Европейский Север России в Революции и Гражданской войне
У властей России отсутствовала стратегия развития этого уникального и богатого природными ресурсами края. Многие назревшие проблемы не решались, хотя модернизационные процессы (урбанизация, индустриализация) медленно, но размывали патриархальные традиции жизни. Первая российская революция характеризовалась забастовками, демонстрациями, выступлениями солидарности в городах. Центром крестьянских протестов стал самый южный - Шенкурский уезд Архангельской губернии, где менее чем за год состоялись четыре крестьянских съезда. Среди главных требований были бесплатная передача крестьянам удельных, кабинетских и церковных земель. В 1906 г. для подавления крестьянских выступлений сюда была направлена карательная экспедиция и произведены массовые аресты.
Провал столыпинской аграрной реформы на Севере привел к росту противоречий в деревне, вызреванию идеи «черного передела» и радикального разрешения аграрного вопроса.
Неразвитость социально-классовой структуры и классовых противоречий вели к тому, что уровень конфликтности классового характера был относительно низок. Но северяне не были удовлетворены ситуацией, ввиду отсталости региона и нерешенности многих проблем. Комплекс противоречий вызревал на региональном, локальном, семейном уровнях. Неудовлетворенность жизнью широких слоев северного социума, наличие комплекса противоречий свидетельствовало, что общественно-политическая стабильность на Севере была непрочной, но для взрыва был нужен внешний толчок.
Первая мировая война стала для Севера не только временем испытаний, но и модернизации, ибо через его порты шел главный поток грузов из стран Антанты для снабжения армии. Происходило быстрое развитие северных портов, водных и железнодорожных коммуникаций. Военные моряки и солдаты, часть рабочего класса, особенно из пополнений военного времени, в первую очередь из Прибалтики, будут играть активную роль в революционных событиях на Севере в 1917 г. Потребность охраны морской арктической трассы от действий противника (прежде всего подводных лодок) привела к формированию и действиям в северных русских водах Арктической эскадры Антанты, что будет иметь большое значение в событиях грядущей интервенции.
Известия о Февральской революции в Петрограде вызвали подъем энтузиазма и приветствовались самыми разными слоями населения. Первый, хотя и короткий период революции, стал временем надежд, высокой общественной активности, создания различных общественных организаций, ячеек политических партий. Наибольшим влиянием на Севере обладали эсеры. Они и меньшевики доминировали в Советах. В июне решением Временного правительства в Архангельской губернии было учреждено земство. Активизировалось национальное движение, прежде всего в Карелии.
Если весной главной авансценой событий были северные города, то в дальнейшем в них втягивалось и крестьянство с требованиями земельного передела и ликвидации элементов столыпинского земельного переустройства. 43 тыс. военных моряков и солдат, находившихся на Севере, играли активную роль в политических событиях, создали свои организации, где было значительным влияние большевиков. Нараставший кризис в различных его проявлениях вел к ухудшению положения на Севере, к растущей критике действий правительства и местных органов власти.
Вместе с тем, известие о свержении Временного правительства было встречено на Севере настороженно, вызвало негативную реакцию земских учреждений, городских дум и острые дискуссии в Советах. В поддержку новой власти уже 26 октября 1917 г. высказались на объединенном заседании основные общественно-политические организации в Мурманске с участием Главного начальника Мурманского укрепрайона и отряда судов контрадмирала К. Ф. Кетлинского. На ноябрьских выборах в Учредительное собрание по Мурманскому району за большевиков проголосовали более 70% избирателей, и в этом отношении край был уникален для Севера. Но в первые дни после победы большевиков в Петрограде их поддержало на Севере единичное число местных Советов в небольших городах и рабочих поселках. Советы стали ареной острых дискуссий и борьбы.
1917 год на Севере характеризовался отсутствием вооруженных столкновений, и в начале 1918 г. советская власть мирным путем установилась в северных губерниях, укрепляя в дальнейшем свои позиции на основе союза большевиков и левых эсеров. Последние пользовались большим политическим влиянием, и в июне 1918 г. из 4 председателей губисполкомов (в июне учреждена Северодвинская губерния) трое были представителями этой партии.
