Анатомия русской бюрократии. Передача 8-я.

Поэт Галич создал образ целой страны - номентклатуры, границы которой проходят по забору госдач. Застойные годы. "Красные" остались в истории. К ним на смешу пришла партийная бюрократия...

Видео располагается на стороннем видеохостинге, оно может быть удалено без нашего ведома.
Если видео отсутствует, напишите об этом в комментариях.


Краткая историческая справка


Важнейшим инструментом власти КПСС была номенклатура, т.е. совокупность должностей, назначение на которые или освобождение от которых не могли состояться без утверждения партийных органов (примеры ранних документов о формировании партийной номенклатуры — см. Прил. VIII, док.1-3). Своя номенклатура была у ЦК КПСС, у ЦК союзных республик, у обкомов и крайкомов, у райкомов. Все сведения о номенклатуре были секретными. Номенклатура — не признак какого-либо отдельного этапа в жизни КПСС, она уходит корнями в самые первые годы советской власти и просуществовала до самого последнего времени. В ЦК КПСС номенклатура была трех уровней — номенклатура Политбюро, Секретариата и номенклатура учетно-контрольная. Назначение и освобождение работников, являвшихся номенклатурой двух высших уровней, происходило после вынесения специального решения ЦК, номенклатура третьего уровня требовала согласования с соответствующими отделами ЦК. Издавались секретные справочники номенклатуры, которые включали в себя сведения о номенклатуре ЦК, за исключением некоторых ведомств (Министерство Обороны, КГБ), сведения о номенклатуре в которых принадлежали к рангу «совершенно секретных».

Обследование справочника издания 1987 года, убеждает, что номенклатурой были охвачены все без исключения структуры государственной власти: Советы Министров СССР и республик и все соответствующие министерства и ведомства, Верховные Советы СССР и республик, аппараты Советов Министров и Верховных Советов, Верховные Суды СССР, РСФСР и других республик, Государственные Арбитражи, союзные и республиканские органы прокуратуры, Посольства и консульства СССР.

В номенклатуру входили не только государственные чиновники, но и высшие должностные лица многих организаций, считавшихся «общественными» — ВЦСПС, творческие союзы и т.д., и руководители ряда органов печати, независимо от того, шла ли речь о партийных, государственных или иных изданиях.

Включение должности в партийную номенклатуру никак не зависело от того, являлась ли эта должность выборной или замещалась по назначению: в номенклатуру Политбюро ЦК КПСС на равных входят избираемые председатели палат Верховного Совета СССР и назначаемый управделами Совета Министров СССР, в номенклатуру Секретариата — первый заместитель министра связи СССР и первый секретарь правления Союза писателей, в учетно-контрольную номенклатуру ЦК — председатель Российского республиканского совета добровольного физкультурно-спортивного общества, первый зам.главного редактора еженедельника «Литературная Россия» и советник постоянного представительства СССР при ООН (Справочник «Номенклатура должностей ЦК КПСС. По состоянию на 1 декабря 1987 г.». Сс. 80, 231, 158, 83, 159, 312; см. Прил. VIII, док. , лл. 3, 6об, 5, 4об, 5об, 15об). Механизм замещения формально выборной должности описывается в п.12 «Инструкции по работе с секретными документами ЦК КПСС» 1980 г., регламентирующем прохождение документации «о назначении, освобождении и перемещении кадров» «в соответствии с номенклатурой ЦК КПСС»:

«При необходимости замены или перемещении работников, занимающих выборные должности, местные партийные органы, центральные организации принимают соответствующие решения, предварительно получив согласие ЦК КПСС, и лишь после этого проводят выборы и вносят предложения об утверждении или освобождении работников» (Прил. VI, док.7, л.4).

В качестве примера номенклатурной системы должностей рассмотрим органы суда и прокуратуры. К номенклатуре Политбюро здесь относились Председатель Верховного Суда, Генеральный Прокурор и его первый заместитель, к номенклатуре Секретариата ЦК — заместители Верховного Суда СССР, председатели коллегий и члены Верховного Суда, не являющиеся председателями коллегий (22 человека), четыре заместителя Генерального Прокурора и восемь членов коллегии Прокуратуры СССР, а также начальник Главного следственного управления, Управления кадров, главный военный прокурор и его первый заместитель, секретарь парткома прокуратуры. В номенклатуру Секретариата входили также Прокурор РСФСР и его первый заместитель, прокуроры других союзных республик, председатель и первый заместитель председателя Верховного Суда РСФСР, прокуроры областей, краев и республик в составе РСФСР, прокуроры Москвы и Ленинграда. К учетно-контрольной номенклатуре ЦК относились заместители председателя Верховного Суда РСФСР, председатели Верховных Судов других союзных республик, председатели Верховных Судов автономных республик, областных и краевых судов, Ленинградского и Московского горсудов, заместители главного военного прокурора, заместители прокурора РСФСР. Руководство судов и прокуратур более низкого ранга входили в номенклатурные перечни обкомов КПСС. (Прил. VIII, док. )

С той же степенью подробности в номенклатурных справочниках расписаны все руководящие кадры всех властных структур страны.

Механизм номенклатурного назначения на должность тот же, что и в подавляющем большинстве решений ЦК: ведомство или парторганизация соответствующего уровня вносит предложение; отдел ЦК, по которому проходит назначение или освобождение, готовят пакет документов (записку, излагающую мнение отдела по данной кандидатуре, т.н. «справку-объективку» и проект постановления по данному поводу); затем вопрос рассматривается на Секретариате ЦК (или подписи собираются на отдельных листах), после чего Постановление ЦК оформляется в окончательном виде. Результат рассмотрения в ЦК сообщается в ведомство, которое и издает соответствующий приказ. (См. Прил. VIII, док. 18-32).

Количество номенклатурных работников, например, ЦК КПСС, не было постоянным, оно менялось в зависимости от изменения структур управления. Кроме того, играли роль и политические решения. Январский 1987 г. Пленум ЦК КПСС положил начало некоторому сокращению номенклатурных должностей на всех уровнях. Так, решением Политбюро ЦК от 09.07.87 «О номенклатуре должностей ЦК КПСС» последняя сокращалась с 22.453 до 16.035 (Прил. VIII, док.9, л.8). Интересно отметить,что предыдущее решение Политбюро о номенклатуре ЦК, состоявшееся 29.07.71 (Прил. VIII, док.7), определяло ее численность в 18.517 человек. Т.о., за период с 1971 г. по 1987 г. количество номенклатурных должностей увеличилось. Но, несмотря на решение 1987 г., номенклатурный слой в СССР оставался достаточно многочисленным. На 1987 г. в номенклатуру только Московского обкома КПСС входило 3052 человека, а в номенклатуру горкомов и райкомов Московской области — более 19 тысяч (Прил. VIII, док.13, л.2).


Просмотров: 5456



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X