Вера Мухина - автор одного из главных символов СССР

Первоначально данная статья опубликована на сайте baltnews.lv в рамках проекта "Русские портреты в истории Латвии".

Один из символов Латвии — памятник Свободы. Самая, пожалуй, известная скульптура России — монумент «Рабочий и колхозница». А существуют ныне эти памятники благодаря уроженке Риги, скульптору Вере Игнатьевне Мухиной.

Ныне «низкорослые», частью деревянные, домишки на улице Тургенева в Риге выглядят весьма скромно. Собственно, так же смотрелись они и более ста лет назад, когда вся левая сторона улицы принадлежала рижскому купеческому роду Мухиных. Впрочем, купцы Мухины были не расточительны, но очень богаты.

Мухиным принадлежали огромные склады около Даугавы, лесопилка на Красной Двине, крупная фирма, занимавшаяся международной торговлей. Деньги они тратили не на роскошь, а на благие дела: тридцать тысяч рублей пожертвовали на реставрацию церкви Благовещения Богородицы, 30 тысяч — на убранство Всехсвятской церкви, немало средств израсходовали на двухэтажный дом для детского приюта в Юрмале…

Вера Игнатьевна Мухина родилась 19 июня (1 июля по новому стилю) 1889 года в Риге в доме по адресу Тургенева, 23/25. Когда ей было 2 года, отец увез ее в Крым, чтобы укрепить здоровье. Кто знает, как сложилась бы судьба Веры Мухиной, не вмешайся случай: в 21 год она получила тяжелую травму, вынуждена была поехать лечиться в Париж… и осуществила свою мечту: стала учиться в академии Гранд Шамьер у легендарного скульптора Эмиля Антуана Бурделя.

Характер у Веры Мухиной был не сахар. Когда знаменитый учитель указывал ей на какой-то недочет, она попросту разбивала скульптуру и начинала работу заново. Через много лет на ее внутреннюю силу обратит внимание бывший чекист, начальник строительства Дворца Советов А. Прокофьев. Он признался, что боялся в своей жизни только двоих людей — Феликса Дзержинского и Веру Мухину.

«Когда она смотрела на меня своими светлыми глазами, у меня было чувство, что она знает все мои самые сокровенные мысли и чувства», — признался этот отнюдь не робкого десятка человек.

Ее возвращение в Россию из Франции совпало с Первой мировой войной. Вера Игнатьевна патриотично стала медсестрой, лечила раненых и познакомилась в госпитале с будущим мужем — военным врачом Алексеем Замковым.

Когда наступил мир, уроженка Риги Вера Мухина занялась ваянием монументальных скульптур и скульптурных портретов из бронзы (наподобие античных голов). Затем изобрела почти что не бьющийся граненый стакан, принимала непосредственное участие в создании современного женского костюма, каким мы привыкли его видеть. Она же мастерила стеклянные кубки и портреты в стекле… В общем, показала себя подлинным творцом во многих сферах.

Вера Мухина
Вера Мухина

Поклонники таланта Веры Мухиной любили ее искусство, а она всю жизнь любила своего супруга — известного врача и ученого-медика Алексея Замкова. Любила настолько, что в 1930 году, когда ее супруг впал в немилость у начальства, решилась на отъезд за границу. Их сняли с поезда, а через три месяца выслали из Москвы в Воронеж.

Позднее, в 1937 году в СССР других репрессировали и за меньшего масштаба «пятна» в биографии. А ее не просто не тронули (кстати, ссылка оказалась краткосрочной), но и наградили пятью Сталинскими премиями. Видно, не вызывающей сомнений оказалась гениальность скульптора.

Самая известная ее работа — монумент «Рабочий и колхозница» — породила конкуренцию между Москвой и Парижем. Ныне о творчестве скульптора порой говорят: а не пропаганда ли ее монументальное искусство? Между тем, в 1937 году в Париже собирали подписи за то, чтобы оставить творение Веры Мухиной во Франции.

Рабочий и колхозница на выставке в Париже в 1937 г.
"Рабочий и колхозница" на выставке в Париже в 1937 г.



Москва. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, 1939 г. Скульптура «Рабочий и колхозница». В.И.  Мухина
Москва. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, 1939 г. Скульптура «Рабочий и колхозница». В.И. Мухина

Монументальная скульптура «Рабочий и колхозница» должна была украсить советский павильон на Всемирной выставке в Париже. Так как весила она 75 тонн, ее разрезали на 65 частей и разместили для доставки в Париж в 28-ми вагонах. Успех был фантастическим. В Испании даже выпустили почтовую марку со скульптурой Веры Мухиной, а в Париже повсюду продавали сувениры — пепельницы, чернильницы и т. д с изображением монумента. Советская власть скульптуру «Рабочий и колхозница» французам не продала. Решено было увезти ее обратно в Москву и на 5 лет установить у ВДНХ (Нет ничего более постоянного, чем временное — статуя стоит там до сих пор).

Еще больше прославило монумент то, что скульптура «Рабочий и колхозница» стала эмблемой «Мосфильма» и демонстрировалась в кино перед каждым фильмом этой киностудии. Парадокс, сама Вера Мухина считала лучшей своей работой не этот монумент, а надгробный памятник знаменитому оперному певцу Леониду Собинову. Что же касается монумента «Рабочий и колхозница», то Вера Игнатьевна очень переживала из-за того, что в Москве монумент стоял на относительно невысоком постаменте. Она-то предлагала поставить свое творение совсем в другом месте — на берегу Москва-реки и на другом постаменте.

Как уже говорилось, характер у дочери купца Игнатия Мухина был взрывной и стальной одновременно. Однажды ей, самому знаменитому скульптору СССР, намекнули: надо бы изваять портрет Сталина. И, как утверждают, Вера Мухина позвонила Молотову и с вызовом потребовала:

— Я не могу лепить без натуры. Пусть товарищ Сталин приезжает ко мне в мастерскую.

— Не отнимайте время у занятых людей, — сердито ответил Молотов и на этом разговоры о мухинской скульптуре Сталина завершились.

Видимо, именно такой характер нужен был для того, чтобы вступиться за памятник Свободы в Риге. Судьба этого памятника (сносить или оставить?) решалась вскоре после освобождения Риги от нацистов. И Вера Игнатьевна в качестве эксперта жестко доказывала, что памятник Свободы надо оставить. Монумент устоял…

Вера Игнатьевна Мухина скончалась в Москве 6 октября 1953 года.

…В XXI веке мечта скульптора Веры Мухиной, наконец, осуществилась: ее монумент «Рабочий и колхозница» был после реставрации установлен на куда более высокий постамент и находится примерно на такой высоте, на какой он стоял в Париже.


Просмотров: 8811

Источник: Александр Гурин. Символы Латвии и России существуют благодаря уроженке Риги



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X