Советская Россия и Антанта в 1918 году

Вашему вниманию предлагается отрывок из книги Павла Густерина "Советско-британские отношения между мировыми войнами", посвящённый отношениям Советской России и Антанты в 1918 г.

В ноябре 1917 г. правительства стран Антанты[1] и большинство других стран мира, открыто демонстрируя враждебность к Советскому государству, отказались признать Советское правительство. Официальные отношения с дипломатическими представителями на территории России прекратилась, однако имели место неофициальные контакты.[2] В январе 1918 г. будущий народный комиссар[3] по иностранным делам М.М. Литвинов был назначен советским полномочным представителем[4] в Великобритании. Однако, поскольку все европейские державы того времени (за исключением Германии) не признавали Советское правительство, никакого официального признания он не получил.[5]

Еще 10 декабря Великобритания и Франция заключили соглашение о районах будущих операций британских и французских войск на территории России. В зону Великобритании вошли Кавказ, Закаспийская область и казачьи области, в зону Франции — Бессарабия, Украина и Крым. Сибирь и Дальний Восток рассматривались Антантой как зоны интересов Японии и США. Антанта готовила интервенцию в южных и восточных районах страны, предусматривая не только подавление революции, но и расчленение и колонизацию России. Фактически уже тогда началась экономическая блокада страны.[6]



Советское правительство с первого дня своей деятельности добивалось выхода России из Первой мировой войны. 9 декабря 1917 г. в Брест-Литовске начались мирные переговоры с представителями Четверного союза. 10 февраля 1918 г. союзники предъявили РСФСР ультиматум, который был отвергнут советской делегацией, возглавляемой Л.Д. Троцким. Переговоры были прерваны. 18 февраля австро-германские войска перешли в наступление на северном направлении, которое позже развернулось в общее наступление во всей полосе от Балтики до Черного моря. В Закавказье еще 12 февраля началось наступление турецких войск.

Не имея военных сил для отпора Германии, РСФСР 3 марта была вынуждена подписать с Австро-Венгрией, Болгарией, Германией и Турцией Брестский мир, который содержал в себе ряд политических, экономических, финансовых и правовых условий, ставших тяжелым бременем для Советской республики.[7] «…Источником неопределенности относительно нового советского режима были его отношения с внешним миром. Ленин подстрекал к захвату власти в надежде, что этот пример спровоцирует рабочие революции в других странах Европы, особенно в Германии. Поскольку проходили месяцы, а этого не случалось, становилось ясно, что большевикам предстоит выполнять свое обещание прекратить войну не посредством переговоров с дружественной социалистической Германией, а посредством достижения какого-либо соглашения со старой империалистической Германией. При ослаблении русской армии, которому сами же большевики и способствовали, это могло означать лишь принятие абсолютно всех условий, которые германским генералам придет в голову продиктовать»[8].

Пытаясь втянуть Советскую Россию в продолжение войны с Германией, десант Антанты под предлогом защиты военных складов от германских войск 6 марта занял Мурманск. 15 марта представители Антанты заявили о непризнании Брестского мира и ускорила подготовку военной интервенции. «…Заключение сепаратного мира между Германией и Советской Россией 3 марта 1918 г. подтолкнуло Антанту к непосредственным военным акциям на российской территории»[9].

После заключения Брестского мира, когда стало ясно, что Германия не станет свергать советскую власть, союзные послы во главе с послом США, который являлся дуайеном[10], покинули Петроград и переехали в Вологду. Выбор нового местонахождения дипмиссий был неслучайным, поскольку Антанта переходила к активной борьбе против советского государства, и первый удар намечался с севера, через Мурманск и Архангельск. «С начала интервенция преследовала в основном антигерманские цели. Чтобы помешать массовому наступлению немцев, надо было любой ценой сохранить Восточный (Российский. — П.Г.) фронт… В конце лета 1918 г. характер интервенции изменился. Войска получили указание поддержать антибольшевистские движения»[11].



С октября 1918 г. международное положение стало быстро меняться. Ведущие государства Четверного союза охватил революционный кризис: в Австро-Венгрии и Германии произошли революции. В обеих странах пали монархии, кроме того, Австро-Венгрия распалась на несколько национальных государств. 11 ноября, несколько позже, чем остальные участники Четверного союза, капитулировала Германия, что означало окончание Первой мировой войны.

Интервенция не могла сыграть решающую роль для достижения победы над большевиками, поэтому, победив Германию, Антанта приняла решение разгромить Советскую Россию главным образом силами ее собственных армий.[12] «Появляющиеся белые армии действительно пользовались некоторой иностранной поддержкой — им помогали прежние союзники России, в особенности, Британия и Франция. Однако не следует преувеличивать эффективность этой поддержки. <…> Возможно, наиболее весомым вкладом союзников было снабжение белых оружием, амуницией и боевой техникой… С другой стороны, они никогда не вводили в дело количество людей, достаточное для того, чтобы сыграть решающую роль в исходе войны; но помогая в той мере, в какой они помогали, союзники делали белых уязвимыми для обвинений в отсутствии патриотизма, в том, что они поощряют вмешательство иностранцев во внутренние дела России. Они также дали коммунистам безупречные основания для уверенности, что, как Ленин и предупреждал их, империалисты готовы сокрушить молодое Советское государство. Интервенция союзников заложила фундамент для многих мифов»[13].

Официальные представители Великобритании, США и Франции, злоупотребляя дипломатическим иммунитетом, вступали в сговор с контрреволюционерами, оказывая им помощь в борьбе с советской властью. В связи с этим 25 апреля 1918 г. Советское правительство вынуждено было направить ноту правительствам Великобритании, США и Франции с требованием «немедленно отозвать их консулов из Владивостока», поскольку они стремились объединить силы контрреволюции и подготовить интервенцию для отторжения от Советской России Сибири и Дальнего Востока. Такую же деятельность дипломаты империалистических держав развернули на Украине, Кавказе, в Средней Азии и других регионах страны, подстрекая буржуазных националистов.

С марта 1918 г. фактически, а с 30 мая 1918 г. официально наркомом по иностранным делам являлся Г.В. Чичерин[14], сменивший Л.Д. Троцкого. В разгар Гражданской войны и иностранной интервенции Чичериным предпринимались шаги по организации советских загранучреждений. Так, к 30 июня 1918 г. были разработаны вопросы организации и функций НКИД и зарубежных представительств Советского государства.

В европейских странах советские дипломатические представители подвергались задержаниям и арестам. Вследствие этого и Советское правительство вынуждено было временно задерживать отъезд союзных дипломатических и консульских представителей. К концу 1918 г. из числа советских диппредставителей за рубежом продолжал выполнять свои функции только полпред в Берлине.[15]

23 декабря 1918 г. член Коллегии НКИД Литвинов, бывший в то время в Стокгольме с полномочиями от Советского правительства вступить в предварительные мирные переговоры с представителями Антанты, направил ноту посланникам Великобритании, Италии, США, Франции и Японии в Швеции. В этой ноте содержалось официальное предложение установить мир с Советской Россией. Однако ответов не последовало.[16]

(Отрывок из книги «Советско-британские отношения между мировыми войнами». Саарбрюккен, 2014).





[1] Антанта (фр. Entente), «Сердечное согласие» (фр. Entente cordiale) — блок Великобритании, России и Франции, объединивший в годы Первой мировой войны против Четверного союза более 20 государств.
[2] История дипломатии. Т. III, с. 51–53.
[3] Народный комиссар, нарком — название должности министра в РСФСР и СССР до 1941 г.
[4] Полномочный представитель, полпред — название должности посла в РСФСР и СССР до 1941 г.
[5] Очерки истории министерства иностранных дел России. Т. II. М., 2002, с. 43–44.
[6] Алпатов В., Гросул В., Донченко А., Дробан А., Костриков С., Янчук И. Черная книга капитализма. М., 2007.
[7] История дипломатии. Т. III, 74–106. См.: Документы внешней политики СССР (далее —ДВП СССР). Т. I; Magnes J.Z. Russia and Germany at Brest-Litovsk. A documentary history of the peace negotiations. N.Y., 1919.
[8] Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917–1991 гг. М., 1994, с. 62. См.: Fischer L. Op. cit. Vol. 1, p. 15–78; Ulam Ad.-B. Expansion and Coexistence: Soviet Foreign Policy, 1917–1973. N.Y., 1974, p. 51–75; Kennan G.-F. Russia and the West under Lenin and Stalin. Boston, 1961, p. 33–46.
[9] Системная история международных отношений. Т. 1. М., 2007, с. 82–83.
[10] Дуайен — глава дипломатического корпуса в стране пребывания. Выполняет протокольные функции.
[11] Верт Н. История Советского государства. М., 2006, с. 142.
[12] Карр Э.-Х. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917–1929. М., 1990, с. 19–21.
[13] Хоскинг Дж. Op. cit., с. 66–67. См.: Fischer L. Op. cit. Vol. 1, p. 188–237; Ulam Ad.-B. Op. cit., p. 51–75; Taylor A.-J.-P. English History, 1914–1945. Oxf., 1985, p. 185.
[14] См.: Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах: Справочник. М., 1992, с. 227–232; Очерки истории министерства иностранных дел России. Т. II. М., 2002, гл. II; Chossudovsky E. Chicherin and the Evolution of the Soviet Foreign Policy and Diplomacy. Geneva, 1973.
[15] История дипломатии. Т. III, с. 120–133. См.: Волков Ф.Д. Крах английской политики интервенции и дипломатической изоляции советского государства. М., 1954.
[16] Очерки истории министерства иностранных дел России. Т. II, с. 46.


Просмотров: 3880

Источник: Павел Густерин. Советско-британские отношения между мировыми войнами. Саарбрюккен, 2014



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 1
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
владимир 2018-07-07 21:53:43
и на каких идиотов расчитана эта квасная анти-историческая бредятина - с реальной историей не имеющая никакой связи ... Именно крупнейшие еврейские банкирские дома из британской палаты самозванных торгашей-лордов продумано создавали сперва РИ - а потом Сталинский Гулаг - как главное континентальное - а потом и мировое военно-полицейское пугало - для контроля за сильными странами европы и азии .... чтобы те не лезли в экономические дела мировой банкирской олигархии
X