Миф о вековечной бедности простого русского народа

Простые русские люди на протяжении всей тысячелетней истории России жили бедно - не то что в просвещённой Европе - таков ещё один весьма популярный миф. Однако сами иностранцы, побывавшие в России, свидетельствуют об обратном.

Весьма распространено мнение, что простой народ в России всегда жил тяжело, постоянно голодал, и терпел всяческие притеснения от бояр и помещиков. Однако, так ли было на самом деле? Конечно, в силу объективных причин, у нас сейчас почти нет статистических данных по дореволюционной России, как-то ВВП на душу населения, стоимость потребительской корзины, прожиточный минимум и т.д.

В качестве материала для данной статьи мы будем использовать цитаты из воспоминаний иностранцев об их посещении России в разное время. Они тем более для нас ценны, так как иностранцам нет нужды заниматься приукрашением действительности чужой для них страны.

Интересные записки оставил Юрий Крижанич, хорватский богослов и философ, в 1659 году прибывший в Россию. В 1661 он был отправлен в ссылку в Тобольск - его воззрения на единую, независимую от земных споров церковь Христову были неприемлемы как для защитников православия, так и для католиков. В ссылке он провел 16 лет, где написал трактат «Разговоры о владетельстве», также известный как "Политика", в котором тщательно проанализировал экономическое и политическое положение России.

Люди даже низшего сословия подбивают соболями целые шапки и целые шубы..., а что можно выдумать нелепее того, что даже черные люди и крестьяне носят рубахи, шитые золотом и жемчугом?... Шапки, однорядки и воротники украшают нашивками и твезами, шариками, завязками, шнурами из жемчуга, золота и шелка…

Следовало бы запретить простым людям употреблять шелк, золотую пряжу и дорогие алые ткани, чтобы боярское сословие отличалось от простых людей. Ибо никуда не гоже, чтобы ничтожный писец ходил в одинаковом платье со знатным боярином... Такого безобразия нет нигде в Европе. Наигоршие черные люди носят шелковые платья. Их жен не отличить от первейших боярынь.


Необходимо отметить, что только в 20 веке мир пришёл к тому, что фасон одежды перестал определять достаток человека. Пиджаки носят и министры, и профессора, а джинсы может надеть как миллиардер, так и простой рабочий.

А вот что пишет Крижанич про еду: «Русская земля по сравнению с Польской, Литовской и Шведской землями и Белой Русью гораздо плодороднее и урожайнее. Растут на Руси большие и хорошие огородные овощи, капуста, редька, свекла, лук, репа и иное. Индейские и домашние куры и яйца в Москве крупнее и вкуснее, нежели в упомянутых выше странах. Хлеб, действительно, на Руси сельские и прочие простые люди едят намного лучший и больше, нежели в Литве, в Польской да Шведской землях. Рыба также добывается в изобилии.» А вот каким было, по данным В.Ключевского, в 1630 году, типичное малоземельное (засевавшее поле размером в одну десятину, то есть 1.09 га ) крестьянское хозяйство Муромского уезда: «3-4 улья пчел, 2-3 лошади с жеребятами, 1-3 коровы с подтелками, 3-6 овец, 3-4 свиньи и в клетях 6-10 четвертей (1,26-2,1 куб.м) всякого хлеба».

Многие иностранные путешественники отмечают дешевизну продуктов в России. Вот что пишет Адам Олеарий, который, будучи секретарём посольства, посланного шлезвиг-голштинским герцогом Фридрихом III к персидскому шаху, побывал в России в 1634 и 1636-1639 гг. «Вообще по всей России, вследствие плодородной почвы, провиант очень дешев, 2 копейки за курицу, 9 яиц получали мы за копейку.» А вот другая цитата из него же: «Так как пернатой дичи у них имеется громадное количество, то ее не считают такой редкостью и не ценят так, как у нас: глухарей, тетеревов и рябчиков разных пород, диких гусей и уток можно получать у крестьян за небольшую сумму денег».


Борис Кустодиев. Сельская ярмарка. 1920

Персиянин Орудж-бек Баят (Урух-бек), который в конце 16 века был в составе персидского посольства в Испанию, где обратился в христианство и стал именоваться Дон Хуан Персидский, даёт аналогичные свидетельства относительно дешевизны еды в России: «Мы пробыли в городе[Казани] восемь дней, причем нас так обильно угощали, что кушанья приходилось выбрасывать за окно. В этой стране нет бедняков, потому что съестные припасы столь дешевы, что люди выходят на дорогу отыскивать, кому бы их отдать».

А вот что пишет венецианский торговец и дипломат Барбаро Иосафат, в 1479 году побывавший в Москве: «Изобилие хлеба и мяса здесь так велико, что говядину продают не на вес, а по глазомеру. За один марк вы можете получить 4 фунта мяса, 70 куриц стоят червонец, и гусь не более 3 марок. Зимою привозят в Москву такое множество быков, свиней и других животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно купить до двухсот штук». Секретарь австрийского посла в России Гвариента Иоанн Корб, бывший в России в 1699 году, также отмечает дешевизну мяса: «Куропатки, утки и другие дикие птицы, которые составляют предмет удовольствия для многих народов и очень дороги у них, продаются здесь за небольшую цену, например, можно купить куропатку за две или за три копейки, да и прочие породы птиц приобретаются не за большую сумму». Соотечественник Корба, Адольф Лизек, состоявший секретарем при австрийских послах, бывших в Москве в 1675-м году, и вовсе отмечает, что «птиц так много, что жаворонков, скворцов и дроздов не едят».

В том же 17-веке в Германии проблему с мясом решали по-другому. Там за время Тридцатилетней войны(1618–1648) было уничтожено около сорока процентов населения. В результате дело дошло до того, что в Ганновере власти официально разрешили торговлю мясом людей, умерших от голода, а в некоторых областях Германии (христианской, между прочим, страны) было разрешено многоженство для восполнения людских потерь.

Однако, всё вышеописанное относится к периоду до 18 века, т.е. Московского царства. Посмотрим, что было в период Российской империи. Интересны записки Шарля-Жильбера Ромма, активного участника Великой французской революции. С 1779 по 1786 год он жил в России, в Санкт-Петербурге, где работал учителем и воспитателем графа Павла Александровича Строганова. Совершил три путешествия по России. Вот что он писал в 1781 году в своём письме Г. Дюбрёлю: (к сожалению, он не уточняет, о крестьянах какой именно области идёт речь).

«Крестьянин считается рабом, поскольку господин может его продать, обменять по своему усмотрению, но в целом их рабство предпочтительнее той свободы, коей пользуются наши земледельцы. Здесь каждый имеет земли больше, чем может обработать. Русский крестьянин, далекий от городской жизни, трудолюбив, весьма смекалист, гостеприимен, человечен и, как правило, живет в достатке. Когда он завершит заготовку на зиму всего необходимого для себя и своей скотины, он предается отдыху в избе (isba), если не приписан к какой-либо фабрике, каковых в этой области много, благодаря богатым рудникам, или если не отправляется в путешествие по своим делам или по делам господина. Если бы здесь были лучше известны ремесла, у крестьян было бы меньше времени для досуга в тот период, когда они не заняты сельским трудом. И господин, и раб получили бы себе от этого пользу, но ни те, ни другие не умеют рассчитывать свою выгоду, поскольку еще не достаточно прочувствовали необходимость ремесел. Здесь царит простота нравов и довольный вид никогда бы не покидал людей, если бы мелкие чинуши или крупные собственники не проявляли жадности и рвачества. Малочисленное население области во многом является причиной изобилия всего, что необходимо для жизни. Продовольствие стоит так дешево, что, получая два луидора, крестьянин живет весьма зажиточно».


Обратим внимание, что о том, русское «рабство» крестьян более предпочтительным, чем «свобода» французских пишет не кто-нибудь, а будущий активный участник Великой Французской революции, прошедшей под лозунгом «Свобода, равенство и братство». То есть у нас нет причин подозревать его в необъективности и пропаганде крепостного права.

