Историография
В научной литературе существуют большие расхождения в определении численности населения по переписи 1678 г.
A. П. Щапов предполагал, что в конце XVII в. в России было 10 млн. чел.28 Аргументов и ссылок на источники он не привел.
B. О. Ключевский нашел в источниках различные общие итоги тяглых дворов и отдал предпочтение самому крупному (округленно 888 тыс. дворов), считая его самым надежным. «Другие могли составиться по неполным данным, — писал он. — Были побуждения убавлять число тяглых дворов, но не для чего было его преувеличивать»29. Однако историк не учел, что такой итог мог явиться суммой итогов разновременных переписей. Он не указал своего источника, но в одном из дел Сената за 1720 г. находится следующее исчисление: «По переписным книгам 186 году дворов: крестьянских и бобыльских 722 397, ясашных и татарских 47 554. Разночинцов по переписи 710 году, на которых сбор каналной положен, 118 212. Итого дворов 888 163»30.
Готовя к переизданию свой «Курс», Ключевский пометил, что распределение дворов следует «перестроить по итогу 833 тысячи. Млк, 268»31. Сокращение «Млк, 268» означает ссылку на работу П. Н. Милюкова, опубликованную в 1892 г. На с. 268 говорится, что дефицит 1710 г. был разложен по полтине с двора на 833 603 дв. (и указан источник). Однако от внимания Ключевского ускользнуло примечание на с. 278. Говоря перед этим о том, что правительство Петра I «старалось комбинировать выгодные для себя цифры обеих переписей» (т. е. переписей 1678 и 1710 гг.) и в 1713 г. потребовало рекрут с фиктивного итога 826 800 дв., Милюков заметил: «Вероятно, также фиктивна цифра 833 603 двора, на которые разложен дефицит 1710 г.»32

На основании указов 1686 и 1687 гг. Ключевский дал следующий состав податного населения (в тыс. дв.)33: посадских и черных крестьянских — 92, крестьян церковных, архиерейских и монастырских — 118, крестьян дворцовых — 83, крестьян боярских — 88, крестьян дворянских — 507, итого — 888 тыс. дв.
Расчет Ключевского, в общем, верно вскрыл соотношение отдельных групп населения и явился значительным шагом вперед в изучении этой проблемы. В то же время конкретные итоги количества дворов у отдельных групп населения, определенные Ключевским, неточны. Во-первых, исследователя не может удовлетворить объединение посадских людей и поморских крестьян в одну группу. Во-вторых, если неверен общий итог (от которого Ключевский отказался), следовательно, неверен и итог дворов у дворянства, потому что он получен вычитанием итогов других групп населения из общего итога. В-третьих, в указах 1686 и 1687 гг. речь идет только о тяглых дворах, а ведь было еще и нетяглое население. В-четвертых, при ознакомлении с другими источниками мы находим в них иные итоги, что требует объяснения, и т. д. Да и группы населения, выявленные Ключевским, нуждаются в более дробной дифференциации.
Гораздо ближе к действительности общее количество дворов, исчисленное Милюковым на основании анализа переписных книг 1710 г., в которых дано сравнение с переписью 1678 г. Милюков получил 791 018 дв. В некоторых законодательных актах он нашел почти тождественные итоги (792 788, 795 063, 787 351 и 791 426 дв.)34.
М. В. Клочков, изучив те же источники, установил общий итог в 789 311 дв. Однако «высшей известной цифрой» он почему-то счел количество дворов, принятое при разделении страны на доли, т. е. 812 131 дв., несмотря на выясненное Милюковым происхождение этого итога от соединения переписей 1678 и 1710 гг.35

Таким образом, Ключевский, Милюков и Клочков ввели в научный оборот итоги дворов по переписи 1678 г. как общие, так и отдельных категорий населения и отдельных районов- уездов (не всех) и групп уездов, позднее составивших губернии. Средняя населенность одного двора была определена Милюковым по переписи 1710 г. в 3,78 души м. п. и в 6,98 души об. п.
Приняв одинаковое соотношение податных и неподатных дворов в 1710 и 167.8 гг., Милюков предположительно исчислил количество неподатных дворов в 1G78 г. в 150 722 дв., а общую численность населения — в 6,5 млн. чел. об. п.36 Эти подсчеты приняли П. П. Смирнов и Н. А. Рожков, не заметив, что позднее Милюков определил численность населения в 16 млн. чел.37
С новым предположением выступил в 1941 г. советский демограф Б. Ц. Урланис. Его аргументация заключалась в следующем. Он принял итог переписи 1678 г. в 800 тыс. дв., количество неподатных дворов — в 150 тыс., число женщин во дворе — равным числу мужчин и среднюю населенность одного двора — в 7,56 души об. п. После этого он определил общую численность населения в 7182 тыс. чел., но признал ее очень неполной. Опираясь на данные Милюкова о результатах I ревизии, Урланис нашел, что «первоначально собранные данные нужно было увеличить на 60%, чтобы получить более или менее полные цифры». Внеся соответствующую поправку в итог переписи 1678 г., он исчислил население России в 11,5 млн. чел. об. п.38

В послевоенный период вопрос о численности населения во второй половине XVII в. был затронут в «Очерках истории СССР. XVII век», в статье Н. М. Шепуковой, в работе автора этих строк и в коллективном труде «История СССР с древнейших времен до наших дней»39.
В первой из этих работ отмечено, что имеющиеся в литературе данные нуждаются в проверке, и приведено число дворов, указанное Ключевским (888 тыс.), с оговоркой, что Ключевский намеревался изменить его на 833 тыс.
Н. М. Шепукова, приняв число дворов в 833 тыс., попыталась уточнить распределение дворов между отдельными группами населения. Она использовала два сводных источника, ускользнувших от внимания исследователей. Первый из них содержит поуездные итоги численности крепостного населения (условно назовем его Ведомость)40. Второй источник является составленной в 1722 г. Справкой о количестве дворов по переписи 1678 г.
в поморских уездах и в Сибири и сумме окладных сборов с них41. Численность и распределение крепостных крестьян и численность посадских людей Шепукова дала по Ведомости; количество дворов черносошных крестьян (кроме Сибири) было подсчитано ею по Справке 1722 г., а дворцовых — заимствовано у Ключевского (соответственно 68 190 и 83 тыс. дв.). Затем она определила (по итогам Ведомости) среднюю населенность дворов у крестьян духовенства в 3,43 чел. на двор и приравняла ее к средней населенности дворов черносошных крестьян и ясашных людей. Общая численность податного населения России, как получается по данным Н. М. Шепуковой, составляла около 6—7 млн. чел. об. п. Отметим, что в Ведомости отсутствуют итоги численности населения посадов и уездов Запада (Смоленска, Дорогобужа, Белого, Рославля) и Среднего Поволжья, а также дворцовых владений, и что сопоставление Справки 1722 г. с другими источниками выявило в ряде случаев расхождение итогов.
В обобщающем труде «История СССР с древнейших времен до наших дней» общий итог числа дворов принят 812 тыс., распределение же их дано по Ключевскому42.
Для полноты обзора коснемся подсчетов иностранцев. Современники определяли численность населения России в конце XVII в. в 3 млн. чел.; по переписи 1710 г. — в 6,5 млн. чел. и число дворов в 753,5 тыс.43 Во второй половине XIX в. население России на 1689 г. определялось в 15—16 млн. чел.44
Таким образом, общая численность населения России в конце XVII в. определяется в литературе между 6,5 млн. и 16 млн. чел. (численность в 3 млн. чел. явно занижена). Разница в оценках численности населения, по нашему мнению, объясняется недостаточной изученностью источников и неполнотой их привлечения, иногда — различной территорией, на которой учитывалось население страны. Корень ошибок лежит в методике изучения проблемы и относительно узком круге использованных источников.



