Час истины. Скандинавы и Древняя Русь

Участники передачи:

Мельникова Елена Александровна, доктор исторических наук. заведующая центром "Восточная Европа в древности и средневековье" Института всеобщей истории РАН;
Каинов Сергей Юрьевич, хранитель отдела оружия Государственного исторического музея


Видео располагается на стороннем видеохостинге, оно может быть удалено без нашего ведома.
Если видео отсутствует, напишите об этом в комментариях.


Историческая справка


Вопрос о роли скандинавов-норманнов в становлении и развитии древнерусского государства дебатируется в отечественной исторической науке уже в течение двух с половиной столетий, хотя для мировой науки эта роль всегда оставалась бесспорной. В ходе дискуссий сформировалось две позиции, два лагеря, так называемых норманистов – сторонников скандинавского происхождения Рюрика, и антинорманистов, выводивших Рюрика откуда угодно, но только не из Скандинавии. Особняком стоит позиция советских историков, которые с конца 1940-х годов вообще при­шли к отрицанию Рюрика как такового и понятия «династия Рюрикови­чей», «держава Рюриковичей», на которых стояла вся российская исто­риография, вообще перестали употреблять.

Ломоносов по заданию руководства Академии наук выступил против диссертации Миллера «О происхождении народа и имени россий­ского» (1749 г.). Россия дважды при жизни одного поколения вступала в открытое противоборство со шведами и дважды выходила из войны побе­дительницей (в 1700–1721 гг. и 1741–1743 гг.). Значение великой евро­пейской державы, потерянное Швецией, переходило к новой империи, созданной Петром I. Швеция жаждала реванша, и это нашло отражение в трудах шведских историков, поставивших идею Рюрика в обоснование концепции о вечной зависимости Руси от Швеции. Пытаясь опровергнуть эту идею, Ломоносов вывел Рюрика, против существования которого от­нюдь не возражал, из южнобалтийского славянского племени роксолан.

Смотрите все серии Древние славяне и становление Древней Руси в передачах "Час истины" и "Гордон"


Просмотров: 10186



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 2
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
Римма Тленшиева 2015-04-02 02:16:45
alterno.vadiki.com Этимология

КИЙ, КИЕВ. Летописное предание рассказывает об основании Киева братьями, которых звали Кий, Щек, Хорив, и их сестрой по имени Лыбедь. Киевская Русь возникла в IX веке в результате слияния восточно-славянских княжеств – Новгородского и Киевского. Не имеют ли имена основателей Киева латинские корни?
Лат. queo и (ii) itum (квео и квий, квитум) мочь [16, с. 477].
1. Квео – Квий – Квийив – Кийив – Киев – Могучий (от мочь, мощь).
2. Квео – Квий – Кий – Кийив – Киев – Могучий.
По-украински Киев пишется Київ – город Могучий, никому не дающий спуска и способный расквитаться с врагами.
От лат. quitum происходит рус. квит, рас(по)квитаться. В словаре Даля значения слова квит – мстить за обиду, уплачивать долг или сводить счеты, оканчивать их разделкой. Другими словами, квитаться означает подавление силой, мощью или взаимную уплату долгов без претензий друг к другу. Отсюда квиток, квитанция – документ (расписка), удостоверяющий, что долгов и взаимных претензий между двумя сторонами нет.
Вятичи – жители или переселенцы из города Квийива (Киева) – квятичи. В польском языке сохранилась фамилия Квятковские.
Римма Тленшиева 2015-04-02 02:14:06
alterno.vadiki.com Этимология. Незнакомый "латино-русский": к вопросу языкового взаимодействия

ХОРИВ. Лат. horrifer (horror–fero) (лат. fero носить) бросающий в дрожь, холодный, страшный [16, с. 224].
Лат. horror (horreo) дрожь, содрогание, ужас, страх; изумление и благоговение [там же].
Хоррифер – хорриф – Хорив: вызывающий ужас, изумление и благоговение своей мощью.

ЛЫБЕДЬ. Лат. Liber 2) свободный, вольный, независимый, неограниченный; благородный, прямодушный [16, с. 301].
Либер – лыбер – Лыбедь (замена р на -дь произошла под влиянием наледь, изгородь и др.).

ЩЕК. В.И. Даль [7, т. 4, с. 653] сообщает об этом слове нечто неожиданное для современного человека.
Щекáтить арх. влгд. нагло браниться, ссориться, вздорить, настаивая на своем; щекáтый бойкий на словах; сварливый, вздорный, бранчливый.
То есть Щек – красноречивый, бойкий дипломат, способный отстоять интересы государства (читай князя) не мытьем, так катаньем.
Таким образом, Кий (могущество), Щек (дипломатия), Хорив (устрашение) и Лыбедь (свобода) – не имена конкретных людей, а политические лозунги (принципы), которых придерживалась матерь (лат. mater) городов русских.
Кий – мощь, щек – напористая дипломатия, хорив – устрашение, лыбедь (liber) – свобода и независимость для своей страны, что достигалось в результате означенной политики.
X