Вот что он писал в одном из своих писем по поводу положения французских крестьян ещё до своего отъезда в Россию:

Повсюду, мой дорогой друг, и у стен Версаля, и за сто лье от него с крестьянами обращаются столь варварски, что это переворачивает всю душу чувствительному человеку. Можно даже сказать с полным на то основанием, что здесь их тиранят больше, чем в отдаленных провинциях. Считается, что присутствие сеньора должно способствовать уменьшению их бедствий, что, увидев их несчастья, эти господа должны постараться помочь с теми справиться. Таково мнение всех, у кого благородное сердце, но не придворных. Они ищут развлечения в охоте с таким пылом, что готовы пожертвовать для этого всем на свете. Все окрестности Парижа превращены в охотничьи заповедники, из-за чего несчастным [крестьянам] запрещается выпалывать на своих полях сорняки, которые душат их хлеб. Им разве что разрешено бодрствовать ночи напролет, выгоняя из своих виноградников разоряющих их оленей, но не дозволено ударить никого из этих оленей. Работник, согбенный в рабской покорности, часто понапрасну тратит свое время и умение, служа напудренным и вызолоченным идолам, которые безжалостно гонят его, если только он вздумает попросить плату за свой труд.

Речь идёт как раз про тех самых «свободных» французских крестьян, «свобода» которых, по мнению Ромма, хуже «рабства» русских крепостных.

А. С. Пушкин, обладавший глубоким умом и хорошо знавший русскую деревню, отмечал: «Фонвизин в конце XVIII в. путешествовавший по Франции, говорит, что, по чистой совести, судьба русского крестьянина показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. Верю… Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен (кроме как в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности усиливает и раздражает корыстолюбие владельцев)… Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак бедности».

Положение русского крепостного крестьянства было лучше не только французского, но и ирландского. Вот что писал в 1824 г. английский капитан Джон Кокрейн. «Безо всяких колебаний... говорю я, что положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии. В России изобилие продуктов, они хороши и дешевы, а в Ирландии их недостаток, они скверны и дороги, и лучшая их часть вывозится из второй страны, между тем как местные препятствия в первой приводят к тому, что они не стоят такого расхода. Здесь в каждой деревне можно найти хорошие, удобные бревенчатые дома, огромные стада разбросаны по необъятным пастбищам, и целый лес дров можно приобрести за гроши. Русский крестьянин может разбогатеть обыкновенным усердием и бережливостью, особенно в деревнях, расположенных между столицами». Напомним, что в 1741 г. голод унес в могилу одну пятую часть населения Ирландии — около 500 тыс. человек. Во время голода 1845-1849 гг. в Ирландии погибло от 500 тыс. до 1,5 млн. человек. Значительно увеличилась эмиграция (с 1846 по 1851 выехали 1,5 млн. чел.). В итоге, в 1841—1851 гг. население Ирландии сократилось на 30%. В дальнейшем Ирландия также быстро теряла население: если в 1841 г. численность населения составляла 8 млн 178 тыс. человек, то в 1901 г. — всего 4 млн 459 тыс.

Отдельно хотелось бы осветить жилищный вопрос:

«Те, чьи дома погибли от пожара, легко могут обзавестись новыми домами: за Белой стеной на особом рынке стоит много домов, частью сложенных, частью разобранных. Их можно купить и задешево доставить на место и сложить», - Адам Олеарий.

«Подле Скородума простирается обширнейшая площадь, на которой продается невероятное количество всякого леса: балок, досок, даже мостов и башен, срубленных уже и отделанных домов, которые без всякого затруднения после покупки и разборки их перевозятся куда угодно», - Яков Рейтенфельс, курляндский дворянин, пребывал в Москве с 1670 по 1673 год.

«Рынок этот находится на большой площади и представляет собой целую массу готовых деревянных домов самого разнообразного вида. Покупатель, являясь на рынок, объявляет, сколько хочет иметь комнат, присматривается к лесу и платит деньги. Со стороны покажется невероятным, каким образом можно купить дом, перевезти и поставить его в одну неделю, но не следует забывать, что здесь дома продаются совершенно готовыми срубами, так что ничего не стоит перевезти их и собрать вновь», - писал Уильям Кокс, английский путешественник и историк, дважды посетил Россию (в 1778-м и 1785 гг.). Другой английский путешественник, Роберт Бремнер, в своей книге «Экскурсии по России», изданной в 1839 г., писал, что «Есть области Шотландии, где народ ютится в домах, которые русский крестьянин сочтёт негодными для своей скотины».

А вот что писал русский путешественник и учёный Владимир Арсеньев про жилище крестьянина в своей книге «По Уссурийскому краю», в основу которой легли события его экспедиции по уссурийской тайге в 1906 году:

Внутри избы были две комнаты. В одной из них находились большая русская печь и около нее разные полки с посудой, закрытые занавесками, и начищенный медный рукомойник. Вдоль стен стояли две длинные скамьи; в углу деревянный стол, покрытый белой скатертью, а над столом божница со старинными образами, изображающими святых с большими головами, темными лицами и тонкими длинными руками.
..
Другая комната была просторнее. Тут у стены стояла большая кровать, завешенная ситцевым пологом. Под окнами опять тянулись скамьи. В углу, так же как и в первой комнате, стоял стол, покрытый самодельной скатертью. В простенке между окнами висели часы, а рядом с ними полка с большими старинными книгами в кожаных переплетах. В другом углу стояла ручная машина Зингера, около дверей на гвозде висела малокалиберная винтовка Маузера и бинокль Цейса. Во всем доме полы были чисто вымыты, потолки хорошо выструганы, стены как следует проконопачены.


Из всего вышеперечисленного видно, что, по свидетельству самих иностранцев, которые могли сравнивать быт простого народа как в России, так и в своих странах, и которым нет надобности приукрашивать российскую действительность, во время допетровской Руси, и во время Российской империи простой народ жил в целом не беднее, а зачастую и богаче, чем другие народы Европы.

Литература:
1. «Россия - это сама жизнь. Заметки иностранцев о России с XIV по XX век»
Издательство Сретенского монастыря, 2004 г.
2. А. Горянин. Мифы о России и дух нации, М., Pentagraphic, 2002
3. В. Мединский. О русском пьянстве, лени и жестокости. М. Олма, 2008
4. А.В. Чудинов О путешествии Жильбера Ромма в «Сибирь» (1781 г.): гипотезы и факты
5. Ричард Пайпс. Россия при старом режиме.

6. В.К.Арсеньев. По Уссурийскому краю. Дерсу Узала. М., Правда, 1983.


Просмотров: 144953



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 56
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
Страница 2 из 2
1  2  
Славянин 2011-06-04 18:18:32
Читать снизу вверх...
Даже Указ о пятилетнем сыске крестьян от 24 ноября 1597 года не отменял крестьянского «выхода» (то есть возможно уйти от землевладельца) и не прикреплял крестьян к земле. Этот акт лишь определял необходимость возврата сбежавшего крестьянина к прежнему землевладельцу, если уход состоялся в пятилетний срок до 1 сентября 1597 г. Указ говорит ТОЛЬКО о тех крестьянах, которые покидали своих землевладельцев «не в срок и без отказу» (то есть не в юрьев день).

И лишь Соборному Уложению от 1649 г. устанавливает бессрочную прикрепленность к земле (то есть невоможность крестьянского выхода) и крепость владельцу (то есть власть владельца над крестьянином, находящимся на его земле).

Однако, и согласно Соборному Уложению от 1649 г. владелец поместья не имеет право посягать на жизнь крестьянина и лишать его земельного участка. Допускается передача крестьянина от одного владельца к другому, однако и в этом случае крестьянин должен быть снова «посажен» на землю и наделён необходимым личным имуществом («животами»).
Славянин 2011-06-04 18:17:08
К Московскому государству...
Крестьянин был лично свободным и держал земельный участок по договору с владельцем поместья. Он обладал правом выхода или отказа; то есть правом уйти от землевладельца. Землевладелец не мог согнать крестьянина с земли перед жатвой, крестьянин не мог покинуть свой участок, не рассчитавшись с хозяином по окончании жатвы. Судебник Ивана III устанавливал однообразный срок для крестьянского выхода, когда обе стороны могли рассчитаться друг с другом. Это неделя до юрьева дня (26 ноября) и неделю, следующую за этим днём.

Вольный человек становился крестьянином с той минуты, как «наставлял соху» на тяглом участке (то есть начинал исполнять государственную обязанность по обработке земли) и переставал быть крестьянином, как только бросал земледелие и принимался за другое занятие.
Славянин 2011-06-04 18:14:53
В Киевской Руси и Новгородской республике несвободные крестьяне делились на смердов, закупов и холопов. По Русской Правде смерды были зависимыми крестьянами, которых судил князь, но которые владели земельными наделами, которые передавали по наследству сыновьям (если сыновей не было, то надел отходил князю). Штраф за убийство смерда был равен штрафу за убийство раба. В Новгородской республике большинство смердов были государственными крестьянами (обрабатывали государственную землю), хотя так же упоминаются княжеские, епископские и монастырские смерды. Они были крепостными - уходить с земли они не имели права. Закупы оставались в зависимости от феодала покуда не расплачивались за свой долг ему ("закуп"), после чего они становились лично свободными. Холопы были рабами.
Славянин 2011-06-04 18:13:48
В Московском государстве на рубеже XV и XVI вв. оформилась поместная система. Государство передавало поместье служилому человеку, который был обязан за это воинской службой. Развитие поместного дворянского войска было обусловлено непрерывными войнами, которое вело государство против Польши, Литвы и Швеции за возвращение исторических русских земель. Особую роль в увеличении дворянского войска играла оборона «украйн» от регулярных набегов Крымского ханства и Ногайской Орды: десятки тысяч дворян призывались каждый год на «береговую» (по Оке и Угре) и пограничную службу.
Максим 2011-05-10 21:25:15
Голову свою лечитеи глаза не забудьте
vasya 2011-04-24 20:40:17
вот кондомы!!! кто писал???? читайте внимательнее, что пишете-«Те, чьи дома погибли от пожара, легко могут обзавестись новыми домами: за Белой стеной на особом рынке стоит много домов, частью сложенных, частью разобранных. Их можно купить и ""задешево доставить"" на место и сложить», - Адам Олеарий. но не сказано ,что за дешево можно купить.А вот что писал русский путешественник и учёный Владимир Арсеньев про жилище крестьянина в своей книге «По Уссурийскому краю», в основу которой легли события его экспедиции по уссурийской тайге в 1906 году: у крестьянина ли он был-95% в россии были не грамотными"" кто читал книги в кожаных переплетах???"" "и целый лес дров можно приобрести за гроши".дрова не лес-дом не построишь! а как купить за гроши если рабам деньги не платили??думаю дальше не стоит писать0 уйню несете! по чьему заказу работали???
коля 2011-01-19 00:44:18
а все эти рассказы, романы, стихи о русском народе получается ложь?
я лучше буду верить нашим писателям и поэтам, чем автору данной статьи. Возможно, что у нас жратвы много и дешево было,нежели в странах Европы. Но это это объясняется наличием у русского народа обширных земель и ресурсов. И возможно иностранцам "показывали" только зажиточных крестьян может быть и государственных.
владимир 2010-12-13 10:54:13
Я гордился своей страной- Советским Союзом,а его уничтожили.Это преступление.
Преступников надо судить. Программа "Суд времени"-это суд народа. Сделают ли выводы наши правители?
Достоянием россиян стал секретный материал, в котором как в зеркале отражаются происходящие процессы в нашем государстве. Это директива Алена Даллеса, бывшего директора ЦРУ и руководителя политической разведки США, так называемая «Американская доктрина борьбы против СССР», составленная еще в 1945 году. Читайте у Мухина Ю.И.
Валерий 2010-10-06 23:05:50
Вот жили мы под руководством собственного народа и было все неплохо, а потом то немцы, то евреи,теперь кавказцы и все грабят и грабят.Надо все срочно исправлять, вот единственный вывод
Администрация 2010-05-09 19:32:46
Какая странная у людей бывает логика. Нигде у нас в статье такого вывода, который придумал васёк, не делается.
васёк 2010-05-09 13:41:53
Фашистов и их прихвостней,говорящих, что русским хорошо бы быть рабами, надо давить!!!

Дмитрию, огромное спасибо. Поставил на место гадов!
Дмитрий 2010-02-25 21:57:37
И напоследок. Я не путаю, как вы изволили выразиться "тёплое с мягким", и раз уж пишете в статье про то, что "Крестьянин считается рабом, поскольку господин может его продать, обменять по своему усмотрению…", значит это именно об уровне личных свобод, а не только о благосостоянии.
Про ваше: "Да, и "Постороенные на костях Петербург", о котором вы тут упомянули - тоже миф"
http://statehistory.ru/5/Mif-o-postroennom-na-kostyakh-Peterburge/ напишу в соответствующей теме, а то что-то у нас мифов развелось дальше некуда, а вот с аргументами у вас весьма слабовато.
Дмитрий 2010-02-25 21:57:16
Пушкин: " Помещик, описанный Радищевым, привел мне на память другого, бывшего мне знакомого лет 15 тому назад. Молодой мой образ мыслей и пылкость тогдашних чувствований отвратили меня от него и помешали мне изучить один из самых замечательных характеров, которые удалось мне встретить… Он был тиран, но тиран по системе и по убеждению, с целию, к которой двигался он с силою души необыкновенной и с презрением к человечеству, которого не думал и скрывать. Сделавшись помещиком двух тысяч душ, он нашел своих крестьян, как говорится, избалованными слабым и беспечным своим предшественником. Первым старанием его было общее и совершенное разорение. Он немедленно приступил к совершению своего предположения и в три года привел крестьян в жестокое положение. Крестьянин не имел никакой собственности — он пахал барскою сохою, запряженной барскою клячею, скот его был весь продан, он садился за спартанскую трапезу на барском дворе; дома не имел он ни штей, ни хлеба. Одежда, обувь выдавались ему от господина, — словом, статья Радищева кажется картиною хозяйства моего помещика. Как бы вы думали? Мучитель имел виды филантропические. Приучив своих крестьян к нужде, терпению и труду, он думал постепенно их обогатить, возвратить им их собственность, даровать им права! Судьба не позволила ему исполнить его предначертания. Он был убит своими крестьянами во время пожара."
Образ Салтычихи стал уже хрестоматийным описанием самодурства и садизма, а сколько ещё таких "салтычих" обоего полу творили расправу над русскими крепостными мы можем только догадываться.
Дмитрий 2010-02-25 21:55:45
И еще о "нетягостных повинностях":
Радищев: " Некто, … удалился из столицы, приобрел небольшую деревню, например во сто или в двести душ, определил себя искать прибытка в земледелии. Не сам он себя определял к сохе, но вознамерился наидействительнейшим образом всевозможное сделать употребление естественных сил своих крестьян, прилагая оные к обработыванию земли. Способом к сему надежнейшим почел он уподобить крестьян своих орудиям, ни воли, ни побуждения не имеющим…. Для достижения своея цели он ОТНЯЛ у них малый удел пашни и сенных покосов, которые им на необходимое пропитание дают обыкновенно дворяне, яко в воздаяние за все принужденные работы, которые они от крестьян требуют. Словом, сей дворянин Некто всех крестьян, жен их и детей заставил во все дни года работать на себя. А дабы они не умирали с голоду, то выдавал он им определенное количество хлеба, под именем месячины известное. Те, которые не имели семейств, месячины не получали, а по обыкновению лакедемонян пировали вместе на господском дворе, употребляя для соблюдения желудка в мясоед пустые шти, а в посты и постные дни хлеб с квасом. Истинные розговины бывали разве на святой неделе.
Таковым урядникам производилася также приличная и соразмерная их состоянию одежда. Обувь для зимы, то есть лапти, делали они сами; онучи получали от господина своего; а летом ходили босы. Следственно, у таковых узников не было ни коровы, ни лошади, ни овцы, ни барана. Дозволение держать их господин у них не отымал, но способы к тому. Кто был позажиточнее, кто был умереннее в пище, тот держал несколько птиц, которых господин иногда бирал себе, платя за них цену по своей воле."
Дмитрий 2010-02-25 21:53:34
Вернемся к судьбе русского крепостного.
Радищев: " Публикуется: "Сего ... дня пополуночи в 10 часов, по определению уездного суда или городского магистрата, продаваться будет с публичного торга отставного капитана Г... недвижимое имение, дом, состоящий в ... части, под №... и при нем шесть душ мужеского и женского полу; продажа будет при оном доме. Желающие могут осмотреть заблаговременно".
Пушкин на это: " Следует картина, ужасная тем, что она ПРАВДОПОДОБНА. Не стану теряться вслед за Радищевым в его надутых, но искренних мечтаниях... с которым на сей раз СОГЛАШАЮСЬ поневоле..."
Рекрутский набор. Во всех странах это был далеко не подарок, но только в России в рекруты ПРОДАВАЛИ: " Три тысячи скопил он дома лет в десяток
Не хлебом, не скотом, не выводом теляток,
Но кстати в рекруты торгуючи людьми."
И то, порой бывало, что солдатская доля была большим благом, чем житие в ярме. Радищев: " Трудна солдатская жизнь, но лучше петли. Хорошо бы и то, когда бы тем и конец был, но умирать томною смертию, под батожьем, под кошками, в кандалах, в погребе, нагу, босу, алчущу, жаждущу, при всегдашнем поругании; государь мой, хотя холопей считаете вы своим имением, НЕРЕДКО ХУЖЕ СКОТОВ, но, к несчастию их горчайшему, они чувствительности не лишены. Вам удивительно, вижу я, слышать таковые слова в устах крестьянина; но слышав их, для чего не удивляетесь жестокосердию своей собратии, дворян".
Дмитрий 2010-02-25 21:36:37
Вы мне указываете, что " с поэзией в качестве аргумента надо быть осторожнее. И с Пушкиным тоже. "
Причём здесь поэзия в качестве аргумента? Разве вам не знакома поговорка, что "устами младенца глаголет истина"? Пушкин написал свою "Деревню" будучи совсем ещё молодым человеком, всего-то 19-ти лет. Он описал то, что увидел его чистый и по-юношески наивный взгляд, ещё не подвластный доводам холодного разума взрослого человека, на собственном опыте понимающего, что можно говорить, а когда лучше и безопаснее промолчать. На это поэт прямо указывает в своей статье, посвящённой Радищеву: " Время изменяет человека как в физическом, так и в духовном отношении. Муж, со вздохом иль с улыбкою, отвергает мечты, волновавшие юношу. Моложавые мысли, как и моложавое лицо, всегда имеют что-то странное и смешное. Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыты для него не существуют. " (ПСС.т.6)
Пушкин, сам переживший опалу и ссылки за свою "звезду пленительного счастья", ставший к тому времени отцом семейства, и принятый на службу ко Двору просто стал проявлять осмотрительность и воздержанность в своих высказываниях, поэтому его поздние публикации следует читать, как говорится "между строк": "Он (Радищев) как будто старается раздражить верховную власть своим горьким злоречием; не лучше ли было бы указать на благо, которое она в состоянии сотворить? Он поносит власть господ как явное беззаконие; не лучше ли было представить правительству и умным помещикам способы к постепенному улучшению состояния крестьян; он злится на ценсуру; не лучше ли было потолковать о правилах, коими должен руководствоваться законодатель, дабы с одной стороны сословие писателей не было притеснено и мысль, священный дар божий, не была рабой и жертвою бессмысленной и своенравной управы…"
Дмитрий 2010-02-25 21:32:17
Читайте снизу вверх.
Уважаемая, "Администрация". Вот с цитатами как раз и нужно быть осторожнее. Ваша – всего лишь отредактированная вырезка из рецензии Пушкина (которая, представляет собой некий, с оттенком горечи, пародийный памфлет) на книгу Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790г.). То, на что вы ссылаетесь в цитате, в первоначальной редакции было представлено в виде диалога с заезжим англичанином, в уста которого и вложены слова про " Повинности … Подушную … барщину… оброк … ". Смысл сказанного в том, что заезжий человек, знакомый с общими правилами, но не знающий ни языка, ни реальной действительности плохо себе представляет, что же происходит на самом деле.
Далее, Фонвизин путешествовал по Франции за 20-ть! лет до рождения Пушкина и за 10-ть до Великой Французской революции, подготовка к которой шла полным ходом. Чтобы разжечь ее пожар масоны специально доводили народ до крайней черты. Возможно поэтому Фонвизину и "ПОКАЗАЛАСЬ" более "счастливой" судьба русского крестьянина.
Пушкин же написал своё "Путешествие из Москвы в Петербург" в 1834г., то есть более полувека спустя, когда во Франции уже успела сформироваться и рухнуть Империя, и сложились совсем уже другие общественные отношения. Недаром там же он пишет: "Все это, конечно, переменилось, и я полагаю, что французский земледелец ныне счастливее русского крестьянина.
Однако строки Радищева навели на меня уныние. Я думал о судьбе русского крестьянина.
К тому ж подушное, боярщина, оброк—
И выдался ль когда на свете
Хотя один мне радостный денек?.."
Администрация 2010-02-11 19:22:30
Дмитрий, с поэзией в качестве аргумента надо быть осторожнее. И с Пушкиным тоже.
В нашей статье же приводится цитата из него

"А. С. Пушкин, обладавший глубоким умом и хорошо знавший русскую деревню, отмечал: «Фонвизин в конце XVIII в. путешествовавший по Франции, говорит, что, по чистой совести, судьба русского крестьянина показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. Верю… Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен (кроме как в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности усиливает и раздражает корыстолюбие владельцев)… Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак бедности»."

И вообще - у нас статья не про уровень личных свобод, а про уровень благосостояния. Не путайте тёплое с мягким.

Да, и "Постороенные на костях Петербург", о котором вы тут упомянули - тоже миф
http://statehistory.ru/5/Mif-o-postroennom-na-kostyakh-Peterburge/
Дмитрий 2010-01-13 23:14:03
Господа \"хорошие\", вы явно больны на голову. Вам пишут бредятину о том, что \"... их рабство предпочтительнее той свободы, коей пользуются наши земледельцы\"... Пусть о \"предпочтительности\" напишет тот, кто лично примеривал на себя рабское ярмо. Живых людей, божьи души, таких же как и вы продавали, покупали, семьями и порознь, меняли на собак!
\"Положение русского крепостного крестьянства было лучше не только французского, но и ирландского\". - Ах, е.. вашу мать, рабы в России имели больше жратвы, чем жители маленького островка без ресурсов. А вот современные китайцы, которые делают своё экономическое \"чудо\" вообще работают за еду. Что ж, давайте скажем, что нынешний россиянин живет лучше, чем его китайский собрат. Но разве в нынешней России достойная жизнь?
Свидетельства путешественников достойны веры? Надо жить этой жизнью, а не проезжать мимо \"потёмкинских\" деревень.
Ещё и Пушкина приплели. Читайте уж, митрофаны, его \"Деревню\" 1818г.:

\"...Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов...\"

И Петербург построен на костях согнанных туда крепостных людей. Да что там... \"Мифы\" о \"хорошей\" жизни русских крепостных, из ваших голов хорошо излечиваются кнутом на барской конюшне.
Николай 2009-12-07 16:47:40
Круто! Вот только правительству невыгодно это раскрывать, а то оборзеем!
Максим 2009-11-17 14:56:03
Да интересно, понятно почему СССР поддерживал такой миф: чтобы граждане думали, что имеют гораздо больше предков, да и такой миф оправдывал все перемены. Ещё в свое время читал у Дюма про Петербург, "Учитель Фехтования", книжка художественная, но реальная, очень много восторга у Дюма от России.
Вася 2009-10-30 15:13:28
А власти то скрывают!
X