Василий Николаевич Кочетков - солдат, 81 год отслуживший в русской армии
Владислав Фирсов. России преданный солдат
Человек, о котором пойдет речь, не был создан для мирного времени. Василий Николаевич Кочетков прожил на свете 107 лет и 81 год из отпущенного ему судьбой срока посвятил армии. Он был в своем роде универсальным солдатом, как сказали бы наши современники, успев отслужить в двенадцати подразделениях различных родов войск - в пехоте, артиллерии, кавалерии и саперах.
В пекле наполеоновских войн
Шесть тяжелых ранений, включая потерю ноги, свидетельствуют, что служил он отнюдь не в тылу. Поистине уникальным был мундир Кочеткова: на погонах сплетались золоченые вензеля трех российских императоров: Александра I, Николая I и Александра II. Левый рукав блистал восьмью рядами серебряных и золотых нашивок за выслугу и отличия в воинской службе. Ворот и грудь украшали 23 креста и множество боевых медалей.
Поэт Николай Сологуб посвятил ему стихи:
Служил солдат всю жизнь
России,
Любовью Божией храним.
Кусали, грызли злые змии,
С Творцом он был непобедим.
Трем императорам был воин:
России настоящий сын.
Родался верный сын России в 1785 году в Симбирской губернии в семье военного. Его отец принадлежал к особому сословию так называемых кантонистов. Речь идет о малолетних и несовершеннолетних сыновьях нижних чинов, которые с самого рождения приписывались к структурам военного ведомства и по достижении совершеннолетнего возраста зачислялись на военную службу.
Образование кантонисты получали в гарнизонных школах. Помимо азов грамоты им преподавались фортификация, артиллерия, музыка, пение, а также слесарное, кузнечное, сапожное и другие ремесла. В одной из таких школ обучался и юный Василий Кочетков.
На военную службу он поступил 7 марта 1811 г. музыкантом. С началом Отечественной войны 1812 года, не желая отсиживаться в тылу, Василий Николаевич подал прошение о переводе его в действующую армию, в отцовский лейб-гренадерский полк, сражавшийся в составе 1-й Западной армии.
7 августа 1812 года в битве у Валутиной Горы, батальон, в котором служил Кочетков, в течение целого дня сдерживал натиск французских войск. При Бородино это подразделение принимало участие в защите Утицкого кургана, отбив все атаки войск генерала Юзефа Понятовского. В1813 году во время заграничного похода молодой гренадер доблестно воевал при Люцене, Дрездене и Лейпциге, а в 1814 году маршировал по Парижу. Наполеоновские войны Кочетков закончил в чине фельдфебеля.
Павловский ветеран
В 1820 году Василий Николаевич был переведен в лейб-гвардии Павловский полк, в рядах которого и встретил русско-турецкую войну 1828-1829 годов. С августа по сентябрь 1828 года он участвовал в осаде Варны и одним из первых ворвался во вражескую крепость. Кровопролитное сражение 15 сентября 1828 года у болгарского села Гаджи-Гассан-Лар, недалеко от Варны, добавило шрамов на теле неутомимого вояки.
Мирное время длилось недолго, 29 ноября 1830 года под лозунгом восстановления независимой Речи Посполитой вспыхнуло Польское восстание. Против мятежников было направлено 125-тысячное войско. В подавлении восстания участвовал и лейб-гвардии Павловский полк. Кочетков принимал непосредственное участие в сражении под Остроленкой 26 мая 1831 года. В рядах полковых охотников 25 августа он штурмовал предместье Воля, а через день вместе со своим полком через открытые поляками ворота вступил в Варшаву.
Вскоре его перевели в лейб-гвардии конно-пионерный инженерный дивизион. А в 1836 году подошел к концу срок воинской службы Кочеткова, составлявший на тот период 25 лет. Но опытный фельфебель не мог представить себе жизни вне армии.
Мундир Кочеткова был уникален: на его погонах сплелись вензеля трех императоров, которым присягал старый служака. На рукаве мундира в восемь рядов шли золотые и серебряные нашивки за выслугу и отличия, а на шее и груди едва умещались 23 креста и медали.
В 1843 году по его личной просьбе Василия Николаевича отправили на Кавказ, зачислив в состав Нижегородского драгунского полка. В его обязанности входило обучение молодых солдат навыкам наведения понтонных мостов через горные реки.
Здесь Кочетков участвовал во многих боях и всего за один год был несколько раз ранен в обе ноги и в шею навылет, но после излечения продолжал оставаться в строю. В битве при Дарго в 1845 году (в возрасте 60 лет!) он был в очередной раз тяжело ранен в ногу и, не имея возможности самостоятельно передвигаться, попал в плен. В изнуряющем заточении бравый фельдфебель находился более девяти месяцев.
Наконец, воспользовавшись благоприятной ситуацией, он предпринял дерзкий побег из вражеской тюрьмы. За доблесть и отвагу в боях, а также за несгибаемую волю, проявленную во вражеских застенках, он был удостоен знака отличия военного ордена Святого Георгия 4-й степени. В 1849 году по просьбе австрийского правительства в мятежную Венгрию бы направлен российский экспедиционный корпус под командованием генерал-фельдмаршала Ивана Паскевича. Участвовал в походе и заслуженный ветеран Кочетков.
В этом же году 64-летний фельдфебель по выслуге лет успешно сдал экзамен на чин подпоручика, но отказался от офицерского мундира и регалий, оставшись верным своим солдатским погонам. Невольно вспоминается крылатое выражение: «Не ради чинов и наград служим, а ради спокойствия Отечества».
В этом заключался жизненный принцип Василия Николаевича. Следующие два года он прослужил при штабе Кавказского корпуса с жалованьем в две трети от оклада подпоручика. По истечении 40 лет действительной воинской службы Кочетков убыл в «бессрочный отпуск». Наступила мирная жизнь. Но армия как-будто не желала надолго отпускать его из своих рядов.
В 1853 году грянула Крымская война, а с ней начался очередной этап его героической эпопеи. Невзирая на свой возраст, Василий Николаевич добровольцем ушел на фронт, где в рядах команды охотников в составе Казанского конно-егерского полка совершал многочисленные вылазки в стан врага. Он доблестно сражался в боях при обороне Севастополя, в частности при осаде Корниловского бастиона, где в очередной раз был тяжело ранен в ногу разорвавшимся неподалеку снарядом.
На покое ему не сиделось
По окончании Крымской войны по личному указу Александра II Кочеткова перевели в лейб-гвардии Драгунский полк. Учитывая возраст старого солдата (в 1862 году ему минуло 77 лет), император, с которым Кочетков к тому времени имел честь лично быть знакомым, настаивал на зачислении Василия Николаевича в роту дворцовых гренадер.
Окруженный почетом и уважением, получавший приличное жалованье, унтер-офицер Кочетков тем не менее не мог довольствоваться спокойным, тихим местом героя-ветерана. И в 1869 году он подал рапорт на имя государя императора с просьбой о переводе его в действующую армию.
Просьбу удовлетворили, направив его на среднеазиатский театр военных действий, где в то время шли ожесточенные бои за Самарканд и Туркестан. Провожая славного воина в дальний поход, государь лично пожаловал ему пятьдесят рублей.
В составе Туркестанской конно-артиллерийской бригады Кочетков служил фейерверкером первого класса. В 1870 году принимал участие во взятии Туркестана и Самарканда. В 1874 году, проделав долгий поход через безводную пустыню, он в составе войск генерал-адъютанта Кауфмана атаковал неприступные ворота Хивы. В том же году Василия Николаевича по высочайшему повелению отозвали в Россию, где он продолжил службу в составе конвоя императорского поезда на Курско-Киевской железной дороге.
Антитурецкое восстание на Балканах в 1876 году не оставило безучастным боевого офицера. Хотя к тому времени ему минуло 90 лет, он в рядах пятитысячного отряда русских добровольцев отправился на фронт. Под знаменами 19-й конно-артиллерийской бригады Василий Николаевич участвовал в ожесточенных боях за Шипку, где в одном из сражений был тяжело ранен и потерял ногу. Окончание войны Кочетков встретил в рядах лейб-гвардии конно-артиллерийской бригады. По окончании военных действий он вновь вернулся в роту дворцовых гренадер, где без малого отслужил еще 13 лет.
Смерть настигла Василия Николаевича Кочеткова внезапно 30 мая 1892 года, когда он, окончательно решив отправиться на покой, следовал к себе на родину в Симбирскую губернию. Освещая это прискорбное событие, «Правительственный вестник» тех лет опубликовал на своих страницах следующее: «В Белозерске Новгородской губернии 30 мая текущего года, проездом из С.-Петербурга на родину в Симбирскую губернию, скончался скоропостижно, от паралича сердца, один из старейших солдат русской армии, отставной фейерверкер лейб-гвардии конно-артиллерийской бригады Василий Николаев Кочетков, 107 лет от роду, из которых более 60 лет он провел на действительной военной службе солдатом».
У Кочеткова было десять детей, причем трое его сыновей пошли по стопам отца. Один из них еще при его жизни дослужился до капитана. Одна из дочерей стала сестрой милосердия в петербургском военном госпитале. Жена Василия Николаевича скончалась задолго до смерти своего мужа. Такую славную, полную приключений и опасностей жизнь прожил этот легендарный человек.
Замечательный солдат. «Правительственный Вестник» — № 192 — 2 сентября 1892 г. — с.3
В Белозерске, Новгородской губернии, 30-го мая текущего года, проездом из С.-Петербурга на родину в Симбирскую губернию, скончался скоропостижно, от паралича сердца, один из старейших солдат русской армии, отставной фейерверкер лейб-гвардии конно-артиллерийской бригады Василий Николаев Кочетков, 107 лет от роду, из которых более 60 лет он провел на действительной военной службе солдатом.
Из найденной в вещах этого замечательного воина-ветерана копии с указа об отставке видно, что Кочетков – уроженец Симбирской губернии, Курмышского уезда, Благовской волости, с. Спасского, и в службу вступил, из кантонистов лейб-гвардии гренадерского полка, 7-го марта 1811 г. Первоначально он был музыкантом унтер-офицерского звания, затем строевым унтер-офицером и фельдфебелем; в 1820 г. переведен в лейб-гвардии павловский полк, а в 1833 г. – в лейб-гвардии конно-пионерный дивизион. По расформировании последнего, в 1843 году, Кочетков послан в кавказскую армию, “для обучения на быстрых реках правильного спуска, наводки, укрепления и разборки понтонных мостов”. Здесь он был причислен к нижегородскому драгунскому полку и, по своему желанию, остался служить в кавказских войсках, получив разрешение на то Генерал-Фельдцейхмейстера Великого Князя Михаила Павловича, с сохранением гвардейского оклада жалованья.
Участвуя в военных действиях на Кавказе, Кочетков был трижды ранен: в шею навылет, в обе ноги с раздроблением левой голенной кости, и через год – снова в левую голень. Тяжко раненый в сражении при ауле Дарго, Кочетков попался в плен чеченцам. Пробыв в плену 9 месяцев и 23 дня, он бежал оттуда, за что награжден знаком отличия Военного Ордена 4-й степени. В 1849 году, за выслугу лет, по экзамену, Василий Кочетков удостоен производства в подпоручики, но отказался от офицерского звания, получив установленный серебряный шеврон на левом рукаве мундира, офицерский темляк на саблю и 2/3 оклада прапорщичьего жалованья в содержание. В 1850 г. он переведен в штаб кавказского корпуса жандармов и в следующем 1851 году вышел в отставку.
Этим закончился первый период его военной службы, продолжавшийся сорок лет. За это время Кочетков участвовал в отечественной войне 1812-1814 гг., в турецкой войне 1828-1829 гг., в войне с польскими мятежниками в 1830-1831 гг., в кавказской войне с 1844-1849 гг. и в венгерской кампании 1849 г. В частности, он находился: в бородинском сражении 26-го августа 1812 г., в сражении под Лейпцигом в 1813 году, в составе войск, вступивших в Париж в 1814 г., при взятии турецких крепостей Варны, Исакчи и Силистрии в 1828-1829 гг., в сражения на Грохольском поле и под Остроленкой, а также в штурме и взятии Варшавы 26-го августа 1831 г., в делах при вырубке Гайтинского леса в 1844 году, при ауле Дарго в 1845 году и при укреплении Зырянах в 1846 г. и, наконец, — в деле при Дебречине в 1849 году.
Прошло два года, началась крымская война 1853-1856 гг., и Кочетков вновь поступил на действительную службу, по призыву, для защиты Севастополя, в казанский егерский полк, и здесь провел два года, участвуя в вылазках охотников, причем на Корниловском бастионе разорвавшеюся бомбою “закидан землею и мелкими осколками и каменьями, повредившими ему спину”. В 1856 году, лично покойным Государем Императором Александром II, он был переведен в лейб-гвардии драгунский полк, а затем, в 1862 г., зачислен в роту дворцовых гренадер, и здесь произведен в унтер-офицеры.
В это время Кочеткову было уже шестьдесят лет от роду. Увешанный знаками отличий, он получал, сравнительно, достаточное содержание, имел хорошее служебное положение, но чувствовал в себе силы к дальнейшим подвигам, любил боевую жизнь воина и в 1869 году, “по поданной им докладной записке Государю Императору”, был послан на театр военных действий в Среднюю Азию, где и зачислен в 1869 году в туркестанскую конно-артиллерийскую бригаду, горных орудий, фейерверкером 1 класса, причем, при отъезде, Государь Император лично пожаловал ему пятьдесят рублей. Здесь Кочетков участвовал во взятии Туркестана и Самарканда в 1870 году, а в 1874 году перешел песчаную степь, и в составе войск, под начальством генерал-адъютанта Кауфмана 1, участвовал в хивинском походе и взятии Хивы. Этим он закончил свою службу в Азии и в том же 1874 году, по Высочайшему повелению, назначен снова на службу в жандармский корпус, в состав конвойных Императорского поезда на курско-киевской железной дороге.
Через два года, т. е. в 1876 году, Кочетков, по предложению в Бозе почивающего Великого Князя Николая Николаевича Старшего, поступил в сербскую армию волонтером, а затем, возвратясь на родину, по заключении мира между Сербией и Турцией в 1877 г., зачислился в последнюю восточную войну, в состав нашей действующей армии в 19-ю конно-артиллерийскую бригаду. Здесь неутомимый Кочетков участвовал в обороне Шипки, но в одном из сражений лишился левой ноги. Старик остался, однако, жив, и в 1878 году “за отличие” переведен в лейб-гвардии конно-артиллерийскую бригаду, откуда и уволен в отставку.
Безконечно длинный ряд подвигов представляет собою служба этого доблестного воина, служившего при трех Императорах, в 12 войсковых частях, трех родов оружия (пехоты, кавалерии и артиллерии), участвовавшего в десяти кампаниях и получившего шесть ран. Мундир его представлял редкое явление, будучи украшен на погонах соединенными вензелями трех в Бозе почивающих Императоров: Александра I, Николая I и Александра II, а на левом рукаве восемью рядами нашивок из золотого и серебряного галуна и тесьмы; на шее же и на груди Кочеткова висело 23 креста и медали.
На закате дней, около года тому назад, это был еще бравый старик, высокого роста, с военной выправкой, которая как бы закалила его; никто бы не дал ему его лет, и трудно верилось, сколько перенес этот человек в своей жизни лишений и невзгод, в особенности, если принять во внимание, как много он совершил военных походов, побывав и в Париже и в Хиве, исколесив всю Россию с Кавказом и Польшей и пролив свою кровь в Турции, Венгрии и славянских землях.»
Просмотров: 30326
Источник:
statehistory.ru в ЖЖ: