Поезд-прачечная Императрицы Александры Федоровны

Предлагаем вам фотографии поезда-прачечной, который использовался во время Первой Мировой войны и был создан на деньги императрицы Александры Федоровны.

Т.е. надо подчеркнуть, что поезд предназначался для армии, а не для императрицы.

Отечественные военные стратеги значимость поездов-бань для обороноспособности страны еще в начале прошлого века. Впервые поезд-баня появился в России еще в 1904 г. и предназначался для нужд Красного Креста. Тогда он состоял из четырех вагонов: прачечные с ручными стиральными машинами и дезинфекционными камерами.

Во время русско-японской кампании мобильная баня обслуживала госпитали и лазареты на Дальнем Востоке. Хотя штат был невелик - 14 человек, объем работ впечатлял: за 10 часов обрабатывалось до 400 кг белья, что, по меркам того времени, было весьма немало. Активно использовался банно-прачечный поезд и в годы Первой мировой войны.

Со временем потребность Вооруженных сил в банно-прачечных составах только возрастала. Если до начала Великой Отечественной в Советской Армии их было всего 9, то в начальный период войны (1941-1942 гг.) количество взлетело до 100. Обычно эти составы располагались в районах распределительных железнодорожных станций фронтов, где придавались санитарно-пропускным пунктам.

По сравнению со своими предшественниками несколько видоизменилась и их структура. Кроме банно-дезинфекционного отделения и прачечной, состав обзавелся вспомогательными вагонами. В результате он заметно удлинился. Так, банно-дезинфекционное отделение включало 4 вагона: раздевалка, душевая, дезкамера, одевальня. Один из вагонов был оборудован двумя паро-формалиновыми дезкамерами на 60 комплектов обмундирования. В четырех вагонах-прачечных было установлено механическое оборудование. Во вспомогательные вошли две цистерны для воды, электростанция со слесарной мастерской, кухня, столовая, склад и вагон для личного состав поезда. В результате его производительность заметно увеличилась. За час полную санитарную обработку в нем могли пройти до 100 человек.

После войны объем банно-прачечных работ несколько снизился. Однако о мобильных банях не забыли. Более того. Их несколько модифицировали. Нынешние БПДП состоят из нескольких сегментов. В административно-хозяйственную группу входят вагон-штаб, вагон-склад, вагон-столовая, цистерны для воды, вагон-электростанция, вагон-общежитие.


Солдаты у банно-прачечного поезда Императрицы Александры Федоровны. Фото Н.А. Шилова, 1916-1917 г.

Основная группа - банно-дезинфекционная. Это - вагоны-санпропускники, дезинфекционный вагон, душевая и вагон-раздевалка. Прачечная группа включает вагоны-склады с чистым и грязным бельем, прачечную, сушилку и гладильный вагон. В общей сложности все хозяйство размещается в 19 вагонах, питающихся паром от паровоза, придаваемого на время работы.

Схема помывки личного состава, санитарной обработки белья, разработанная много лет назад, действует и по сей день. Вот как это происходит. Группа из 30-40 человек заходит в санпропускник, вешает одежду на вешалки, а нижнее белье оставляет на полу. Пока личный состав моется, наряд по бане собирает белье и относит на склад грязной одежды. Схема смены белья построена таким образом, чтобы потоки чистого не пересекались с грязным, пояснили в Центральном вещевом управлении МО РФ. После душа солдаты получают чистое белье из обменного фонда. На все про все - час.

Неотъемлемым атрибутом во время помывки является офицер медицинской службы, который определяет степень зараженности белья. Если в нем поселились, к примеру, вши, то оно помещается в дезкамеру для дезинсекции (дезинфекции).

Фотографии поезда-прачечной императрицы Марии Федоровны

18. Обложка альбома.
         1. Обложка альбома.

1. Платформа для автомобиля.

         2. Платформа для перевозки санитарного автомобиля.

2. Вагон-цистерна.

           3. Вагон-цистерна для перевозки воды.

4. Паровоз с тендером.
        4. Паровоз с тендером.

3. Вагон-электростанция
        5. Вагон-электростанция.

5. Парикмахерская.
         6. Парикмахерское отделение.

6. Вагон-баня.
          7. Вагон-баня.

7. Вагон-баня.
         8. Вагон-баня.

8. Вагон-баня.

         9. Вагон-баня.

9. Вагон-баня.

         10. Вагон-баня.

10. Вагон с дезинфекционной камерой.

          11. Вагон с дезинфекционной камерой.

11. Вагон-прачечная

          12. Вагон-прачечная.

12.Вагон-прачечная

           13. Вагон-прачечная.

13. Вагон-сушильная.

          14. Вагон-сушильная.

14. Вагон для команды.

          15. Вагон для команды.

15. Вагон для команды.

          16. Вагон для команды.

16. Вагон кухня-столовая.

         17. Вагон кухня-столовая.

17. Вагон для персонала.


Источники:

1. Евгений Лисанов. Баня на колёсах

2. Поезд-прачечная Императрицы Александры Федоровны.


Просмотров: 8229



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X