По единому наряду (к вопросу об оплате труда рабочих бригад)

А. Уржунцев, бригадир завода химического машиностроения (Алексеевка, Белгородская область) в своей статье "По единому наряду"("Социалистическая индустрия", 30 апреля 1980 г.) рассуждает о вопросах оплаты труда рабочих бригад.

---
Наш Алексеевский завод химического машиностроения — по существу ровесник десятой пятилетки. И со дня пуска в некоторых цехах, например в котельно-сварочном, были созданы комплексные бригады. Просуществовали они недолго — года два. А потом руководство цеха затеяло реорганизацию. Рассуждали так: поскольку выгоды специализации известны, и бригады надо специализировать!

Реорганизация прошла без особых треволнений. Кому-то из рабочих она не понравилась, кому-то показалась правильной, а большинству было безразлично: ведь с людьми не советовались, мнения их не спрашивали.

Прошло немного времени, и полезли наружу непредвиденные последствия. Если прежде всякие заторы устранялись усилиями самой комплексной бригады — надо было сдавать готовые детали, а не швы или отверстия! — то теперь половодье мелких забот хлынуло на цеховое руководство и затопило его. Цех быстро скатился в отстающие.

1978 год был для завода тяжелым: план резко возрос, выпуск новой продукции начался почти без всякой технической подготовки. Субботы и воскресенья стали рабочими днями. Казалось, выхода нет. И тут возникла идея попробовать бригадный подряд. Точнее, его «калужский вариант». Отпустили в Калугу заместителя начальника нашего цеха Н. Рангульта и меня. На турбинный мы не попали, но со знатоками метода познакомились, потолковали, они нас снабдили дельными материалами. Вскоре съездили туда еще раз, уже представительной делегацией.

Очень полезной была поездка. Мы и знаниями вооружились, и уверенность возросла: надо создавать бригады, работающие по единому наряду, на комплектную продукцию. Оптимизм рождало и другое: новшество никто не навязывал, его не «внедряли» в приказном порядке в неподготовленном коллективе. Мы сами, рабочие, его добивались.

За что взялась первая комплектная бригада? За расшивку одного из самых «узких» мест — изготовление, сборку и испытание предохранительного клапана: до 70 процентов этих клапанов шло в брак — рассыпные детали не хотели стыковаться. Но в каком составе быть бригаде? Как оплачивать труд? Никаких нормативных документов еще не было. А нам не терпелось начать по-новому. Договорились так: бригада из 12 человек. Заработаем деньги, а тогда и поделим.

В первый же месяц изготовили и сдали 320 клапанов, причем в брак ушло только шесть или семь штук. Разве не вдохновит такое начало? Радовались все, а больше всего начальник цеха А. Штень: ведь он пошел на риск, дав «добро» нашей бригаде. Успех окрылил, и тут же родилась вторая комплектная бригада — по изготовлению редукторов. И снова дело пошло! Число бригад стало быстро расти. Через полгода практически все станочники цеха трудились побригадно...

Первый заработок поделили на глазок, а не по твердому мерилу — коэффициенту трудового участия. Не было у нас его. Второй—тоже. Теперь вроде бы отладилось, но раздумья возникают.

Возьмем тот же коэффициент трудового участия. Нынче он на заводе учрежден. И мы, бригадиры, должны проставлять его против каждой фамилии в наряде. Но делали это не ежедневно или хотя бы еженедельно, а раз в месяц, когда многое забудется или сгладится. Чего греха таить: как-то не горю желанием каждый день нарываться на конфликт. В то же время чувствую, что снижается эффект объективности и воспитательности этого коэффициента.

Думается, наш коэффициент — видимость, оболочка, а ядрышко — это просто усредненная норма, установленная индивидуально для каждого. Скажем, мне, токарю, на чистовой обработке корпуса полагается сдавать в смену десять штук. Грише Бережному, нашему самому молодому токарю, на первичной обработке корпуса — тридцать штук. А более опытному Алексею Куксе на той же первичной операции — сорок штук. Вот эти-то цифры у нас и предстают потом в виде коэффициента трудового участия. Смысл же его не в этом, а в том, чтобы шире, или, как говорят, комплексно, с наибольшей справедливостью, оценить весь вклад каждого члена бригады. Видимо, не проникли мы, бригадиры, да и руководство завода, общественные организации в суть коэффициента.

Другая проблема—этакое, я бы сказал, легкое отношение к самым комплектным бригадам. Помнится, через два месяца работы по единому наряду мы стали сдавать уже до 500 предохранительных клапанов. И вдруг — команда: прекратить их изготовление, перейти на россыпь деталей, потому что клапаны какое-то время завод будет получать по кооперации.

В бригаде, конечно, шум, недовольство. Оказывается, когда бригады еще не было, а клапаны были «узким» местом, руководство завода договорилось об изготовлении партии этих деталей на стороне. А тут бригада набрала темп. Но никто не подумал, чтобы остановить маховик кооперации. Решили, что проще разобраться со своими. Но бригада — живые люди, да еще первые, удачно начавшие работать по-новому. С великим трудом утряслось. А трудности остались: то проволоки для пружин нет, то нужного металла для корпусов, то требовалось увеличить выпуск запчастей. И так — не в одной бригаде, не только в нашем цехе... Разве верно эти прорехи возмещать за счет тех, кто может и хочет сделать больше и лучше?

А сколько хлопот доставляет нам ремонтная служба! Наше счастье, что станочный парк на заводе новый. Но и то поломки случаются. Вот недавний случай. В одном станке вдруг потекло масло. Чуть не полсмены искали дежурного слесаря. Говорят, что надо вести журнал учета вызовов — тогда все уладится. Может быть. Но не худо бы подумать, как «привязать» ремонтника к работе на комплект, чтобы у него тоже голова болела за конечную продукцию.

Разговаривал я на эту тему с нашим директором. Ярема Владимирович Сливка близко принимает бригадные заботы, думает о них. Вот и тут предложил: а если два-три члена бригады овладеют смежной профессией слесаря-ремонтника, чтобы безотлагательно устранять текущие неполадки? Конечно, можно и так. Ведь простой станка оборачивается куда большим злом, чем отвлечение члена бригады на текущий ремонт. А не будет ли это первым шагом к самообеспечивающимся бригадам? Придется подумать об оплате труда такого токаря-ремонтника, о введении нового элемента в коэффициент трудового участия, о взаимоотношениях с ремонтной, да и другими службами.

Вот, к примеру, инструментальщики. Кое-кто считает, что их повременно-премиальную систему следует сохранить. А я думаю по-другому: опять-таки надо «привязать» их к комплектной продукции. В идеале мне видятся бригады инструментальщиков, изготавливающие комплекты специнструмента и оснастки, с оплатой по конечно-цеховой или заводской продукции.

Перечитал я заметки и вижу: не обо всем важном сказал. Пока не выяснено у нас, какую часть заработка распределять по коэффициенту трудового участия: весь ли приработок и премию или только премию? Сам я сторонник «калужского варианта». Но вот что заметил: не стимулируется повышение квалификации. Не потому ли и прибегаем к условным усредненным разрядам при определении этого коэффициента? Не правильнее ли распределять только премию?

А как и кого, скажем, наказывать за брак, порчу инструмента или нарушение техники безопасности — конкретного виновника или бригаду? Правда, бригадная обстановка подействовала благотворно, грубых нарушений нет. Мелкие — все же случаются. Меры мы принимаем. Но каким, в принципе, должен быть подход?

Да, много еще важных бригадных мелочей, из которых и складывается наша повседневная жизнь, которые помогают или, напротив, затрудняют шлифовку новых отношении, одинаково полезных каждому из нас, цеху, заводу, стране. И разбираться в них надо сообща, не доморощенными методами и средствами. Очень нам нужна помощь специалистов, ученых. Подрядные бригады ждут дельных предложений, которые помогут повысить эффективность и качество нашего труда.

А. УРЖУНЦЕВ,

бригадир завода химического машиностроения.

АЛЕКСЕЕВКА,
Белгородская область


Просмотров: 7907



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий: