Эммануил Гендель - советский инженер, передвигавший здания

У нас уже был материал про то, как в Москве с 1930-х по 1983 год передвигали дома. Вплоть до 1975 года проекты по передвижению домов готовил инженер Эммануил Гендель. Мы предлагаем вам статью Константина Савкина "Передвижник архитектуры. К 100-летию со дня рождения инженера Э.М.Генделя", опубликованную в интернет-журнале "Архитектор" в 2003-м году.

--

Передвижник архитектуры. К 100-летию со дня рождения инженера Э.М.Генделя



Архитектура изначально несет с собой ощущение капитальности, устойчивости. Здания всегда являлись словно продолжением Земли, вселяя в человека чувство уверенности, спокойствия, защищенности от природных и общественных катаклизмов. При этом незыблемость архитектуры всегда опиралась не только на земную твердь, но и на основательные, капитальные знания зодчих, их способности к проектированию и строительству недвижимости. (Современные сооружения-трансформеры с их динамикой и кинематикой возможно должны еще отстоять свое право называться архитектурой).
Между тем, жизнь полна парадоксов, и порою, чтобы доказать свою незыблемость, архитектура вынуждена передвигаться. И главной ее опорой в этом случае становятся инженерные знания и способности человека.
100-летний юбилей со дня рождения Эммануила Матвеевича Генделя, "капитального инженера*" и "архитектурного передвижника" - повод вспомнить о давней и недавней истории движения зданий и сооружений.

*Термин принадлежит одному из сослуживцев Э.М.Генделя, отметившему основательность его технических знаний и подхода к проведению работ.


Более емкое определение жизни и деятельности Э.М.Генделя, наверное, содержит слово "подвижник", поскольку люди такого склада движут в том числе историю, отдавая любимому делу - своему призванию - всю жизнь, не щадя себя, а порой и своих близких. Их работа становится смыслом жизни, поглощая все время и силы, данные природой, направляя мысли и чувства на совершенствование своего дела. Именно таким этот человек предстает сегодня в воспоминаниях очевидцев и участников минувших событий. Э.М.Гендель сделал свой выбор, когда в 1920 г. приехал поступать в МВТУ. Потом свой выбор сделала судьба, и перемещение зданий стало основным занятием молодого советского инженера.

Помимо целей физического сохранения ценных сооружений и сопутствующего спортивного азарта в соревновании с другими странами движение архитектуры доказывает возможность корректировки градостроительных решений, а также исправления больших архитектурно-строительных ошибок или неудач. Впрочем, здания могут не только уходить со своего места, но и возвращаться на него… Инженер Э.М.Гендель содействовал и тому, и другому.
О передвижках архитектурных сооружений известно многое. В том числе, о далекой предыстории, когда в 1455 г. Аристотель Фьораванти перенес колокольню церкви Санта-Мария Маджорне со всеми колоколами более чем на 10 метров. И о предыстории отечественной, когда в 1812 г. в Моршанске местный умелец Дмитрий Петров передвинул деревянную церковь. В 1898 г. инженер И.М.Федорович провел передвижку двухэтажного кирпичного дома на Каланчевке в Москве. В 1899 г. при строительстве костела на М.Грузинской улице инженер Ростен передвинул два небольших дома.

Но все же передвижка домов в дореволюционное время широкого распространения не получила. Эта практика возобновилась позднее, когда в 1934 г. инженер Кирлан передвинул в Макеевке каменное двухэтажное здание почты весом 1300 тонн. Предварительно он проделал опытную передвижку небольшого одноэтажного домика весом 70 тонн. Годом позже на руднике в Кривом Роге передвинули жилое здание весом 1500 тонн на расстояние 240 м.
История не сохраняет для будущих поколений даже самое главное из жизни множества людей. Книги и журнальные статьи Э.М.Генделя сохранили кропотливый подход и детальное описание проведенных работ - свидетельство внимательнейшего отношения к делу. Сегодня специалисты в технических подробностях могут восстановить инженерный опыт знаменитых передвижек архитектурных сооружений. А архитекторы - оценить масштабы, маршруты и градостроительные эффекты этой деятельности.



Первый дом по проекту и под руководством Э.М.Генделя был передвинут на 25 метров в октябре 1935-го, всего за 25 (по другим сведениям - за 36) дней - "к ноябрьским праздникам". В Москве с Тверской улицы на 2-ю Брестскую переносили трамвайные пути с одновременной пробивкой проезда на Садовое кольцо. Работам мешала фидерная подстанция - небольшое двухэтажное здание весом всего в 320 тонн. Эту "пробную" передвижку выполнил Метрострой.




В середине 1936 г. была создана специализированная контора, куда Э.М.Гендель перешел из Метростроя вместе с другими специалистами и рабочими, уже проверившими свои силы в новом деле. Отрабатывая технологию, испытывая оснастку и оборудование, они переместили шесть небольших кирпичных зданий. В январе 1937 г. - домик Апрелевского завода грампластинок (Московская область) весом в 690 тонн, а затем - пять небольших строений, мешавших спрямлению русла Москвы-реки в районе Серебряного Бора. Здесь специалисты конторы осваивали такие "маневры" как изменение направления движения и развороты зданий.
Контору вскоре преобразовали в "Трест по передвижке и разборке зданий" под управлением И.Т.Иванова. Ее главным инженером и стал Э.М.Гендель. Первое серьезное испытание - передвижка дома №77 по улице Осипенко. Было решено часть дома длиной 88 м передвинуть и развернуть на 19 градусов. Конструктивная жесткость здания не была надежной, тем не менее, главный инженер треста решил передвигать дом. Несмотря на обвинения в авантюризме, Э.М.Гендель стоял на своем, и остальные специалисты его поддержали. Дом двигали без отселения людей, продолжали работать все инженерные системы здания: электроснабжение, водопровод, канализация, телефон. Операция прошла успешно.




Следующая передвижка была не менее серьезным испытанием для треста. При реализации Генерального плана реконструкции Москвы оказалось, что многие дома выступают за красные линии. Часть домов уничтожили, но некоторые уцелели. Строение № 24 (бывшее Саввинское подворье) по улице Горького (ныне Тверская) весило около 23 тысяч тонн, это и стало едва ли не решающим обстоятельством, спасшим дом от сноса, поскольку в Америке к середине 1930-х гг. самым большим перемещенным зданием была 8-этажная телефонная станция в Индианаполисе, весившая "всего" 11 тысяч тонн. Жильцы, зная, что их дом передвинут, волновались и просили предупредить о начале передвижки, чтобы успеть переселиться к родственникам. Но по воспоминаниям Э.М.Генделя, им сознательно указывали неверные сроки. Ночью 4 марта 1939 г. в 2 часа 03 минуты 20-тонная лебедка плавно сняла дом и покатила его на новое место. Все инженерные коммуникации были присоединены к зданию с помощью гибких временных связей. Дом действительно передвигался очень плавно, и многие жильцы узнали об этом путешествии лишь утром.





Все передвижки, конечно, представляли собой грандиозное зрелище, хотя значительная часть работ велась ночью. В 1941 г. на улице Горького под руководством Э.М.Генделя было передвинуто еще четыре 3-4-этажных здания.
Значительно позже, в 1958 г. под руководством Э.М.Генделя, с линии застройки Комсомольского проспекта были вдвинуты в глубину квартала два одинаковых здания. По рассказам очевидцев, работы велись так, что людей даже не тревожили, они сидели в помещениях и трудились. Технология передвижки состояла в следующем: в уровне цоколя здание подрубалось, омоноличивалось железобетонным кольцом, ставилось на катки и рельсы. Здание по каткам и рельсам двигали с помощью лебедки. Стоять позади здания было страшно - катки вылетали как из пушки. Здания были передвинуты более чем на 60 м.
Перемещением зданий на новое место Э.М.Гендель занимался 40 лет в разных местах и разных странах вплоть до 1975 г., когда на 22 метра с одновременным подъемом - перемещение по наклонной поверхности с уклоном 7 градусов - был передвинут "Октогон", памятник московской архитектуры на Новомантулинской улице*.
Еще более впечатляющей была передвижка в 1940 г. здания Московской глазной больницы на улице Горького весом 13,3 тысяч тонн, построенного в XVIII в. архитектором М.Ф.Казаковым. Здание было передвинуто на 93,36 м, сначала с поворотом на 97 градусов, а потом в диагональном направлении. В завершение была проведена надвижка здания на заранее возведенный 1-й этаж.




Историческая фотография и план трассы передвижки
костела XVI века на 841,1 м в г.Мост (Чехия).




Помимо этого под руководством Э.М.Генделя выполнялись не менее сложные работы по возвращению зданий в первоначальное положение. Последняя из таких работ была проведена в 1988 г. - по проекту и при участии автора, которому было 80 лет, методом вдавливания свай были выпрямлены стены 9-этажного здания на улице Мясковского в Москве.
Этот второй вид "архитектурных передвижек", отличный от первого по применяемым инженерным методикам, также довольно часто применялся инженером Э.М.Генделем в его деятельности. И здесь его предшественником был Аристотель Фьораванти, которому довелось в городе Ченто, не вынув из постройки ни одного кирпича, выправить колокольню Сан-Бласио, отклонившуюся от вертикали на 1,67 метра). Инженеру Э.М.Генделю, как и его предшественникам, приходилось разрабатывать новые методики и подходы к выполнению работ, изобретать уникальные инженерно-строительные приспособления и механизмы.

Об этом вспоминает очевидец и участник некоторых событий профессор П.А.Коновалов, Заслуженный деятель науки и техники РФ, лауреат Государственной премии СССР, зав. лабораторией НИИ Оснований и Подземных Сооружений им.Н.М.Герсеванова (НИИОСП), доктор технических наук.



"В начале 1950-х гг. самаркандские минареты были наклонены и грозили упасть. Это очень посещаемые места: Регистан - центр древней архитектуры. Но все минареты стояли на растяжках, и никто не решался поставить их вертикально. Эти минареты были наклонены сотни лет, и никто до Генделя их не выправлял.
Э.М.Гендель задался этой целью. Предварительно выполнялось усиление нижней части минарета. Затем, одновременно подрубая минарет над просевшей частью основания, очень осторожно приподнимал его домкратами и расклинивал. Потом растяжки снимали. Гендель своей работой завоевал авторитет в Самаркандском инженерно-строительном (сегодня - архитектурно-строительном) институте. Ему тогда предоставили и кафедру, и квартиру. Сейчас, когда экскурсоводы показывают туристам Регистан, они вспоминают об инженере, который поднял эти минареты. До Э.М.Генделя в СССР не проводилось аналогичных работ".




Ф.Ф.Зехниев, старший научный сотрудник, кандидат технических наук, член-корреспондент Академии архитектуры и строительства Таджикистана добавляет, что в некоторых случаях, во избежание опрокидывания, подрубалась стена над приподнятой частью. Тогда минарет не поднимался, а опускался. В собственных описаниях Э.М.Генделя приводится в том числе и комбинированный способ - одновременный подъем и опускание противоположных частей основания.
По имеющимся у нас данным, Э.М.Гендель выпрямлял юго-восточный минарет медресе Улугбека высотой 32,7 м. в 1965 г., и минарет Биби-ханым в 1972 г.
Еще одна работа, известная профессору П.А.Коновалову - укрепление Потешного дворца в Московском Кремле. "Здание, построенное еще при Алексее Михайловиче, давало осадку и крен до 1 метра. Ранее здесь размещался театр, а во время войны некоторое время жил Сталин. Здание решили восстановить. Обследования показали, что его осадка шла на протяжении столетий. Еще до Алексея Михайловича на этом месте были конюшни, и навоз сбрасывали в сторону Неглинки, которая была заключена в трубу практически в наше время. На этом грунте (и навозе) дворец и стоял, а садился оттого, что органика постепенно разлагалась.

Необходимо было вывесить дворец на сваях, которые нужно было вдавить в грунт до материка, чуть ли не ниже основания кремлевской стены (к которой выходит эта постройка). Забивать сваи было нельзя, и их вдавливали мощными домкратами. Домкраты давили на элемент составной сваи, который постепенно погружался, а верхним упором было само здание. Гендель вдавливал первое звено, наваривал на него второе, снова вдавливал и так до последнего элемента, покуда не зашевелились камни Потешного дворца - наступило равновесие.
Следующую работу предложил ему я, когда в Сумгаите наклонился новый жилой дом, готовый к сдаче. Мы установили причину, а когда встал вопрос о проведении работ - порекомендовали Э.М.Генделя. В то время уже не было специализированного предприятия по передвижке зданий. Разница уровней фундаментов была 90 см, и работы производились также методом вдавливания".




Среди сооружений, восстановивших свое положение усилиями Э.М.Генделя, числятся - железобетонный элеватор вблизи г.Грозного (1939 г.) и цех завода "Большевик" в Киеве (1945 г.), звонница в г.Голицыно Московской обл. (1954 г.) и колокольня церкви Иоанна Предтечи в г.Ярославле (1958 г.), жилое 12-этажное здание в Волгодонске (1984-1985 гг.) и 9-этажное здание на ул. Мясковского в Москве (1987-1988 гг.)
Кроме того, было выполнено множество военных заданий по извлечению из болот и водоемов затонувших танков, перемещению конструкций и сооружений, разрушенных во Второй мировой войне, а также уникальных укреплений оснований.

Мы с полным правом можем назвать Э.М.Генделя "передвижником" и "подвижником архитектуры". Каждое из проведенных под его руководством перемещений архитектурных объектов опиралось на инженерные знания и изобретения, было шагом вперед по отношению к предыдущему опыту. Это были перемещения на все большие расстояния, все большего веса; перемещения с поворотом, с подъемом; перемещения в сложных геологических условиях.
Движение зданий было и демонстрацией технической мощи страны, и одновременной капитализацией инженерных знаний. Вклад в создании этого важного капитала - большая заслуга инженера Э.М.Генделя, 100-летие со дня рождения которого отмечалось в уходящем году.

В последние десятилетия прошлого века в Москве было произведено еще несколько передвижек, в том числе и уникальных. Среди них - передвижка дома №24 по Люсиновской улице, построенного на более древней, сводчатой палате, практически вросшей в землю. К 1983 г. относится передвижка МХАТа в Камергерском переулке, когда сценическую коробку отодвинули от зрительного зала на 12 метров и в образовавшемся разрыве поставили новые стены. И совсем недавно москвичи могли увидеть переплывавшие с места на место исторические мосты. Сегодня архитектурные передвижки вошли в учебники. В Государственном образовательном Стандарте высшего профессионального образования РФ 1996 г. среди требований к уровню подготовки магистра по направлению 550106 - "Техническая эксплуатация и реконструкция зданий и сооружений" числится и передвижка зданий.

Публикация подготовлена по инициативе и при технической поддержке Е.Чугуновой


Просмотров: 20032

Источник: Константин Савкин. Передвижник архитектуры. К 100-летию со дня рождения инженера Э.М.Генделя



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X