28Щапов А. П. Сочинения, т. 2. СПб., 1906, с. 233.
29Ключевский В. О. Сочинения, т. III. М., 1957, с. 231—232.
30ЦГАДА, ф. 248 (Сенат), кн. 659, л. 287. Секретарь английского посольства в Москве сообщал в Лондон 1 ноября 1711 г., что «по справкам, в царских владениях (за исключением земель казацких и татарских) насчитывается около 884 тысяч крестьянских дворов, обязанных службой на суше. Большинство дворов, во избежание лишних налогов, слагается из двух, трех, четырех семей, так что в каждом дворе число душ распределено неравномерно, в среднем же на двор приходится душ пять» (Сборник РИО, т. 61, СПб., 1888, с. 79). Ср. данные английского посла в России Ч. Витворта и их разбор П. Н. Милюковым (Милюков П. Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. СПб., 1892, с. 274).
31Ключевский В. О. Курс русской истории, ч. 3. М.— Пг., 1925, с. 470—471.
32Милюков П. Н. Государственное хозяйство..., с. 278.
(98 732) и 6) бояр, окольничих, думных и «ближних» людей (87 706). Сложив дворы двух первых групп, затем объединив третью, четвертую и пятую группы и отнеся число дворов шестой группы к одним боярам, В. О. Ключевский получил первый, второй и четвертый итоги. Количество дворов в дворцовых владениях было высчитано им по данным, сообщенным в указе 1687 г., в котором говорилось, что при налоге в 10 денег с одного двора с дворцовых крестьян должно поступить за год 4150 руб. Отсюда число дворов было определено Ключевским в 83 тыс. Вычтя полученные итоги из общего, он установил количество дворов, находившихся во владении дворянства.
33В указе 1686 г. приведено число дворов: 1) посадских, крестьян, бобылей и половников в поморских уездах (71 252), 2) посадских прочих уездов, кроме тех городов, которые были в Ведении Разрядного приказа (20 578), 3) патриарха (6333), 4) архиереев (12 430), 5) монастырей и церквей (98 732) и 6) бояр, окольничих, думных и «ближних» людей (87 706). Сложив дворы двух первых групп, затем объединив третью, четвертую и пятую группы и отнеся число дворов шестой группы к одним боярам, В. О. Ключевский получил первый, второй и четвертый итоги. Количество дворов в дворцовых владениях было высчитано им по данным, сообщенным в указе 1687 г., в котором говорилось, что при налоге в 10 денег с одного двора с дворцовых крестьян должно поступить за год 4150 руб. Отсюда число дворов было определено Ключевским в 83 тыс. Вычтя полученные итоги из общего, он установил количество дворов, находившихся во владении дворянства.
34Милюков П. Н. Государственное хозяйство..., с. 244—268.
35Клочков М. В. Население России при Петре Великом по переписям того времени, т. I. СПб., 1911, с. 78; Милюков П. Н. Государственное хозяйство..., с. 268.
36Милюков П. Н. Государственное хозяйство.., с. 271, 274.
37Смирнов П. П. Движение населения Московского государства.— В кн.: Русская история в очерках и статьях, т. II. (Б. м.), 1916, с. 68; Рожков Н. А. Русская история в сравнительно-историческом освещении, т. V. Пг.— М., 1922, с. 3; Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры, ч. I, с. 26.
38Урланис Б. Ц. Рост населения в Европе. М., 1941, с. 181—194.
39Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII век. М., 1955, с. 200; Шепукова Н. М. К вопросу об итогах подворной переписи 1678—1679 гг. в Российском государстве.— «История СССР», 1960, № 3, с. 145—147; Водарский Я. Е. Численность населения и количество поместно-вотчинных земель в XVII в. по писцовым и переписным книгам.— «Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1964 год». Кишинев, 1966, с. 217—230; История СССР с древнейших времен до наших дней, т. III. М., 1967, с. 16—17.
40Н. М. Шепукова пользовалась копией (вполне идентичной подлиннику) этого источника (ЦГАДА, ф. 1209, кн. 5268, лл. 1—9). Подробно о нем см. также в гл. I настоящей книги.
41ЦГАДА, ф. 248, кн. 814, л. 1164 и об. (далее — Справка 1722 г.).
42История СССР с древнейших времен до наших дней, т. III, с. 16—17.
43Урланис Б. Ц. Указ. соч., с. 180; Милюков П. Н. Государственное хозяйство..., с. 245—265, 274.
44Урланис Б. Ц. Указ. соч., с. 192.

<< Назад   Вперёд>>  

Просмотров: 5607

X