потом можно было все это внимательно изучить. Другой важный вопрос — организация ремонта. Хорошо организованный ремонт — дело чрезвычайно серьезное, и им, как правило, должен заниматься завод-изготовитель. Тогда завод будет нести ответственность за свою продукцию. Необходимо наладить координацию работ огромной сети научно-исследовательских, конструкторских и технологических институтов при машиностроительных министерствах, чтобы избежать параллелизма в их деятельности.
Проблемы конструирования новых машин и их эксплуатации, сказал в своем выступлении академик-секретарь Отделения физикохимии и технологии неорганических материалов академик Н. М. Жаворонков, тесно связаны с проблемой конструкционных материалов, обеспечивающих эксплуатационную надежность машин. Поэтому целесообразно организовать в Академии наук орган, который бы содействовал налаживанию контактов специалистов в области машиноведения и специалистов по конструкционным материалам. Важно также вплотную заняться проблемами смазочных материалов, с которыми дело у нас обстоит не наилучшим образом.
В выступлении вице-президента Академии наук СССР академика Е. П. Велихова было подчеркнуто огромное значение задач развития машиностроения для всего народного хозяйства. Академия наук должна в этом деле выработать определенную политику, которая бы существенно изменила сложившуюся в машиностроении ситуацию. Речь прежде всего идет о создании принципиально новых машин и слиянии конструирования и технологии. Ученым Академии наук совместно с представителями отраслевой науки предстоит разобраться в том, какие системы машин должны изготавливаться и как они должны делаться — из каких материалов, на основе каких принципов.
Подводя итоги обсуждения, президент Академии наук СССР академик А. П. Александров отметил особую важность обсуждавшегося вопроса для ускорения научно-технического прогресса в стране.
Просмотров: 10380
statehistory.ru в ЖЖ: