Эммануил Гендель - советский инженер, передвигавший здания
![](/img_lib2/2012/06/1339764097_cd96.jpg)
--
Передвижник архитектуры. К 100-летию со дня рождения инженера Э.М.Генделя
Архитектура изначально несет с собой ощущение капитальности, устойчивости. Здания всегда являлись словно продолжением Земли, вселяя в человека чувство уверенности, спокойствия, защищенности от природных и общественных катаклизмов. При этом незыблемость архитектуры всегда опиралась не только на земную твердь, но и на основательные, капитальные знания зодчих, их способности к проектированию и строительству недвижимости. (Современные сооружения-трансформеры с их динамикой и кинематикой возможно должны еще отстоять свое право называться архитектурой).
Между тем, жизнь полна парадоксов, и порою, чтобы доказать свою незыблемость, архитектура вынуждена передвигаться. И главной ее опорой в этом случае становятся инженерные знания и способности человека.
100-летний юбилей со дня рождения Эммануила Матвеевича Генделя, "капитального инженера*" и "архитектурного передвижника" - повод вспомнить о давней и недавней истории движения зданий и сооружений.
*Термин принадлежит одному из сослуживцев Э.М.Генделя, отметившему основательность его технических знаний и подхода к проведению работ.
![](/img_lib2/2012/06/1339763173_6e48.jpg)
Помимо целей физического сохранения ценных сооружений и сопутствующего спортивного азарта в соревновании с другими странами движение архитектуры доказывает возможность корректировки градостроительных решений, а также исправления больших архитектурно-строительных ошибок или неудач. Впрочем, здания могут не только уходить со своего места, но и возвращаться на него… Инженер Э.М.Гендель содействовал и тому, и другому.
О передвижках архитектурных сооружений известно многое. В том числе, о далекой предыстории, когда в 1455 г. Аристотель Фьораванти перенес колокольню церкви Санта-Мария Маджорне со всеми колоколами более чем на 10 метров. И о предыстории отечественной, когда в 1812 г. в Моршанске местный умелец Дмитрий Петров передвинул деревянную церковь. В 1898 г. инженер И.М.Федорович провел передвижку двухэтажного кирпичного дома на Каланчевке в Москве. В 1899 г. при строительстве костела на М.Грузинской улице инженер Ростен передвинул два небольших дома.
Но все же передвижка домов в дореволюционное время широкого распространения не получила. Эта практика возобновилась позднее, когда в 1934 г. инженер Кирлан передвинул в Макеевке каменное двухэтажное здание почты весом 1300 тонн. Предварительно он проделал опытную передвижку небольшого одноэтажного домика весом 70 тонн. Годом позже на руднике в Кривом Роге передвинули жилое здание весом 1500 тонн на расстояние 240 м.
История не сохраняет для будущих поколений даже самое главное из жизни множества людей. Книги и журнальные статьи Э.М.Генделя сохранили кропотливый подход и детальное описание проведенных работ - свидетельство внимательнейшего отношения к делу. Сегодня специалисты в технических подробностях могут восстановить инженерный опыт знаменитых передвижек архитектурных сооружений. А архитекторы - оценить масштабы, маршруты и градостроительные эффекты этой деятельности.
![](/img_lib2/2012/06/1339763490_cd78.jpg)
Первый дом по проекту и под руководством Э.М.Генделя был передвинут на 25 метров в октябре 1935-го, всего за 25 (по другим сведениям - за 36) дней - "к ноябрьским праздникам". В Москве с Тверской улицы на 2-ю Брестскую переносили трамвайные пути с одновременной пробивкой проезда на Садовое кольцо. Работам мешала фидерная подстанция - небольшое двухэтажное здание весом всего в 320 тонн. Эту "пробную" передвижку выполнил Метрострой.
![](/img_lib2/2012/06/1339763538_5e49.jpg)
![Э.М. Гендель](http://statehistory.ru/img_lib2/2012/06/1339764097_cd96.jpg)
Контору вскоре преобразовали в "Трест по передвижке и разборке зданий" под управлением И.Т.Иванова. Ее главным инженером и стал Э.М.Гендель. Первое серьезное испытание - передвижка дома №77 по улице Осипенко. Было решено часть дома длиной 88 м передвинуть и развернуть на 19 градусов. Конструктивная жесткость здания не была надежной, тем не менее, главный инженер треста решил передвигать дом. Несмотря на обвинения в авантюризме, Э.М.Гендель стоял на своем, и остальные специалисты его поддержали. Дом двигали без отселения людей, продолжали работать все инженерные системы здания: электроснабжение, водопровод, канализация, телефон. Операция прошла успешно.
![](/img_lib2/2012/06/1339763588_2590.jpg)
![](/img_lib2/2012/06/1339763588_aa4e.jpg)
Следующая передвижка была не менее серьезным испытанием для треста. При реализации Генерального плана реконструкции Москвы оказалось, что многие дома выступают за красные линии. Часть домов уничтожили, но некоторые уцелели. Строение № 24 (бывшее Саввинское подворье) по улице Горького (ныне Тверская) весило около 23 тысяч тонн, это и стало едва ли не решающим обстоятельством, спасшим дом от сноса, поскольку в Америке к середине 1930-х гг. самым большим перемещенным зданием была 8-этажная телефонная станция в Индианаполисе, весившая "всего" 11 тысяч тонн. Жильцы, зная, что их дом передвинут, волновались и просили предупредить о начале передвижки, чтобы успеть переселиться к родственникам. Но по воспоминаниям Э.М.Генделя, им сознательно указывали неверные сроки. Ночью 4 марта 1939 г. в 2 часа 03 минуты 20-тонная лебедка плавно сняла дом и покатила его на новое место. Все инженерные коммуникации были присоединены к зданию с помощью гибких временных связей. Дом действительно передвигался очень плавно, и многие жильцы узнали об этом путешествии лишь утром.
![](/img_lib2/2012/06/1339763622_4b56.jpg)
![](/img_lib2/2012/06/1339763653_4b1b.jpg)
Все передвижки, конечно, представляли собой грандиозное зрелище, хотя значительная часть работ велась ночью. В 1941 г. на улице Горького под руководством Э.М.Генделя было передвинуто еще четыре 3-4-этажных здания.
Значительно позже, в 1958 г. под руководством Э.М.Генделя, с линии застройки Комсомольского проспекта были вдвинуты в глубину квартала два одинаковых здания. По рассказам очевидцев, работы велись так, что людей даже не тревожили, они сидели в помещениях и трудились. Технология передвижки состояла в следующем: в уровне цоколя здание подрубалось, омоноличивалось железобетонным кольцом, ставилось на катки и рельсы. Здание по каткам и рельсам двигали с помощью лебедки. Стоять позади здания было страшно - катки вылетали как из пушки. Здания были передвинуты более чем на 60 м.
Перемещением зданий на новое место Э.М.Гендель занимался 40 лет в разных местах и разных странах вплоть до 1975 г., когда на 22 метра с одновременным подъемом - перемещение по наклонной поверхности с уклоном 7 градусов - был передвинут "Октогон", памятник московской архитектуры на Новомантулинской улице*.
Еще более впечатляющей была передвижка в 1940 г. здания Московской глазной больницы на улице Горького весом 13,3 тысяч тонн, построенного в XVIII в. архитектором М.Ф.Казаковым. Здание было передвинуто на 93,36 м, сначала с поворотом на 97 градусов, а потом в диагональном направлении. В завершение была проведена надвижка здания на заранее возведенный 1-й этаж.
![](/img_lib2/2012/06/1339763701_79fb.jpg)
![](/img_lib2/2012/06/1339763701_c452.jpg)
Историческая фотография и план трассы передвижки
костела XVI века на 841,1 м в г.Мост (Чехия).
![](/img_lib2/2012/06/1339763839_bed8.jpg)
Помимо этого под руководством Э.М.Генделя выполнялись не менее сложные работы по возвращению зданий в первоначальное положение. Последняя из таких работ была проведена в 1988 г. - по проекту и при участии автора, которому было 80 лет, методом вдавливания свай были выпрямлены стены 9-этажного здания на улице Мясковского в Москве.
Этот второй вид "архитектурных передвижек", отличный от первого по применяемым инженерным методикам, также довольно часто применялся инженером Э.М.Генделем в его деятельности. И здесь его предшественником был Аристотель Фьораванти, которому довелось в городе Ченто, не вынув из постройки ни одного кирпича, выправить колокольню Сан-Бласио, отклонившуюся от вертикали на 1,67 метра). Инженеру Э.М.Генделю, как и его предшественникам, приходилось разрабатывать новые методики и подходы к выполнению работ, изобретать уникальные инженерно-строительные приспособления и механизмы.
Об этом вспоминает очевидец и участник некоторых событий профессор П.А.Коновалов, Заслуженный деятель науки и техники РФ, лауреат Государственной премии СССР, зав. лабораторией НИИ Оснований и Подземных Сооружений им.Н.М.Герсеванова (НИИОСП), доктор технических наук.
![](/img_lib2/2012/06/1339763908_88d5.jpg)
![](/img_lib2/2012/06/1339763908_61dc.jpg)
"В начале 1950-х гг. самаркандские минареты были наклонены и грозили упасть. Это очень посещаемые места: Регистан - центр древней архитектуры. Но все минареты стояли на растяжках, и никто не решался поставить их вертикально. Эти минареты были наклонены сотни лет, и никто до Генделя их не выправлял.
Э.М.Гендель задался этой целью. Предварительно выполнялось усиление нижней части минарета. Затем, одновременно подрубая минарет над просевшей частью основания, очень осторожно приподнимал его домкратами и расклинивал. Потом растяжки снимали. Гендель своей работой завоевал авторитет в Самаркандском инженерно-строительном (сегодня - архитектурно-строительном) институте. Ему тогда предоставили и кафедру, и квартиру. Сейчас, когда экскурсоводы показывают туристам Регистан, они вспоминают об инженере, который поднял эти минареты. До Э.М.Генделя в СССР не проводилось аналогичных работ".
![](/img_lib2/2012/06/1339763958_f5d1.jpg)
![](/img_lib2/2012/06/1339763958_e93d.jpg)
Ф.Ф.Зехниев, старший научный сотрудник, кандидат технических наук, член-корреспондент Академии архитектуры и строительства Таджикистана добавляет, что в некоторых случаях, во избежание опрокидывания, подрубалась стена над приподнятой частью. Тогда минарет не поднимался, а опускался. В собственных описаниях Э.М.Генделя приводится в том числе и комбинированный способ - одновременный подъем и опускание противоположных частей основания.
По имеющимся у нас данным, Э.М.Гендель выпрямлял юго-восточный минарет медресе Улугбека высотой 32,7 м. в 1965 г., и минарет Биби-ханым в 1972 г.
Еще одна работа, известная профессору П.А.Коновалову - укрепление Потешного дворца в Московском Кремле. "Здание, построенное еще при Алексее Михайловиче, давало осадку и крен до 1 метра. Ранее здесь размещался театр, а во время войны некоторое время жил Сталин. Здание решили восстановить. Обследования показали, что его осадка шла на протяжении столетий. Еще до Алексея Михайловича на этом месте были конюшни, и навоз сбрасывали в сторону Неглинки, которая была заключена в трубу практически в наше время. На этом грунте (и навозе) дворец и стоял, а садился оттого, что органика постепенно разлагалась.
Необходимо было вывесить дворец на сваях, которые нужно было вдавить в грунт до материка, чуть ли не ниже основания кремлевской стены (к которой выходит эта постройка). Забивать сваи было нельзя, и их вдавливали мощными домкратами. Домкраты давили на элемент составной сваи, который постепенно погружался, а верхним упором было само здание. Гендель вдавливал первое звено, наваривал на него второе, снова вдавливал и так до последнего элемента, покуда не зашевелились камни Потешного дворца - наступило равновесие.
Следующую работу предложил ему я, когда в Сумгаите наклонился новый жилой дом, готовый к сдаче. Мы установили причину, а когда встал вопрос о проведении работ - порекомендовали Э.М.Генделя. В то время уже не было специализированного предприятия по передвижке зданий. Разница уровней фундаментов была 90 см, и работы производились также методом вдавливания".
![](/img_lib2/2012/06/1339764007_e46f.jpg)
![](/img_lib2/2012/06/1339764007_ed96.jpg)
Среди сооружений, восстановивших свое положение усилиями Э.М.Генделя, числятся - железобетонный элеватор вблизи г.Грозного (1939 г.) и цех завода "Большевик" в Киеве (1945 г.), звонница в г.Голицыно Московской обл. (1954 г.) и колокольня церкви Иоанна Предтечи в г.Ярославле (1958 г.), жилое 12-этажное здание в Волгодонске (1984-1985 гг.) и 9-этажное здание на ул. Мясковского в Москве (1987-1988 гг.)
Кроме того, было выполнено множество военных заданий по извлечению из болот и водоемов затонувших танков, перемещению конструкций и сооружений, разрушенных во Второй мировой войне, а также уникальных укреплений оснований.
Мы с полным правом можем назвать Э.М.Генделя "передвижником" и "подвижником архитектуры". Каждое из проведенных под его руководством перемещений архитектурных объектов опиралось на инженерные знания и изобретения, было шагом вперед по отношению к предыдущему опыту. Это были перемещения на все большие расстояния, все большего веса; перемещения с поворотом, с подъемом; перемещения в сложных геологических условиях.
Движение зданий было и демонстрацией технической мощи страны, и одновременной капитализацией инженерных знаний. Вклад в создании этого важного капитала - большая заслуга инженера Э.М.Генделя, 100-летие со дня рождения которого отмечалось в уходящем году.
В последние десятилетия прошлого века в Москве было произведено еще несколько передвижек, в том числе и уникальных. Среди них - передвижка дома №24 по Люсиновской улице, построенного на более древней, сводчатой палате, практически вросшей в землю. К 1983 г. относится передвижка МХАТа в Камергерском переулке, когда сценическую коробку отодвинули от зрительного зала на 12 метров и в образовавшемся разрыве поставили новые стены. И совсем недавно москвичи могли увидеть переплывавшие с места на место исторические мосты. Сегодня архитектурные передвижки вошли в учебники. В Государственном образовательном Стандарте высшего профессионального образования РФ 1996 г. среди требований к уровню подготовки магистра по направлению 550106 - "Техническая эксплуатация и реконструкция зданий и сооружений" числится и передвижка зданий.
Публикация подготовлена по инициативе и при технической поддержке Е.Чугуновой
Просмотров: 20299
Источник:
statehistory.ru в ЖЖ: