Проект "Государственного приказа благочиния" П.И. Пестеля
Здесь, конечно, следует иметь в виду тот факт, что, в отличие от многих иных декабристов, Пестель вполне реалистично смотрел на общество. Кровавый разгул черни в революционной Франции показал ему, что революционные силы народа необходимо жестко контролировать, а лучше всего вообще не допускать участия народа в революции, да и в любой политической деятельности. Стоит напомнить, что само республиканское устройство в России Пестель считал возможным ввести только после 10–15 лет военной диктатуры. Именно целями сдерживания разрушительных сил в народе и объяснялось столь пристальное внимание Пестеля к институту тайной полиции, или «государственного приказа благочиния», как он ее называл.
Нужно помнить также и о диктаторских наклонностях самого П.И. Пестеля, о которых в один голос говорили практически все декабристы.
В советское время, когда был окончательно сформулирован миф о декабристах, как родоначальниках русского революционного движения, об этом проекте Пестеля предпочитали лишний раз не упоминать, и он был известен, в основном, узкому кругу специалистов по истории декабризма. В последнее время проект «Государственного приказа благочиния» стал предметом более пристального исследования. И, тем не менее, с ним знакомы далеко не все, кто хотел бы иметь более точное и подробное представление о сущности движения декабристов.
Публикация проекта П.И. Пестеля «Образование государственного приказа благочиния» осуществляется по книге: Пестель П.И. Русская правда. Наказ Временному верховному правлению. СПб.: Книгоиздательство «Культура», 1906. С. 107–119. В качестве послесловия к публикации предлагается статья С.Д. Толь «“Русская Правда” Павла Пестеля».
ИЗ ТЕТРАДЕЙ П.И. ПЕСТЕЛЯ
ОТДЕЛЕНИЕ ВТОРОЕ. ГЛАВА 1. СТАТЬЯ 12.
ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИКАЗА БЛАГОЧИНИЯ
Законы определяют все те предметы и действия, которые под общие правила подведены быть могут и следовательно издают также правила долженствующие руководствовать деяниями Граждан. Но никакие законы не могут подвести под общие правила ни злонамеренную волю человеческую ниже природу неразумную или неодушевленную. Законы определяя Наказания действуют отрицательным образом на волю человеческую а положительным образом действуют они только на деяния уже совершившиеся, каковое действие составляет обязанность приказа Правосудия. Посему члены Гражданского общества пользовались бы совершенно внутренней безопасностью учреждаемой сей отраслью правления если бы не существовала злонамеренная воля и природа неразумная и неодушевленная и если бы все предметы относящиеся до внутренней Безопасности могли быть подведены под общие правила или Законы. Но поелику первые существуют, а второе невозможно, то и обязано Правительство изыскивать средства для отвращения таковых Несчастий и для спасения Граждан от бедствий беспрестанно угрожающих безопасности их и самому существованию; равно и для доставления внутренней безопасности во всех случаях законами не определенных и предвиденными быть не могущих. Правление имеющее предметом своего действия огромную и важную сию цель есть Государственное Благочиние. — Из сего явствует что мысль будто бы правление Благочиния или Полиции подчинено правлению Правосудия и от него зависит есть совершенно ложное понятие и одно только заблуждение к которому Сношения существующие между сими двумя отраслями правления, в многих случаях поводом служили. Благочиние хотя и содействует Правосудию но однако же имеет свой собственный круг действия от правосудия независимой, и с оным только разделяет усилия для устроения внутренней безопасности частной и общественной. Правосудие учреждает оную относительно незаконных деяний и случаев законами определенных: благочиние учреждает оную относительно злонамеренной воли, и природы неразумной и неодушевленной в случаях законами не определенных и предвиденными быть не могущих а посему и действует посредством Силы. И так Государственный Приказ Благочиния доставляет Гражданскому обществу и всему тому что в оном законно обретается полную внутреннюю безопасность от всех предметов законами неопределенных и во всех случаях законами непредвиденных. Я для того так пространно излагаю значение Государственного Благочиния что оное почти всегда бывает смешиваемо с прочими частями правления и что содействуя всем прочим с некоторым трудом от оных отличаемо бывает: тем необходимее основать сие различие совершенно ясным образом. Для этого должен я еще сделать два Замечания.
1. Все меры Правительством предпринимаемые для благосостояния Граждан должны ответствовать природным свойствам предметов составляющих сие благосостояние. А так как природные свойства сих предметов совершенно различествуют от природных же свойств предметов составляющих безопасность, то и соединили бы два совсем различные предмета в одно Правление если бы возложили на Полицию обязанность заведывать Народное Благосостояние, и
2. не надобно думать чтобы Полиция не подлежала законам потому что она действует в случаях Законами неопределенных и не предвиденных. Напротив того ни для какой части правления столь не нужны законы или Правила для действия сколь для Полиции, которая без оных неминуемо соделает Граждан несчастнейшими жертвами произвола и Деспотизма каждого малейшего чиновника. Ничто не может столь быть вредно как предоставить случайности управление кормилом этой важной отрасли чиноначальства. Но правила для действия Полиции суть совсем другого рода нежели правила для Юстиции. Сии последние суть всегда Правила общие долженствующие истекать из природы человеческой между тем как наказ для Приказа Благочиния содержать должен правила Распорядительные входящие во все подробности Гражданской жизни, соображающиеся с местными обстоятельствами и обращающие снисходительное внимание на слабость Человеческую, а посему и подлежат они более других переменам и изменениям. Определив таким образом в чем состоит Государственное Благочиние и в чем сие правление от прочих отличается следует теперь приступить к разбору самого Приказа.
Государственное Благочиние будучи Правление доставляющее совершенную безопасность всему тому что внутри Государства законно обретается в случаях законами не предвиденных и не определенных имеет две главные обязанности: Первая состоит в учреждении Безопасности для Правительства представляющего целое Гражданское Общество; вторая в учреждении оной для Народа или для частных лиц. В Первом порядке именуется Благочиние Вышним во втором Обыкновенным. Вышнее Благочиние охраняет Правительство, Государя и все Государственные Сословия от опасностей могущих угрожать образу Правлению, Настоящему порядку вещей и самому Существованию Гражданского Общества или Государства и по важности сей цели именуется оно Вышним. Обыкновенное Благочиние охраняет имущество и существование частных лиц, старается предупредить совершение зла; в случае неуспеха имеет преступника, заботится о повсеместном водворении спокойствия, порядка и Тишины, помогает всем прочим частям правления в исполнении возложенных на них обязанностей и решает дела, которые по маловажности своей только бы затрудняли Государственное правосудие. Все Сии обязанности требуя от благочиния ежедневных занятий дали оному название обыкновенного.
Вышнее Благочиние требует непроницаемой тьмы и потому должно быть поручено единственно Государственному Главе сего приказа, который может оное устраивать посредством Канцелярии особенно для сего предмета при нем находящейся. Государственный Глава имеет обязанность учредить Вышнее благочиние таким образом чтобы оно никакого не имело наружного вида и казалось бы даже совсем не существующим; следовательно образование Канцелярии по этой части должно непременно зависить от обстоятельств, совершенно быть предоставлено Главе и никому не быть известно кроме ему одному и Верховной Власти. Равным образом Зависит от обстоятельств число Чиновников коих имена никому не должны быть известны, исключая Государя и Главы благочиния. Из этого следует 1) что весьма было бы неблагоразумно обнародовать образование Вышнего благочиния и сделать гласными имена Чиновников в оном употребляемых и 2) что Глава Государственного благочиния должне быть человек величайшего ума, глубочайшей Прозорливости, совершеннейшей благонамеренности и отличнейшего дарования узнавать Людей.
Обязанности Вышнего Благочиния состоят главнейше в следующих трех предметах:
1. Узнавать как действуют все части Правления: беспристрастно и справедливо ли отдается правосудие, исполняет ли благочиние свои обязанности, взимаются ли подати надлежащим порядком и без притеснений не действуют ли корыстолюбие, обман и Лихоимство и не делаются ли вообще какие-нибудь Злоупотребления.
2. Узнавать как располагают свои поступки частные Люди: образуются ли тайные и вредные общества, готовятся ли бунты, делаются ли вооружения частными людьми противозаконным образом во вред обществу распространяются ли соблазн, и учение противное Законам и веры, появляются ли новые расколы, и наконец происходят ли запрещенные собрания и всякого рода разврат.
3. Собирать заблаговременные сведения о всех интригах и связях Инностранных посланников и блюсти за поступками всех Инностранцев навлекших на себя подозрение и соображать меры против всего того что может угрожать Государственной Безопасности.
Приведение таких Мер в Исполнение по всем этим предметам поручается обыкновенному благочинию по соображениям Вышнего. —
Для исполнения всех сих обязанностей имеет Вышнее Благочиние непременную надобность в многоразличных сведениях; из коих некоторые могут быть доставляемы обыкновенным благочинием и посторонними отраслями правления между тем как другие могут быть получаемы единственно посредством тайных Розысков. Тайные Розыски или Шпионство суть посему не только позволительное и законное но даже надежнейшее и почти можно сказать единственное средство, коим Вышнее благочиние поставляется в возможность достигнуть предназначенной ему цели. Все, что не говорили против тайных Розысков касается злоупотреблений из оных соделанных, явственно доказывая что они должны быть учреждены самым благоразумным и осторожным образом, но не опровергая необходимости употребления оных. Сия необходимость происходит от усилий зловредных людей содержать свои намерения и деяния в самой глубокой тайне; для открытия которой надлежит употребить подобное же средство, состоящее в тайных розысках. А дабы отвратить Злоупотребления от оных произойти могущие, должно обращать труды и усилия тайных вестников или Шпионов на предметы вышнего благочиния и отнюдь не касаться семейственной или домашней жизни Граждан: дабы через сие не поселять недоверчивости между частными людьми и не давать повода недоброжелательным из них удовлетворять своим Страстям и Злобам. Для тайных Розысков должны сколь возможно быть употреблены люди умные и хорошей нравственности; от выбора этого наиболее зависит успех в приобретении Сведений и содержание оных в надлежащей тайне. Но дабы люди уважения достойные соглашались на принесение Государству сей пользы не должны они никогда и ни под каким видом или предлогом народу таковыми быть известными а тем еще менее быть жертвой частных случаев и причин. Они должны быть уверены что их лица и добрые имена в совершенной находятся безопасности. Тайные вестники не должны быть многочисленны ибо тогда слишком дорого будут стоить и более вреда нежели пользы принесут. Большое их число совершенно бесполезно для Правительства справедливого и благодетельного и может только быть нужно хищникам престолов и правительствам жестоким и кровожадным. Тайные сведения должны касаться: Правительства, Народа и Инностранцев. Из трех сих главных предметов истекают особенные предметы тайных розысков и частные действия тайных вестников кои свой вид и свое определение от местных и временных получают обстоятельств. Итак устройство Вышнего благочиния входит в обязанность самого Главы, которой оное учреждать должен тайным образом посредством особенной своей канцелярии коей образование и состав также в тайне содержаться должны и посредством тайных Розысков коего вестники должны быть хорошо выбраны, никому неизвестны и великое получать жалование.
Изложив таким образом существенное Понятие о Вышнем благочинии, надлежит теперь говорить о благочинии обыкновенном или открытом при чем не излишне будет, припомнить общее определение сделанное о Государственном благочинии в коем сказано что оно есть Правление обязанное учредить внутреннюю безопасность на основании законов, посредством силы и в случаях законами не предвиденных и не определенных.
Обыкновенное Благочиние составляет открытый круг Действия сего Приказа и разделяется на три главные разряда:
1. Благочиние исполнительное,
2. Распорядительное и
3. Расправное.
Первое содействует всем прочим частям правления в исполнении возложенных на них обязанностей, и действует в сих случаях на основании законов посредством Силы. Второе старается о сохранении спокойствия и порядка, имании преступников ограждении общества от природы неразумной и неодушевленной, — и действует во всех случаях законами непредвиденных и неопределенных. Третье занимается следственными делами и всеми разбирательствами долженствующими по маловажности своей затруднять действия Правосудия и не требующие притом всей точности судебного обряда. Устройство Сих трех особенных родов Благочиния должно быть поручено трем особенным Палатам, долженствующим посему существовать в Государственном Приказе Благочиния. К оным присовокупляется еще Палата Внутренней Стражи потому что взирая на обширность Действий этого приказа, на важность предназначенной цели оному, на количество препятствий в достижении сей цели и на непременную обязанность устроить Внутреннюю Государственную безопасность нельзя не согласиться в совершенной необходимости учредить такую силу, которая бы могла покорить все прочие частные силы стремящиеся нарушить внутреннюю безопасность и которая бы могла преодолеть все препятствия противящиеся достижению оной. Таковая Сила существует в учреждении Внутренней Стражи или Жандармов. Из сего явствует, что Государственный Приказ Благочиния должен иметь четыре Палаты:
1. Палата Исполнительных Дел.
2. Палата Распорядительных Дел.
3. Палата Расправных Дел и
4. Палата Внутренней Стражи.
Сверх сих Палат должен при Главе состоять под управлением Статсекретаря Департамент сего приказа в котором полезно быть одному отделению для Вышнего благочиния дабы посредством оного производились все те дела Вышнего благочиния, которые имеют Сношения с обыкновенным благочинием и с прочими отраслями правления; — Сим средством увеличится тайна в действиях Вышнего благочиния ибо сношения его с Департаментом Приказа Благочиния происходили бы единственно посредством Главы а сношения с прочими правлениями посредством Департамента приказа.
Исполнительное Благочиние есть то правление, которое содействует прочим отраслям Чиноначальства в исполнении обязанностей на них возложенных. Сие содействие касается:
1. охранения Прав и учреждения безопасности.
2. Взыскания Повинностей личных и вещественных и
3. Надзора за предметами Нравственными.
Главные обязанности по первому предмету суть следующие: Исполнение приговоров судебных мест по делам уголовным и служебным и по разным казенным и частным Взысканиям. Пересылка Колодников, распределение Преступников по работам, устройство Тюрем, Острогов. Смирительных и Рабочих домов. Конфискование имений. Продажа оных с публичного торга и Дела банкротские. По второму предмету: рекрутский набор, Квартирование войск и удовлетворение оных законными потребностями, наряд подвод отправление всех личных земских повинностей. Взыскание разного рода податей, денежных повинностей, и всех Недоимок. — По третьему предмету: Надзор за Книгопродавцами, Типографиями, Театральными представлениями и обращением Книг, журналов, мелких Сочинений и Листков. Сведения о дозволениях данных для тиснения новых Сочинений и для пропуска книг из за границы. Равным образом и дела карантинные и меры для отвращения Епидимических болезней и извещения об общих болезнях и поветриях и способах охранения от оных. Содействие по этим статьям присоединено к этому 3-му предмету потому что Врачебная часть принадлежит к приказу Просвещения, как то будет в своем месте объяснено. В некоторой части сих случаев действует палата исполнительных Дел посредством Внутренней Стражи а в других посредством областных, Губернских, Уездных и Земских Управ.
Распорядительное благочиние есть то Правление, которое имеет надзор дабы нигде в Государстве ничего не происходило противное Законам, стараяся ежели зло уже совершилось остановить успехи оного и преступников имать. Усиливаясь соделать преступление невозможным действует сия отрасль благочиния непосредственно на волю человеческую убеждая Людей в физической невозможности успеть в зловредном предприятии. Сей род действия основанный на бдительности и составляет отличительное свойство этого правления. Действия Распорядительного благочиния касаются:
1. Народонаселения,
2. предметов безопасности и
3. предметов благосостояния.
Обязанности По первому предмету суть: Государственная Ревизия, ведомости о родившихся бракосочетавшихся и умерших, Сношения о кочующих народах, распоряжения о внутренних переселениях и заграничных выходцах, ведомости о проезжающих через Границу, виды Инностранцев, Принятие в подданство или Сословие Граждан, Переходы из одного Сословия в другое. Перемены жительства, и тому подобное. По второму предмету: Поимка Преступников, беглых и безпаспортных, пресечение бродяжничества и запрещенных сходбищ, городовая Стража, пожарные команды, надзор за чистотой и освещением улиц, съезжие дома, надзор за безопасностью дорог и целостью Мостов и вообще спокойствие Порядок и Тишина. По третьему предмету: Надзор за добротой съестных припасов и всякого рода напиток, наблюдение за трактирами и питейными домами, пресечение запрещенных игр. Надзор за верностью весов и мер, соображение цен торговых, пересечение перекупов, надзор за строениями, устройство Биржей ярморок и Рынков. В каждой из сих последних двух статей находятся предметы природы неразумной и природы неодушевленной.
Расправное Благочиние есть то правление, которое решает все дела по маловажности своей могущие затруднить Судебные места Государственного Правосудия и не требующие притом всей точности судебного обряда. Такое благочиние чрезвычайно полезно для самих Граждан которые весьма были бы стеснены если бы принуждены были во всех малозначащих даже случаях к судебным обращаться местам и тяжбу начинать. Законы должны весьма ясным образом определить какие дела могут подлежать Расправному Благочинию и какие должны поступать в судебные места. Действия сего благочиния касаются:
1. Всех Следственных дел и розысков.
2. Маловажных Преступлений и
3. Нотариата.
Обязанности оного суть: по первому предмету: производство всех следственных дел и розысков равным образом как и надзор за правильностью оных и сохранением законного порядка. По второму предмету: Разбирательство всех маловажных преступлений и поступков происходящих более от разврата нежели от злого намерения. Сюда входят дела принадлежащие ныне в круг, действия Управы благочиния. По третьему предмету: надзор за всеми промышленниками дабы они условия с частными людьми делаемые в полной мере держали и свои работы своевременно и в условленной представляли доброте равно как и разбирательства по сим предметам Для сего весьма полезно чтобы каждый промышленник обязан был содержать условную книгу или Запись в которую записывались бы все условия делаемые между им и частными людьми и по которой несогласия между ими могли бы быть разбираемы и решаемы. Сии Книги должны быть скреплены Чиновниками благочиния а посему и назвал я сие действие Нотариатом. Я думаю что сии условные Записи ограждали бы частных людей от обмана Промышленников и заставляли бы сих последних представлять хороший товар действуя в сем отношении гораздо успешнее нежели Гильдии и цехи и не стесняя между тем нимало промышленность.
Внутренняя Стража есть та сила которая превышая все частные силы принуждает всех и каждого к исполнению повелений Правительства. Из сего явствует во-первых, что она чрезвычайно важна ибо сохраняет порядок и не допускает безначалия, во-вторых что она устраивает внутреннюю безопасность и следовательно не принадлежит к военному правлению коего цель есть устройство внешней а не внутренней безопасности и в-третьих наконец что она никогда иначе действовать не должна как по требованию или повелению других правительственных мест дабы не имели Граждане случая укорять Правительство в насильственном действии, не на законах основанном. Палата Внутренней Стражи составляя правление сей Силы касается:
1. Устройства Внутренней Стражи.
2. Содержания оной и
3. Действия оной.
Обязанности суть: По первому предмету: Составление внутренней стражи, принятие в службу, производства, перемещения, награждения, предание суду и увольнение в отставку чиновников Внутренней стражи. По второму предмету: продовольствие Внутренней стражи, Снабжение одеждой, амуницией, оружием и жалованьем, и устройство госпиталей. По третьему предмету: наблюдение за исполнением внутренней Стражей всех требований и повелений прочих Начальств и свод происшествий в которых она в следствии сих требований и повелений участвовала. — Для составления Внутренней Стражи думаю я что 50.000 жандармов будут для всего Государства достаточны. Каждая область имела бы оных 5000 а каждая Губерния 1000 из коих 500 конных и 500 пеших. Сии 500 жандармов разделялись бы на команды соображаяся с местными обстоятельствами. В столичной Губернии должны бы находиться 2000 жандармов: 1000 конных и 1000 пеших. Содержание жандармов и жалование их офицеров должны быть втрое против полевых войск ибо сия служба столь же опасна гораздо труднее а между тем вовсе неблагодарна. Жандармы должны быть самое легкое войско ибо все их движения должны быть скоры и быстры и последовать без всяких затруднений. Действие внутренней стражи кроме исполнения требований других начальств состоит еще в имании преступников, содержании караулов при тюрьмах острогах, провожании колодников и тому подобное. Внутренняя Стража никогда не может отвечать за действие последовавшее по требованиям других начальств. Кроме же ее не должно никакое войско вмешиваться во внутренние дела.
Благочиние бывает разделяемо еще на Городское и земское. Сие разделение основано на различимом образе коим управляются Города и Села. Я же таким образом благочиние разделять не могу потому что предложил в прежних статьях образовать городское и земское управление одним и тем же порядком, и что совершенно никакого не вижу другого различия между городом и селом или деревней как только большее или меньшее число обывателей, тем более что я уже говорил о чрезвычайной пользе произойти долженствующей от дозволения селам и деревням пользоваться теми же правами как и города, то есть о совершенной свободе касательно всех родов Промышленности.
Итак, кончив изложение образования Государственного Приказа Благочиния остается мне только еще сказать что правление сего приказа есть самое благодетельное и необходимейшее для всякого Государства; коего все части охраняются оным во всякое время и оному обязаны своим спокойствием и своей безопасностью. Непонятно после того от чего всегда так сильно против Полиции все вооружаются и учреждение оной столь язвительно порочат. Единственная причина сего состоит в том что Полиция на каждом почти шагу бывает чувствительна и во всякое время должна удерживать каждого в пределах законной Свободы. Она обязана свои требования часто повторять и поэтому должна казаться докучливой. Она касается ежедневных деяний и поступков Граждан и потому беспрестанно кому-нибудь да мешает; от чего ее и терпеть не могут. Но в сих то действиях состоит именно неоцененная ее польза что она неусыпно и беспрестанно заботится о благе общества которое обязано ей сохранением благоустройства и по оному самим существованием своим. Если бы Народ вникнул в необходимость Полиции, то все благомыслящие благословляли бы тогда ее учреждение и действие и одни злонамеренные Люди могли бы против нее восставать. Я уверен что сия ненависть уменьшится как скоро Земские, уездные и Губернские. Начальства устраивающие благочиние в окончательно исполнительном порядке будут состоять из Чиновников от самих обывателей выбранных. Действие же благочиния от сего порядка не может быть слабее потому что вышнее и областное начальство состоя из Чиновников от Правительства назначенных будут требовать точного исполнения и посредством внутренней стражи к оному принуждать.
При публикации проекта П.И. Пестеля использованы материалы сайта «Музей декабристов» (http://decemb.hobby.ru/index.shtml?archive/notes).
Просмотров: 7221
Источник: http://www.portal-slovo.ru/history/40428.php
statehistory.ru в ЖЖ: