Формирование Восточного факультета Военной академии РККА им. М.В. Фрунзе

Военная разведка РККА на начальном этапе своей деятельности испытывала сильный кадровый голод. Особенно остро недостаток кадров ощущался на восточном «направлении». Это стало одной из причин, по которой было принято предложение бывшего начальника Азиатской части Главного Штаба[1] А.А. Давлетшина[2]: 20 сентября 1919 г. он представил начальнику Всероссийского Главного Штаба РККА Н.И. Раттэлю[3] докладную записку о целесообразности организации в связи с общей политической обстановкой особого Отдела восточных языков при Академии Генштаба РККА[4]. Эта докладная записка была представлена председателю РВСР Л.Д. Троцкому, который одобрил идею и издал соответствующий приказ.[5] В феврале 1920 г. на основании Приказа РВСР № 137 от 29 января 1920 г.[6] при Академии Генштаба РККА было открыто восточное отделение.


ПРИКАЗ



Революционного Военного Совета Республики № 137
29 января 1920 года, гор. Москва

Ввиду того, что Республика граничит с массою коренных мусульманских народностей (Хива, Бухара, Персия, Индия и т.п.) и продвинувшаяся далеко вглубь Туркестана наша Красная Армия ощущает острую нужду в специалистах-востоковедах, с 1-го февраля с.г. при Академии Генерального Штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии учреждается Восточное отделение Академии на 40 слушателей согласно прилагаемого при сем положения и штата.

Подготовительные работы начать немедленно с таким расчетом, чтобы с 1-го февраля могли начаться регулярные занятия.

Председатель Революционного Военного Совета Республики
Л. Троцкий


Председатель Реввоенсовета Лев Троцкий
Председатель Реввоенсовета Лев Троцкий


Имеет место заблуждение, что основателем востотделения является второй (по порядку) начальник Академии Андрей Евгеньевич Снесарев[7], бывший генерал-лейтенант царской армии, опытный разведчик и выдающийся востоковед. В действительности он был его старшим руководителем по Ближнему и Среднему Востоку и главным руководителем по военной географии и статистике по совместительству в период с 23 июля 1919 г. по 23 сентября 1924 г.[8], несомненно, много сделав для организации работы востотделения. Приказ РВСР № 1675 от 5 августа 1921 г. гласил: «Начальника Академии Генштаба РККА тов. Снесарева освободить от его нынешних обязанностей и оставить его в должности профессора. РВСР выражает тов. Снесареву признательность за понесенную им в тяжелое для Академии время работу по поддержанию и устроению Академии»[9]. Архивные данные также не подтверждают, что Снесарев являлся или исполнял обязанности начальника востотделения.

Первым начальником востотделения по предложению Снесарева стал А.Д. Тарановский[10]. В 1926 г. начальник Востфака Н.Н. Шварц[11] отмечал: «От основания Восточного отдела, с 11 февраля 1920 г. до августа 1923 г. сменились 6 начальников отдела. Только с 1922 г. жизнь Восточного отдела начинает упорядочиваться»[12]. Это же подтверждается другими архивными материалами по истории Востфака: «Ученая деятельность Восточного отделения начинает стабилизироваться лишь с назначением начальником Отделения Доливо-Добровольского[13]»[14].

В «Положении о Восточном Отделении Академии Генерального Штаба», подготовленном Снесаревым, говорилось:


«1) С целью подготовки военнослужащих для службы Генерального Штаба и Красной Армии на восточных окраинах и сопредельных странах Среднего, Ближнего и Дальнего Востока, а также для службы по военно-дипломатической части утверждается в составе Академии Генерального Штаба Восточное Отделение.

2) Ежегодно на Восточное отделение Академии зачисляются из числа желающих 20 человек, выдержавших вступительный экзамен в Академию Генерального Штаба, и 20 человек, командируемых Комиссариатом Иностранных Дел также после особого испытания.

3) Помимо изучения языков, в Восточном отделении Академии проходится ряд специальных предметов, положенных по общей программе Академии, чтобы выпускаемые из отделения специалисты-востоковеды в то же время являлись бы и Генштабистами, получившими соответствующую высшую военную подготовку для службы по Генеральному Штабу. Для слушателей, командируемых Комиссариатом Иностранных Дел, военные предметы не обязательны.

<…>

8) Установление учебной программы специальных по Востоку предметов и организация порядка обучения по этим предметам, как и во всей Академии, предоставляется Конференции, куда членами входят Заведывающий Отделением, Представитель из Комиссариата Иностранных Дел, Помощник Заведывающего Отделением, а также все преподаватели, руководители занятий и заведывающие обучающимися слушателями.

<…>

12) В Восточном отделении изучаются языки: турецкий (2 наречия), персидский (2 наречия), индустани, английский, основы арабского языка, китайский, японский, корейский и монгольский, а также проходится краткий курс мусульманского права, страноведения, военная географии и статистика Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, история и практика внешних сношений, торговое право и история дипломатических сношений с восточными странами. Помимо этого преподаются военные науки общего академического курса по программам, установленным в порядке ст. 8…

13) Все преподаватели и руководители практических занятий принимаются Начальником Академии из числа лиц, имеющих соответствующую подготовку, и утверждаются Конференцией.

<…>»[15].


К открытию востотделения преподавателей по монгольскому и корейскому языкам подобрать не удалось, а позже от идеи преподавания этих языков было решено отказаться вовсе.[16]

Востотделение начало функционировать с 11 февраля. «Приказом Академии Генерального Штаба РККА № 29-б от 10 февраля 1920 г. по Восточному отделению», подписанного Снесаревым, все его слушатели были разделены на слушателей старшего курса (20 чел.) и слушателей младшего курса (20 чел.).[17]

Военнослужащие на обоих курсах были представлены слушателями Академии Генштаба (еще 20 чел.), которые, пользуясь тем, что занятия на востотделении проводились по вечерам, одновременно проходили обучение и на Основном факультете, и на востотделении.

Тем же Приказом Снесарева на основной курс востотделения зачислялись 12 сотрудников НКИД, в том числе С.К. Пастухов[18]. Лица, командированные по линии НКИД, обучались и на ускоренном курсе. Обстоятельства их обучения и положение в неведомственном учебном заведении проясняет письмо Л.М. Карахана[19] «В комиссию ЦК РКП по проверке личного состава слушателей Военной Академии РККА» от 16 сентября 1922 г. на имя секретаря ЦК РКП(б) В.В. Куйбышева: «НКИД неоднократно обращался в ЦК РКП с просьбой откомандировать в распоряжение НКИД партийных товарищей для политической работы на Востоке. Наши требования до сих пор не были ЦК достаточно удовлетворены. Это обстоятельство заставило НКИД принять участие в организации Востотдела Военной академии РККА, ставящего своей целью подготовить кадр военно-политических и дипломатических работников на Востоке. В свое время на Востотдел для вышеуказанной цели НКИД был откомандирован целый ряд работников»[20].

Примерно половину всех слушателей на каждом курсе составляли вольнослушатели.




[1] Главный Штаб — один из структурных органов Военного министерства Российской Империи, функции которого заключались в высшем управлении военно-сухопутными силами в строевом и инспекционном отношениях, в т.ч. отчетность личного состава войск, комплектование, формирование и расформирование войсковых частей, продвижение по службе, пенсии, награждения и т.п.

Нельзя путать с: Генеральный Штаб — общее название чинов высших войсковых штабов Российской Империи, являвшихся ближайшими помощниками строевых начальников для разработки деталей военных операций и руководства их выполнением. Научную подготовку офицеры ГШ получали в военных академиях, куда поступали по выслуге определенного числа лет. Функции ГШ заключались в разработке вопросов, касавшихся подготовки к войне, и заведовании военными сообщениями.
[2] Давлетшин, Азис Абделлевич (Абдулгазиз; 1861–1920) — офицер-востоковед, один из виднейших военных арабистов. Окончил Павловское военное училище, НАГШ, Офицерские курсы восточных языков при Азиатском департаменте МИД. В 1898 г. — командировка в Хиджаз. Служил в Кавказском военном округе, Туркестанском военном округе, в Главном Штабе. Генерал-майор ГШ (1913). Автор работ по политической географии.
[3] Раттэль, Николай Иосифович (1875–1938) — военный деятель. Окончил Павловское военное училище (1896), НАГШ (1902). Участник Русско-японской и Первой мировой войн. В РККА с 1918 г.: начштаба Высшего военного совета, нач. ПШ РВСР, нач. Всероглавштаба. С июня 1920 г. — пред. Военно-законодательного совещания при РВСР. С 1925 г. — в народном хозяйстве.
[4] С назначением начальником Академии ГШ РККА М.Н. Тухачевского 5 августа 1921 г. переименована в Военную академию РККА. Нельзя путать с Академией ГШ РККА, созданной в 1936 г. на основе оперативного факультета ВА РККА им. М.В. Фрунзе.
[5] РГВА. Ф. 24696, оп. 1, д. 78, л. 48.
[6] РГВА. Ф. 24696, оп. 1, д. 78, л. 53; Ф. 4, оп. 12, д. 9, л. 195.
[7] Снесарев, Андрей Евгеньевич (1865–1937) — военачальник, разведчик-ученый. Окончил матфак Московского университета и Московскую консерваторию (1888), Московское пехотное училище (1890), НАГШ (1899). С 1904 г. — при ГШ, преподаватель военной географии в военных училищах. Участник Первой мировой войны. В РККА с 1918 г. В 1919–1921 гг. — начальник Академии ГШ РККА, в 1921–1930 гг. — ректор и профессор МИВ, профессор военных академий. Автор трудов по военной географии и статистике, имевших востоковедную ценность.
[8] РГВА. Ф 24696, оп. 1, д. 180, л. 190(об.)–191.
[9] РГВА. Ф. 4, оп. 12, д. 18, л. 52(об.).
[10] Тарановский, Александр Дмитриевич (1885–1938) — офицер-топограф. Окончил Военно-Топографическое училище (1907), НАГШ (1914), Киевскую школу летчиков-наблюдателей (1917). В РККА с 1918 г. В феврале – октябре 1920 г. — нач. востотделения Академии ГШ РККА. Позже — на командных должностях. В 1923–1930 гг. — нач. Корпуса военных топографов.
[11] Шварц, Николай Николаевич (1882–1944) — военный-ученый. Окончил Новгородское реальное училище, Московское военное училище (1904), НАГШ (1911). Участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. В РККА с 1918 г. Нач. разведотделения военно-статистического отдела Оперативного Управления Всероссийского Главного штаба. С 1920 г. — преподаватель ВА РККА им. М.В. Фрунзе, в т.ч. с 9 августа 1923 г. по 1927 г. — нач. Востфака. С 1936 г. — преподаватель Академии ГШ РККА. Автор военно-теоретических работ.
[12] РГВА. Ф. 24696, оп. 1, д. 78, л. 42.
[13] Доливо-Добровольский, Борис Иосифович (Осипович) (1873 – ?) — военный-ученый, капитан 1-го ранга. Окончил Морской кадетский корпус (1893). Служил на Черноморском флоте. Во время Первой мировой войны служил в Морском ГШ. В 1918 г. — пред. русско-германской комиссии по морским вопросам, в 1919 г. — лектор военно-морского дела на курсах военной разведки при Наркомате морских дел. С 1920 г. — в Академии ГШ РККА, в т.ч. нач. востотдела с 1 августа 1921 г. по 9 августа 1923 г. С 1923 г. — нач. кафедры иностранных языков ВА РККА. Автор военно-теоретических трудов. (Прим. П.Г.).
[14] РГВА. Ф. 24696, оп. 1, д. 78, л. 50(об).
[15] РГВА. Ф. 4, оп. 12, д. 9, л. 197–197(об).
[16] РГВА. Ф. 24696, оп. 1, д. 78, л. 51(об).
[17] РГВА. Ф. 24696, оп. 1, д. 159, л. 81.
[18] Пастухов, Сергей Константинович (псевдоним — С. Иранский; 1887–1940) — дипломат. Окончил юрфак МГУ, востотдел Военной академии РККА (1923). Автор ок. 80 работ по истории Персии, советско-персидским отношениям.
[19] Карахан, Лев Михайлович (настоящее имя — Левон Михайлович Караханян; 1889–1937) — государственный деятель, дипломат. В 1918–1934 гг. (с перерывами) — зам. наркоминдел.
[20] РГВА. Ф. 24696, оп. 1, д. 170, л. 50.

(Отрывок из книги: Советская разведка на Ближнем и Среднем Востоке в 1920–30-х годах. Саарбрюккен, 2014).


Просмотров: 4201



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий: