Грузинская песнь России. Передача 4-я.

Какова роль грузин, Ираклия Церетели и Николая Чхеидзе, в Октябрьской революции 1917 года? Как образовалась Грузинская республика, главой которой стал меньшевик Ной Жордания? Каким образом можно охарактеризовать ее политические и экономические перспективы? Почему именно Сталин и Орджоникидзе стали инициаторами включения Грузии в состав молодого советского государства?

Видео располагается на стороннем видеохостинге, оно может быть удалено без нашего ведома.
Если видео отсутствует, напишите об этом в комментариях.


Краткая биографическая справка



Ираклий Георгиевич Церетели (20 ноября 1881, Кутаиси — 21 мая 1959, Нью-Йорк) — политический деятель России и Грузии.

Выходец из известной грузинской княжеской фамилии Церетели. Его отец — Г. Е. Церетели — был выдающимся грузинским писателем и общественным деятелем.

В 1900 году Ираклий Церетели поступил на юридический факультет Московского университета, где стал одним из лидеров студенческого движения, за что был сослан в Сибирь (1901—03).

После ссылки он стал социал-демократом и членом Тифлисского комитета РСДРП. После II съезда партии (1903) — меньшевик, главный редактор журнала «Квали» («Борозда»). В 1904 году, спасаясь от ареста, уехал в Берлин, где поступил в университет.

После начала революции 1905 года, несмотря на туберкулёз, вернулся в Россию.

В 1907 году был избран членом Второй Думы, где был председателем социал-демократической фракции и членом аграрной комиссии Думы. В июне 1907 года после разгона Думы был осуждён на 5 лет каторги, замененной по состоянию здоровья 6 годами тюрьмы с последующим поселением в Сибири.

После Февральской революции участвовал в создании Советов рабочих депутатов и Военной организации Иркутска. 5 марта Ираклий Церетели из Иркутска сообщал, что в городе был создан комитет общественных организаций, гарнизон перешел на сторону революции.

19 марта/1 апреля вернулся в Петроград, вошёл в состав исполкома Петроградского Совета. К этому времени определился как «революционный оборонец». Вместе с Ф. И. Даном и Н. С. Чхеидзе был в то время одним из наиболее видных меньшевиков. На Всероссийском совещании Советов (29 марта/11 апреля — 3/16 апреля) выступал с докладом об отношении к войне. В принятой по его предложению резолюции российские демократы призывались мобилизовать все силы страны для укрепления фронта и тыла. Церетели считал необходимым условием прекращения войны усилия социалистов во всех воюющих странах, выступал за объединение всех социал-демократов на общей платформе, был противником «апрельских тезисов» В. И. Ленина.

В мае 1917 года при формированиии второго состава Временного правительства (первого коалиционного правительства с участием социалистов) вошёл в состав правительства как министр почт и телеграфов. 4/17 июня на I съезде Советов произошла знаменитая стычка Церетели и Ленина, когда на заявление Церетели: «…в России нет политической партии, которая говорила бы: дайте в наши руки власть…», Ленин ответил: «Есть такая партия!». После принятия Петроградским Советом большевистской резолюции «О власти» в знак протеста вместе со всем эсеро-меньшевистским Президиумом Петроградского Совета 6 сентября Церетели сложил свои полномочия. 14/27 сентября на Демократическом совещании заявил, что одна социал-демократия не в силах решить стоящие задачи и необходима коалиция с кадетами, утверждал, что за Л. Г. Корниловым пошли только авантюристические элементы буржуазии, настаивал на подотчётности Временного правительства создаваемому Предпарламенту.

К Октябрьской революции Ираклий Церетели отнёсся отрицательно. 5/18 января 1918 года на заседании Учредительного Собрания сказал:

"Революция в России одна, — она началась в февральские дни, она пережила тяжёлые испытания, но самые тяжёлые испытания она переживает в настоящий момент. На её плечи взваливается ноша, которая может раздавить её на долгую жизнь… совершается… разделение России на два непримиримых лагеря… линия гражданской войны прошла через сердце демократии."

После роспуска Учредительного Собрания уехал в Грузию, где стал одним из лидеров независимой республики. В 1919 году был представителем Грузии на Парижской (Версальской) конференции.

После ввода Красной Армии в Грузию в 1921 году — в эмиграции, сначала во Франции, а с 1940 году — в США. Был представителем грузинских социал-демократов в изгнании, членом исполкома II Интернационала.


Просмотров: 5612



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X