Опыт передовых финорганов Белоруссии (Финансовая газета, 1938 г.)
--
Финорганы Белорусской ССР недодали бюджету в первой половине 1938 г. более 13 миллионов рублей налога с оборота. По предприятиям Главмяса за 6 месяцев поступило 99.1 процента платежей, Заготзерна — 94,9, Главсахара — 94.1, Нефтесбыта 91.9, Главрыбы — 76,8 процента. План товарооборота за тот же период выполнен только на 97,5 процента.
Задание III квартала реализуется также неудовлетворительно: к 20 сентября собрано лишь 86.4 процента квартальных платежей. Главмясо, Главсахар, Главрастжнрмасло, Главмаслопром, Главрыба резко улучшили работу и перевыполняют установленные планы реализации. А вот Главмаргарин, Главкожобувьпром, Главтрикотаж, Заготзерно и другие недопустимо отстают.
И все же основная причина невыполнения финансовыми органами БССР плана налоговых платежей обобществленного хозяйства — в нас самих, в качестве работы инспекторов, ревизоров и бухгалтеров. Инспектора еще недостаточно занимаются вопросами товарооборота, слабо воздействуют на те предприятия и организации, которые нарушают свои обязательства перед бюджетом. Качество проверки налоговых отчетов оставляет желать многого, плохо привлекаются к делу финансовые активисты. Совершенно недостаточное внимание уделяют инспектора взысканию подоходного налога, отчислений от прибылей, налога с кино, с нетоварных операций и т. д.
За последнее время в финорганах Белоруссии выросло немало инспекторов государственных доходов, которые настойчиво борются за выполнение плана товарооборота, осуществляют постоянный контроль над производством, добиваются увеличения реализации товаров.
Чтобы осуществлять систематическое наблюдение за розничной торговлей хлебом и хлебо-булочными изделиями, гомельский горфинотдел прикрепил каждого инспектора к определенным магазинам. В результате этого мероприятия инспектор тов. Гардеенко добился, что в закрепленных за ним магазинах всегда имеется полный ассортимент хлебо-булочных изделий. Он регулярно проверял наличие хлеба, следил за тем, чтобы заявки подавались своевременно и аккуратно выполнялись Хлебокомбинатом.
Но инициативе старшего инспектора тов. Малашко к экспедиции Хлебокомбината был прикреплен на десять дней инспектор тов. Цеханович. Он установил, что работу экспедиции руководство комбината не контролирует; там царят беспорядок и сутолока при выдаче продукции. Возчикам сельпо приходилось простаивать в ожидании хлебо-булочных изделий по шесть и больше часов. Все это не могло не отражаться на нормальном снабжении. Тов. Цеханович добился того, что директор Хлебокомбината начал сам следить за деятельностью экспедиции. Неполадки были ликвидированы.
Но этого оказалось недостаточно. Выяснилось, что возчики доставляют продукцию не по определённому графику, а бессистемно, как и когда им заблагорассудится. Некоторые магазины получали хлеб очень поздно. По предложению ревизора госдоходов Паркомфина БССР тов. Савича пищеторг ввел специальные путевые листы. Возчик отмечает в Хлебокомбинате время получения продукции, и в магазинах — час доставки ее.
Инспектор тов. Цеханович добился еще одного существенного изменения. Раньше продавцы (разносчики) хлебо-булочных изделий получали товар раз в сутки (в 3—4 часа ночи) Это приводило к тому, что торговали черствыми булочками. Кроме того случалось, что продавец вынужден был хранить товар на дому, в неподходящих санитарных условиях. Сейчас комбинат выдает продукцию разносчикам несколько раз в сутки, и указанные выше недочеты тем самим устранены.
Результаты десятидневной работы инспектора госдоходов на Хлебокомбинате обсуждались на заседании президиума горсовета. Городской совет вынес специальное постановление о ликвидации всех обнаруженных недостатков. Одновременно для того, чтобы создать необходимый запас муки, комбинату предоставили складское помещение треста столовых и ресторанов. На атом же заседании президиума было решено возобновить производственную деятельность еще одной пекарни, что значительно увеличило выпуск хлебо-булочных изделий.
Так действенный контроль инспекторов государственных доходов над товарооборотом не только увеличивает поступления в бюджет, но и помогает наладить бесперебойную торговлю важнейшими товарами.
О том, что выполнение плана госдоходов целиком зависит от качества работы инспекторов, говорят и такие факты.
Некоторые крупные организации Минска (Белорусский бродтрест, Мясокомбинат, Рыбсбьгг) систематически оставались должниками бюджета. Белорусский бродтрест, например, за 8 месяцев нынешнего года двадцать раз (рассчитывается он подекадно) нарушал сроки платежей, .Рыбсбыт — 17 и т. д. Минский горфинотдел обратил на это внимание руководителей организаций-недоимщиков. Их вызвали к заведующему горфинотделом, с ними поговорили, выяснили причины неплатежей и предупредили. Однако это не помогло. Тогда по инициативе старшего инспектора госдоходов тов. Трановича руководители и главные бухгалтера этих хозоргаиов были вызваны на заседание президиума горсовета. Городской совет резко поставил вопрос о нарушителях государственной налоговой дисциплины и дал политическую оценку их поступкам. Он специальным решением обязал нерадивых руководителей во время рассчитываться с бюджетом по всем платежам. Результаты сказалась очень быстро: уже по сроку 13 сентября Белорусский бродтрест, Рыбсбыт и Мясокомбинат внесли все причитающиеся средства. То же случилось 22 сентября. К платежу 29 сентября эти хозорганы начали готовиться за несколько дней.
Другой пример. Минские базы Хлопкосбыта, Консервсбыта, Ростекстильторга и некоторые другие с опозданием выписывали счета на отгруженные товары. Задерживалось поэтому и поступление средств в бюджет. На базе Хлопкосбьгта счета оформлялись даже через 10 дней после отправки продукции. Чтобы выяснить причины, задерживающие нормальный документооборот, были посланы на базы общественные инспектора во главе с одним из лучших финансовых активистов минского горфинотдела т. Зариным. Проверка установила, что виновник задержки — Союзтранс, который несвоевременно доставлял хозоргаиам дубликаты железнодорожных накладных. Всем этим делом в Союзтрансе занимался один курьер. По предложению тов. Зарина принят на работу еще один человек для разноски железнодорожных документов, а с хозорганами, расположенными недалеко от Союзтранса, договорились, что они сами будут забирать дубликаты накладных. Документообооот резко ускорялся, бюджет стал своевременно получать налоговые суммы.
Между финорганамн БССР широко развернулось социалистическое соревнование. Все недавно организованные области заключили договоры (Минская и Витебская — с Могилевской, Гомельской и Полесской). Соревнуются между собою города и районы, инспектора, ревизоры, бухгалтера. Однако взаимопроверка выполнения взятых обязательств проведена лишь незначительной частью финорганов. Пока большинство финансовых отделов ограничивается обменом информациями о ходе соревнования. Надо признаться, что ни профорганизации, ни руководители финорганов не возглавили такого важного дела.
В настоящее время в БССР идет подготовка к подведению итогов соревнования Финорганов по госдоходам за три квартала 1938 г. В первых числах октября эта работа должна быть закончена. 14 октября мы созовем республиканское совещание, на котором подведем итоги за 9 месяцев. Лучшие инспектора будут премированы, а лучшей области будет вручено переходящее красное знамя Наркомфина СССР и ЦИ союза ФБР.
***
В этой статье мы умышленно не привели ни одного факта, ни одного примера плохой работы финорганов Белоруссии по госдоходам. Таких фактов и примеров еще слишком много. Но мы преследовали другую цель. Останавливаясь на положительных моментах в деятельности финансовых органов и отдельных работников, нам хотелось показать, что любой финорган, каждый инспектор госдоходов может добиться успешных результатов, может систематически выполнять планы государственных доходов, если будет осуществлять повседневный действенный контроль над производством и обращением товаров.
В. САМОЙЛОВ, заместитель начальника управления госдоходов Наркомфина БССР
Просмотров: 8354
Источник:
statehistory.ru в ЖЖ: