Большевики в Иране: Гилянская Советская Социалистическая Республика
Антишахские восстания в Иране после Первой мировой войны
После Первой мировой войны самые значительные территориальные приобретения достались Британской империи. На базе англо-иранского соглашения 1919 г. Великобритания попыталась установить свой протекторат и в Иране. Однако замысел не удался: иностранные требования вызвали в Иране волну патриотических и антибританских выступлений, особенно в районе Тегерана и северных областях страны.
Первое крупное организованное восстание против проанглийской политики шаха и правительства возникло в 1920 г. в Иранском Азербайджане, в г. Тебриз. Его возглавил лидер демократической партии шейх Мохаммед Хиябани. Хиябанисты захватили власть в Тебризе, изгнав представителей шаха. Несмотря на то, что движение Хиябани не имело особой поддержки ни внутри страны, ни за ее пределами, в совокупности с другими восстаниями оно создало серьезные препятствия для утверждения англо-иранского соглашения 1919 г., а также вызвало отставку правительства.
Одновременно с Тебризским восстанием, в конце 1919 – начале 1920 гг. усилилось движение дженгели в провинции Гилян. Название движения происходит от персидского слова «дженгель» - лес, так как основные базы движения находились в лесах Гиляна. Руководитель движения мирза Кучек Хан провозгласил своей главной целью освобождение иранского народа от иностранного влияния.
Летом 1917 г. Кучек Хан и его единомышленники создали политическую организацию «Эттехад-е ислам» («Исламский союз»). Помощь организации оказало младотурецкое правительство. Дженгелийцы получили из Турции офицеров-инструкторов, огнестрельное оружие, боеприпасы и военное снаряжение. К 1920 г. Кучек Хан распространил свое влияние на некоторые области Талыша, Мазендарана и Астрабада, а также выпустил политическую программу просоциалистического характера.
25 января 1920 г. командующий Туркестанским фронтом М. Фрунзе в телеграмме на имя председателя РВСР Л. Троцкого сообщил о предстоявшей организации революционных войск «на территории Персии и Индии» и просил ускорить высылку оружия для фронта [1].
Вероятно, Кучек Хан имел какие-то связи с большевиками еще до советской операции в Энзели. Накануне высадки советского десанта 18 мая 1920 г. в Энзели посланник от большевиков прибыл в штаб-квартиру дженгелийского движения, расположенную в лесах Гиляна. Он сообщил Кучек-хану о том, что советские войска скоро высадятся в Астаре, на северо-западе иранского побережья Каспийского моря.
У иранских историков нет единого мнения, почему большевики решили предупредить Кучек-хана о своих планах. Вероятно, между лидером дженгелийского движения и Ленкораньским Комитетом коммунистической партии существовало какое-то соглашение.
Договор с большевиками
Кучек Хан не сразу одобрил идею сотрудничества с большевиками, несмотря на уговоры своего самого близкого соратника Эхсануллы Хана. Эхсанулла убеждал Кучек Хана, что нужно присоединиться к большевикам как можно скорее, выступить в поход против Тегерана и с их помощью свергнуть шахское правительство, пока время на стороне повстанцев [2]. Однако Кучек Хан хотел лучше узнать намерения большевиков, чтобы их помощь не оказалась прикрытием вторжения и захвата Ирана.
18 мая 1920 г. Кучек Хан подписал декларацию, объявив жителям Гиляна, что первоочередными приоритетами дженгелийского движения являются благополучие граждан Ирана, независимость и процветание страны, освобождение от ярма захватчиков. Таким образом он попытался уменьшить нарастающее недовольство населения по поводу активной пропаганды большевиков в Энзели.
Вскоре Кучек Хан получил письмо от адмирала Раскольникова, командующего советским флотом в Энзели, сообщающее о намерениях большевиков: «Дорогой товарищ Мирза Кучек Хан! Советской России давно известно о твоих подвигах в деле освобождения некогда великого и могущественного персидского народа от английского ига… Мы считаем своим долгом поставить тебя в известность о целях нашего прихода в Энзели. Мы пришли сюда не в качестве завоевателей и не для того, чтобы вместо английского ярма наложить на исстрадавшуюся Персию новое русское ярмо… Это послужило поводом для того, чтобы написать тебе письмо и узнать твое мнение, ибо для Советской России только твое мнение по данному вопросу может иметь решающее значение. Мы готовы всеми силами помочь персидскому народу избавиться от английского ига» [3]
23 мая 1920 г. на пароходе «Курск» недалеко от порта Энзели прошли секретные переговоры Раскольникова и Орджоникидзе с Кучек Ханом. В результате этих переговоров большевики пришли к выводу, что Кучек Хан – идейный коммунист [1], и уполномочили его возглавить Советскую власть в Гиляне. Тем не менее, сам Кучек Хан подчеркивал, что его основная цель состояла в освобождении Ирана от иностранных захватчиков, в первую очередь англичан. Он не разделял до конца коммунистические идеалы большевиков, что подтверждалось достигнутым в результате соглашением.
Соглашение между большевиками и Кучек Ханом содержало следующие пункты:
1. Коммунистические принципы относительно права собственности не будут применяться, запрещалась пропаганда коммунизма в Гиляне.
2. Будет установлен временный революционный режим республики.
3. После взятия Тегерана народ должен сам выбрать политический режим с помощью конституционного собрания.
4. Советское правительство не будет вмешиваться в дела революционного правления.
5. Без разрешения революционного правления советским войскам запрещено вступать на территорию Ирана, кроме 2000 военных, которые уже находятся в стране.
6. Революционное правление оплачивает содержание армии, находящейся в Иране.
7. Любое вооружение, запрошенное революционным правительством, доставляется против платежа.
8. Иранские товары, конфискованные в Баку, должны быть переданы революционному правлению.
9. Все российские торговые предприятия в Иране должны быть переданы революционному правлению [2].
Создание Персидской Советской Республики
Флаг Персидской Советской Республики
Кучек Хан приступил к организации временного правительства. 4 июня 1920 г. Кучек Хан занял Решт, где в это время находились англичане. Англичанам пришлось спешно эвакуироваться, так как население Решта встретило лидера дженгелийцев с небывалым энтузиазмом. На следующий день после занятия города Красный Революционный комитет организовал Совнарком, состоящий из советских большевиков, и опубликовал декрет, объявляющий Персию Советской Республикой.
27 июня 1920 г.
Еще через несколько дней начал работу РВС Персидской республики. Председателем стал Кучек Хан, Главкомом – Эхсанулла, членами – Мозаффар-Заде, Хасан Ильяни и Кожанов.
В то же время, в Энзели продолжались коммунистические агитации под руководством тов. Абукова, несмотря на приказ Раскольникова и Орджоникидзе об их прекращении. Совнарком был засыпан жалобами от жителей города на агитационные действия. В Энзели создалось многовластие. С одной стороны – коммунистический комитет «Адалят», с другой стороны – образованный населением комитет «Свобода Ирана». Обе организации вооружались и жаловались друг на друга.
Чтобы прекратить разногласия, в Энзели был созван съезд Коммунистической партии. Для успешного хода персидской революции партию «Адалят» переименовали в партию иранских коммунистов с лозунгом «Долой англичан и продавшееся им шахское правительство»[1].
Постепенно становилось ясно, что, несмотря на свои заверения, большевики не собирались покидать Иран. 23 июня 1920 г. в Реште на I съезде Иранской компартии руководителем был избран А. Султанзаде, известный своими левыми взглядами. Султанзаде призывал к поддержке чисто коммунистического движения в Персии, в противовес национально-демократическим принципам Кучек Хана. Однако коммунистические идеалы по-прежнему были слишком чужды национальным традициям Ирана и не встречали широкой поддержки населения. Более того, форсированный «экспорт революции» только навредил коммунистическому движению Персии.
Б. Абуков и другие левые деятели заговорили о том, что компартия как можно скорее должна стать во главе революционного движения и занять руководящее положение в стране. Такие заявления грубо нарушали договоренности с Кучек Ханом, и лидер дженгелийского движения осознал, что руководство Иранской Коммунистической партии готовится к перевороту против него.
Внутренние разногласия и отстранение от власти Кучек Хана
19 июля Кучек Хан ушел вглубь гилянских лесов, в Фумен, где ранее располагалась его база. 30 июля в Реште состоялось заседание ЦК Иранской компартии, где было принято решение о необходимости свержения власти Кучек Хана и его соратников. Из Баку на заседание прибыл А. Микоян. После в своем докладе о текущем положении дел он также написал, что Иранская компартия должна занять власть в Иране [1].
Из советских военнослужащих, которые участвовали в операции по захвату Энзели в мае 1920 г., Ф. Раскольников сформировал Персидскую Красную армию. В ночь на 31 июля 1920 г. в Реште части Персидской Красной армии приступили к вооруженному выступлению против остававшихся в городе отрядов Кучек Хана, а также против его сторонников. Было убито и арестовано несколько десятков верных Кучек Хану повстанцев, политических деятелей и чиновников.
В свержении Кучек Хана участвовал известный революционер и террорист Яков Блюмкин (был ранен 6 раз в боях). После переворота Блюмкин участвовал в создании на базе социал-демократической партии «Адалят» Иранской коммунистической партии, стал членом её Центрального комитета и военным комиссаром штаба Гилянской Красной Армии. Он представлял Персию на Первом съезде угнетённых народов Востока, созванном большевиками в Баку [4].
Эхсанулла Хан
Главой нового революционного левого правительства в Иране коммунисты поставили известного в прошлом анархиста, бывшего соратника Кучек Хана, Эхсануллу Хана. Своими важнейшими целями новое правительство провозгласило изгнание англичан и свержение иранской монархии. Кроме того, в политическую программу была включена национализация всех сфер производства, включая конфискацию всех феодальных земель и их распределение среди крестьян. Однако выбранный правительством Эхсануллы курс проводился достаточно радикально, при поддержке Персидской Красной армии. Это вызвало резкую негативную реакцию большинства жителей Гиляна.
Один из крупных муджтахидов Ардебиля назвал действия большевиков антиисламскими, что привело к сплочению консервативных сил. В этих условиях правительство Тегерана и английские военные власти предложили сотрудничество Кучек Хану, но тот не ответил.
Провал большевиков
В Москве поняли, что политическая авантюра партийного руководства Советской России и Азербайджанской Советской Республики провалилась. Чичерин заговорил о возможном крахе «персидской революции» [1]. Микоян был отстранен от руководства иранскими делами, в Баку распустили ранее созданное «Иранбюро».
Тем не менее, двойственная политика Советской России по отношению к Ирану сохранилась. По указанию главы Кавказского бюро ЦК РКП(б) С. Орджоникидзе в конце августа 1920 г. в провинцию Гилян был направлен полк 28-й Российской дивизии для освобождения Решта от шахских войск. При этом Москва в переписке с Тегераном не признавала вооруженное вмешательство в борьбу за власть в Гиляне.
20 сентября 1920 г. в Москве состоялось совещание ведущих партийных лидеров, где обсуждалась ситуация с Ираном. В совещании участвовали Ленин, Сталин, Троцкий, Зиновьев, Бухарин, Каменев и др. Руководство поручило Сталину упорядочить советскую политику на Кавказе и на Востоке. С этой целью Сталин поехал в Баку. Он отстранил от руководства Иранской компартией А. Султанзаде, который стал чуть ли не главной причиной разногласий коммунистов и Кучек Хана. Новым руководителем ЦК Иранской компартии стал Хейдар Хан Аму-оглы.
На основании доклада Сталина после поездки в Баку 27 ноября Политбюро решило принять максимально примирительную политику по отношению к Грузии, Армении, Турции и Персии, чтобы избежать войны, и отказаться от походов в Иран. 28 ноября на пост полномочного представителя РСФСР в Тегеране был назначен Ф. Ротштейн.
Смерть Кучек Хана
Хейдар Хан Аму-оглы, новый руководитель Иранской компартии, признал необходимость нового соглашения с Кучек Ханом. 6 мая 1921 г. после длительных переговоров Кучек Хан и члены ЦК Иранской компартии подписали соглашение о сотрудничестве. Однако, несмотря на это соглашение, в июле 1921 г. Орджоникидзе поддержал поход Эхсануллы Хана в Тегеран. В результате этой провальной операции Москва была вынуждена принять меры, чтобы подтвердить свой отказ от вмешательства во внутренние дела Персии. Такая позиция Москвы сильно ослабила противостояние коммунистических сил шахскому правительству в Гиляне.
Между тем осенью 1921 г. обострились разногласия между Хейдаром Аму-оглы и Кучек Ханом. 29 сентября Кучек Хан совершил вооруженное нападение с целью разгромить руководство Иранской компартии. Столкновение переросло в кровавую драму, в результате которой погибли и сам Кучек Хан, и Хейдар Аму-оглы, а также ряд других активных участников революционного движения. Со смертью Кучек Хана дженгелийское движение прекратило свое существование. В начале ноября 1921 г. в Гиляне и других прикаспийских провинциях восстановилась власть шахского правительства.
Несмотря на короткий период существования Персидской Советской республики, иранские историки считают Кучек Хана выдающейся личностью. Хотя дженгелийское движение потерпело поражение, оно усилило кризис правящей династии Каджаров и вскоре привело к краху шахского правительства. Последующие несколько десятилетий власть в Иране находилась в руках династии Пехлеви, свергнутой в 1979 г. в результате Исламской революции имама Хомейни. Иранские историки считают, что успех Исламской революции во многом обязан повстанческой борьбе в Гиляне. Гилянская республика Кучек Хана стала первым успешным примером свержения, хоть и ненадолго, шахской власти в регионе. Сам Кучек Хан в настоящее время считается героем Ирана, предшественником Хомейни в борьбе за освобождение народа от шахского режима.
В декабре 2012 г. в одном из гилянских городов прошла праздничная церемония в честь Кучек Хана, названного «основателем Исламской Республики Решт». На церемонии присутствовал президент Ирана Ахмадинежад.
Чествование основателя Гилянской Советской Республики как основателя Исламской Республики Решта.
Фотографии Кучек Хана
1. Алиев, С. «История Ирана. ХХ век».
2. Chaqueri, Cosroe. The Soviet Socialist Republic of Iran, 1920-1921: birth of the trauma.
3. Громов, А.Б. «Нарком Фрунзе. Победитель Колчака, уральских казаков и Врангеля, покоритель Туркестана».
4. Блюмкин Яков Григорьевич
Просмотров: 11936
statehistory.ru в ЖЖ: