Винтовки

Нормы снабжения и запасы винтовок к началу войны. Общая потребность армии в винтовках исчислялась ГАУ по данным: мобилизационного расписания 1910 г., определявшего состав и численность армии при переведении ее на военное положение; штатов и табелей вооружения войсковых частей; норм запасов винтовок.

Указанные данные устанавливались ГУГШ, за исключением табелей вооружения, которые составлялись ГАУ и представлялись на утверждение военного совета.

Было установлено шесть категорий норм запасов, которые в общем назывались «мобилизационным запасом», а именно: десятипроцентный (10%); пятипроцентный (5%); крепостной; второй комплект запасных батальонов; учреждений, формируемых в военное время; государственного ополчения.

Количество винтовок и револьверов, какое положено было содержать в общем в войсках и мобилизационном запасе и какое оказалось фактически к началу мировой войны, показано в табл. 45.

Таблица 45

Название оружия Положено содержать Состояло к 20 августа 1914 г. + или —
3-лин. винтовки:      
пехотные 3270370 3306505 + 36185
драгунские 464405 530898 + 66493
казачьи 189598 200622 + 11024555
карабины 286259 118657  — 167602
Итого 4210582 4156682  — 53900
Сверх того состояло 3-лин. винтовок, требующих исправления:      
пехотных  — 120572 + 120572
драгунских  — 9374 + 9374
казачьих  — 3772 + 3772
Всего 3-лин. винтовок 4210582 4290400 + 79818
4,2-лин. берданки 348421 363019 + 13598
Револьверы Нагана 436210 424434  — 11776

Кроме винтовок, показанных в табл. 45, положено было содержать в запасе и в действительности состояло к 1912 г. 262500 черновых винтовочных стволов, а к 1910 г. состояло в излишке против положенной нормы 400000 исправных берданок и к ним достаточно патронов.

По мнению ГУГШ наличием винтовок покрывалась в полной мере потребность в них армии. Поэтому по представлению образованной при ГУГШ комиссии о распределении мобилизационных запасов, утвержденному военным министром 2 (15) декабря 1910 г., состоявшие в излишке 400000 берданок были обращены в охотничьи ружья или в лом металла, чтобы, как на этом настаивал представитель государственного контроля, «не загромождать бесполезно и без того обремененные артиллерийские склады» и кстати не расходовать деньги на смазку и чистку излишних винтовок.

Мало того, по представлению ГУГШ, считавшего наличие винтовок в избытке, военный министр генерал Сухомлинов распорядился:

а) в том же 1910 г. сократить мобилизационный запас на 338897 3-лин. винтовок;

б) в 1912 г. сократить запас черновых стволов винтовок до 100000 и отпустить Болгарии 3-лин. винтовок 50000 и берданок 25000;

в) в 1913 г. отпустить монгольскому правительству 10000 3-лин. винтовок;

г) в 1914 г. перед началом войны отпустить сербскому правительству 120000 3-лин. винтовок.

Между тем никакого избытка винтовок не было. Напротив, по окончании первой мобилизации в августе 1914 г. оказался недостаток около 300000 винтовок, так как ГУГШ неправильно исчислило потребность в них: потребность определялась в 4559000 винтовок, а численность армии по приведении ее на военное положение в начале августа 1914 г., на вооружение которой потребовались винтовки, равнялась не менее как 4900000 солдат. Тогда же мобилизационный запас винтовок, предназначаемый для пополнения убыли их во время войны, был полностью израсходован выдачей винтовок на вооружение солдат, призванных из запаса.

ГУГШ рассчитывало, что убыль винтовок во время войны будет пополняться текущей работой русских оружейных заводов, на которых, по предположению ГУГШ, «в случае войны возможна была выработка до 2000 винтовок в день». Как увидим ниже, такое предположение не оправдалось, по крайней мере в первые несколько месяцев войны, не говоря уже о том, что ежедневная убыль винтовок во время войны во много раз превышала предположительную556.

Потребность в винтовках, определившаяся во время войны557. С сентября 1914 г. стало нехватать винтовок для направляемых и действующую армию команд пополнения, для призываемых ратников ополчения и новобранцев.

К ноябрю 1914 г. обнаружился недостаток в 870000 винтовок и пришлось отправлять в армию маршевые роты пополнения лишь с 50% и даже с 25% винтовок.

Недостаток винтовок в действующей армии возрастал с каждым месяцем войны. В июне 1915 г. из ставки верховного главнокомандующего телеграфировали начальнику ГАУ, что «положение с винтовками становится критическим: совершенно невозможно укомплектовать части ввиду полного отсутствия винтовок в запасе армии и прибытия маршевых рот невооруженными». В начале сентября того же 1915 г. ежемесячные потери в действующей армии достигли 200000 винтовок и на пополнение убыли требовалось 2000000 винтовок.

В общем, в действительности за три года войны потребовалось до 17700000 винтовок, в том числе:

на вооружение армии по окончании ее мобилизации около 5 миллионов;

для последующих призывов во время войны — около 5,5 миллионов;

для пополнения убыли по 200000 в месяц в течение трех лет войны — около 7,2 миллиона.

Согласно же мобилизационному расписанию 1910 г., считалось достаточным иметь на три года войны около 6600000 винтовок, в том числе:

на вооружение армии по окончании ее мобилизации — около 4,5 миллиона;

для пополнения убыли в течение трех лет войны, считая по 700000 винтовок в год, — около 2,1 миллиона.

Таким образом, ошибка мобилизационного предположения выразилась приблизительно в 11 миллионов винтовок (или около 166%).

На 1917 г. ставкой была установлена потребность в винтовках единовременная (для новых формирований и пополнения до штата, а также для образования годового запаса) в 800000, в том числе русских винтовок 650000 и японских 150000, и ежемесячная (для удовлетворения текущих нужд армии) в 200000, т. е. всего на один только 1917 г. потребность в винтовках определялась:

Ежемесячная 200000 х 12 = 2400000 винтовок
Единовременная, русских 650000 винтовок
Единовременная, японских 150000 винтовок
Итого 3200000 винтовок

554 А. А. Маниковский, Боевое снабжение русской армии в мировую войну, изд. 2-е, т. I, ГВИЗ, 1930 г. Е. З. Барсуков, Работа промышленности на боевое снабжение русской армии в мировую войну, изд. штаба РККА, 1928 г.

555 Недостаток карабинов падал главным образом на артиллерию.

556 ЦГВИА, личный архив Барсукова. Свод сведений, собранных для верховной следственной комиссии, учрежденной 25. VII 1915 г. О численном составе войск, ружьях, пулеметах и патронах к ним.

557 Там же.

<< Назад   Вперёд>>  

Просмотров: 2820

X