Осложнение ситуации на Севере в 1918 г. было связано прежде всего с факторами социально-экономического порядка: падение производства и торговли (морская торговля блокировалась действиями немецких подводных лодок), растущая безработица, продовольственный кризис, ибо северные губернии были потребляющими и нуждались в поставках продовольствия из других регионов, которые срывались. Но растущее недовольство населения, связываемое и с советской властью, не означало готовности северян подняться на борьбу с ней с оружием в руках. Сказывался их менталитет, способность переносить лишения. Поэтому действия противников большевиков на Севере России связывались с внешними силами, и прежде всего с интервенцией стран Антанты.
Интерес последних к Северу был обусловлен комплексом причин: наличием морской транспортной магистрали и портов, связывавших Россию с Западом; нахождением в них большого количества военных и иных грузов; опасением, что регион может стать объектом германской военной экспансии и захвата; богатыми природными ресурсами края и др. Представители Антанты всячески поощряли сепаратистские планы и действия на Севере, чтобы превратить его в анклав, независимый от красной Москвы.
Важным фактором, способствовавшим интервенции, являлось присутствие в северных водах военной эскадры Антанты. Русский Морской генштаб признавал еще в 1917 г.: «Хозяева положения в настоящий момент здесь англичане, а не мы».1 В процессе разграничения «сфер влияния» в России Север был отнесен к британской зоне, и именно Великобритания играла главную роль в подготовке и осуществлении интервенции Антанты здесь.
В истоках Гражданской войны, и прежде всего интервенции, на Севере России особую роль сыграли события на Мурмане в первой половине 1918 г. Этот малоосвоенный до начала мировой войны край получил мощное развитие в военные годы, когда были построены незамерзающий порт, военно-морская база, железная дорога, связавшая его и основанный в сентябре 1916 г. город Романов-на-Мурмане (с 1917 г. - Мурманск) с Петрозаводском и далее с Петроградом. Важное стратегическое значение этого города и края, расположенных около границы с Финляндией, привлекло к ним повышенное внимание Германии, стран Антанты и белофиннов. Последние в условиях гражданской войны, развернувшейся в Финляндии с конца января 1918 г., контролировали северные ее территории и претендовали при поддержке немцев на захват обширных территорий Русского Севера, в т. ч. Мурмана.
Вокруг Мурмана развернулась сложная политическая игра, где каждая из сторон пыталась реализовать свои цели. 1 марта 1918 г. Мурманский Совет, ссылаясь на угрозу нападения немцев и белофиннов, отправил запрос в Совнарком с указанием о готовности миссий стран Антанты здесь оказать необходимую помощь и отношении к этому. Ответом стала телеграмма наркома по иностранным делам Л. Д. Троцкого с указанием на необходимость принятия «всякого содействия союзных миссий». Для стран Антанты это стало основанием для реализации на Мурмане планов «интервенции по приглашению». 2 марта в Мурманске было заключено соглашение о совместных действиях англичан, французов и русских по обороне Мурманского края, создан союзный военный совет с их участием, а 6 марта в Мурманске был высажен первый отряд британских морских пехотинцев.
Эти события вызвали страстную дискуссию. Местные противники большевиков, действуя и через Мурманский Совет, надеялись, опираясь на помощь Антанты, порвать связи Мурмана с советской Москвой. Страны Антанты, укрепляя свои позиции и военное присутствие в этом крае, надеялись использовать его как форпост для реализации замыслов «интервенции по приглашению» и возвратить Россию в мировую войну. Германия требовала от Совнаркома вывода войск и кораблей Антанты с Мурмана. Белофинны стремились к аннексии с помощью немцев приграничных российских территорий, действуя как политическими, так и военными средствами (их вооруженные рейды весной - в начале лета встречали отпор советских отрядов при поддержке солдат Антанты), надеясь после победы в Гражданской войне реализовать планы создания «великой Финляндии от моря до моря». Руководство Советской России пыталось проводить линию политического лавирования и компромиссов ради сохранения на Мурмане советской власти, недопущения военной интервенции иностранных держав или столкновения противоборствующих блоков на Русском Севере.2
Все завершилось разрывом Мурманского краевого Совета с Москвой 30 июня 1918 г. и подписанием им 6 июля соглашения с представителями стран Антанты, обеспечивавшего верховенство последних в крае. Мурманский Совет превратился, по сути, в марионеточное учреждение в руках представителей Антанты. Это сопровождалось развернувшимися на Мурмане в конце июня - начале июля боевыми действиями бывших союзников, превратившихся в интервентов, против советских отрядов, наступлением войск Антанты вдоль Мурманской железной дороги и оккупацией в июле Мурманского края.
Объясняемая как антигерманская военно-стратегическая акция, эта интервенция Антанты на деле превращалась в антибольшевистскую и антироссийскую для реализации широкого спектра геополитических и экономических целей и интересов, ради оккупации обширных российских территорий с богатыми природными ресурсами.
Большевики, понимая опасность расширения интервенции, осуществляли комплекс мер по обороне Севера, но они оказались малоэффективными. Попытка же мобилизации в Красную армию пяти возрастов, объявленная в Архангельской губернии, привела к ряду протестных выступлений мобилизуемых. Наиболее значительным из них было восстание в Шенкурске, где они захватили и несколько дней удерживали город.
Захват эскадрой Антанты укрепленного острова Мудьюг в Белом море, прикрывавшего подступы к Архангельску, привел к эвакуации советских учреждений города и антисоветскому перевороту здесь 2 августа. На протяжении нескольких дней северное направление было самым опасным для советского руководства в Гражданской войне из-за угрозы того, что интервенты, погрузившись в эшелоны, смогут быстро достичь Москвы. Именно на это и рассчитывал генерал Пуль, полагавший, что, опираясь на ограниченный контингент войск интервентов, он сможет привлечь в свои ряды до 100 тыс. антигермански и просоюзнически настроенных русских и совершить победный бросок к Москве. Но планы создания на Севере «Российской народной армии» провалились. В августе в нее было завербовано лишь около 1000 человек, а на фронт отбыло примерно 250 человек.3 Введение 20 августа всеобщей воинской повинности в Северной области и призыв пяти возрастов не дали желаемых результатов, но стали катализатором антиправительственных настроений.
С захватом Архангельска Гражданская война на Севере приобрела широкомасштабный характер, и фронт ее растянулся на тысячи километров от Мурмана до Печоры. Главными направлениями боевых действий, где организовалось сопротивление интервентам, стали железная дорога на Москву и р. Северная Двина. Планы захвата интервентами Вологды и Котласа, не говоря уже о Москве, были сорваны.
Несмотря на создание в Архангельске 2 августа 1918 г. Верховного управления Северной области (ВУСО), состоявшего в большинстве из эсеров и претендовавшего на всю полноту власти, реальная власть оказалась в руках интервентов, опиравшихся на вооруженные силы, репрессивный аппарат и обеспечивавших снабжение края. Генерал Пуль отказался подписывать какие-либо соглашения с ВУСО и относился к нему уничижительно. В начале сентября члены ВУСО были арестованы группой русских офицеров и высланы на Соловецкие острова. После вмешательства дипломатов Антанты, находившихся в Архангельске, они были возвращены, но приступить к работе не смогли. 7 октября Н. В. Чайковским было создано Временное правительство Северной области (ВПСО), где он был единственным социалистом, а ядро составляли кадеты.
ВПСО пыталось сплотить антибольшевистское движение на основе проведения «среднего» курса, балансируя между «правыми» и «левыми». Но проводить курс лавирования, преодолевая политические разногласия и конфликты с интервентами, от которых ВПСО находилось в полной зависимости, было трудно. Ему не удалось решить в ходе войны ключевые вопросы: аграрный, рабочий, национальный (взаимоотношения с карелами), обеспечить снабжение области и ее независимое существование.
В декабре 1918 г. на архангельском направлении 6-й армии, насчитывавшей 12 тыс. штыков и 90 сабель, противостояли 13182 солдата интервентов и 2715 белогвардейцев. Мурманской группировке интервентов (10334 чел.) и белогвардейцев (4441 чел.) противодействовали части 7-й армии, оборонявшей по всему периметру Петроград (ее общая численность составляла 7530 штыков и 390 сабель).4 Противники готовились к зимней кампании.
Гражданская война была фактически принесена на Север на иностранных штыках. Но достичь целей, которые ставили перед собой интервенты, в руках которых находились основные воинские контингенты, ведущие боевые действия против Красной армии, военное командование и снабжение Северной области, реальный контроль над ее экономикой и финансами, не удалось. Зимой Красная армия перешла на Севере к наступательным операциям: был взят Шенкурск, а в начале весны 1919 г. ставилась задача освобождения Архангельска, но решить ее не удалось.
Для воссоздания более полной картины Гражданской войны на Севере России правомерно выделить в ней ряд войн и военно-политических конфликтов: 1) между войсками Антанты и Красной армией в 1918-1919 гг.; 2) между красными и белыми в 1918-1920 гг.; 3) между финскими, так называемыми, добровольцами, совершавшими военные рейды на территории Мурмана и Карелии, и советскими отрядами при поддержке солдат стран Антанты в марте-июне 1918 г.; 4) между красными и финнами (действовавшими под «добровольческим» прикрытием) в Карелии в 1918-1919 гг.; 5) между войсками Антанты вместе с организованными ими Финским легионом (из «красных финнов») и Карельским полком против финских «добровольцев» и карельских сепаратистов в 1918-1919 гг.; 6) между карельскими сепаратистами, поддерживаемыми Финляндией, и русскими белогвардейцами в 1918-1919 гг.; 7) между карельскими сепаратистами и сторонниками советской власти в 1918-1920 гг.; 8) восстания, подпольная деятельность, действия партизанских отрядов и повстанцев разных политических окрасок (красные, белые, зеленые) в 1918-1920 гг. В удаленных районах (на Печоре, Пинеге) это часто выливалось в сведение счетов между группами населения и сопровождалось крайними жестокостями.
На лето 1919 г. интервенты Антанты на Севере планировали крупное наступление, разрабатывавшееся под эгидой британского военного министра и ярого интервенциониста У. Черчилля, для соединения с войсками Колчака, но оно было сорвано в результате серии восстаний в войсках белой армии. Не помогло и массированное использование интервентами химического оружия. В конце июля в Лондоне было принято решение об окончании интервенции на Севере. Британское командование предлагало эвакуировать войска Северной области, считая продолжение войны без их участия безнадежным. Но местные власти приняли решение о продолжении борьбы, надеясь на успехи войск Деникина и Юденича.
Эвакуация войск Антанты с Севера завершилась 12 октября 1919 г. В союзной интервенции на Русском Севере России приняли участие 43-44 тыс. солдат, представители более 10 стран и национальностей. Именно благодаря иностранной военной интервенции северянам была навязана Гражданская война, произошел раскол северного социума. Но интервенция Антанты потерпела крах.
Власти Северной области надеялись создать широкий антибольшевистский фронт, возлагая особые надежды на Финляндию, пытались возродить интервенцию в добровольческой форме, привлекая наемников из-за рубежа, взяли курс на «затягивание поясов» и мобилизацию всех ресурсов области, но не преуспели в этом. Колоссальное перенапряжение вызвало растущее недовольство на фронте и в тылу. Содержание армии, доведенной в результате мобилизаций до 55 тыс. человек, было непосильно для Северной области.
Наступление Красной армии, начатое в начале февраля 1920 г., привело к серии восстаний в белых частях и краху их Северного фронта. 19 февраля состоялась эвакуация правительства и белого командования Архангельска, и 21 февраля сюда вступили части Красной армии. Последние очаги белого сопротивления на Севере пали в начале марта 1920 г.
Автор статьи Голдин В. И. - д.и.н., профессор кафедры регионоведения и международных отношений САФУ им. М.В. Ломоносова
1 Столяренко М. А. Моряки в огне революции. Л., 1960. С. 15.
2 О перипетиях борьбы см.: Голдин В. И. Север России на пути к Гражданской войне: Попытки реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918. Архангельск, 2018. С. 220-415.
3 Государственный архив Российской Федерации. Ф. 16. Оп. 1. Д. 1. Л. 52, 54.
4 Army. The Evacuation of North Russia. 1919. London, 1920. P. 19-20; Директивы командования фронтов Красной армии (1917-1922 гг.). В 4-х томах. Т. 1. М., 1971. С. 51.
Просмотров: 1030
Источник: Голдин В. И. Европейский Север России в Революции и Гражданской войне // Эпоха Революции и Гражданской войны в России. Проблемы истории и историографии. — СПб.: Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2019. — С. 230-237
statehistory.ru в ЖЖ: