Фотографии Владивостока времён интервенции 1918-1922, часть 1
1. Союзнический парад на Светланской в честь победы в Первой Мировой. 15.11.1918
2. общий вид бухты Золотой Рог, на берегах которой исторически возник город. Военные корабли Антанты стоят там же, где через 60 лет стояли корабли Тихоокеанского флота СССР, скажем авианесущий крейсер "Минск" или БДК "Александр Николаев". В левой части - причал с небольшим 2-трубным судном, а правей его - плавкран.
3. Узкое горло изогнутого Золотого Рога, что напротив вокзала. Сам ж/д вокзал (и поныне существующий) отлично виден в правой части кадра. Вдоль него проходит окончание Транссиба, а на месте нынешнего морвокзала стоит какое-то капитальное здание, по виду пакгауз или депо. На акватории маневрируют суда, часть из них - военные. На заднем плане - полуостров, почти незаселённый; в советское время там вырастет большой рыбацкий район Мыс Чуркин.
4. Разгрузка американского судна снабжения. Оно пришвартовано не к причалу, а к плашкоуту, служащему "прокладкой". По кромке причала проходит ж/д линия, на которой стоит спаренный железнодорожный кран. Т.е. в 1918 г., что интересно, такая техника на КВЖД уже была.
5. Стоящий у причала военный корабль Антанты - японский "Хидзэн". Очень примечательный корабль - это бывший руссский эскадренный броненосец "Ретвизан", участвовавший в русско-японской войне, и после войны поднятый японцами в гавани Порт-Артура и восстановленный ими в строй, но под японским флагом
6. Целый выводок автомобилей на улице Светланской, у крыльца крупнейшего русского магазина "Чурин и Ко". Как видите, в городе к 1918 году было уже немало авто.
7. Участок Светланской улицы. На брандмауэре одного из зданий запечатлена монументальная реклама - "Нестле. Швейцарское М [возможно, молоко]".
8. Китайская улица (ныне Океанский пр-т)
9. Ул. Светланская, в кадр попал и трамвай линии на Луговую. Трамвай во Владивостоке строили по концессии бельгийцы, первые вагоны вышли на линию в 1912 г. Отлично видна структура мостовой из брусчатки.
10. Разносчик-китаец (кули) на улице
11. Шикарная бытовая сценка: купальни на Амурском заливе. Ближе к нам - женское отделение со своей акваторией; видно, как за заборчиком загорают голые барышни. А в дальней части кадра - "ныряльня" и общая часть. Судя по фото, там уже смешанное население обеих полов.
12. Похоронная процессия на Светланской
13. Проход колонны антантовских войск (канадцы) по Светланской, 15 декабря 1918 г. Вдали - то же здание с "Нестле" на брандмауэре. Интересно, что колонна шагает по мостовой, при этом по тротуару преспокойно идут граждане по своим делам, не сильно-то пялясь и глазея на иноземных воинов, а по проезжей части - извозчики и экипажи. Видимо, это для них было к тому времени дело привычное. Но на улице весьма многолюдно.
14. Американские солдаты на Светланской (19.8.1918).
15. По брусчатке шагают сыны Японской Империи, этих ни с кем не спутать (19.8.1918)
16. Американские солдаты с русскими офицерами - командирами войск Российской Восточной Окраины. В центре - человек, который будет фигурировать и на кадрах 17, 18, 19. Это генерал-майор Уильям Сидни Грейвс, командующий 8-й пехотной дивизией, которая была основой американских Экспедиционных сил в Сибири.
17. Усатый улыбающийся офицер - это легендарный белый атаман Григорий Семёнов, сын бурята и староверки, наводивший ужас на забайкальских, читинских, харбинских, приморских ревкомовцев, большевиков и партизан. Судя по тому, что он находится во Владивостоке на этом параде - это скорей всего, 1920 год. Здесь он кажется этаким матёрым, немолодым воякой - но на самом деле ему тут около 29-30 лет. Правда, военная биография у него к этому моменту исключительно богатая - топографическая команда в Монголии с участием в перевороте в Урге, участие в Первой Мировой - Польша, Кавказ, персидский Курдистан, манчжурский, харбинский, читинский рейды и т.п. Отпадение от Колчака Забайкалья - во многом результат деятельности Семёнова. Он был слишком негибок и ожесточил население. С другой стороны, безусловно, в личной смелости и дерзости ему не отказать.
Потом, после поражения и изгнания интервентов и белых с Дальнего Востока, японцы дадут Семёнову виллу в Дайрене [бывш. Дальнем] и пенсию от правительства. Видимо, японцам он много помог в их делах. Однако в августе 1945-го, во время операции против Квантунской армии, атаман попадёт в руки советских войск, будет арестован и предан суду. Одна из версий гласит, что атаман пришёл на арест сам, прибыв на ж/д платформу со всеми наградами и Георгием, в парадной форме. Впрочем, возможно, что это просто красивая легенда. 19 апреля 1946 г. был приговорён к смертной казни через повешение с конфискацией имущества как «враг советского народа и активный пособник японских агрессоров»
18. американец У.С. Грейвс (в центре), но с другими офицерами. Офицер слева (с папиросой в руке) тоже очень колоритен - это чехословацкий деятель Радола Гайда, выходец из Австро-Венгрии, поступивший на службу к Колчаку, а затем поднявший против него мятеж. Он также очень молод - на фото ему 28 лет.
19. На этом фото, вроде бы, только американцы, во главе с Грейвсом (см. фото 16). Сзади - типовая символика зданий, принадлежащих ж/д ведомству.
20. Фрагмент большого фото, где запечатлены солдаты всех держав, прибывших во Владивосток с "миротворческой миссией".
21. Американская полевая кухня и сытный обед на свежем воздухе
22. По Алеутской идут англичане, впереди - военный оркестр. На здании слева - британский флаг.
23. Парад войск Антанты 15.11.1918. Идут англичане.
24. А это - снова сыны Японской Империи
25. Маршруют белогвардейские части, под российским триколором.
26. Этот кадр относится, скорей всего, не к 1919-20, а к 1918-му: очень многолюдная демонстрация с лозунгами РСФСР и рудименты старой орфографии. Предположительно ул. Алеутская
27. У ж/д вокзала стоит бронепоезд "Калмыковец" атамана Калмыкова под парами, ведомый стареньким паровозом.
28. паровоз 2-3-0 серии Г, или, как его величали тогдашние железнодорожники, "железный маньчжур". Паровоз харизматичный - харьковской постройки 1902-1903 гг., строили такой только для двух дорог - Владикавказской и Китайско-Восточной. У него был недостаток - он был слишком тяжёл нагрузкой на ось, и поэтому мог ходить только по магистральным линиям с мощной балластной основой и тяжёлыми рельсами. Зато развивал для того времени огромную скорость: модификация для КВЖД - до 115 км/ч! И поэтому водил в основном скоростные поезда, в частности курьерский "номер первый" (Иркутск - Харбин - Владивосток). Тут он тоже стоит под каким-то смешанным поездом. Интересна также стрелка (на кадре слева). Вдали виден Владивостокский вокзал.
29. Американцы на фоне русских вагонов (маркировка об обслуживании - депо Первая Речка). Слева - полковник Лэнтри из корпуса ж/д инженеров США.
30. Хвостовая платформа бронепоезда (см. фото 27). Маркировка депо Первая Речка. Вправо от главной линии Транссиба отклоняется ветка к военно-морским причалам (см. фото 2).
31. Марш итальянских солдат
Продолжение фотографий - тут.
Просмотров: 35616
statehistory.ru в ЖЖ: